Во времена глобальных перемен и потрясений достойно могут вы¬жить только здоровые, эмоционально устойчивые, способные на высокую концентрацию усилий и умеющие своевременно восстанавливать свои си¬лы люди.
Число заболеваний увеличивается с каждым годом несмотря на все достижения медицины. При этом с каждым годом они "молодеют", уже среди воспитанников детских садов большинство детей страдает хрони¬ческим заболеванием, имеют патологическую осанку, нарушения опор¬но-двигательного аппарата, умственную и эмоциональную заторможен¬ность.
Настоящего физического здоровья и душевного равновесия достига¬ет лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окру¬жающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реа¬лизовать свои физические и духовные способности.
Предлагаемая автором методика направлена на активизацию защит¬ных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитию и высво¬бождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсоз¬нания.
Автор обращается ко всем, кто заинтересован в здоровье и разви¬тии детей, к работникам детских учреждений и родителям и хочет по¬делиться своими знаниями и наработанным опытом на постоянных прак¬тических семинарах.
игров стретч.doc
А.Г.Назарова
Игровой
С т р е т ч и н г
Методическое пособие для работы с детьми
Санкт Петербург "Растяжка сопутствует нам всю жизнь.
Рождение это растяжка. Глубокий вдох,
улыбка, любое движение тела
растяжка. Растяжка это гибкость,
гибкость это молодость, молодость
это здоровье, активность, хорошее
настроение, раскрепощенность, уве
ренность в себе".
Е.И.Зуев «Волшебная сила растяжки».
Автор Назарова Анна Георгиевна педагогпсихолог,
методист Института валеологического образования, сотрудник
Института образования взрослых (РАО) (СанктПетербург); член
"Союза творческих педагогов России"; руководитель детской
танцевальной студии; Автор 20 публикаций по педагогике и
психологии, автор методических пособий « ИГРОТРЕНИНГ»,
«Танцуем все вместе». Опираясь на свой многолетний опыт
проведения оздоровительных занятий в дошкольных и школьных
учреждениях с помощью сюжетноролевых и тренинговых игр,
ставила своей целью подойти к решению одной из актуальных
проблем комплексного оздоровления детей.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Во времена глобальных перемен и потрясений достойно
могут выжить только здоровые, эмоционально устойчивые,
способные на высокую концентрацию усилий и умеющие
своевременно восстанавливать свои силы люди.
Число заболеваний увеличивается с каждым годом несмотря
на все достижения медицины. При этом с каждым годом они
"молодеют", уже среди воспитанников детских садов
большинство детей страдает хроническим заболеванием, имеют
патологическую осанку, нарушения опорнодвигательного
аппарата, умственную и эмоциональную заторможенность. Настоящего физического здоровья и душевного равновесия
достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с
собой, окружающими, природой, научился управлять своим
разумом, способен реализовать свои физические и духовные
способности.
Предлагаемая автором методика направлена на активизацию
защитных сил организма детей,
овладение навыками
совершенного управления своим телом, психоэнергетической
саморегуляции,
развитию и высвобождению скрытых
творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
Автор обращается ко всем, кто заинтересован в здоровье и
развитии детей, к работникам детских учреждений и родителям
и хочет поделиться своими знаниями и наработанным опытом на
постоянных практических семинарах.
"Хомо луденс" человек играющий.
Если рассматривать человека с позиций глубокого уровня
существования, как организм, увидим, что там действуют свои
законы, направленные на саморегуляцию процессов в организме,
как устойчивой системе, стремящейся сохранить свою
целостность. Человек телеснодуховное, социальное существо,
наделенное от природы многими задатками и способностями,
чаще всего так и нераскрытыми. Стать неповторимой
личностью, раскрыть свою индивидуальность, научиться жить в
гармонии с собой и окружающим миром, найти свое место, свое
дело в этом мире очень нелегко. Кант считал, что человек
становится личностью благодаря самосознанию.
Для продуктивной деятельности в любой области
необходимо сочетание активности левого и правого полушарий.
