"Игралочка - Развивалочка" - программа развивающих подвижных игр для детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ
Оценка 5

"Игралочка - Развивалочка" - программа развивающих подвижных игр для детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ

Оценка 5
Образовательные программы
docx
детская психология
16.12.2020
"Игралочка - Развивалочка" - программа развивающих подвижных игр для  детей дошкольного возраста, имеющих ОВЗ
Цель программы: всестороннее развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии либо ОВЗ, с использованием подвижных игр.
ИГРАЛОЧКА-РАЗВИВАЛОЧКА ОВЗ.docx

 

 

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям

«Семья»

 

ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

 

ПРОГРАММА

«Игралочка-развивалочка»

(развивающие подвижные игры для детей дошкольного возраста,

имеющих ограниченные возможности здоровья)

https://media.gettyimages.com/vectors/children-at-play-vector-id460778393

Автор программы: психолог высшей категории,

коррекционный педагог Е.А.Новоторцева

 

 

Пояснительная записка.

         Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – большой и ответственный период период онтогенеза, который предоставляет огромные возможности для развития. Это период  овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые отношения со сверстниками. 

       Значительное влияние на развитие ребенка в этом возрасте, особенно ребенка, имеющего отклонения  в развитии либо ограниченные возможности здоровья, является игра. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра способствует становлению  не только общения  со сверстниками, но и произвольности поведения ребенка: механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется и в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка, возникают новые мотивы  деятельности и связанные с ним цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

       В игровой деятельности формируется воображение. Ребенок осваивает приемы  и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

       В игре «особый» ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические; эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

       Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания  любых детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

       Активная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели.

        Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. Игра была спутников человека с незапамятных времен. История появления игр позволяет понять их воспитательное значение. В процессе игр создаются условия для развития; большое значение подвижные игры имеют для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное  выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу.

       Данная программа занятий  рассчитана на детей 3-7 лет, имеющих  ОВЗ, но при этом посещающих дошкольное учреждение. Она рассчитана на 9 занятий – 8 основных и 1 обобщающее, представляющее собой сборник наиболее понравившихся игр и упражнений. Каждое занятие состоит из 5-6 игровых заданий, ритуала приветствия и прощания.

         Цель программы: всестороннее  развитие ребенка, имеющего отклонения в развитии либо ОВЗ, с использованием подвижных игр.                                         

         Задачи:

 - развитие коммуникативных навыков дошкольников;

 - содействие конструктивному межличностному общению;

 - развитие умений осознавать свои эмоции и эмоции окружающих;

 - снятие телесных зажимов;

 - профилактика проявлений агрессии в групповом взаимодействии.

           Игровые задания предоставляются детям в наиболее доступной для их возраста и восприятия форме, по необходимости подкрепляются наглядным примером. Участие ребенка в игре добровольное. Если по какой-то причине ребенок желает выйти из игры в ходе занятия, он может свободно сделать это на любом этапе. Занятия проводятся с каждой группой детей  отдельно, количество детей в группе – не более 15 человек (если детей больше, то группа делится на две подгруппы в связи с тем, что  дети сравнительно малы по возрасту и для работы с ними требуется особый подход). Количество занятий – 1-2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут. В ходе проведения занятий  соблюдаются все правила безопасности, требуемые в дошкольных учреждениях, в том числе с учетом особенностей развития воспитанников.

         Методической  основой для создания для составления  данной программы послужили следующие источники:

- Истратова О.Н. Практикум по  детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009;

 - Широкова Г.А. Практикум для детского психолога.  - Ростов н/Д.: Феникс; 2008;

-  Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь: занятия с ребенком от рождения до шести лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006;

 - Елена Лютова-Робертс, Г.Монина. Игры-приветствия для хорошего настроения. – СПб.: Речь, 2011;

 - Дарвиш О.Б. Возрастная психология. –М.: изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание занятия

Кол-во занятий

1

1.Приветствие  «Всем-всем, здравствуйте!»

2. Будь внимателен, превратись!

3. Ходим в шляпах

4. Горячий мяч

5. Рыбка и рыбаки

6.Отдохнем, полетаем на облаке!

