ИГРЫ
Оценка 5

ИГРЫ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
Детсад
30.07.2018
ИГРЫ
НАШ ГОРОД (НАШЕ СЕЛО) Дидактическая задача: уточнить знания детей о род ном городе (селе); учить замечать красоту родных мест, ценить трудовую славу своего города (села). Оборудование: на доске нарисованы три лесенки, у учителя фигурки трех человечков из картона. Содержание. Игра проводится в виде соревнования между рядами. Дети по очереди называют улицы род ного города и его достопримечательности, рассказывают о славных трудовых свершениях. После каждого пра вильного ответа маленький человечек взбирается на од ну ступеньку вверх по лесенке. Выигрывает ряд, чей человечек раньше дошел до верха лесенки.ИГРЫ
ГОРОД.docx
ГОРОД (СЕЛО), ГДЕ МЫ ЖИВЕМ   НАШ ГОРОД (НАШЕ СЕЛО) Дидактическая задача: уточнить знания детей о род ном городе (селе); учить замечать красоту  родных мест, ценить трудовую славу своего города (села). Оборудование: на доске нарисованы три лесенки, у учителя фигурки трех человечков из картона. Содержание. Игра проводится в виде соревнования между рядами. Дети по очереди называют  улицы род ного города и его достопримечательности, рассказывают о славных трудовых  свершениях. После каждого пра вильного ответа маленький человечек взбирается на од ну  ступеньку вверх по лесенке. Выигрывает ряд, чей человечек раньше дошел до верха лесенки.   КТО КЕМ РАБОТАЕТ? Дидактическая задача: закрепить знания детей о про фессиях родителей; добиваться понимания  важности и красоты человеческого труда. Оборудование: сюжетные картинки о людях разных профессий у детей в конвертах; книги о разных  профес сиях у учителя. Содержание. Учитель называет профессию. Дети, имеющие соответствующие картинки,  показывают их и рассказывают, что делают люди данной профессии. Уточняется, у кого родители  заняты аналогичным трудом. За лучший рассказ дети получают для рассматривания и чтения книги  о труде.   А ЧТО ЕЩЕ? Дидактическая задача: закреплять представление о содержании труда людей разных профессий;  учить по нимать значение слов, правильно употреблять их в речи. Оборудование: фишки, пирамидка. Содержание. Учитель называет профессию, хорошо знакомую детям, и ставит пирамидку перед  одним из участников. Тот должен перечислить как можно больше слов­действий, выполняемых  человеком данной профес сии. За каждое правильно названное слово ребенок по лучает фишку.  Фишки в конце игры подсчитывают.   ОТКУДА ПРИХОДЯТ ВЕЩИ? Дидактическая задача: показать взаимосвязь людей­разных профессий. Оборудование: флажки. Содержание. Учитель называет какой­либо предмет, а дети должны сказать, люди каких профессий  участвуют в его создании. Например: хлеб ­ хлебороб, тракторист, комбайнер, пекарь и т. д. За  верный ответ ­ флажок.   ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНЫ ВЕЩИ? Дидактическая задача: дать детям представление о том, из каких материалов изготовлены  окружающие нас предметы; воспитывать бережное отношение к вещам. Оборудование: шкатулка, в которую сложены предме ты, изготовленные из дерева, стекла, глины,  пластмассы, металла и др.; бумажные салфетки разного цвета. Содержание. Учитель сообщает детям, что из Страны Трудолюбивых Человечков в класс пришла  посылка ­ волшебная шкатулка, и показывает детям извлеченные из шкатулки предметы. Дети  рассматривают их, называ ют, определяют, из какого материала они сделаны, рас кладывают  предметы по группам на салфетках разного цвета, например: стеклянные ­ на белой салфетке, дере  вянные ­ на желтой, металлические ­ на голубой и т. д. Побеждает тот, кто правильно определил  материал, сгруппировал предметы.   ВМЕСТЕ РАБОТАЕМ - ВМЕСТЕ ИГРАЕМ Дидактическая задача: проверить знания детей о раз ных профессиях. Оборудование: картинки или открытки с изображени ем людей разных профессий (картинки или  открытки разрезаны по диагонали и разложены по одной половин ке в конверты). Содержание. Учитель сообщает, что сегодня ребята будут составлять рассказ по картинке о людях  разных профессий. Но для этого каждому участнику игры надо найти пару. Дети достают из своих  конвертов половинку картинки и ищут, с кем они будут составлять рассказ. Примечание. В начале игры лучше раздавать картинки по интересам: тем ребятам, которые  говорили, что хотят стать моряками ­ о море, кто хочет стать шофером ­ о машинах и т. д. Но затем дети меняются кон вертами: им надо знать как можно больше профессий. Нашедшие пару садятся  за один стол и составляют связ ный рассказ по картинке. Первыми рассказывают дети, раньше  других отыскавшие пару.   