Игровые технологии на уроках английского языка.
Роль иностранного языка в жизни общества возросла в связи с глобализацией, информатизацией, взаимозависимостью стран и культур. Иностранный язык стал средством, которое востребовано личностью, обществом и государством. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, умения использовать иностранный язык в практической деятельности и повседневной жизни. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам. В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании современных педагогических технологий обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Современные педагогические технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей. К инновационным технологиям относятся следующие технологии: развивающее обучение, проектирование, проблемное обучение, уровневая дифференциация, тестовая система, игровое обучение, погружение в иноязычную культуру, обучение в сотрудничестве, а также здоровьесберегающие, исследовательские, и информационно-коммуникативные. В данной статье я хочу показать применение игровых технологий, которые я использую в своей работе. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую игры обучающего характера. Игра, как известно, является основным видом деятельности ребёнка. Одновременно игра – это инструментарий преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Это мощный стимул к овладению языком. [1] Языковые игры можно разделить на фонетические, лексические, грамматические, игры для обучения аудированию, чтению, говорению.
Фонетические игры используются для развития у детей слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки, тренировки учащихся в произнесении иноязычных звуков.
Среди фонетических игр можно выделить игру на внимательность. Учитель называет звуки, одновременно показывает соответствующую транскрипцию. Время от времени допускает ошибки в произношении. Дети должны внимательно слушать и обнаружить ошибки.
Игра «Отгадай звук». Один из учеников называет несколько слов. В которых встречается один и тот же звук несколько раз, а остальные ребята должны отгадать такой звук. Для развития правильной артикуляции звуков и постановки произношения использую английские скороговорки. Многократное повторение даёт возможность подкорректировать произношение звуков, которые вызывают проблемы у детей.
1. Red leather, yellow leather.
2. Pat’s black cat is in Pat’s black hat.
3. Kitty caught the kitten in the kitchen.
4. If you, Andy, have two candies give one candy to Sandy, Andy.
При обучении лексике использую игру «Подарки». Каждый ученик получает карточку, на ней пишет дату рождения. После этого карточки нужно собрать, перетасовать и снова раздать чистой стороной вверх. Участники игры пишут, что хотели бы получить на день рождения. Когда все участники готовы, первый игрок переворачивает свою карточку и спрашивает: “Whose birthday is on the 14th of December?” Второй игрок отвечает:”It’s mine”. Первый игрок передаёт и говорит: “I’m giving you a bike” и т.д.
Игра «Киндер – сюрприз». Учащиеся получают киндер – сюрприз, открывают его, где находятся части слова, складывают его и составляют кластер по данной теме.
Игру «Волшебный сундук» провожу для повторения лексики, развития памяти. Каждый участник должен вытянуть из коробки листочек, где написано слово. Он переводит это слово на английский язык. И так эта коробочка проходит по кругу несколько раз, пока в ней не останется ни одного листочка.
Игра «Бинго» проводится для закрепления выученной лексики. Правила игры: На доске записано 10 слов. Дети должны выбрать любые 7 и записать их в тетрадь. Учитель называет слова, которые записаны на доске. Если названное слово записано у участника игры, он подчёркивает его карандашом. Выигрывает тот, кто подчеркнёт все слова. Подчеркнув последнее слово, он громко говорит: «Бинго». [4]
Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов. Содержащих определённые грамматические трудности, применять знания по грамматике на практике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций. При изучении множественного числа существительных обычно провожу игру «Волшебник». Предлагаю учащимся побыть волшебниками и из одного предмета сделать много (a student - students; a king – kings; a fox – foxes).
Игра с картинкой используется для лучшего усвоения структур в Present Continuous. Школьникам предлагается угадать, что делает тот или иной персонаж, изображённый на картинке, которую они пока не видели. Ребята задают вопросы:
P1: Is the girl sitting at the table?
T: No, she is not.
P2: Is the girl standing?
(побеждает ученик, который угадал действие, изображённое на картинке. Он становится ведущим и берёт другую картинку).
Игра “What do you like to do?” используется для активизации в речи общих вопросов. Один из учащихся загадывает. Что он любит делать, остальные задают ему вопросы: Do you like to swim? Do you like to play football? До тех пор, пока не отгадают. Отгадавший становится водящим.
“Have you…” – игра для тренировки учащихся в употреблении общих вопросов с глаголом to have. На столе учителя разложены игрушки. Ученикам предлагается посмотреть на них и запомнить. Затем ученики отворачиваются, а ведущий берёт со стола какую-либо игрушку и прячет её за спиной. Остальные игрушки закрывают газетой. Ученики задают вопросы ведущему:
Have you a cat?
Have you a dog? и т.д.
Задают вопросы до тех пор, пока кто-либо из учеников не отгадает спрятанную игрушку. Предлагаемые игры можно модифицировать и адаптировать к условиям конкретного урока, конкретной группы.
Урок является основной формой организации обучения в школе. Характерная для современного урока информационная перегрузка учащихся его высокая интенсивность, чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность школьников – всё ведёт к потере здоровья детей. Валеологизация системы образования предполагает, что каждый урок должен содержать в себе оздоровительный эффект, препятствовать переутомлению, поддерживать работоспособность учащихся. [3] Для решения этой проблемы на уроках английского языка провожу физкультминутки в игровой форме: рифмовки, песни, которые сопровождаются движениями, многочисленными повторами. Многочисленные повторы способствуют лёгкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций.
«Поросёнок». Ученики показывают, как свинка копает пятачком). “Pig, pig, dig, dig”!
«Петушок». Большой и указательный пальцы соединяются вместе и стучат по столу, остальные выпрямлены (это «гребешок»)
“Knock, knock, knock. What is it? – A cock!”
«Змея». Ладонью сначала одной, а затем другой руки изобразить змею, поднимающую голову, то плавно, то резко, затем показать кисть руки извивающуюся змею при этом приговаривая: “it’s a snake, snake, snake. It lives in a lake, lake, lake.
«Коза». Двумя пальцами обеих рук показать, как коза бодается.
“Goat, goat, give me your coat. Goat, goat, give me your coat”.
«Заяц». Ученики показывают, как заяц прыгает. Little hare, little hare, hop, hop, hop! Little hare, little hare, stop, stop, stop! [2]
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы ускоряет мыслительную деятельность играющих детей. Дети над этими вопросами не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым учащимся. При планировании уроков и подборе к ним игр я учитываю возрастные категории, уровень их развития и информированности. Использование игр на уроках английского языка помогают глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, умение работать в сотрудничестве), сохранить и укрепить учебную мотивацию. Применение игр способствует качественному усвоению материала и делают радостным сам процесс познания, который становится для ученика потребностью. [5]
Литература.
1. Данилова Г.В. Английский язык. 5-9 классы. Обучающие игры на уроках. Издательство «Учитель». Волгоград, 2008 г.
2. Жаркова Л.А. Игровые физкультминутки на уроках иностранного языка. ИЯШ №1 2010 г.
3. Пукина Т.В Английский язык. 5-6 классы. Игровые технологии на уроках. Издательство «Учитель». Волгоград, 2008 г.
4. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку. ИЯШ №2 2004 г.
5. Федчукова Е.В. Обучающие возможности игр. Английский язык. Всё для учителя. №3 2013 г.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.