Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.
Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься.
Для того, чтобы позаниматься с дошкольником необязательно усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.
Вам не понадобятся сложные пособия и методики.
Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру.
февраль консультация.doc
Консультация для родителей «Играем — речь развиваем!»
Февраль
подготовила учительдефектолог Лящук А.Н.
Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно!
Эта задача включает в себя не только тренировку правильного звукопроизношения, но и
расширение словарного запаса детей, обучение грамотному употреблению слов и
предложений, обучение рассказыванию.
Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы,
которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию
своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься.
Для того, чтобы позаниматься с дошкольником необязательно усаживать его за
стол и создавать атмосферу урока.
Вам не понадобятся сложные пособия и методики.
Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам
соединить развитие речи и игру.
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее именно в игре. Дети,
увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не
потратите лишних нервов.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад,
на прогулке, в транспорте. Можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной
работе по дому, т. е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во
много раз окупится!
Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для
речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши
привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.
Вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко. Прекрасно, считайте,
что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём
любого возраста.
Для начала устройте соревнование «Подбери словечко»:
Яблоко какое? сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое,
тяжёлое, вымытое.
Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы
пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто
придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.
А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом.
Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Следующая игра будет называться «Вспомни сказку». В каких сказках упоминаются
яблоки? – «Гусилебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки».
Если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно
заслужить и целое яблоко.
Когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть внимательней и
сравнить между собой. В этом поможет игра «Сравни два яблока»:
одно яблоко жёлтое, а другое красное;
одно сладкое, а другое кислое;
у одного коричневые семечки, а у второго – белые;
одно большое, а второе маленькое
Можно сравнить два разных фрукта (яблоко и апельсин).
Дети очень любят играть в игру «Узнай по описанию». Для этого можно
использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это?
Лимон.
Если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка,
то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить
материалом и поводом для развития детской речи.
Прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки можно и на прогулке,
а также по дороге в детский сад, в транспорте:
Наблюдайте за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами,
животными, людьми, транспортом.
Всё это обязательно нужно комментировать и обсуждать с ребёнком. Новые,
незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить правильно
проговаривать их. Участие в сезонных играх и забавах с другими детьми сформирует
представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую
речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы
расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных,
глаголов.
На кухне у вас появляется возможность развивать словарный запас ребёнка,
тренировать грамматически правильную фразовую речь.
Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите,
какие действия при этом совершаете.
Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и
новые слова. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий,
остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый).
Задавайте ребёнку соответствующие вопросы:
«Попробуй, какой получился салат?»,
«Что мы ещё забыли положить в суп?»,
«Какую морковку выберем?»
Называйте свои действия:
«нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю».
Показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял
ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал
усваивается значительно быстрее и естественнее.
Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в изменившейся обстановке, в
отпуске, необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Только в деревне,
в естественных условиях,
ребёнок усвоит значение
глаголов «вскопать», «порыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других.
Не на картинке, а в живую, малыш увидит растения в разную пору, их развитие
(рост, цветение, плодоношение, увядание). Поймёт, как и где вырастают ягоды, овощи
и фрукты.
Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для
ребёнка, всё равно чаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус,
патиссон).
На первых порах ребёнок просто будет их знать, даже если повторить эти слова ему
трудно. Постепенно новые слова перейдут и в активное употребление и существенно
обогатят словарный запас ребёнка.
Практически в любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены
такие речевые игры, как:
«Какое слово лишнее?»,
«Лилипут и Великан», «Узнай по описанию»,
«Скажи наоборот»,
«Один – Много».
Во всех играх взрослый и ребёнок обязательно меняются ролями. Ребёнку будет
очень интересно узнать от бабушки и дедушки об их любимых словесных играх. А игры в
то время были замечательные:
Ничего сложного в развитии детской речи нет, тут главное не заострять внимание
ребёнка на том, что это обучение. Пусть он воспринимает такие занятия именно как игру,
тогда они не будут ему в тягость.
«Испорченный телефон»,
«Я садовником родился»,
«Что хотите, то купите, да и нет не говорите»,
«Съедобное – несъедобное» и многие другие.
Играем — речь развиваем!
Играем — речь развиваем!
Играем — речь развиваем!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.