ГДЕ Я БЫЛ? Дидактическая задача: расширять знания детей об учреждениях города; учить правилам культуры  поведе ния в общественных местах. Оборудование: рисунки или фотографии различных зданий (почта, магазин, кинотеатр, аптека и т.  д.). Содержание. Картинки лежат у детей на столе. Каж дый ребенок выбирает одну из них и описывает изобра женное на картинке здание, не называя его, рассказыва ет, как надо вести себя в нем. Дети  должны отгадать, где он был. Кто угадал правильно, описывает свое здание и правила поведения в  нем. Игру можно закончить сюжет ным рисованием на данную тему.   ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ТРАНСПОРТЕ? Дидактическая задача: закрепить знания детей о транспорте; обогащать словарь детей  соответствующей лексикой. Оборудование: наборы игрушек или предметных кар тинок (транспорт наземный, водный,  воздушный); 3 ра кетки белого, голубого и коричневого цвета у детей; бубен. Содержание. Учитель называет какую­либо машину, например вертолет. Дети среди своих карточек быстро находят нужную и показывают ее. Кто ошибся, встает. Вариант 1. По сигналу учителя (удар в бубен) дети выбирают и раскладывают в ряд только машины, работающие на суше (автобус, троллейбус, трамвай, так си и т. д.); на воде (пароход, катер, лодка,  яхта и т. д.); в воздухе (самолет, вертолет). Вводятся обобщающие понятия: транспорт наземный,  водный, воздушный. Кто ошибся, отдает карточку учителю. У кого карточек боль ше, тот выиграл. Вариант 2. Учитель показывает машину, дети ра кеткой определенного цвета сигналят, где работает эта машина: на суше, на воде, в воздухе и рассказывают, для чего она предназначена: для перевозки  грузов или людей.   УМНЫЕ МАШИНЫ Дидактическая задача: закреплять знания детей о ма шинах ­ надежных помощниках человека;  учить состав лять связные рассказы. Оборудование: игрушки или предметные картинки (молоковоз, пожарная, санитарная машины,  снегоочисти тель, поливочная машина, подъемный кран и т. д.), ракетки. Содержание. Дети рассматривают картинки и назы вают изображенные предметы, затем каждый  ряд выби рает по одной картинке и составляет связный рассказ о работе машин. Класс сигналит  ракетками, понравился рассказ или нет; объясняет почему.   ТОРОПИСЬ, НО НЕ ОШИБИСЬ Дидактическая задача: обобщить знания детей о ма шинах, заменяющих труд человека; обогащать  словарь детей словами­названиями разных машин. Оборудование: машины­игрушки и предметные   картинки, изображающие транспортные средства и людей, их обслуживающих (поезд, самолет, пароход, ракета; машинист, летчик, капитан, космонавт и т. д.). Содержание. Машины­игрушки розданы детям одного ряда, картинки ­ другого. Дети с машинками  ищут ре бят, у которых на картинке изображены люди, обслужи вающие их машину (или наоборот,  дети с картинками ищут машины). Дети третьего ряда следят за правиль ностью ответов. Игрушки  и картинки меняются, и игра продолжается. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ   НАЙДИ ДЕРЕВО Дидактическая задача: учить называть и узнавать де ревья по листьям и плодам, описывать плоды и  листья. Содержание. Игра проводится на прогулке. Дети собирают по одному листочку от разных деревьев. Учи тель уточняет, листья каких деревьев собрали дети, по казывает эти деревья. Затем учитель  описывает каждый листочек или плоды деревьев, а играющие по описанию должны догадаться, о  каком дереве идет речь, и подойти к нему с листочками (или плодами) в руках (сравнить листочки  или плоды в руках и на дереве). Тот, кто ошиб ся, платит фант (отдаёт листочек учителю). Когда  игра освоена, дети сами описывают листья и плоды. Примечание. В игре можно использовать от рывки из литературных текстов и стихи. КАКОЙ ЦВЕТОК? Дидактическая задача: учить детей различать и назы вать полевые, луговые, садовые цветы,  описывать их. Оборудование: живые цветы в вазах (или открытки с их изображением). Содержание. Дети рассматривают и называют цветы. Определяют, где они растут: в поле, на лугу  или в саду. Один из участников игры выходит из класса. Ребята выбирают цветок и коллективно  составляют о нем загадку. Вернувшийся участник должен отгадать, о каком цветке идет речь. Если  он не ошибся, забирает цветок или от крытку себе. На чьем ряду цветов больше, тот ряд вы играл.  В конце игры составляются букеты. Вариант. Дети рассматривают и называют ком натные цветы. Затем закрывают глаза; один цветок  убирается. Нужно отгадать, какой цветок убрали, и опи сать его.   