7. Змея

8. Завершение встречи. Я сегодня молодец, потому что…

1

2

1. Приветствие «Кто в домике живет?»

2. Игра «Цветок заданий»

3. Мы – солдаты

4. Звериное пианино

5. Черепашьи бега

6. Большой круг – маленький круг

7. Шаг вперед те, кто…

8. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

3

1. Игра-приветствие «Привет-привет!»

2. Игра-разминка «Ножки – топ, топ, топ!»

3. Игра «Клубок»

4. Игра «Остров в океане»

5. Подвижная игра «Крокодил»

6. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

4

1. Коридор приветствий

2. Игра-разминка «В цирке»

3. Стрельба в мишень

4. Перейди через мост

5. Колечко, колечко, выйди на крылечко

6. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

5

1. Игра «Короткое приветствие»

2. Подвижная  игра «Бельчата и медведь»

3. Игра «Надень папаху»

4. Рыбак и рыбки

5. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

6

1. Приветствие «Карусель-карусель»

2. Подвижная  игра «Кенгуру»

3. Раздувайся, пузырь!

4. Лови-лови!

5. Сиамские близнецы

6. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

7

1. Упражнение-приветствие

«Повтори ритм»

2. Симские близнецы-2

3. Коршун и наседка

4. Зоопарк

5. Подвижная игра «Танец шляпы»

6. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

8

1. Приветствие «Поезд друзей»

2. Имитационная игра «Зеркало»

3. Поиск

4. Поварята

5. Мяч в круге

6. Завершение встречи.

Кричалка «Мы – молодцы!»

1

9

Завершающая  встреча. Любимые игры.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 1.

1.     «Всем-всем, здравствуйте!».

Цель игры: настраивание детей на участие в запланированных мероприятиях.

Ход игры. Дети сидят полукругом на полу или стульях, взрослый стоит или сидит напротив них. Ведущий говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он здоровается, должны встать и сказать «Здравствуйте!», а остальные будут махать руками в ответ. Далее игра проходит в два этапа: на первом этапе взрослый предоставляет детям возможность осознать свои эмоциональные состояния, предлагая приветствия типа:

 - Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!

 - Те, кто еще не до конца проснулся, здравствуйте!

 - Те, кто плачет,здравствуйте!

 - Те, кто не еще согрелся после улицы, здравствуйте!

 - Те, кто ленится играть, здравствуйте!

    На втором этапе взрослый настраивает детей на участие в различных видах деятельности в течение дня:

 - Те, кто любит рисовать, здравствуйте!

 - Те, кто хочет гулять, здравствуйте!

 - Те, кто любит петь, здравствуйте! и т.д.

    Последнее приветствие должно быть примерно таким: «Те, кто еще ни разу не поздоровался, здравствуйте!» (направлено на детей с зажимами в общении либо с негативным эмоциональным фоном).

2.     «Будь внимателен, превратись!».

Цель: развитие активного внимания, стимулирование внимания.

Ход игры.  Дети шагают по кругу. Затем ведущий  произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать выполнять определенное действие: на слове «зайчики» - прыгать, на слове «лошадки» - ударять «копытом» об пол, на слове «раки» пятиться, идти задом наперед, на слове «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, на слове «аист» - стоять на одной ноге.

3.     «Ходим в шляпах».

Цель: тренировка вестибулярного аппарата, развитие моторной ловкости. 

Материал: мешочки с песком  или крупой весом до 500 г.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждому ребенку из команды на голову кладут мешочек с песком – «шляпу». Ведущий проверяет, правильная ли у детей осанка, а затем  дает сигнал к ходьбе. Выигрывает та команда,  игроки которой  за определенное время ни разу не уронили «шляпу».

Игру можно усложнить, разложив на пути детей различные предметы, через которые нужно переступать,  либо пройти вдоль каната. Эта игра особо рекомендуется расторможенным детям, у которых способность к концентрации и самоконтролю развита слабо, а также для детей  с плохой мотивацией к достижению, которые редко доводят что-то начатое до конца.

 

 

4.     «Горячий мяч».

Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.

Материал: мяч небольшого размера.

Ход игры. Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. По сигналу они быстро передают мяч друг другу, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мяч, выходит из круг. Побеждают два оставшихся ребенка.

