ГБУ «Кашаровский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии»
Из опыта работы…
«Игровые упражнения с массажным мячом «Ёжик» на занятии по изучению устройств ввода информации на компьютере
(мышь, клавиатура)»
Педагог дополнительного образования
Ушакова Эльвира Валерьевна
Вышний Волочек
2024 год
Актуальность использования игровых упражнений
с массажными мячиками
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование уже давно. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитие всех высших психических функций находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Тонкие движения пальцев рук также очень важны и при обучении детей азам компьютерной грамотности, а именно умению пользоваться устройствами ввода информации на компьютере – мышью и клавиатурой.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка) при речи связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики.
Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с использованием массажных мячиков.
Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает увереннее пользоваться компьютерной мышкой и клавиатурой.
Игровые упражнения с использованием массажного мячика на занятиях объединения «Занимательная информатика»
Использование игровых упражнений с
массажным мячом снижает психоэмоционнальное напряжение, координирует движения
пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Упражнения из книги Ермаковой И.А.
"Развиваем мелкую моторику у малышей"
1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
Все упражнения выполняются в игровой форме и сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Использование стихотворений в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Использование в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, игровых упражнений и создание игровой ситуации на занятии повышает эмоциональную составляющую коррекционно-воспитательного процесса, способствует более эффективному усвоению знаний. Включение игр и игровых упражнений в занятие делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Таким образом, самое обычное упражнение для развития мелкой моторики, кажущееся ребенку интереснейшей игрой, способствует достижению обучающих целей.
Игровые упражнения на занятии по изучению устройств ввода информации на компьютере (мышь, клавиатура)
Для повышения интереса ребенка к изучению устройств ввода компьютера и повышению эффективности обучения детей ими пользоваться, можно применять игровые упражнения с массажными мячами.
Массажный мячик – эффективное средство
расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать
ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания,
улучшает приток крови и активизирует кровообращение. При выполнении упражнений
с массажным мячиком задействуются глубокие мышечные структуры. Закругленные
массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны
кожи конечностей.
Игровые упражнения с массажным мячом «Ёжик»
Цель игры – развитие координации движений мелкой моторики рук через использование различных предметов.
Задачи игры:
1. Воздействовать на биологические активные точки, находящиеся на поверхностях ладоней.
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
3. Развивать общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Регулировать силу и точность движений.
5. Развивать и нормализовать эмоционально-волевую сферу, особенно важно для гиперактивных детей.
6. Активизировать непроизвольное внимание.
7. Развивать глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Ход игры:
Ёжик выбился из сил,
Ягоды грибы носил,
Мы потрем ему бока –
Надо их размять слегка
(мнем мячик в руках)
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко!
А потом почешем брюшко,
Пощекочем нежно ушко.
(катаем мячик по столу)
Ёж в лесочек убежал,
Нам «спасибо» пропищал!
(нажимаем на мячик ладошкой, чтобы раздался звук)
Мы возьмем в ладошки «Ежик»
И потрем его слегка,
(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)
Разглядим его иголки,
(меняем ручку, делаем то же самое)
Помассируем бока.
(катаем между ладошек)
«Ежик» я в руках кручу,
(пальчиками крутим мячик)
Поиграть я с ним хочу.
Домик сделаю в ладошках –
(прячем мячик в ладошках)
Не достанет его кошка.
(прижимаем ладошки к себе).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.