ОВОЩИ ИЛИ ФРУКТЫ? Дидактическая задача: упражнять детей в описании овощей и фруктов; учить узнавать овощи и  фрукты по цвету, форме, описанию. Оборудование: овощи и фрукты (или муляжи овощей и фруктов), предметные картинки. Содержание. Дети рассматривают и называют овощи и фрукты, кладут их в корзинку. Учитель  достает из кор зинки какие­либо овощи или фрукты (по одному), дети показывают  соответствующую предметную картинку. Кто ошибся, отдает картинку учителю. Вариант. Учитель показывает предметы, дети на зывают их, говорят, овощи это или фрукты и где  они растут. КТО ЭТО? Дидактическая задача: учить детей узнавать диких и домашних животных по характерным  признакам, попол нять активный словарь детей словами­названиями животных. Оборудование: картинки с изображением диких и до машних животных; цветные флажки, бубен,  мяч, фанты. Содержание. Учитель показывает картинку, дети го ворят, какое животное на ней изображено, это  домашнее или дикое животное. Кто ошибся, встает. Вариант 1. Картинки лежат на столе лицевой сто роной вниз. Вызванный ребенок берет картинку и,  не показывая ее классу, описывает животное, выделяя его характерные признаки. Дети должны  отгадать, кто это. Кто не ошибся, получает флажок. Вариант 2. Дети в кругу. Учитель с мячом ­ в центре. Он бросает мяч ребенку и говорит: «Дикие жи вотные». Ребенок называет трех представителей данной группы животных (лев, волк, крокодил) и  возвращает мяч учителю. Кто ошибся или задержал мяч, платит фант. Побеждают дети, у которых  остались все фанты.   ОХОТНИК Дидактическая задача:   проверить, хорошо ли дети знают домашних и диких  животных. Оборудование: бубен. Содержание. По сигналу (удар в бубен) один из де тей шагает от своей парты к двери, произнося на  каж дый шаг название дикого животного. Повторяться нель зя. Победителем считается тот, кто ни  разу не ошибся. Кто ошибся, садится на место, а охоту продолжает дру гой участник.  Неудачливому охотнику можно разрешить пойти на охоту еще раз. Примечание. Аналогично проводятся игры «Ры болов», «Птицелов», «Садовник» и т. д.   ПЕРНАТЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ Дидактическая задача: учить запоминать и различать птиц; упражнять детей в выделении  характерных при знаков перелетных и зимующих птиц; дать представле ние о пользе, которую  приносят птицы; показать необ ходимость охраны живой природы. Оборудование: набор картинок (зимующие и перелет ные птицы), рисунок кормушки, цветные  флажки, бубен. Содержание. Дети рассматривают картинки и назы вают птиц, изображенных на них. Затем учитель  пока зывает по одной картинке, а дети называют птицу и го ворят, перелетная она или зимующая. Вариант 1. Карточки лежат на столе лицевой сто роной вниз. По сигналу (удар в бубен) дети,  сидящие за одним столом, берут себе картинки; один с изображени ем перелетных птиц, другой —  зимующих. Кто выполнил задание раньше и не ошибся, рассказывает о пользе, ко торую приносят  птицы, и получает цветной флажок. Вариант 2. Карточки разрезаны по диагонали и раздаются детям разных рядов. Дети отыскивают  свою пару, садятся рядом и составляют рассказ­описание птицы.   НЕ ПЕРЕПУТАЙ! Дидактическая задача: закрепить знания детей о жи вой природе; учить классифицировать  предметы. Оборудование: наборы предметных картинок: «де ревья», «цветы», «овощи», «фрукты», «дикие  животные» и т. д. Содержание. Учитель показывает три картинки из ка кого­либо набора, например «фрукты».  Ребенок быстро должен ответить: «Яблоко, груша, апельсин ­ это фрук ты». Картинки меняются.  Если учитель показывает три картинки из трех разных наборов, ребенок отвечает: «Роза ­ это  цветок, кошка ­ домашнее животное, береза ­ это дерево». Вариант 1. У каждого ребенка на столе лежит по десять картинок лицевой стороной вниз. По  сигналу (хлопку в ладоши) дети должны быстро разложить их: фрукты, цветы, овощи и т. д. Вариант 2. Учитель говорит, что он будет назы вать птиц, и намеренно допускает ошибку, включая  в перечисление цветок или какой­либо другой предмет. Де ти должны заметить ошибку и назвать  лишний предмет. Кто заметил, сам становится «учителем».   ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫ Дидактическая задача: учить детей замечать красоту родной природы; упражнять в описании  пейзажей; по описанию узнавать время года. Оборудование: картинки «зима», «весна», «лето», «осень» в разных вариантах, карточки с  небольшими текстами о временах года, ракетки белого, зеленого, красного, желтого цвета (т. е.  зима, весна, лето, осень). Содержание. Учитель показывает картинку. Дети описывают ее, определяют время года. Кто  справился с заданием, получает картинку. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше  картинок. Вариант. Учитель читает текст об одном из времен года, а дети поднимают соответствующую  картинку или ракеткой показывают, о каком времени года идет речь, и составляют свой рассказ об  этой поре года (о растениях, животных). Кто ошибся ­ платит фант (отдает ракетку учителю).  Фанты в конце игры разыгрываются.   БЫВАЕТ - НЕ БЫВАЕТ Дидактическая задача: учить детей видеть причинно­следственные связи, существующие в природе; совершенствовать умение составлять рассказы с элементами описания. Оборудование: звездочки. Содержание. Учитель дает образец рассказа о каком­либо природном явлении (например, о  наступлении зимы) и включает в свой рассказ неправдоподобный случай (например: «На  заснеженной елке сидела ласточка»). Дети должны определить, бывает так или нет. Кто заметил  небылицу, получает звездочку и сам предлагает детям следующий рассказ.   ЧТО КОГДА ДЕЛАЮТ Дидактическая задача: уточнить, что дети знают о се зонных сельскохозяйственных работах;  развивать моно логическую речь. Оборудование: картинки, изображающие сельскохозяйственный труд в разное время года (у детей  на столах). Содержание. Учитель называет время года ­ дети поднимают и показывают соответствующие  картинки, рассказывая их содержание. Вариант. Один ребенок описывает содержание картинки, не показывая ее. Дети должны назвать, в  какое время года выполняется данная работа. Кто угадал, описывает свою картинку. Картинки в  конце игры можно выставить на полочку.   КАКОЙ ЭТО ПРАЗДНИК? Дидактическая задача: учить замечать праздничное оформление города (села), внешние приметы  праздника; сравнивать изображенное на картине с виденным в жизни. Оборудование: сюжетные картины с изображением городов и сел в праздничном убранстве;  атрибуты праздничного украшения (плакаты, флажки, цветы, лозунги и т. д.) размещены в разных  местах класса; открытки. Содержание. Дети рассматривают сюжетные картинки, называют приметы праздника, определяют,  как называется праздник (1 Мая, 8 Марта и т. д.). За лучший ответ получают праздничную  открытку. Вариант 1. Учитель читает стихи или небольшой рассказ о каком­либо празднике, дети показывают  открытку и называют праздник. Кто не ошибся, сам читает стихи. Вариант 2. Учитель называет праздник, а дети перечисляют атрибуты к нему.   ДРУЖНЫЙ ХОРОВОД Дидактическая задача: закрепить понятие о необъятных просторах и богатстве нашей  многонациональной страны, о дружбе советских республик. Оборудование: картонные плоскостные фигурки детей в национальных костюмах (девочки и  мальчики), настольно­печатные игры, флажки разных республик. Содержание. Дети рассматривают фигурки и говорят, в костюмы какой национальности фигурки  одеты. Фигурки девочек раздаются одному ряду, фигурки мальчиков — другому. По сигналу  учителя (чтение четверостишия о дружбе советских республик) дети отыскивают свою пару:  ребенок, у которого фигурка девочки, ищет того, у кого фигурка мальчика той же национальности.  Кто нашел, выходит к доске, называет республику и описывает костюмы. За правильный ответ дети  берут кукол поиграть, организуя на перерыве дружный многонациональный хоровод. Вариант. Фигурки на полочке, флажки у детей на партах. Учитель показывает фигурку, дети  поднимают флажок, соответствующей республики, или наоборот, учитель поднимает флажок, а  дети показывают фигурки в национальных костюмах.   Социальная зрелость ребенка по тестовой беседе Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребёнка, его ориентировке, семейной  ситуации, наконец, именно она позволяет создать атмосферу доверия, ввести ребёнка в ситуацию  психологического экспериментирования. Беседа не должна выглядеть опросом, поэтому к ее  организации предъявляются повышенные требования. Человек, проводящий беседу, должен знать  все вопросы наизусть, уметь быстро и правильно оценивать ответы, предоставлять ребенку  возможность свободно высказываться, вести подробную запись ответов. При необходимости  следует  возвращаться к вопросам, вызвавшим затруднения и уточнять ответы. ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы. 3. Кем работает твоя мама (твой папа)? 4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес. 5.Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей? 6. У тебя есть брат (сестра), кто старше? 7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года? 8. Сейчас утро или вечер (день или утро)? 9. Когда ты завтракаешь ­ вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше ­  обед или ужин? 10. Какое сейчас время года ­ зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? 11. Когда можно кататься на санках ­ зимой или летом? 12. Почему снег бывает зимой, а не летом? 13. Что делают почтальон, врач, учитель? 