5.     «Рыбаки и рыбка».

Цель: развитие моторной ловкости.

Ход игры. Выбирается 2 «рыбки», остальные дети становятся парами лицом друг к другу в две линии и берут друг друга за руки, при этом одна пара стоит, а следующая сидит на корточках, образуя таким образом «сеть». Рыбка должна пробраться сквозь сеть, при этом рыбаки могут дотрагиваться до нее, касаться спины, щекотать. Прикосновения должны быть приятными, легкими, не в коем случае не причинять боль. Выползшая из сети «рыбка» дожидается вторую «рыбку», затем они становятся  «сетью», а в игру вступает вторая пара детей. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побудят «рыбками».

6. «Отдохнем, полетаем на  облаке! ».Цель: упражнение на релаксацию, возможность успокоиться, отдохнуть, переключиться с подвижной деятельности на спокойную.

Ход игры. Детям предлагается сесть и закрыть глаза, два-три раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. «Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попа удобно расположились на этой большой  облачной подушке. А теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает лицо? Здесь, высоко в небе, спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя в такое место, где тебе очень нравится. Постарайся  мысленно «увидеть» это место как можно точнее. Здесь тебе очень нравится, ты чувствуешь себя счастливым. Здесь с тобой  может произойти что-нибудь чудесное, волшебное… Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя на твое место, в детский сад. Теперь открой глазки и понаблюдай, как твое облако возвращается  на небо и медленно тает в воздухе. Потянись, выпрямись и расскажи нам, где ты был. (Дети рассказывают, в каком месте они побывали на своем волшебном облаке).

7. «Змея».

Цель: снятие мышечных зажимов, снижение чувства агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Ход игры. Для игры нужны два добровольца, которые будут капитанами команд. Сначала капитаны выбирают себе по одному из играющих, подходя к нему со словами: «Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если играющий согласен, он должен пролезть межу ног у капитана встать у него за спиной, обнять его за талию. Потом капитан подходит с «хвостом» к другому игроку и предлагает то же самое. Выигрывает тот капитан, у кого хвост оказывается длиннее. На втором этапе игры обе змеи выстраиваются в шеренгу и по сигналу наперегонки пытаются добраться до определенной отметки. Победит та змея, которая сделает это быстрее и организованнее (змея не должна растерять свой «хвост»).

8. Завершение встречи. «Я сегодня молодец, потому что…»

Цель: рефлексия встречи, содействие благоприятной самооценке ребенка, чувству удовлетворенности  собой.

Ход игры. Дети встают либо садятся в круг. Каждому по очереди необходимо продолжить фразу: «Я сегодня молодец, потому что…». Например, «Я сегодня молодец, потому что был самым быстрым», «Я сегодня молодец, потому что был самым веселым» и т.д. Ведущий следит, чтобы высказывания ребят о себе были только позитивными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 2.

1.     Приветствие «Кто в домике живет?».  Дети забираются в домики – для этого каждый ребенок смыкает уголком руки  над головой в виде крыши. Психолог стучится в каждый домик со словами: «Кто  в домике живет?». Ребенок называет свое имя.

2.     Игра «Цветок заданий».  Психолог показывает детям игрушечный цветок-вертушку. На обратной стороне каждого лепестка написано задание. Ребенок крутит цветок, психолог в любой момент останавливает его и просит выполнить то задание, которое содержится на ближайшем к ребенку лепестке. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не дотронется до цветка.

3.     «Мы – солдаты». Психолог просит ребят представить себе, что они превратились в солдат, защищающих свою страну и им четко нужно выполнять приказы командира. Когда звучит команда «Марш!», дети маршируют на месте; по команде «В разведку!» необходимо приложить палец к губам и сказать «Тссс!», по команде «В атаку!» - крикнуть «Ура!», по команде «За пулемет!» -хлопать в ладоши.

4.     «Звериное пианино». Дети становятся в одну линию. Они – клавиши, которые звучат голосами разных животных. Дети должны договориться, голоса каких животных будут изображать. Затем психолог по очереди дотрагивается до головы каждого ребенка, как бы нажимая на клавишу. В этот момент ребенок должен голосом изобразить какое-либо животное (игра повторяется несколько раз, причем дети могут менять голоса).

