Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе
Оценка 4.8

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Оценка 4.8
ppt
математика
13.01.2020
Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе
Игровые тех нол математика.ppt

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Усова Г.П., учитель математики,
высшая категория



2019г.

«Омутинская специальная школа» филиал МАОУ ОСОШ №1


Учительский всеобуч

«Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе, как способ проявления творческой и социальной активности»

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

«Без педагогической игры на уроке  невозможно увлечь учеников в мир знаний  и нравственных переживаний,  сделать их активными участниками  и творцами урока»  Ш.А. Амонашвили.
  Учительский труд – это бесконечный поиск. Учитель должен организовать обучение так, чтобы учащиеся почувствовали свою активную роль в учебном процессе; учителю так нужно организовать урок, чтобы ученику захотелось работать, при этом работать активно.
«Как заставить учиться? Как удержать в ребёнке чувство радостного удивления? Как приковать его неустойчивое внимание к уроку? С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Эта проблема особенно актуальна при работе с детьми с ОВЗ.
Не заставлять, а заинтересовывать, приглашая к новой системе отношений учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Учёба – это серьёзный труд. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.  Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим?
Не секрет, что математика является одним из самых трудных школьных предметов. Это сложная дисциплина, требующая большого труда. Опыт работы убеждает в том, что занимательный материал оказывает большую помощь в привитии интереса к математике, активизации познавательной деятельности на уроке, учит детей учиться. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю, приучает считаться с интересами других. 
На своих уроках я часто использую игры. Включение в урок математики игр и игровых ситуаций создаёт у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание учеников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.  Положительные эмоции, которые возникают во время игры, активизируют деятельность ученика, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли игр.  В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности учащихся. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания. У ученика развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей действительности. Те знания и навыки, которые ученики получают в таких играх, легко могут быть перенесены в быт, в жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.  Исходя из игровой задачи, учащиеся осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают её более интересной.  Групповая игра – соревнование служит хорошим воспитательным средством.  Подведение итогов работы проходит при активном участии всего класса.

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Подлинная цель игры – приобретение осмысленного опыта.
А для этого необходимо:
    Создать проблемную ситуацию.
     Критически оценивать знания в активном действии.
     Помогать привести знания в систему.
     Активизировать познавательную деятельность учащихся.
     Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, для ученика игра является целенаправленным движением вперед, а для учителя – средством развития способностей ребенка.

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Виды игр, используемых на уроке математики игры – упражнения  игры – путешествия сюжетно- ролевые игры игры – соревнования

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Игры - упражнения

Занимают 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.  В своей практике я использую игру, которую называю
« Математическое лото».  Для проведения данной игры необходимы карточки двух видов: одна с примерами, другая с набором чисел. Задача детей решить предложенные примеры, а затем найти данные ответы на второй карточке и соединить их последовательно. Задания разнообразны и обязательно дифференцированы. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Игрыупражнения в виде карточек позволяют значительно экономить время и к тому же они очень привлекают внимание детей.
Игра «Меткие стрелки», цель которой найти соответствие начала и конца, позволяет закрепить умение выполнять арифметические действия с числами, развивает быстроту реакции, желание как можно быстрее справиться с заданием.

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

С удовольствием играем в игру «Пересадки», закрепляя таблицу умножения. 
Игра «Определи маршрут корабля» позволяет не только закрепить умение выполнять устные вычисления, но и делает процесс обучения интересным, создает бодрое настроение, снимает утомляемость.

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Игры – путешествия


Могут длиться на протяжении всего урока. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Кроме этого материал таких уроков ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизирует внимание. Конечно, урок – путешествие требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Вот только некоторые темы таких уроков
Путешествие в город «Цифроград»
«Путешествие по родному краю»
Урок-экскурсия по теме «Периметр многоугольника»
«Идем в зоопарк»

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Сюжетная игра

Сюжетная игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.
Начиная с 5-го класса, применяю уроки с элементами театрализации, на которых присутствуют персонажи сказочных героев, которые заставляют детей с радостью выполнять любое задание. Это создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, делает восприятие более активным, эмоциональным, творческим.


Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Деловая игра

В практической деятельности такие формы проведения уроков как деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, выполняются конкретные действия.

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Например, игра «Магазин», в которую включается строго определенная тема «Действия с именованными числами», позволяющая закрепить знания и умения учащихся по данной теме. Класс делится на «семьи». Далее дети выбирают «магазин»
(это может быть продуктовый, промышленный, хозяйственный). В начале игры каждая «семья» получает зарплату, выполнив ряд устных упражнений. На заработанные деньги они «покупают» какие либо товары. По окончании работы подсчитывался расход «семьи». Если расход не превышает доход, задание считается выполненным. Эта игра позволяет увидеть не только уровень сформированных навыков у учащихся, а также умение детей работать самостоятельно, в парах, в мини-группах. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Игра соревнование

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, особенно у детей с ОВЗ, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Особенно учащимся нравятся игры, составленные по аналогии с телевизионными. Для учащихся среднего звена в своей практике на уроках обобщения часто использую игру « Своя игра ». Данная игра носит не только обучающий характер, но и воспитывает в детях самостоятельность, упорство, желание победить.  Игра, где предполагается групповое участие детей, воспитывают в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения.

«Кто быстрее поднимется по лестнице»
«Лучший счётчик»
«Математический футбол»
«Математическая эстафета»
«Лабиринт»

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

« Крестики- нолики», где предполагается групповое участие детей, воспитывает в них терпимость друг к другу, умение выслушать своих товарищей, работать в коллективе и принимать коллективные решения. 
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами. 
В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» . 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Требования к организации игры на уроке: 

• Игра должна быть построена на интересе.  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.  • Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.  • Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.  • В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.  • Особо важна роль активности учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Вывод: - игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;  - в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;  - в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;  - игра развивает наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;  - игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;  - включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;  - разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.  - игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение. 

Игровые технологии на уроках математики в коррекционной школе

Игровые технологии на уроках математики  в коррекционной школе

Используемая литература: 

Н.Х.Антонович «Математические игры для учащихся 5 классов»,М., 1995г.  А.Г. Васильев «Математические соревнования», М., 1970 г  Л.М. Лоповок «Математика на досуге», М., 2000г
  И.Б.Ремчукова «Математика. Игровые технологии на уроках»,Волгоград, 2007г. Интернет-ресурсы: www.babyblog.ru, www.mywalls.ru, www.ezotit.ru

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020