Фесенко Ирина Ивановна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
ГБОУ СТАРОДУБОВСКИЙ УВК
«ШКОЛА-ДОУ МАНГУШСКОГО М.О.»
ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА К ВПР: ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ В ФОРМАТЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются практико-ориентированные задания как эффективный инструмент подготовки обучающихся начальных классов к всероссийским проверочным работам (ВПР) по русскому языку. Описаны виды заданий, которые способствуют формированию ключевых компетенций, необходимых для успешного прохождения оценивания. Предлагаются методические рекомендации и примеры практических заданий, которые помогут учителям в организации учебного процесса.
Ключевые слова: русский язык, практико-ориентированные задания, увлекательное путешествие, приключения.
Цель статьи: проанализировать особенности подготовки к ВПР по русскому языку в начальных классах и представить практико-ориентированные задания в формате приключения, которые могут быть использованы на уроках, а также обосновать их важность для повышения уровня подготовки учащихся.
Актуальность
Уроки - приключения с практико-ориентированными заданиями представляют собой современный подход к обучению русскому языку, который способствует всестороннему развитию учащихся и готовит их к успешной коммуникации в жизни. Игровые форматы и приключенческие сценарии делают процесс обучения более увлекательным, развивают навыки взаимодействия и сотрудничества, критическое мышление, способствуют повышению мотивации учащихся.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это одна из форм оценки знаний учащихся, проводимая в российских школах. Эти контрольные работы охватывают различные предметы, включая русский язык, и начинаются с начальных классов.
ВПР позволяет выявить, насколько успешно ученики освоили основные темы и навыки, предусмотренные программой. Анализ результатов помогает определить слабые места в знании языка и грамматики, что позволяет учителям скорректировать свои методы работы. Результаты ВПР могут быть использованы для индивидуализации учебного процесса и разработки рекомендаций для каждого учащегося. [1]
Подготовка к ВПР в начальной школе требует системного подхода, который включает несколько важных аспектов:
1. Учителям необходимо регулярно организовывать контрольные и тренировочные работы, которые помогают ученикам привыкнуть к формату ВПР. Это могут быть задания по аналогии с теми, что используются в проверочных работах, но с постепенным повышением уровня сложности.
2. Для успешного выполнения заданий ВПР важно, чтобы ученики не только знали правила русского языка, но и умели применять их на практике. Особое внимание стоит уделять написанию диктантов, самостоятельных изложений и проверке текстов на ошибки.
3. Каждому ученику требуется разный уровень подготовки. Задача учителя - выявить слабые места каждого школьника и уделить больше внимания конкретным аспектам русского языка, с которыми у него возникают трудности.
4. Родители играют важную роль в процессе подготовки к ВПР. Совместные занятия дома, выполнение дополнительных упражнений, чтение и обсуждение текстов помогут ребёнку лучше подготовиться.
Как же сделать так, чтоб обучающиеся чувствовали себя спокойно, комфортно и уверенно при выполнении заданий, что поможет избежать паники и недопонимания? Прежде всего - системный подход к подготовке детей. Один из эффективных методов - регулярное использование заданий на протяжении всего учебного года, что позволяет ученикам постепенно привыкнуть к формату работы и уменьшает их тревожность перед контрольной.[5]
Другой важный аспект - применение практико-ориентированных заданий, особенностью которых является нестандартность и вариативность, которые позволяют углубить знания обучающихся и сформировать у них уверенность в своих силах. [4]
В условиях современных образовательных стандартов, направленных на развитие критического мышления и практических навыков у учащихся, уроки-приключения становятся все более популярными в преподавании русского языка. Такой формат обучения не только делает занятия более увлекательными, но и способствует более глубокому усвоению материала. Уроки-приключения представляют собой интеграцию учебного процесса с игрой, что позволяет ученикам вовлечься в активное исследование и применение изучаемых материалов, которые помогут учащимся закрепить устойчивые учебные привычки и будут способствовать качественной подготовке к ВПР.[3]
Обучающиеся погружаются в языковую среду, исследуя русский язык через интерактивные задания и ролевые игры, что формирует у них интерес к предмету.
«Заколдованные часы»
- Девочка по имени Лера находит старинные часы на чердаке бабушкиного дома. Удивительно, но они могут замедлять и ускорять время. В один момент она решает завести часы и мгновенно оказывается в прошлом! Чтобы вернуться домой, Лере придется решить увлекательные задания по русскому языку, которые помогут ей восстановить нарушенный временной поток.