Однако в наш рациональный век левое полушарие получает
больше импульсов для своего развития, т.к. оно ведает
логическими,
аналитическими,
объективными функциями мозга. Такие же способности правого
полушария, как интуиция, чувственность, предвидение,
генерирование идей, нестандартность мышления остаются
нераскрытыми. Именно игра, работа с образом, различные
упражнения по развитию творческих способностей,
интеллектуальными, психоэнергетическая саморегуляция помогают расскрыть эти
возможности, потенциально имеющиеся в той или иной степени
практически у всех детей.
Нам очень сейчас не хватает такого понятия как "Хомо
луденс" человек играющий. Даже наши дети раньше времени
уходят из мира детских игр в неприглядные "игры" взрослых.
Игра определенное качество деятельности, отличающееся от
"обыденной" жизни, это "преображение действительности и
самого играющего".
Игра это особая реальность, доступная восприятию
каждого, суествующая на всех степенях культуры, при разных
формах мировоззрения.
Игра это биологическая функция человека, реализация
компенсация
врожденного
нереализованных возможностей, выход избыточной энергии,
упражнение самообладания и т.д.
подражания,
инстинкта
Игра это творческая деятельность детей. И хотя в нашем
сознании игра это дело несерьезное, дети живут в игре,
действие образов игры не прекращается с ее окончанием. Дети
живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем
окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в
целях оздоровления и развития ребенка и является целью
методики.
Все занятия проводятся в виде сюжетноролевой или
тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых
ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким
образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и
развивающих задач.
Широко используется метод аналогий с животными и
растительным миром (образ, поза, двигательная имитация),
метод театрализации, где педагог режиссер, используя
игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого
полушария головного мозга ребенка, его пространственно
образное мышление, способствуя высвобождению скрытых
творческих и оздоровительных возможностей подсознания.
В здоровом теле... " Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли
Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине,
дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли
Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге везде
окончательным фактом является мышечное движение".
И.М.Сеченов
Мы живем в нашем теле, без него невозможно существование
в этом мире, оно является выражением нашей души. Это
единство нельзя разорвать, не прервав одновременно и жизнь.
Когда душа и тело находятся во взаимодействии, влияют друг
на друга развивается гармоническая уравновешенная личность.
Тело и его процессы фундамент личности. Через тело можно
понять личность, сущность человека, через тело можно строить,
развивать эту сущность намного сильнее, чем мы часто думаем.
Любое хорошее воспитание во все времена было неразрывно
связано с работой над телом. Стабильный, полноценный человек
представляется нам прямым, энергичным, с хорошей осанкой,
походкой, умением пластично двигаться, танцевать, управлять
своим телом. Свобода, раскованность внешних движений
неразрывно связана с внутренней свободой, естественным
чувствованием, телесным и душевным покоем. Все в человеке
связано с работой мышц: и движение, и дыхательная система,
управляющая ими. Чем активнее работа мышц, тем интенсивнее
самообновление организма.
В человеческом организме каждая мышца имеет свою строго
определенную функцию и должна нести полную нагрузку и
хорошо отдыхать. Мышечное бездействие, особенно в сочетании
с нервным напряжением, губительно сказывается на здоровье,
провоцируя нарушения деятельности вегетативной нервной
системы, желез внутренней секреции и внутренних органов.
Человек на 3540% состоит из мышц. Почти все остальные
системы организма служат для приведения мышц в движение,
обеспечивают их работоспособность. Недостаток мышечной
деятельности приводит также к дискоординации работы мозга.
Просто много двигаться не значит задействовать все
мышцы организма. Идея здоровья, совершенствования тела
часто связывается в сознании людей с бурной физической бегом,
утомительными видами спорта,
деятельностью,
поднятием тяжестей, накачиванием мышц и т.д. Но мало кто
может заниматься этим систематически, начиная с детства на
протяжении всей жизни в силу различных причин. К тому же все
виды спорта действуют обычно только на 1/3 часть мышц,
оставляя не развитыми жизненно важные для поддержания
осанки мышцы спины, живота, стоп, внутренних органов.
Изза ее нарушения,
Хорошая осанка это не только привлекательный внешний
зажатости позвоночника,
вид.
возникающего плоскостопия, вызванного неправильностью
походки,
возникают многие
заболевания. Позвоночник ключ ко всему организму. При
нарушении статичных нагрузок на скелет, возникают смещения
позвонков, нарушается ход энергетики ко всем органам и даже
происходит смещение внутренних органов.
