Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.
Оценка 4.6

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.

Оценка 4.6
Документация
doc
математика
Взрослым
03.03.2020
Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.
Учёные, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.
игровые задания по коррекции.doc

Подготовила учитель начальных классов: Махмутова Э.А.

 

Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта.

 

Учёные, исследовавшие особенности психического развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечали у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему.

Поэтому для оптимизации обучения данного контингента школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий, создание занимательных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.

Большая роль в повышении эффективности обучения учащихся специальной школы 8 вида принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры и занимательные упражнения построены на совокупности приёмов, помогающих учащимся систематизировать и закреплять свои знания о различных объектах, их назначении, связях между ними. Игра должна быть подчинена обучающей цели урока.

Планируя урок по той или иной теме, учитель заранее подбирает вопросы, примеры, осуществляет выбор упражнений, подготавливает все материалы, предусматривает варианты возможных ответов школьников.

Игры и игровые упражнения можно проводить и в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся к новому материалу, и в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления, пройденного материала.

 

Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия.

 

Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения.

«Наложенные» изображения.

Предъявляются  3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга.

Необходимо назвать все изображения.

«Спрятанные» изображения.

Предъявляются фигуры, состоящие из элементов букв, геометрических фигур. Требуется найти все «спрятанные» изображения.

 

«Зашумленные» изображения.

Предъявляются контурные изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, которые «зашумлены», то есть, перечёркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

«Парные» изображения.

Предъявляются два предметных изображения, внешне очень похожих друг на друга, но имеющих до 5-7 мелких отличий. Требуется найти эти отличия.

«Незаконченные» изображения.

Предъявляются изображения с недорисованными элементами, например, рыба без хвоста, птица без клюва, цветок без лепестков, платье без рукава и т.д. Нужно назвать недостающие детали (или дорисовать).

«Точечные» изображения.

Предъявляются изображения предметов, геометрических фигур, буквы, цифры, выполненные в виде точек. Необходимо их назвать.

«Перевёрнутые» изображения.

Предъявляются схематические изображения предметов, буквы, цифры, повёрнутые на 180 . Требуется их назвать.

«Разрезанные» изображения.

Предъявляются части 2-3 изображений (например, овощей разного цвета или разной величины). Требуется собрать из этих частей снова целые изображения.

«Перекрытые» изображения.

Предъявляются карточки со словами, цифрами, схематическими изображениями предметов, верхняя или нижняя части которых скрыты за полоской бумаги. Учащимся предлагается угадать, какое изображение находится на карточке.

Обобщенные схематические изображения.

Учащимся предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Необходимо отгадать, что это может быть.

 

Данные задания в игровой форме предлагаются на уроке всему классу. Обязательно включается соревновательный элемент (на личное или командное первенство). Изображения подбираются в зависимости от учебного предмета (математика, русский язык и т. д.) и темы урока.

 

Игровые задания по коррекции и развитию слухового восприятия

 

Для развития дифференцированного и осмысленного слухового восприятия можно рекомендовать проводить на уроках ( в виде минутного отдыха) следующие игры и упражнения.

Кто что слышит?

Учащимся предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Рассказать об их источнике.

Что я делаю?

Учащиеся с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам и стукам определяют действия, производимые учителем или одноклассником ( листает книгу, пишет мелом на доске, переливает воду, роняет на пол линейку).

Кто тебя позвал?

Учащегося просят закрыть глаза и предлагают по голосу узнать того, кто назвал его имя.

 

Игровые задания по ориентировке в пространстве

 

Весёлые человечки.

Предлагаются картинки со схематическими изображениями человечков. Фигурки отличаются друг от друга различным расположением рук и ног. Нужно повторить данные движения.

Куда пойдёшь и что найдёшь?

В классе в разных местах прячут натуральные предметы или их изображения.

Учитель предлагает ученику выполнить ряд действий по их поиску, например:

вперёд пойдёшь - машину найдёшь,

вправо пойдёшь – самолёт найдёшь,

влево пойдёшь – корабль найдёшь,

назад пойдёшь – паровоз найдёшь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?

Найти спрятанный предмет.

Какой-либо предмет прячут в разных местах класса. Ученики по очереди ищут его, руководствуясь инструкциями учителя, например: «Сделай шаг вперёд, сделай два шага вправо, ещё шаг вперёд» и т.д. до тех пор, пока предмет не будет найден.

Указанные упражнения можно применять в виде «минуток отдыха» на любом уроке.

 

Игровые задания по коррекции и развитию тактильно-двигательного восприятия

 

Чудесный мешочек.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела и т.д.)

Ученику предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет (согласно теме урока).

Ходьба по контуру фигуры.

На полу мелом изображают геометрические фигуры, буквы, цифры. Ученику предлагают пройти по контуру фигуры сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.

Вариант игры- ученик сам задумывает фигуру или букву и «проходит» её. Остальные учащиеся должны назвать полученное «изображение».

Ничего не вижу.

С закрытыми глазами выполнить какое-либо знакомое действие (убрать учебные принадлежности в портфель, написать мелом на доске слово, подойти к окну и т.д.)

Игровые задания по коррекции и развитию межанализаторных взаимодействий

·       Хлопнуть в ладоши, услышав нужный звук или слово.

·       Подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов.

·       Присесть столько раз, сколько раз хлопнут в ладоши.

·       Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько раз ударят в бубен.

·       Отсчитать на ощупь столько предметов, сколько раз прикоснутся к руке.

 

 

 

 

 

 

 

 


Подготовила учитель начальных классов:

Подготовила учитель начальных классов:

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга

Предъявляются 3-5 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга

Учащимся предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов

Учащимся предъявляются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов

Учитель предлагает ученику выполнить ряд действий по их поиску, например: вперёд пойдёшь - машину найдёшь, вправо пойдёшь – самолёт найдёшь, влево пойдёшь – корабль найдёшь,…

Учитель предлагает ученику выполнить ряд действий по их поиску, например: вперёд пойдёшь - машину найдёшь, вправо пойдёшь – самолёт найдёшь, влево пойдёшь – корабль найдёшь,…

Присесть столько раз, сколько раз хлопнут в ладоши

Присесть столько раз, сколько раз хлопнут в ладоши
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020