Этап 1 Древняя Русь
Лера оказывается в средневековой деревне, где ей нужно помочь местным жителям разобраться с частями речи. Она находит свиток с текстом и должна определить, какие слова в нем являются существительными, глаголами, прилагательными, предлогами.
Ржаной хлеб был основным продуктом питания для русского крестьянина. Белый, пшеничный хлеб подавали только в богатых домах. Из пшеничной муки пекли калачи и пироги для праздников.
Этап 2 80-е годы XX века
Лера попадает в классную комнату, где ученики занимаются составлением предложений. Она находит карточки с предложениями и должна определить однородные члены. За каждое правильно найденное сочетание она получает частицу времени, которая поможет ей вернуть часы в правильный ход.
1.Мальчики, девочки и взрослые с удовольствием играют на улице.
2. Зеленые луга, чистые озера и высокие деревья создают прекрасную атмосферу для отдыха на природе.
3. Дети купаются, загорают и строят песочницы на пляже.
4. Яркие воздушные шары, веселые игрушки и вкусные угощения делают праздник незабываемым.
Этап 3 XIX век
На этот раз Лера оказывается в классе гимназии, где ученики изучают фонетику. Урок проходит у старого учителя, который требует от Леры произнести слова с разными фонемами и определить, какие из них являются ударными: пахота, ракушка, жалюзи, сливовый, танцовщица, кладовая.
Этап 4 Современность
Лера переносится в наше время и встречает друзей, которые застряли в игре и не могут разгадать фразеологизмы. Она должна помочь им объяснить значения устойчивых выражений: вилами по воде писано; слон в посудной лавке; как кот наплакал. К последнему подберите фразеологический синоним и антоним.
Этап 5 Древний Египет
Страна Египет расположена в Африке, где простираются огромные пустыни. По ее территории протекает самая большая река в мире – Нил. Долина реки покрыта зеленью, по берегам растут финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник. Раньше из него делали папирус-материал, который был похож на бумагу.
Древние египтяне были очень умные. Они умели считать не только до 100, но и до тысячи. У них было три календаря, и они умели писать.
Правда, писали они не буквами, а иероглифами. Один иероглиф мог обозначать слово или даже несколько слов.
- Ребята, давайте мы с вами поможем девочке Лере и расшифруем иероглифы.
Подберите слова из данного текста, которые соответствуют схемам:
¬ ᴖ ˄□; ᴖ ˄□; ᴖ □.
Этап 6 Будущее
Лера переносится в мир, где язык изменился, и люди используют много новых слов. Чтобы вернуть время в привычное состояние, ей необходимо распознать правильные значения слов и использования синонимов.
Подберите синонимы к следующим словам: быстрый, умный.
- Ребята, вы молодцы. Вы помогли Лере выполнить все задания. Девочка поняла, что важно уважать язык, изучать его и получать знания. Лера решила оставить часы на чердаке, чтобы новые поколения также могли пережить свои собственные приключения.
«Мир Затонувших Замков»
- Ребята, вас ждет незабываемое приключение в загадочный подводный мир затонувших замков и древних городов, погруженных в глубины океана. Каждая остановка научит вас чему-то важному, а также позволит разгадать тайны, которые охраняют местные жители — морские обитатели. Готовьтесь к открытиям и заданиям!
Остановка №1 «Замок Синей Глубины»
Задание: найдите глаголы в предложении и проспрягайте их в настоящем времени.
Дельфины прыгают над водой, радуя зрителей своими акробатическими трюками. Рыбы плавают среди кораллов, ищут укрытие от хищников. Морские черепахи медленно движутся к берегу, чтобы отложить яйца на песке.
Остановка №2 «Затерянные артефакты»
Прочти текст, составь план из трех пунктов.
В глубинах океана находился затонувший замок, который когда-то был полон жизни и величия. Его высокие стены и башни теперь покоились на дне, утопая в ярких кораллах и густых водорослях. С моря иногда поднимался ветер, который нашептывал старые истории о тех, кто жил в этом замке и о великих подводных приключениях их кораблей.
Однажды группа смельчаков решила разгадать тайны, скрытые в этих глубоких водах. Они взяли старый исследовательский корабль и направились к местонахождению замка. Спустившись на дно, рыбаки и дайверы были поражены красотой затонувшего сооружения. Очертания замка выглядели так, словно он был создан для того, чтобы встретить восторженные взгляды тех, кто решился подойти ближе.