неразработанностью стоп,
Позвоночник должен оставаться подвижным и гибким в
течение всей жизни.
Отчего же происходит деформация позвоночника,
нарушение осанки? У детей позвоночник гибкий, но он довольно
скоро теряет это свойство. Наши дети рано начинают длительно
сидеть, их спина при этом напрягается, надолго "застывает" в
одном положении, вызывая перегрузку отдельных мышц. То же
самое происходит при занятиях согнувшись, при неправильном
лежании, ходьбе, ношении тяжестей и т.д. Мышцы, связки,
другие ткани, поддерживающие и двигающие скелет, усваивают
определенные модели движения. Вредное воздействие непра
вильной осанки накапливается, создавая напряжение мышц и,
что самое страшное, привыкание к такому вредному состоянию.
Нарушения формы позвоночника,
даже имеющие
функциональный характер, не только расстраивают нормальную
работу опорнодвигательного, но разрушают и деятельность
дыхательной системы, что ухудшает кровообращение головного
мозга, снижает его работоспособность, приводит к нервному пе
реутомлению.
Для профилактики различных деформаций позвоночника,
чтобы укрепить его связочный аппарат, рекомендуется
выполнять физические упражнения с разнообразными движениями позвоночника, а также упражнения, укрепляющие и
поддерживающие позвоночник, мышцы спины и живота. При
растягивании позвоночника увеличиваются межпозвонковые
промежутки,
нервов,
восстанавливается циркуляция крови и лимфы.
При
исправлении осанки тело как бы просыпается, улучшается
общее самочувствие, исчезают спазмы мышц.
уменьшается
сдавливание
Здоровая мышца сокращается в работе и расслабляется при
отдыхе. Чем слабее, неэластичнее мышцы, тем больше
напряжения они накапливают, а значит, в них нарушается
циркуляция крови. Когда мышца все время находится в
состоянии напряжения и зажатости, появляется чувство
мышечного, эмоционального, психического дискомфорта и даже
неоправданные боли. Дети могут жаловаться на боли живота,
горла, головы, ушей, которые трудно объяснить с точки зрения
традиционной медицины, т.к. они не связаны с внешним
воздействием инфекцией.
Методика предлагаемых упражнений основана на статичных
растяжках мышц тела и суставносвязочного аппарата рук, ног,
позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и
исправить ее,
оказывающих глубокое оздоровительное
воздействие на весь организм. Она базируется на анализе
известных систем физических упражнений, приемов мануальной
терапии, ритмики, хореографии.
Упражнения на растягивание мышц широко применяются в
системе массажа, самомассажа, в лечебной физкультуре,
особенно для коррекции двигательных расстройств, нарушениях
мышечного тонуса. Популярны упражнения стретчинга и как
средство достижения релаксации. Эти упражнения доступны
всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической
подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные
снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно
выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и
индивидуально.
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают
эластичность связок, снижается опасность отложения в
суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу
всего организма, включая психику, направлены на расслабление,
настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без
вреда, используя защитные силы организма, предупредить
многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы,
мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную
систему вырабатывается естественная сопротивляемость
организма.
Сочетание динамичных и статичных физических упражнений
наиболее соответствует природе опорнодвигательного
аппарата человека и является лучшим методом тренировки для
выработки силы, выносливости, координации движений.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к.
человеческое тело само по себе достаточно универсально.
Самоманипулирование своим телом в медленном, а значит,
безопасном ритме дает наиболее эффективные результаты.
Медленные движения воздействуют на мышцы и суставы по
всей их глубине. Упражнения стретчинга позволяют, почти не
отнимая времени, творить чудеса. Не нужен будет ни ману
альный терапевт, ни другие врачи.
Статичные упражнения стретчинга вызывают не только
воздействия на глубинные мышцы организма, но также
нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том
числе свертываемость крови,
количество лейкоцитов,
желудочную кислотность, работу кишечника и т.д.
Все это связано с изменением корковых процессов в связи с
возникновением в коре головного мозга в области двигательного
анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной
стороны, формированием волевых импульсов, с другой
возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений,
можно начинать с 4х лет. И очень важно заниматься с детьми
именно дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных
учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в
игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц,
носят близкие и понятные детям названия животных или
имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному
материалу. На каждом уроке дается новая сказкаигра, в
которой дети превращаются в различных животных, насекомых
и т.д., выполняя в такой интересной форме сложные
упражнения.
