Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста

  • Лекции
  • docx
  • 27.08.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.
Иконка файла материала 1. Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста.docx

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста

            Игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений между взрослыми, фиксируемых в правилах определенных ролей. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется ее правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.

            Мотивация игры лежит в самом процессе выполнения данной деятельности. Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включается игровое действие, игровое употребление предметов, отношения между детьми. В игре также выделяются сюжет и содержание. В качестве сюжета выступает та сфера деятельности, которую ребенок воспроизводит в игре. Содержанием же являются воспроизводимые ребенком в игре отношения между взрослыми.

            Игра обычно носит групповой характер. Группа играющих детей выступает по отношению к каждому отдельному участнику как организационное начало, санкционирующее и поддерживающее выполнение взятой ребенком роли.

            Игра проходит различные этапы. По Д.Б.Эльконину, сначала появляется предметная игра, когда ребенок воспроизводит предметные действия взрослых. Затем на первый план выходит игра сюжетно-ролевая, направленная на воспроизведение отношений между взрослыми людьми. В конце дошкольного возраста появляется игра с правилами – осуществляется переход от игры с открытой ролью и скрытым правилом к игре с открытым правилом и скрытой ролью.

            Различным формам  сюжетных игр соответствуют разные способы  построения игры. Н.Я.Михайленко выделяет три постепенно усложняющихся способа:

-                   развертывание и обозначение условных предметных действий;

-                   ролевое поведение – обозначение и реализация условной игровой позиции;

-                   сюжетосложение – развертывание последовательности целостных ситуаций, их обозначение и планирование.

            

             Единой классификации детских игр нет. Так, некоторые ученые педагоги классифицируют детские игры на самостоятельные и дидактические.

 

 

            Сюжетные игры делятся на ролевые, режиссерские и игры фантазирования. Ролевые игры делятся на образно-ролевые и сюжетно-ролевые.

            Широко распространена классификация детских игр на сюжетно-ролевые и сюжетно-отобразительные.

            В раннем возрасте у детей появляется сюжетно-отобразительная игра. Это такая игра, в которой малыши отображают хорошо знакомые события окружающего, роль на себя не принимают, играют индивидуально. Когда сюжетно-отобразительная игра сформируется, появляется сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что дети принимают на себя роль взрослого, отображают самые разнообразные события, предпочитают играть совместно со сверстниками.

            В исследовании Е.В.Зворыгиной доказано, что в сюжетно-отобразительной игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач.

            Невозможность дей­ствовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обусловливает по­явление деятельности в плане воображения. Так возникает игра.

            Заслуга культурно-исторического и психологического анализа детской игры в отечественной психологии принадлежит Д. Б. Эльконину. В структуре игры он выделил следующие компоненты: 1) роль, которую берут на себя дети, 2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отно­шения между ними, 3) игровое употребление предметов, при кото­ром реальные функции предмета замещены игровыми, 4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнооб­разных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

            Центральным моментом, объединяющим все остальные сто­роны игры, является роль, которую берет на себя ребенок. Именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой ос­новную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми. Поэтому основным содержани­ем роли, которую берет на себя ребенок, является воспроизведение именно этой стороны действительности.

            В игре различают сюжет и содержание. Сюжет игры — это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от кон­кретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широ­кий круг жизни, вместе с расширением его кругозора.

            Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в ка­честве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражена мера проникновения ребенка в деятельность взрослых людей.

            Игра в период дошкольного детства претерпевает существен­ные изменения. Можно выделить три ге­нетически преемственные формы игры: режиссерскую, сюжетную и игры по правилам.

            Первая форма, с которой начинается развитие игры, — режис­серская игра. В режиссерской игре ребенок не принимает на себя ни­какой роли, а управляет игрушкой, действует через нее.

            В сюжетной игре ребенок принимает на себя роль, в которой отражает взаимоотношения между людьми. В сюжетно-ролевой игре ребенок в особых, воображаемых ситуациях самостоятельно воспроизводит фрагменты или стороны взрослой жизни, общест­венные и трудовые функции взрослых, отображает жизнь и труд взрослых людей. Развитие сюжетно-ролевой игры идет от индиви­дуальной игры к играм вдвоем со сверстником и в последующем к развернутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.

            Игры по правилам характерны для старших дошкольников и младших школьников. В них дети учатся подчиняться правилу, которое приобретает для них внутренний смысл. Дети педантично следят за точностью воспро­изведения их содержания, за порядком их следования. Здесь в игру уже включаются элементы учебной деятельности.

 


 

Посмотрите также