Изучая коридоры и залы затонувшего замка, команда обнаружила множество артефактов и загадочных символов. Они поняли, что каждый предмет хранит историю о том, как когда-то корабли выходили в открытое море, а герои сражались за свои мечты. Это путешествие не только открыло им глаза на прошлое, но и заставило задуматься о красоте подводного мира, о необходимости его защиты и о важности сохранения памяти об ушедших временах.
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.
Как ты понимаешь значение слова « артефакты»?
Остановка № 3 «Город Древних»
Разберите слова по составу: подводный, затонувший, поднимались, загадочные.
Остановка № 4 «Сад Коралловых Рифов»
Задание: найдите синонимы и антонимы к словам «глубокий», « загадка». Запишите 3 предложения с использованием найденных синонимов и антонимов.
Остановка № 5 « Остров Фонетики»
Задание: прочитайте предложения и найдите слова, в которых все согласные звуки 1)звонкие, 2) глухие.
1.Затонувшие города находятся на дне океана и хранят много интересных тайн о прошлом.
2. В таких городах можно найти старинные здания и мосты, которые когда-то были частью жизни людей.
- Ребята, каждая остановка помогла вам открыть новые знания о языке и тайны затонувших замков. Не забудьте поделиться своими открытиями с друзьями и расскажите им о том, какие удивительные приключения вас ждут в мире подводных тайн!
Остановка № 6 Круговорот Грамматики
- В тексте нужно найти и исправить ошибки, а затем объяснить, почему нужно было исправить именно эти части.
На берегу моря живут много разных животных. Птицы летят над водою, а рыбы плавают под ней. Один раз я видел, как дельфин выпрыгнул из воды. Он был очень дружелюбный и весёлый. Мы с друзьями смотрели на него с восхищением.
На пляже мы нашли красивые ракушки и песчинки. Там было много людей, которые купаются в море и загорают. Вдруг началось сильный шторм, и волны стали большими. Мы быстро ушли в укрытие, чтобы не намокнуть. После шторма солнце вышла, и мы снова пошли на пляж.
Остановка № 7 Залив Словарных Слов
- Запишите 5 слов с корнем «вод» разных частей речи. Объясните значение каждого слова и составьте с ним предложение.
«Звёздный Ковёр»
- Ребята, предлагаю вам отправиться в невероятное путешествие, о котором так давно мечтали. Звёзды, которые вы видите на небе — это не просто огоньки, а целые истории, ожидающие своих исследователей. И вот, пришло время реализовать мечту. Давайте возьмемся за руки и произнесем: «Мы хотим встретить звёзды!» Закройте глаза и представьте, что оказались на Ковре Звёзд. Ковёр оказался огромным и ярким. Каждая звезда, мерцающая на горизонте, была особенной и несла в себе уникальную историю. Сегодня мы исследуем каждую звезду и узнаем, какие задания она приготовила.
Первая звезда, которая привлекла наше внимание, называется «Словотворец». Она светится ярким зеленым цветом. Словотворец напоминает, что слова могут меняться и создавать новые формы.
Задание: образуйте новые слова от слова «друг»: дружок, дружба, дружеский. Объясните значение каждого нового слова, составьте предложения с ними.
Следующей нашей звёздной остановкой стала звезда «Лексическая луна». Она светится голубым светом. Она напоминает, что слова имеют свое лексическое значение. Объясните значение слова «терпение» и расскажите, почему оно важно в жизни. Составьте предложения с этим словом, укажите склонение, падеж.
Третья звезда, ярко-оранжевая, - «Звезда исследователя». Она напоминает, как важно составлять планы, чтобы не потеряться в жизни, и показала карту своего небосвода, где каждое событие четко обозначено.
Задание: прочитай текст, составь план из трех пунктов.
На краю маленького городка, укутанного тишиной ночи, жил астроном по имени Алексей. Он с детства был увлечён звёздами, и каждая ясная ночь для него превращалась в волшебное путешествие к далёким мирам. У него была небольшая обсерватория, где он проводил вечера, наблюдая через телескоп за бескрайним космическим океаном.
Однажды, когда ему удалось устраивать наблюдения в условиях идеальной погоды, Алексей заметил нечто необычное. Одна из звёзд в созвездии Кассиопея вдруг ярко вспыхнула и после нескольких минут потухла. Его сердце забилось быстрее. Он стал внимательно следить за ней, записывая все изменения в яркости и положении. Эта звезда, казалось, была уникальной. Алексей провёл бессонные ночи, собирая данные и изучая звезду. Он сравнил свои наблюдения с архивами других астрономов и выявил, что это явление никогда ранее не фиксировалось. Не в силах сдержать восторга, он принял решение сообщить о своей находке научному сообществу.