Программа работы со школьниками имеет свою специфику в
зависимости от возраста, но везде учитывается объем
необходимой физической нагрузки для нормального протекания
физиологических процессов. Упражнения каждого занятия
подбираются с учетом пропорциональной занятости всех групп
мышц.
Стретчинг повышает двигательную активность,
выносливость, снижает эмоциональнопсихические напряжения.
Переход от мышечных упражнений к расслаблениям
позволяет за короткое время нормализовать все функции
организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и
последовательность упражнений таковы, что если данная группа
мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно
выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.
Освоение упражнений стретчинга развивает мышечное
чувство, умение определять напряжение в своем теле,
расслабляться. А на методах концентрации внимания и
расслабления мышц целиком основаны и аутогенная
тренировка, и изометрическая гимнастика, и все виды психоре
гуляции.
У детей исчезают комплексы переживаний, связанные с
физическим несовершенством тела, неумением им управлять,
возникает, по определению И.П.Павлова, "мышечная радость",
сознанию которой помогают вводимые в занятия элементы
ритмики, игровых и современных танцев, позволяющих обучить
детей культуре движения, раскованному владению своим телом,
пластике жеста.
Помимо общего оздоровительного эффекта, умения
управлять своим телом, запас целенаправленных двигательных
навыков позволяет детям чувствовать себя сильными,
уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных
комплексов, создает чувство внутренней свободы. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально
или в группе. При групповых занятиях обязательно учитывать
возрастные особенности детей. В связи с этим группа должна
составляться из детей приблизительно одного возраста.
В каждой группе занимается не более 15 детей. Время
проведения одного занятия в детском саду 30 минут, в школе
40 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном
помещении,
дети занимаются на ковриках, одеты по возможности легко,
лучше без обуви (в носках).
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение
к занятиям, улыбка, радость, делают занятия особенно
эффективными.
Преподаватель учит удерживать внимание детей на
определенных мысленных образах, делать представления
яркими, живыми.
Управление вниманием начинается с концентрации на
реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных,
слуховых).
Воздействие мысленных образов,
регулирующей и
программирующей силы слова значительно повышается в
состоянии мышечной расслабленности.
В каждом занятии обязательно сочетание динамических и
статических форм работы мышц.
Всякое движение может и должно компенсироваться
контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением,
нужно регулярно укреплять путем растягивания и
расслабления.
Все упражнения основаны на чередовании напряжения и
расслабления мышц. При растяжках и расслаблениях
преподаватель создает обратную связь, т.е. обращает внимание
на состояние данной группы мышц и всего тела.
Не следует выполнять несколько упражнений подряд на
сходные группы мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных
направлениях, чтобы не стать скованным.
Растягивание должно быть нерезким, без лишнего усилия, не
приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Движения
мягкие, медленные, контролируемые телом.
Работа с одними мышцами влияет на тонус других (биосвязь
с мозгом). В одном занятии должны быть упражнения на все
группы мышц.
Выполнение упражнений со статикой и расслаблением
развивает мышечный контроль, вырабатывает навыки памяти
тела.
Чтобы научиться расслабляться, нужно научиться предельно
напрягаться.
Мышечный тонус готовность к действию или бездействию.
Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей у
тела (при стрессе от судорог до обморока). Упражнения на
растяжку и расслабление наиболее короткий путь к умению
управлять своим мышечным тонусом.
Управление своим телом, сотрудничество с ним начинается с
осознания своего тела, закрепления представлений о нем.
Развивать мышечное чувство лица, контроль тонуса мимической
мускулатуры, сбрасывание зажимов. Вводить в сюжетно
ролевые игры мимические упражнения (удивление, страх, гнев,
презрение, радость и т.д.).
Все упражнения выполняются под соответствующую четкую
музыку.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА
Дети организованно под музыку заходят в зал, используя
различные виды ходьбы.
1. Простой четкий шаг с оттягиванием носка и взмахом рук.
2. На носках (проходка). Руки за головой.
3. На пятках. Руки за спиной("полочкой"), ладонью на
противоположный локоть.
