Игровые методы как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционного класса

  • docx
  • 10.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала игровые методы как средство активизации познавательной деятельности учащихся.docx

Специальная (коррекционная) школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи: дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду; воспитать у них положительные личностные качества и корригировать имеющиеся дефекты; подготовить их таким образом к жизни среди нормальных детей, то есть социально адаптировать. Чтобы сделать обучение наиболее эффективным, необходимо создать положительный эмоциональный настрой, комфортную обстановку, повысить познавательный интерес, активизировать деятельность обучающихся.

Как одно из средств активизации обучающихся я использую на своих занятиях игру. Игра для детей - это труд, который требует настоящих усилий, проявления подлинных человеческих качеств. В игре дети иногда преодолевают серьезные трудности, тренируют свои силы и ловкость; развиваются их способности и ум. Ребенок здесь чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Особое значение игра имеет для детей с особыми образовательными потребностями. Игры воспитывают коллективизм, взаимопомощь. В процессе игры создаются наиболее благоприятные условия для формирования, развития, совершенствования психических процессов ребенка, его личности. Игры, в которых есть правила, воспитывают организованность, выдержку, честность.

Игровая деятельность ближе и доступнее всего детям. Слова Ш.А. Амонашвили: “.... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока” стали для меня основным правилом в работе. Я стремлюсь создать на каждом уроке такую ситуацию, которая позволила бы каждому учащемуся проявить себя. Использую дидактические, ролевые, деловые игры, ввожу элементы занимательности, применяю нетрадиционные формы проведения уроков. Дидактическая игра является одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с особыми образовательными потребностями к учебному предмету. Она помогает развивать у этих детей любовь к занятиям.

Место дидактических игр в учебной работе

Игра должна органически сочетаться с серьезным напряженным трудом, не отвлекать от учения, а наоборот, способствовать интенсификации учебной работы. Дидактическая игра состоит из следующих элементов:

1) из дидактической задачи;

2) игровой задачи;

3) игровых действий;

4) правил игры;

5) результатов (подведения итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Работа над ней требует активизации всей психической деятельности учащихся. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, внимание становится целенаправленным, устойчивым.

Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Игровые действия - основа игры. В разных играх игровые действия различны, это могут быть ролевые игрыотгадывание загадок. Правила игры помогают направлять игровой процесс, управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, У них вырабатывается критерий для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Подведение итогов игры проводится сразу по окончании игры.

Методика организации дидактических игр

1. Подготовка к дидактической игре:

• отбираю игры в соответствии с задачами обучения и развития;

• устанавливаю, насколько игра соответствует требованиям в данной возрастной группе детей;

• определяю наиболее удобное время для проведения дидактической игры;

• выбираю место игры;

• готовлю необходимый дидактический материал для выбранной игры.

2. Проведение дидактической игры:

• знакомлю детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

• объясняю ход и правила игры, при этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами; показываю игровые действия, если это необходимо; определяю свою роль в игре: в качестве играющего, болельщика, арбитра;

• подвожу итоги игры.

З. Анализ проведения игры. Он помогает выявить индивидуальные особенности в поведении детей, наметить перспективы в работе с ними.

Приемы и методы руководства дидактической игрой

1. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

2. Следствием успешной организации дидактической игры является то, что, обучая, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует, сближает детей. Дети постепенно осознают, что их поведение в игре может быть иным, чем в процессе обучения: тут они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Поэтому стараюсь, чтобы дети были увлечены игровой задачей на протяжении всей игры.

З. Объясняю правила, рассказываю о содержании игры, делаю это предельно кратко, ясно, четко.

4. С начала игры и до ее конца вмешиваюсь в ход игры, отмечаю удачные решения детей, подбадриваю застенчивых и т. д.

5. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов бываю особенно внимательной.

6. Большое значение имеет темп игры, важно избежать излишней медлительности.

Можно выделить следующие виды дидактических игр (ряд игр дан в Приложении):

• игры-путешествия;

• игры-поручения;

• игры-предложения;

• игры-загадки;

• игры-беседы.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, они обостряют наблюдательность, учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью (игра “Путешествия по сказкам на бытовую тему”).

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения (“Что было бы ... ). Перед детьми ставлю задачу и создаю ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, умений, находчивости.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Главным моментом здесь является непосредственность переживаний, заинтересованность ... Такие игры воспитывают умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактические игры я провожу на разных этапах урока: в начале урока при повторении материала, на заключительном этапе урока с целью проверки и закрепления знаний, умений. Использование игр дает возможность развивать, обогащать речь учащихся, углублять, закреплять знания. Начинаем игру в том случае, когда я убеждена, что ученики правильно поняли условия игры и готовы к ней. Ставлю перед учащимися познавательные задачи, стараюсь создать обстановку для самостоятельного поиска учащимися решения.

Особое внимание придаю дидактическим играм при повторении пройденного материала, т. к. дети с особыми образовательными потребностями с большим трудом запоминают материал и быстро его забывают. Вначале учащиеся заинтересовываются игрой, а затем материалом, без которого невозможно принимать участие в игре. У ребят возникает интерес к учебному материалу. Если какое-то задание требует от учащегося большого интеллектуального напряжения, использую игру, которая повышает эмоциональный тонус, вносит разрядку в ход урока. Организую, провожу дидактические игры: “Кто быстрее”, “Кто больше”, “Исключи лишнее” и др. Если класс вялый, заторможенный, провожу игры: “По сугробам”, “Проверьте друг друга”, “Терминологическая зарядка”. При излишней возбудимости учащихся дидактической игре отвожу место на заключительном этапе урока. Игры: “Кто больше” (из кубиков с буквами собрать слова), “Эрудит”.

Загадки

Дети любят отгадывать и загадывать загадки. Найдя правильный ответ, они радуются тому, что сумели проявить сообразительность и находчивость. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают любознательность, тренируют внимание, память, мышление. При повторении правил безопасной работы с инструментами загадываю загадку о каком-либо инструменте; учащиеся должны отгадать загадку, а затем рассказать правила безопасной работы с инструментом. В другом случае, наоборот, сначала раздаю учащимся карточки, где написаны правила безопасной работы с тем или другим инструментом, затем загадываю загадки об инструментах. В 5-х классах провожу урок по разгадыванию загадок “Загадай-отгадай”. На урок приглашаю несколько знатоков-экспертов - учащихся старших классов. Они руководят игрой и вручают фишки - награды за правильно заданную загадку и ее отгадку. Игра в загадки очень оживляет урок.

Cюжетно-ролевые игры

Одним из важнейших средств всестороннего развития личности являются ролевые игры. В этих играх развиваются и совершенствуются психические процессы, формируются различные качества личности детей. В ходе ролевой игры учащиеся общаются между собой, что способствует развитию речи, тренируют волю. Но чтобы у учащихся возникла ролевая игра, их жизнь должна быть насыщена впечатлениями. У детей с особыми образовательными потребностями очень ограничены источники познания окружающей действительности. Во время проведения ролевой игры учу учащихся выражать те впечатления, которые они получили из жизни, творчески их перерабатывать. Так, при изучении темы “Стили одежды” провожу игру “Ателье”. Предварительно мы идем в ателье, знакомимся с работой закройщика. Распределяем роли: заказчик, закройщик. Игру проводим примерно по такому сценарию: заказчик приходит в ателье с тканью, ему необходимо заказать сшить блузку. Возникает примерно такой диалог между учащимися:

- Я бы хотела заказать блузку делового стиля.