5.     «Черепашьи бега». Дети делятся на две команды. Им предлагается мелкими частыми шажками дойти до определенной границы, развернуться и прийти обратно, передав при этом эстафету следующему участнику. Победит та команда, которая придет к финишу быстрее. (Необходимо обращать внимание  детей на то, что бежать нельзя, надо передвигаться семенящим шагом).

6.     «Большой круг – маленький круг». Дети берутся за руки. Им необходимо, не разрывая рук, попробовать сделать самый большой круг, потом самый маленький и так повторить  несколько раз.

7.     «Шаг вперед те, кто…».  Дети становятся в одну линию. Психолог задает детям шуточные вопросы, которые касаются их привычек. Если заданный вопрос относится к ребенку, этот ребенок делает шаг вперед, если нет – остается на месте.

8.     Завершение встречи. Кричалка «Мы -  молодцы!». Психолог спрашивает детей о том, как они себя сегодня оценивают, молодцы ли они. В ответ дети должны дружно прокричать: «Мы молодцы!». Кричалку можно повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 3.

1.     Веселая игра-приветствие «Привет-привет».

Цель: создание доброжелательной  атмосферы, настроя на работу.

Носик, привет, привет! (2 раза)

Щечки, привет, привет! (2 раза)

Мы в ладошки хлоп, хлоп.

Веселее, хлоп, хлоп! (2 раза)

Голова, привет, привет! (2 раза)

Ушки, привет, привет! (2 раза)

Кружимся, кружимся,

Весело мы кружимся! (2 раза)

Плечики, привет, привет! (2 раза)

Локотки, привет, привет! (2 раза)

Мы в ладошки хлоп, хлоп,

Веселее, хлоп, хлоп! (2 раза)

Животик, привет, привет! (2 раза)

Спинка, привет, привет! (2 раза)

Раз шагнем, два шагнем,три шагнем!

Коленочки, привет, привет! (2 раза)

Пяточки, привет, привет! (2 раза)

Мы в ладошки хлоп, хлоп,

Веселее, хлоп, хлоп! (2 раза)

 

2.     Игра-разминка «Ножки – топ, топ, топ!»

Ножки – топ, топ, топ (топаем ногами)

Ручки – хлоп, хлоп, хлоп (хлопаем в ладоши)

Зайка – прыг, прыг, прыг (изображаем прыгающего зайца)

Ежик – шмыг, шмыг, шмыг (потираем нос)

Ручки – выше, выше, выше! (поднимаем руки вверх и тянемся)

Ротик – тише, тише, тише.(приставляем  указательный палец ко рту)

Мимо мышка пробежала  (садимся на корточки)

Никого не увидала! (закрываем  лицо руками)

 

3.     Игра на групповое взаимодействие «Клубок».  Дети делятся на две команды и строятся в две шеренги. Их задача – от головы шеренги до ее конца встать таким образом, чтобы получился клубок. Победит та команда, которая завернется в клубок быстрее и плотнее.

 

4.     Игра «Остров в океане».

Цель: индивидуальное взаимодействие, содействие более тесному контакту детей друг с другом. 

Для этой игры понадобится газета. Участники делятся на пары. Детям требуется представить, что  они плыли на корабле в открытом океане и потерпели кораблекрушение. Их выбросило на небольшой островок среди воды (газета). Со всех сторон подступает  к островку вода (по мере того, как вода приближается, ведущий складывает газету – сначала пополам, потом еще пополам и так далее, пока она не превратится в совсем маленький кусочек).  Задача детей – удержаться на уменьшающемся островке как можно дольше (при этом стоять можно только на газете, тот, кто не устоял, считается «утонувшим»).

 

5.     Подвижная игра «Крокодил».  Перед тем, как начать играть, детей просят отгадать загадку:

Он зеленый,

Он зубастый.

Он огромный,

Он глазастый!

Притворился, будто спит,

И на нас он не глядит.

Потихоньку мы пойдем,

И его мы позовем:

- Хватит, хватит уже спать,

- Ты попробуй нас поймать!

 

Для игры выбирается один из детей – «крокодил». Он «спит» в условленном месте, остальные дети медленно приближаются к нему. 