4. На внешней стороне стопы (как медвежата). Руки на
поясе. 5. С высокими коленями (носоки оттянуты). Руки согнуты в
локтях ладонями вниз. Коленями стараться прикоснуться к
ладоням.
6. На прямых ногах. Руки согнуты в локтях, ладони внутрь
(как роботы).
При ходьбе учить сохранять правильную осанку. Дети
строятся на ковриках в шахматном порядке, ориентируясь,
чтобы не мешать друг другу. Проверяется правильность осанки
детей, и под музыку дети здороваются с преподавателем (общий
поклон, реверанс, мужской поклон).
Занятия состоят из трех частей. Структура занятий
разработана в соответствии с требованиями физиологии и
гигиены физических упражнений и обусловлена
закономерностями работоспособности и утомляемости
организма ребенка при физических нагрузках. Все занятие под
чинено общей цели вызвать усиленное действие
физиологических функций организма ребенка, содействовать
развитию физических качеств и формированию движений.
Части занятия естественно переходят одна в другую.
В первой (вводной) части ставится задача подготовить
организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных
упражнений в последующей (основной) части занятия.
В содержание вводной части входят упражнения игровой
ритмики, танцевальные упражнения, упражнения на внимание,
координацию движений.
Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым
упражнениям, закрепляют старые. В этой части используются
упражнения стретчинга,
оказывающие физиологическое
воздействие на организм ребенка, воспитываются физические
качества детей. Начинается основная часть упражнением на
растяжку позвоночника.
После растяжки дети садятся на коврики, сохраняя
правильную осанку при сидении (спинка прямая, головка
приподнята, плечи опущены и слегка отведены назад). Наиболее
эффективны позы сидения на пятках поза ученика (рис.1).
Руки лежат ладонями на бедрах, локти отведены назад. Когда дети сели, преподаватель начинает сюжетноролевую
игру. Игры проводятся в виде сказочных путешествий (в
зоопарк, на морское дно, в лес, в джунгли и т.д.), фантазий,
когда дети сами придумывают встречи с различными
животными, и по заранее подготовленному на основе сказки
сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных
персонажей, помогают героям сказки и т.д.
На каждом занятии игра новая, используется новый сюжет.
Игра должна быть интересной для детей, проводиться
эмоционально, с точно рассчитанным временем чередования
упражнений и слушания сказки.
Дети учатся быстро переключать внимание, сделав
упражнение, быстро садятся в позу для слушания (обязательно с
прямой спиной).
На каждом занятии дети делают 910 упражнений на
различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы
упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на все
тело ребенка.
За одно занятие дети делают:
23 упражнения для мышц живота путем прогиба назад,
23 упражнения для мышц спины путем наклона вперед,
1 упражнение для укрепления позвоночника путем его
поворотов,
23 упражнения для укрепления мышц спины и тазового
пояса,
12 упражнения для укрепления мышц ног,
12 упражнения для развития стоп,
1 упражнение для развития плечевого пояса или на
равновесие.
Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
Время выполнения всех упражнений 910 минут.
Приблизительно 1 минуту между упражнениями дети учатся
сидеть прямо.
Сюжеты для ролевых игр должны быть доступны пониманию
детей, расширять кругозор, воспитывать их эстетически и
этически. В основном используются сюжеты народных сказок,
сказок русских и зарубежных писателей. В третьей (заключительной) части занятия решаются
задачи постепенного перехода организма ребенка к другим
видам деятельности. Проводятся игровые танцы под знакомую
детям музыку. Выполнение простых танцевальных движений в
игровой форме расширяет двигательные навыки детей, приучает
их координировать свои движения согласно музыке, создает
дополнительный, положительный фон и настрой.
Помимо игровых танцев проводятся танцевальные игры,
позволяющие активизировать действия детей, развивать их
внимание.
Заканчиваются занятия подведением итога стараний детей,
после чего они прощаются с преподавателем (девочки
реверансом, мальчики мужским поклоном) и организованно (не
обязательно в строгом построении) уходят из зала.
Вводная часть длится: в младших группах 24 минуты,
в средней 35 минут,
в старшей 46 минут,
у младших школьников 510 минут.
Основная часть длится: у младших групп 15 минут,
у средних и старших 20 минут,
у младших школьников 2025 минут.
