Начиная с детского сада игра имеет особое значение и становится одним из основных методов обучения, воспитания, а значит, и развития личности ребенка.
Включение в процесс обучения игровых методов способствует развитию творческих способностей, развивает воображение и наглядно-образное мышление, расширяет круг эмоциональных представлений учащихся и в конечном итоге позволяет добиться более глубокого восприятия музыки.
Игровая деятельность на уроке музыки .
Начиная с детского сада игра имеет особое значение и становится одним из
основных методов обучения, воспитания, а значит, и развития личности ребенка.
Включение в процесс обучения игровых методов способствует развитию творческих
способностей, развивает воображение и нагляднообразное мышление, расширяет круг
эмоциональных представлений учащихся и в конечном итоге позволяет добиться более
глубокого восприятия музыки.
Игра – коллективная деятельность. В игре все участники находятся в отношении
сотрудничества, объединены единым замыслом, и каждый из играющих вносит в игру свою
долю фантазии, опыта, активности в развитие принятого коллективного замысла. В игре
развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, вырабатываются
организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства.
Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им
порой слишком скучным, обычным и надоевшим и является важнейшей союзницей не
только в воспитании детей, но и в их обучении.
Материал, изученный в процессе игровой деятельности, забывается учащимися в
меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не
использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается
занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для
школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение
знаний становится более качественным и прочным.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
воспитательную – оказывает воздействие на личность учащегося, развивая его мышление,
творческую активность, расширяя его кругозор;
обучающую – способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию
навыков;
ориентирующую – умение ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать
необходимые средства для решения той или иной учебной задачи;
развлекательную – это основная функция игры – развлечь, пробудить интерес,
воодушевить;коммуникативную – усвоение диалектики общения;
самореализации в игре;
диагностическую – выявление отклонений от нормального поведения;
межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социальнокультурных
ценностей;
социализации – усвоение норм человеческого общежития, включение в систему
общественных отношений.
Применяя игру как форму обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности ее
использования. Он определяет задачи игры в соответствии с целью учебного процесса,
составляет систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное
усложнение этапов игры. Участники игры обеспечиваются методическими материалами,
игровыми заданиями, реквизитом и т.д.
Следует отметить, что существующее многообразие учебных игр позволяет использовать
их практически на любом этапе урока: при закреплении нового материала, при проведении
опроса, как домашнее задание или как вариант проведения обобщающего урока.