«Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»
Оценка 4.7

«Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»

Оценка 4.7
Документация
docx
математика
5 кл—7 кл
12.01.2024
«Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»
В данной работе предоставлен мой опыт работы на протяжении 8 лет.
«Игровая деятельность в ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».docx

Опыт работы по теме:  «Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»

Подготовила воспитатель: Учуватова Татьяна Александровна

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Актуальность

 Математика обладает уникальным развивающим эффектом.  «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения, как  в детском саду так и дома.

Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Работая по данной теме, я определила для себя цель: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через использование игровых форм обучения.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме.

- изучить роль игровых форм обучения для развития математических способностей дошкольников

- развивать у детей познавательный интерес к математике;

- приобщать детей к предмету в игровой и занимательной форме: использовать, наряду с традиционными формами организации образовательного процесса, интегрированные, комплексные и сюжетно-игровые занятия;

- использовать в работе разнообразные дидактические игры для развития у детей мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление;

- обогатить предметно-пространственную среду по ФЭМП

Для решения данных задач я опиралась на следующие принципы:

1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

4. Наглядность

5. Повторность

6. Индивидуальный подход

6. Научность

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

Работу над этой темой я начала с детьми с 2014 года. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. Как педагога меня это очень насторожило, и при проведении диагностики в начале года я смогла выявить детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускали ошибки в счете, не могли ориентироваться во времени, многие не знали геометрические фигуры. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Изучив педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности. Умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели в образовательной деятельности и повседневной жизни.

Работая с дошкольниками, проводя занятия по математическому развитию, я заметила, что занятия проходят наиболее эффективно и успешно, если создана игровая мотивация, благоприятная психологическая атмосфера и эмоциональный настрой, используется нетрадиционная форма, детям даются задания развивающего, проблемно-поискового характера.

Работоспособность детей повышается, когда чередуются разные виды деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др.)

Поэтому чаще стала использовать занятия в нетрадиционной форме, и предлагаю рассмотреть фотографии:

- Занятия-соревнования. Ребята в соревновательной форме выполняют задания: кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

- Математические КВН. Дети делятся на 2 команды, и занятие проводится как математическая викторина.

- Театрализованые занятия . Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию.

- Занятие-консультация. Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка.

- Занятия-сомнения (поиска истины). Исследовательская деятельность детей типа «тает-не тает, летает-не летает».

- Занятия типа «Следствие ведут знатоки». Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией.

На занятиях использую и коллективные ответы, и индивидуальные, предлагаю рассуждать вслух, объясняя способ решения, создавая тем самым хорошие условия для самостоятельности. Часто занятие начинаю с элементов игры, не исключаю возможность применять прием неожиданности: появление «гостей», «письма», в конце занятия – сюрпризный момент. А после занятия рекомендую нарисовать иллюстрации по данной теме, где можно пофантазировать, придумать сюжет, а затем провести лепку или аппликацию, что позволяет развивать фантазию и творческие способности детей.

Одним из интересных методов обучения математике для меня являются элементарные опыты. Например, предлагаю детям перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы доказать, что объем воды в сосудах одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

Использование в практике работы занятий в игровой форме, дидактических игр, занятий-развлечений помогает детям прочно овладеть знаниями, в них малыши не только упражняют память, но и развивают такие умственные операции, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дидактические игры развивают сообразительность, наблюдательность, умение применять полученные знания в игровой ситуации.

Далее постепенно я стала использовать игры во всех видах деятельности, каждое событие ребенка стараюсь ненавязчиво связать с математикой (на утренней гимнастике, на прогулке, в свободной деятельности). В этом мне помогает картотека с подборкой математических загадок, веселых стихотворений, также в ней содержатся считалки, логические задачи, задачи-шутки, математические сказки. Благодаря таким играм, удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, но постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Мне хотелось «погрузить» детей в мир математики, заинтересовать их. Для этого выбрала место в группе, где разместила математический уголок. Разнообразие ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Совместно с детьми мы изготовили красочный альбом, наполнив его разнообразными игровыми заданиями: на закрепление знания чисел, классификацию, обобщение, знание величин, геометрических фигур, цветов, развитие пространственно-временных представлений, также логические задачки математического содержания. Дети вырезали геометрические фигуры, цифры и т.д., помогали мне вклеивать их в альбом.

В процессе игры у детей вырабатывается умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлекшись, дети сами не замечают, что учатся.

Математическое содержание работы направила на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях. Также предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Прозрачный квадрат», «Что изменилось».

Для ориентирования в пространстве использовала в работе разнообразные план-карты и схемы, например, «Где живет Зайка?», «Помоги найти дорогу к дому», «Где спрятан клад?» и т.п., по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Упражнения подбираю различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Работа с план-картой учит детей последовательно строить свой рассказ.

Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части помогают игры Воскобовича.

Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок я обращаю внимание детей на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты и т.п.). Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки.

В работе успешно использую игры и задания с блоками Дьенеша. Например, такие логические задания с блоками, как «Мишка». Эта игра развивает умение видеть ритмическую последовательность действий, способности выделить несколько признаков (цвет, форму, размер).

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой логической задачи, всегда вызывает интерес у детей. Логические задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (двое). «Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник?» (положить ее на угол стола). «Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной?» (шесть).

Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» я называю цепочку чисел, пропуская несколько из них. Задача детей назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Мои дети с удовольствием играют в шашки. Это игра развивает у детей логическое мышление, смекалку и сообразительность, умение планировать очередной ход. Учу детей обдумывать каждый ход, соблюдать правила игры.

Считаю, что шашки – незаменимый «тренажер» для тех, кто хочет научиться мыслить логически. Шашки-отличный вариант для умственной зарядки дошкольника. Игра отлично развивает логику, память, счет, концентрацию, пространственное воображение и стратегическое мышление.

Дети в моей группе очень любят настольные игры-ходилки, их можно приобрести в магазине, а также они печатаются в разных детских журналах. Однажды на сайте Маам.ру я увидела интересную идею математической игры-ходилки и изготовила подобную. Ее можно использовать и в средней группе, и в подготовительной, меняя задания фигур в соответствии с возрастом. В ходе игры дети закрепляют представления о геометрических фигурах, навыки количественного и порядкового счета, совершенствуются в умении называть соседей цифры, закрепляют умение решать простые арифметические задачи (в зависимости от подобранных заданий и геометрических фигур); развивают внимание, логическое мышление, усидчивость.

Большую роль в развитии математических способностей играют подвижные игры, так как доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы. Например, большие и круглые; зеленые, не треугольные; не красные, не круглые.

Провожу физкультминутки, упражнения на счет движений. Например:

- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

- Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

- Сколько шариков у нас, столько и подпрыгнем раз.

Содержание всей работы по развитию математических способностей реализую в трех блоках педагогического процесса:

1. В блоке организованного обучения в форме НОД использую разнообразные по форме занятия (игры-путешествия, игры-викторины, театр).

Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных, которые проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми решают поставленную проблему до логического конца.

Провожу игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаю в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.

Изготовила в группе математический театр. При знакомстве с числом устраиваю праздник-знакомства. Число появляется в качестве персонажа Математического театра, рассказываю о проявлении числа в окружающем мире, дети рисуют, лепят цифры. Оформила сборник « Математических сказок».

2. В блоке совместной деятельности взрослого с детьми провожу эксперименты, беседы, наблюдения, математические игры разного вида, загадываю математические загадки, головоломки.В этом виде деятельности большое значение отдаю дидактической игре.

Все дидактические игры по математике для детей я разделила на группы:

·         Игры с цифрами и числами. К ним относятся игры по обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей" учат свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" развивают у детей внимание, память, мышление.

·         Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью.

·         В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

·         Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

·         Игры на развитие логического мышления. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели, тем самым развивая логическое мышление.

3. В блоке свободной самостоятельной деятельности детей главную роль отвожу созданию предметно-развивающей среды, которая оказывает огромное влияние на познавательную активность детей. Для развития математических способностей в группе оборудован «Центр занимательной математики», где собрано достаточное количество пособий, игр, которые позволяют развивать математические способности. Оформлена картотека игр по ФЭМП.

Я собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению: загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты, кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.

Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки, и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, тетради на печатной основе, книги для занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д.

Многообразие наглядно-дидактического материала в математическом уголке способствовало усвоению большого по объему материала, а своевременная смена пособий поддерживала внимание детей к уголку и привлекала их к выполнению разнообразных заданий.

В создании уголка занимательной математики принимали участие: воспитатели – они собирали дидактические материалы и оформляли уголок;

родители -предоставляли самодельные или готовые игры и пособия; дети изготавливали самостоятельно или с помощью взрослых пособия и игры.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогла не только развить творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развить понимание математической речи, но и помогла развить интеллектуальные способности ребенка.

Работа с семьей

Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому развитию. Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями:

·         Проводила индивидуальные беседы

·         Консультации:« Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»  «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных у детей дошкольного возраста».

·         Выступала на родительских собраниях, знакомила родителей с математическими играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, приучали детей к умственному труду.

Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал, организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку, рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками: «Составь узор», «Какая фигура лишняя?», «Какой день недели спрятался?» и многие другие.

Чтобы родителям было легче определить, в какие игры и как играть с детьми, оформляла папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр , связанная с тематической неделей.

Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Как просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.

Уверена, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Мой опыт работы показал, что использование игровых форм на занятиях в процессе обучения благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет мне, как педагогу, искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.

Использование многих игр аналогичного типа построенных на самом различном материале, позволило ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Я со своими воспитанниками «играю» в математику. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Наш детский сад постоянно пополняется новыми учебными материалами: палочки Кюизенера, « Дары Фребеля», система Монтессори и т.д. В дальнейшем намерена изучить такие методики для работы с детьми.

Учиться можно только весело.. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.

Учение должно быть радостным!




















 

Опыт работы по теме: « Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома »

Опыт работы по теме: « Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома »

Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа

Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа

Работоспособность детей повышается, когда чередуются разные виды деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др

Работоспособность детей повышается, когда чередуются разные виды деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, изобразительной, конструктивной и др

Благодаря таким играм, удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей

Благодаря таким играм, удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений

Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений

Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы

Часто в работе использую задания-эстафеты, в ходе которых предлагаю детям как можно быстрее собрать предметы

Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью

Игры-путешествия во времени служат для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью

Работа с семьей Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому развитию

Работа с семьей Большое значение имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к математическому развитию

Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции

Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции

«Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»

«Игровая деятельность в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024