На последней строчке стихотворения «крокодил» просыпается» и пытается кого-либо поймать. Тот, кто оказывается пойманным, становится «крокодилом». Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побудут в роли «крокодила».

 

6.     Завершение встречи. Кричалка «Мы -  молодцы!». Психолог спрашивает детей о том, как они себя сегодня оценивают, молодцы ли они. В ответ дети должны дружно прокричать: «Мы молодцы!». Кричалку можно повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 4.

 

1.     Приветствие «Коридор приветствий».

Цель: создание благоприятного фона в группе. Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу, образуя межу шеренгами коридор длиной один-полтора метра. Ребенок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, будто он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат «УРА!». Как только первый ребенок дойдет примерно до середины, второй ребенок, стоящий  с каря противоположной шеренги, начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут «коридор приветствий».

 

2.     Игра-разминка «В цирке».

Цирк приехал шапито! (складываем руки шатром)

На арене кто?

Слон ногами топ-топ! (тяжело переступаем с ноги на ногу)

И ушами хлоп-хлоп! (приставляем  ладони к голове и машем ими, как ушами)

Цирк приехал шапито! (складываем руки шатром)

На арене кто?

Широко расставив лапы, (приподнимаем согнутые в локтях руки

Мишка ходит косолапый (и ходим вперевалочку)

Цирк приехал шапито! (складываем руки шатром)

На арене кто?

Ррр! Тигр громко зарычал… (громко рычим и «показываем когти»)

Зал от страха замолчал (делаем перепуганные глаза и закрываем рот руками)

 

3.     Игра «Стрельба в мишень».

Цель: развитие меткости и группового взаимодействия. Материалы: два небольших ведерка, небольшие мячики. Игроки делятся на две команды. На видном месте ставятся две мишени – пустые ведерки. Игроки обоих команд должны по очереди закидывать мячики в ведерки. Победит та команда, у кого окажется больше попаданий.

 

4.     Игра «Перейди через мост».

Цель: развитие группового взаимодействия и бесконфликтного общения.

Материалы: широкая лента или кусок ткани.

Перед участниками мост – длинный кусок ткани, широкая лента, либо кусок обоев. Участники  делятся на пары и выстраиваются по обе стороны «моста». Встретившись, они должны разойтись так, чтобы не упасть. Запрещается толкать друг друга во время движения «по мосту».

 

5.     Русская народная игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Играющие садятся или встают в одну линию. Психолог (ведущий) в сомкнутых лодочкой ладонях которого находится колечко, подходит к каждому участнику и «вкладывает» колечко в такие же сомкнутые ладони. Обойдя всех, он выкрикивает: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у  кого в ладонях  оказалось  колечко, выскакивает из колонны, а остальные стараются его задержать. Если его ловят, он становится ведущим, если нет – игра продолжается с прежним ведущим.

 

6.     Завершение встречи. Кричалка «Мы -  молодцы!». Психолог спрашивает детей о том, как они себя сегодня оценивают, молодцы ли они. В ответ дети должны дружно прокричать: «Мы молодцы!». Кричалку можно повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 5.

 

1.     Приветствие. Разминка. Игра «Короткое приветствие».

Цель: создание творческой атмосферы в начале дня.

Группа делится на подгруппы по два-три человека. Взрослый дает задание придумать короткое приветствие всем ребятам. Через 2-3 минуты подгруппы по очереди демонстрируют то, что  придумали: они могут хором произнести какую-то короткую приветственную фразу, изобразить приветствие в виде структуры, быстро нарисовать что-то на листе бумаги, притвориться игрушкой или сказочными персонажами и т.д.

 

2.     Подвижная игра «Бельчата и медведь».

 

С ветки прыгает на ветку

Озорная мама-белка.

А в дупле ее ждут детки,

Три бельчонка, три малышки.

Грызть они умеют шишки,

И орехи, и грибы.

Поиграем с ними мы!

Скачут белочки вприпрыжку,

Напугал их дядя Мишка:

- Рррр!

Мишка, больше не реви,

А бельчат скорей  лови!