Спустя несколько недель ему пришло письмо, в котором говорилось, что его открытие стало сенсацией. Звезду назвали «Алексей-1» в честь его находки, и она стала важным объектом для дальнейших исследований. Алексей понял, что звёзды не только сверкают в небе, но и скрывают в себе множество загадок, ожидающих, когда их откроют.
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.
Как ты понимаешь значение слова « сенсация»?
Звезда 4 «Космическая Лаборатория»
Нужно распределить слова в три столбца: слова 2 склонения, слова 1 склонения, слова 3 склонения.
Звезда, Рак, ненависть, скафандр, открытие, физика, смелость, созвездие, любовь, Андромеда, Венера, уверенность, давление, гравитация.
Подчеркните в каждом слове 3 букву. Если распределите правильно, то прочтете фразеологизм (« Как звезд на небе»). Подберите фразеологический антоним и синоним к нему.
Последним, но не менее важным, на нашем пути - созвездие « Млечный путь Морфологии». Звезды в нем светятся фиолетовым цветом. Помните: слова изменяются в зависимости от числа, рода и падежа, морфология помогает правильно строить предложения.
Задание:
1. Определи род и склонение существительных. С одним из слов составь и напиши предложение, употребив это слово в именительном падеже.
Черная дыра, млечный путь, космический мусор, северное сияние.
2. Подберите к прилагательным антонимы и распределите их по родам: в первый столбик слова мужского рода, во второй – женского, в третий- среднего рода.
Сушеный (фрукт) – сочный, хорошая ( по характеру)- вредная, правдивое (дело)-обманное, трусливый –смелый, прокисшее( молоко) – свежее, тусклая ( звезда)- яркая, памятливая- забывчивая, размытое ( изображение) – качественное, тупое –острое, пустой – полный, добрый – злой, темная – светлая, старый – новый, высокая – низкая, уникальное – обыкновенное.
После выполнения подчеркните третью букву в каждом слове. Если выполнили правильно, получите первую часть пословицы «…человек без мечты». Объясните значение пословицы.
3. Поставь глаголы в неопределенную форму: изучают, передаёт, сгорят, долетаем, приземляется, светишь, заселяют, открываю, чернеет, паришь, зависают. Подчеркни четвертую букву в каждом слове. Если выполнил правильно, то прочтешь начало фразеологизма « …… к звездам». Как вы понимаете его?
Выводы
Уроки приключений в преподавании русского языка играют важнейшую роль в подготовке учащихся к ВПР. Они способствуют развитию творческого мышления, критического подхода к материалу и формированию умения применять знания в практических ситуациях. Организация таких уроков помогает создать увлекательную атмосферу для изучения языка, в которой ученики могут работать в команде, решать задачи и взаимодействовать друг с другом, что значительно повышает уровень усвоения материала. Это делает подготовку к ВПР более комплексной и эффективной, настроенной на результаты и успешность каждого ученика, способствует развитию коммуникативной и социальной компетенций и таким качествам личности, как ответственность, добросовестность. [2]
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( ФГОС НОО) : Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования — URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33 // (дата обращения: 22.03.2025).
2. Дрозд О.Д. Практико-ориентированные задания на учебных занятиях по русскому языку как средство формирования ключевых компетенций и развития творческого потенциала. - Текст: электронный // с.195-201. - URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/282890/1/195-201.pdf ( дата обращения 22.03.2025)
3. Дубовская Т.Г. Практико-ориентированный подход в обучении русскому языку/ Инфоурок : [сайт]. – URL: https://infourok.ru/praktiko-orientirovannyj-podhod-v-obuchenii-russkomu-yazyku-5162572.html ( дата обращения 22.03.2025)
4. Максимова Е.Б. Практико-ориентированные задания по теме «Транспорт» для обучающихся 1-4 классов: методическое пособие – Нижний Тагил: НОУ ДПО ИСДП, МАОУ гимназия №18, 2021. – 30 с. – URL: https://гимназия18.рф/wp-content/uploads/Maksimova-E.B.-Praktiko-orientirovannye-zadaniya.pdf ( дата обращения 22.03.2025)
5. Подготовка к ВПР по русскому языку: методические находки / составители: В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2022. – 48 с. ISBN 978-5-9980-0562-6 - URL: https://soiro64.ru/wp-content/uploads/2023/01/kgo_vpr-po-russkomu-jazyku_maket.pdf (дата обращения 22.03.2025)
6. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.