Игровой практикум
«Словесные игры дома и в детском саду»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра-
это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем
расположении духа, активен и доброжелателен.
^ Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное
ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со
старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений
о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно
развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и
использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым
различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать
образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в
процессе игры формируется и развивается ориентировка
ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать
величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует
накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая
ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных
умений, которые формируются в игре.
Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений
изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после
неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес,
можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст,
маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз,
жучков и др.
Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении
выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают
внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать
игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.
Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения
дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений
предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию.
Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает
положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей.
Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами,
представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию.
Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к
другим живым организмам, содействует физическому
развитию. Усваивая цвета, их оттенки,
форму предметов, манипулируя игрушками и другим
игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети
начинают понимать красоту окружающего мира.
Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так
и в качестве самостоятельных тренингов.
Уважаемые родители!
Поиграйте с вашим ребёнком в игры со звуками. Они научат
его слышать и различать звуки нашей речи.
Игра №1 «Фонетическая гимнастика»
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Как тикают часы? –Тик-так.
Как подзывают цыплят? – Цып-цып.
Как чикают ножницы? – Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх и т. п. А затем задаём вопросы так, чтобы, отвечая, ребёнок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? – Ж-Ж-Ж
Как воет волк? – У-У-У
Как паровоз выпускает пар? – Щ-Щ-Щ
Как поёт комарик? – З-З-З
Как рычит мотор? – Р-Р-Р
Что нужно говорить, когда врач смотрит горло? – А-А-А
Как фыркает кот – Ф-Ф-Ф
Как выходит воздух из шара? – С-С-С
Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш.
Вариант этой игры. «Звуковые загадки»
Взрослый называет какой-то звук, а ребёнок придумывает кто (что)
может его издавать.
Кто (что) издаёт такой звук: З-З, Ш-Ш, Р-Р и т. д.
Игра №2 «Заводные игрушки»
Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети
начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок.
Р- затарахтел мотоцикл.
Ф – зафыркал кот.
С – выходит воздух из шара.
Игра №3«Выдели слово»
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Кто больше?»
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р». за каждое названное слово дается поощрительное очко.
Игра №4 «Скажи, как я»
(эта игра научит интонированию звуков)
Взрослый кидает мяч ребёнку и называет слово, голосом интонационно
выделяет звук. Ребёнок перебрасывает мяч взрослому, повторяя слово
точно так же. Нельзя подбирать слова с теми звуками, которые ребёнок
еще не научился говорить. Например:
ССССССумка
коШШШШка
ММММишка
ЗЗЗЗЗЗамок
ГГГГГГусь .
Игра №5 «Эхо»
Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: ”Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: ”Эхо, привет!”, то и оно вам ответит: ”Эхо, привет!”, потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо”. Затем назначают водящего — ”Эхо”, который и должен повторять то, что ему скажут. Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, ”ау”, ”скорее”, ”бурелом”).
Игра №6 «Шутки – минутки»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
Сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Игра №7 «Весёлая полянка»
Перед началом игры с ребёнком необходимо договориться о том, что по
команде взрослого он будет изображать то комара, то пчёлку, то змею и
произносить соответствующие звуки.
Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчёлки.
Ребёнок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу и «поёт» Ж-Ж-Ж. Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-З-З,а чем ближе они подлетали, тем громче их слышно: З-З-З (ребёнокпоёт звук «З»).
Вдруг под кустиком появился ёжик. Ёжик выпускает колючки и возмущённо фыркает Ф-Ф-Ф. Ёжик спугнул ползущую змею, которая злобно шипела: Щ-Щ-Щ.
На дереве стучит дятел: Д-Д-Д и т.
д. (Количество персонажей зависит от фантазии взрослого).
Игра №7 «Начало, середина, конец»
Учите детей определять место звука в слове – в начале, в середине, в конце. Предложите найти на картинке, среди картинок лото слова, которые начинаются на А, заканчиваются на А. Или просто предложите определить место звука в слове.
Игра №8 «Подумай, не торопись»
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».
– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач…)
– Подбери слово, чтобы первый звук был «к», а последний – «а».
– Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на “А”; что начитается на “С”, в середине слова звук “Т” и.т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.