Заключительная часть длится: в младшей группе 510 минут,
в средней 46 минут,
в старшей и подготовительной 46 минут,
у младших школьников 510 минут.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАНЯТИЙ
Показ физических упражнений, образный
Доступность.
1. Наглядность.
рассказ, подражание, имитация известных детям движений.
2.
Обучение упражнениям от простого к
сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень
подготовленности ребенка.
3. Систематичность.
Регулярность занятий, повышение
нагрузки, увеличение количества упражнения, усложнение
техники их выполнения. Многократное выполнение
4. Закрепление навыков.
упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне
занятий.
5. Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста,
особенностей каждого ребенка.
Воспитание интереса к
занятиям, активности
ребенка.
Сознательность.
Понимание пользы упражнений,
6.
потребность их выполнения в домашних условиях.
Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и
чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством
повторения упражнений, амплитудой движения.
Эффективность занятий определяется показателем общего
состояния ребенка в конце года, его адаптацией к нагрузке,
координацией движений, тонусом мышечной системы. Величина
физической нагрузки каждого ребенка определяется врачом
ЛФК. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Младший дошкольный возраст (4й год жизни).
В том возрасте костная система сохраняет еще хрящевое
строение в отдельных местах (особенно кисти рук, берцовые
кости, некоторые части позвоночника), что легко может вызвать
искривления при неправильных позах и неудобном лежании.
Предметом особого внимания в том ворасте должна служить
тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела,
полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность длины
шагов, потому выработке походки, осанки и пр. необходимо
уделить больше внимания.
Пространство зала дети еще использовать не умеют,
теснятся. Приходится помогать им построиться, найти свое
место. В связи с этим уходит больше времени на вводную часть
(до 10 минут).
Лучше использовать игру "найди свое место" или
"самолетики".
Основной вид деятельности игра. Дети получают от игры
огромное удовольствие, легко вживаются в образ. Но игра в
основном индивидуальна, каждый играет сам, результат
действия их еще мало интересует. Собственное "я" на первом
месте, каждый хочет показать себя, поглощен самим процессом
движения. Анализировать свои действия они не умеют, делают
упражнения плохо, вразброд. Многие не стремятся повторять
упражнение, превратился, например, в когото и доволен.
Важно учить детей принимать исходное положение,
сдерживать движения, приучать их ожидать разрешения
выполнять упражнение, поскольку они часто мешают друг
другу, стремятся передвигаться по залу.
Внимание у них еще крайне неустойчиво, повышена
эмоциональная возбудимость, волевых усилий в выполнении
упражнений почти нет.
Высокая роль подражания и плохое восприятие словесной
информации. Все надо показать. Необходим большой индивидуальный подход к каждому
ребенку стем, чтобы, приучать к словесным пояснениям;
показывая лучшего, обязательно объяснять, почему выбрали
его, что он делает правильно, тем самым пробуждая желание
заниматься, повторять движения (45 раз).
Дыхание малышей еще поверхностное. Учить их
правильному дыханию легче на образах (на выдохе использовать
звуки: Шш, мяу, уф и т.д. согласно образцу).
Координация движений с музыкальным сопровождением у
них почти отсутствует.
Многие дети, пришедшие из семьи, часто не могут
приспособиться к занятиям в группе.
2. Средняя группа (5й год жизни).
Период первого вытяжения. Накопление мышечной силы,
выносливости, усиление подвижности.
Хрящевидными остаются части костей кисти, стопы. Дети ее
не могут выполнять мелкие и точные движения.
Однако движения тела уже достаточно координированы,
точны. Умеют свои движения регулировать, выполнять их
намеренно. У них уже возросла работоспособность, способность
сохранять нужную позу. Они охотно и многократно повторяют
движения, в которых уже присутствует волевой характер.
Возрасла сила конечностей.
Походка стала правильнее, но руки недостаточно энергичны.
Многие еще сутулятся, но голову опускают меньше. Шаг стал
равномернее. Можно уже широко использовать различные
способы ходьбы (на носках, на пятках, на внешних сторонах
стопы и т.д.).
Игра по прежнему остается главным видом деятельности.
Наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать
и словесные пояснения. Легче понимают и выполняют исходные
положения. Нужно постоянно приучать их к восприятию
словесной информации, кратко и четко по ходу объясняя, что
делается правильно и почему (ноги прямые, носки оттянуты и
т.п.). Детей спедней группы легче правильно построить, и
приучить сохранять свое место во время занятий. При этом
надо обращать особое внимание на положение ног (они
стремятся их сгибать) и плеч (очень напрягают). Они уже умеют
подчинять свои движения общему ритму, делать упражнения
согласованно. Многие хорошо воспринимают музыкальное
сопровождение.
Хорошо участвуют в играхимпровизациях,
охотно
фантазируют, вживаются в образы (в виде деревьев, цветов и
т.п.). Получают удовлетворение от красоты движения, умеют
анализировать движение, охотно включаются в игры
соревнования. Очень отзывчивы на похвалу. Высшая награда
для них демонстрация другим ребятам их умения выполнять
упражнения. У многих из них внимание еще неустойчиво,
поведение и действия выходят изпод контроля сознания,
Надо поощрять их
возможны эмоциональные срывы.
самостоятельность,
настойчивость,
волевые качества.
Упражнения повторять 56 раз.
3. Старшая и подготовительная группы.
Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном
крепок, можно давать больше упражнений для упругости и
силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более
подвижны.
Возросла у них и координация движений, их точность. У
некоторых детей встречается импульсивный характер
движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо
координирована походка, отсутствуют лишние движения.
Действия их уже подконтрольны сознанию и могут ре
гулировать силу упражнений, подчинять их своей воле. Дети
уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе,
понимают их пользу, связь между способом выполнения
упражнения и конечным результатом. Они более настойчивы в
преодолении трудностей, многократно повторяют упражнения.
Они могут уже работать дружно, хорошо понимают команду,
сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и
позах. Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, более организованны и дисциплинированны. Умеют анализировать
свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать друг
другу.
Многие из них выполняют упражнения дома по своей
инициативе их уже привлекает результат упражнений.
Уже можно добиваться от них пластики движений, их
красоты, четкости. Словесные указания при том важнее показа
упражнения.
В основном эти дети хорошо чувствуют музыкальный ритм,
подчиняются ему. Можно также на вербальном (словесном)
уровне работать с дыханием, объясняя, когда делать вдох, а
когда выдох. В этом возрасте важно воспитывать интерес у
детей к ежедневным занятиям дома. Упражнения повторять 6 8
раз.
4. Младший школьный возраст.
В этот период ребенок соединяет в себе черты дошкольного
детства с особенностями школьника.
Нагрузка на позвоночник детей этого возраста сильно
увеличивается. Детям приходится длительно сидеть, надолго
"застывать" в одном положении, вызывая перегрузку отдельных
мышц. Эту неизбежную перегрузку можно предотвратить
упражнениями стретчинга.
Происходят существенные изменения во всех органах и
тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника шейный,
грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не
заканчивается, отсюда его большая гибкость и подвижность,
открывающая как большие возможности для правильного
физического воспитания, так и отрицательные последствия (при
отсутствии нормальных условий физического развития).
В школьные годы ребенок начинает подолгу сидеть, часто в
неудобной позе, т.к. тело его быстро устает. К тому же мебель в
школе, да и дома, далеко не всегда соответствует росту
ребенка. Даже у детей, которые пришли в первый класс с
нормальной осанкой, чаще всего она начинает катастрофически
нарушаться. Часто начинает возникать плоскостопие и изза
неправильной походки, и изза неудобной, неподходящей обуви. У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки,
растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом
крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети
более способны к сравнительно сильным и размашистым
движениям, но труднее справляются с движениями мелкими,
требующими точности. Окостенение фаланг кистей рук
заканчивается к 911 годам, а запястий к 1012. В связи с этим
у детей быстро устает кисть.
В этом возрасте больше внимания уделять ритмической
разминке, включать побольше движений для кистей рук и на
координацию движений (710 минут).
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и
торможения. По сравнению с дошкольниками у младших
школьников больше созна
тельности, самоконтроля, выдержки. Но они все еще склонны к
возбуждению, непоседливы.
Игра в жизни детей этого возраста продолжает занимать
очень важное место. Но наряду с игрой этим детям можно уже
объяснить важность занятий, воздействие их на организм и т.д.
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Игровой С т р е т ч и н г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.