 

Под веселое сопровождение дети (бельчата)  прыгают и играют. Когда музыка останавливается, все дети должны вернуться в условленное место – «дупло». В это же время их пытается поймать медведь. Тот, кто не успел спрятаться в «дупло» и был пойман, становится «медведем».

 

3.     Дагестанская народная игра «Надень папаху». Мальчик-джигит сидит на стуле. На 8-10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, дают в руку папаху (ее роль может выполнять обыкновенная кепка). Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники становятся полукругом вокруг джигита и водящего, однако подсказывать при этом запрещается.  При повторении игры на роль водящего и джигита  назначаются другие  дети.

 

4.     Русская народная игра «Рыбак и рыбки».Играющие встают в круг. Ведущий (рыбак) раскручивает скакалку близко от земли, а участники (рыбки) должны эту скакалку перепрыгнуть. Те, кто будет задет, выбывают из игры. Побеждает участник, дольше всех продержавшийся в игре.

 

5.     Завершение встречи. Кричалка «Мы -  молодцы!». Психолог спрашивает детей о том, как они себя сегодня оценивают, молодцы ли они. В ответ дети должны дружно прокричать: «Мы молодцы!». Кричалку можно повторить несколько раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 6.

 

    1.Веселое приветствие «Карусель-карусель».

Цель: развитие эмпатии участников, раскрепощение в групповой работе.Участники игры образуют два круга – внутренний и внешний. Число детей должно быть при этом одинаковым. Дети берутся за руки и начинают двигаться: внутренний круг – в противоположном направлении к внешнему. Как только ведущий  подает сигнал, дети останавливаются, и каждый участник из внешнего круга находит себе пару (напротив стоящего ребенка) из внутреннего круга. Затем взрослый подает команду: «Здравствуйте, ладошки!» и дети приветствуют друг друга ладонями, причем можно как  дотронуться до ладоней партнера, так и просто продемонстрировать жест-приветствие. После следующего сигнала взрослый произносит следующее приветствие, например: «Здравствуйте, плечики!», «Здравствуйте, коленочки!».

 

      2.Подвижная игра «Кенгуру». Цель: развитие координации движений. Играющие выстраиваются по одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстояние нескольких метров. Если мяч выпадает, его поднимают и продолжают движение. Затем играющие делятся на две команды и делают то же самое, только уже соревнуясь друг с  другом. Победит команда, которая до     йдет до финиша быстрее и при этом не уронит мяч.

3. Игра «Раздувайся, пузырь!». Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый» пузырь. Потом его надувают: дуют в кулачки, поставленный один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идет по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается  большой круг. Затем ведущий  говорит: «Хлоп!» - «пузырь» лопается, все сбегаются  к центру (когда он сдулся) либо разбегаются по комнате (если он разлетелся  на отдельные пузырьки).

4. Игра «Лови-лови!» Цель: снятие эмоционального напряжения, коррекция таких качеств детей  как агрессивность, застенчивость, тревожность. Необходимые материалы для игры: пала длиной 0.5 м. с прикрепленным к ней ярким мячиком. Выбирают ведущего, вручают ему палку. Остальные становятся в круг, ведущий – в центре. Ведущий со словами: «Лови-лови!» начинает раскручивать палку с мячиков на конце. Задача играющих – поймать мяч, который движется. Тот, кто поймает, становится ведущим.

5. Игра «Сиамские близнецы». Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности, умения вступать  в контакт и помогать друг другу, преодолевать робость и тревожность во взаимодействии. Дети разбиваются на пары, им предстоит стать «сросшимися» сиамскими близнецами. Срастаться можно разными частями тела: головами, спинками, руками, ногами. После этого дети должны выполнить какое-либо задание ведущего: попрыгать, походить, присесть, встать, порисовать и т.д.

6. Завершение встречи. Кричалка  «Мы – молодцы!». Психолог спрашивает детей о том, ка они себя сегодня оценивают, молодцы ли они. В ответ дети должны дружно прокричать: «Мы – молодцы!». Кричалку можно повторить несколько раз.

Встреча 7.

1.     Приветствие. Упражнение «Повторение ритма». Цель: развитие навыков слушания, создание благоприятной психологической атмосферы. Упражнение проходит в кругу, дети сидят на стульях. Психолог обращается к ним: «Сейчас мы будем приветствовать друг друга не словами, а разными движениями и звуками. Например, хлопать в ладоши, топать ногами, стучать себя по коленкам и т.д.» Ведущий показывает, как можно поздороваться, остальные стараются  это повторить.

Варианты приветствий:

- похлопать в ладоши;

- потопать ногами;

- пощелкать пальцами рук;

- постучать себя  по коленкам;

- вытянуть руку вперед и сжать в кулак.

 

2.     Подвижная  игра «Сиамские близнецы-2». Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности, преодоление застенчивости, тревожности, снятие зажимов в общении.Дети становятся плечом к плечу друг к другу, одной рукой обнимают друг друга за пояс, соприкасающиеся  ноги связывают веревочкой. Теперь у них три ноги, две головы, две руки и одно туловище. Игра заключается в выполнении команд ведущего: встать, сесть, попрыгать, лечь и т.д. В начале игры можно использовать присказку: «На одном маленьком острове жили самые обыкновенные люди, которые ели, пили, гуляли, играли (выполнение заданий по тексту). Но однажды прилетела злая колдунья и превратила всех в сиамских близнецов. Поначалу им было трудно, ведь они привыкали делать все самостоятельно. Но постепенно они привыкли и к этому, и стали ходить, сидеть, ложиться спать, как сиамские близнецы».

 

3.     «Коршун и наседка». Цель: развитие моторной ловкости, снятие агрессии, коррекция  застенчивости и тревожности. Необходимые материалы: скакалка (веревка), колокольчик. Выбирают  двух ведущих– «коршуна» и «наседку». Все остальные – цыплята. Наседка становится первой, за ней, держась за веревочку, - цыплята. Они не должны выпускать  веревочку из рук на протяжении всей игры. Коршун надевает колокольчик и становится лицом к наседке на расстоянии 1,5-2 метра. По сигналу коршун должен поймать последнего  цыпленка, а наседка мешает ему, но при этом нельзя хватать коршуна за руки. Цыпленок считается пойманным, если коршун коснулся  его рукой. Игра длится в течение минуты, а затем выбирают новых «коршуна» и «наседку», независимо от того, был пойман «цыпленок» или нет.

 

4.     Игра «Зоопарк». Цель развитие творческих способностей, воображения, выразительности движений. Дети становятся  в круг, и каждый по очереди показывает движения, которые совершают какие-либо животные. Задача остальных – угадать, что это за животное.

 

5.     Подвижная игра «Танец шляпы». Цель: развитие внимания, моторной ловкости, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, тревожности. Дети садятся в круг. При первых звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-то движение, о остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается.

 

6.     Завершение встречи. Кричалка «Мы – молодцы!». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча 8.

1.     Приветствие «Поезд друзей».  Цель игры: создание доброжелательной атмосферы. Дети сидят на стульчиках в любом порядке так, чтобы между стульями было достаточно пространства. Из числа детей выбираются трое, которые встают друг за другом и одной рукой держат впереди стоящего за талию,  а вторая рука  остается свободной – это поезд из машиниста и двух пассажиров. Звучит музыка, поезд передвигается между стульями, а машинист и пассажиры взмахами рук приветствуют детей, сидящих на стульях. По сигналу поезд останавливается, а машинист и пассажиры выбирают себе по одному другу из числа детей, сидящих на стульчиках. Тот, кого выбрал машинист, сам становится машинистом и встает первым, а остальные встают за ним. Затем движение начинается снова. После нескольких пауз образуется длинный поезд. Игра можно повторять несколько раз.

 

2.     Имитационная игра «Зеркало». Цель: развитие внимания, скорости реакции, моторики. Дети выбирают ведущего, он становится в центр, остальные дети – полукругом вокруг него.  Ведущий  показывает разнообразные позы и жесты, демонстрирует выражение лица; дети должны повторять их.

 

3.     Игра «Поиск». Цель: развитие зрительной памяти и внимания.  Дети в течение 10-15 минут должны внимательно осмотреться  вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все предметы определенного цвета вокруг себя. Один ребенок начинает перечислять, другие ему помогают. Повторяться нельзя.

 

4.     Игра «Поварята». Цель: развитие коммуникативных навыков,  чувства принадлежности к группе. Дети встают в круг – это «кастрюля». Затем договариваются, что они будут готовить – суп, компот, салат и пр. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковью или чем-то еще. Ведущий – психолог – выкрикивает названия ингридиентов. Названный впрыгивает в круг, предыдущий  компонент берет его за руку и т.д. Когда все дети окажутся в круге, игра заканчивается, можно приступать к «приготовлению» нового блюда.

 

5.     Игра «Мяч в круге». Цель: развитие  координации движений, навыков невербального общения. Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, предварительно знаками показав, кому будут бросать. Если тот, кому был брошен мяч, не поймал его, он выбывает.

 

6.     Завершение встречи. Кричалка «Мы – молодцы!».

 

 

Встреча 9. Любимые игры.

В ходе данного занятия дети играют в игры, которые им запомнились и понравились больше всего. Предварительно психолог должен предложить детям вспомнить, в какие игры они играли в ходе занятий.

 


 

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

Активная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные…

Активная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные…

Данная программа занятий рассчитана на детей 3-7 лет, имеющих

Данная программа занятий рассчитана на детей 3-7 лет, имеющих

Методической основой для создания для составления данной программы послужили следующие источники: -

Методической основой для создания для составления данной программы послужили следующие источники: -

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Игра-разминка «В цирке» 3. Стрельба в мишень 4

Игра-разминка «В цирке» 3. Стрельба в мишень 4

Приветствие «Поезд друзей» 2

Приветствие «Поезд друзей» 2

Встреча 1. 1. «Всем-всем, здравствуйте!»

Встреча 1. 1. «Всем-всем, здравствуйте!»

Последнее приветствие должно быть примерно таким: «Те, кто еще ни разу не поздоровался, здравствуйте!» (направлено на детей с зажимами в общении либо с негативным эмоциональным…

Последнее приветствие должно быть примерно таким: «Те, кто еще ни разу не поздоровался, здравствуйте!» (направлено на детей с зажимами в общении либо с негативным эмоциональным…

Горячий мяч». Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости

Горячий мяч». Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости

Чувствуешь, как ветер овевает лицо?

Чувствуешь, как ветер овевает лицо?

Ход игры . Дети встают либо садятся в круг

Ход игры . Дети встают либо садятся в круг

Встреча 2. 1. Приветствие «Кто в домике живет?»

Встреча 2. 1. Приветствие «Кто в домике живет?»

Необходимо обращать внимание детей на то, что бежать нельзя, надо передвигаться семенящим шагом)

Необходимо обращать внимание детей на то, что бежать нельзя, надо передвигаться семенящим шагом)

Встреча 3. 1. Веселая игра-приветствие «Привет-привет»

Встреча 3. 1. Веселая игра-приветствие «Привет-привет»

Ручки – хлоп, хлоп, хлоп ( хлопаем в ладоши )

Ручки – хлоп, хлоп, хлоп ( хлопаем в ладоши )

Хватит, хватит уже спать, -

Хватит, хватит уже спать, -

Встреча 4. 1. Приветствие «Коридор приветствий»

Встреча 4. 1. Приветствие «Коридор приветствий»

Победит та команда, у кого окажется больше попаданий

Победит та команда, у кого окажется больше попаданий

Встреча 5. 1. Приветствие

Встреча 5. 1. Приветствие

Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита

Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита

Встреча 6. 1.Веселое приветствие «Карусель-карусель»

Встреча 6. 1.Веселое приветствие «Карусель-карусель»

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Встреча 7. 1. Приветствие

Встреча 7. 1. Приветствие

Но постепенно они привыкли и к этому, и стали ходить, сидеть, ложиться спать, как сиамские близнецы»

Но постепенно они привыкли и к этому, и стали ходить, сидеть, ложиться спать, как сиамские близнецы»

Завершение встречи. Кричалка «Мы – молодцы!»

Завершение встречи. Кричалка «Мы – молодцы!»

Встреча 8. 1. Приветствие «Поезд друзей»

Встреча 8. 1. Приветствие «Поезд друзей»

Игра «Поварята». Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе

Игра «Поварята». Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе
Скачать файл