14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? 15. Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему? 16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? 17. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье ит.д.? 18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши? 19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц? 20.  Кто больше: корова или коза? Птица или пчёлка? У кого больше ног: у собаки или петуха? 21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. 22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? В предложенном списке не все вопросы являются контрольными, но все информативны с точки  зрения соответствующих представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.   Оценка ответов 1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок может получить только 1 балл (за исключением контрольных). 2. Ребёнок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта. 3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленно му вопросу и достаточно полные, например: «Папа работает инженером на заводе им. Ленина». «У собаки больше ног, чем у петуха,  потому что у собаки их четыре, а у петуха две». Ошибочными являются ответы: «Мама Таня»;  «Папа работает на работе», а также если ребёнок путает времена года, их признаки, «больше ­  меньше» без наглядных примеров. 4. К контрольным относятся следующие пункты­вопросы: 4, 7, 10 14,22. Они оцениваются  следующим образом: 4 ­ за полный домашний адрес с названием города ­ 2 балла; 7 ­ если ребёнок может вычислить сколько ему будет лет ­ 1 балл, если он называет с учётом  месяцев ­ 3 балла; 10 ­ за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) ­ 2 балла, до 3 признаков ­ 1 балл; 14 ­ за каждое правильное указание применения школьной атрибутики ­ 1 балл; 22 ­ за правильный ответ ­ 2 балла. 5. Пункт 15 оценивается совместно с п.14 и п.16. Если в п.14 ребёнок набрал 3 балла и дал  положительный ответ в п.15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе  (за п.14­16 надо набрать 4 балла). Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебную деятельность (что является  наиболее благоприятным), другие ­ на внешние атрибуты школы (красивые формы, портфель,  весёлые переменки т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью ее строгих  порядков или критическим отношением к себе, а также предпочтением своего положения  дошкольника и нежеланием расстаться с привычными условиями. Оценка результатов беседы. Детей с результатами менее 15 баллов необходимо рекомендовать к  дальнейшему психологическому обследованию. «Школьно­зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 24­29 баллов, «средне­зрелыми» считаются дети, получившие 20­24 балла, «незрелыми» ­ 15­ 20 баллов. Определение школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека   Этот метод наиболее часто используется для ориентировочной оцен ки уровня развития школьно­ необходимых функций. Он включает 3 задания: рисование фигуры человека по представлению,  графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в опреде лённом  пространственном положении (см. рис.).   рис. Ориентировочный тест для определения «школьной зрелости» А.Керна в модификации  И.Ирасека   Первое задание даёт возможность выявить зависимость между изобразительной деятельностью и  развитием второй сигнальной системы, абстрактного мышления, интеграцией в психической  деятельности. Следовательно, этот субтест позволяет проводить ориентировочную оценку общего  умственного раз вития. Выполнение второго и третьего задания теста связано с уровнем развития у ребёнка способности  к произвольному поведению (он должен проявить волевое усилие, исполнить инструкцию в  малопривлекатель ной работе в течение необходимого времени), что является важной пред  посылкой для успешного обучения. При воспроизведении письменных букв и геометрических  фигур, являющихся для детей в дошкольном возрасте исключительно абстрактными формами,  выявляется, достиг ли ребёнок такого уровня психического развития, чтобы он мог понять принцип задания «подражания образцу» и овладеть им. Кроме того, задания теста дают представление о  развитии мелких мышц кисти и вы раженности тонких двигательных координации, необходимых  для ста новления навыков письма и совершенствования рисунка. Если тест проводят в группе, то проверяют также способность ребён ка подчиняться работе в  коллективных условиях, как это требуется в школе.   Инструкция к использованию ориентировочного теста «школьной зрелости» А.Керна в  модификации И.Ирасека   Ребёнку (группе детей) даётся лист бумаги, на лицевой стороне кото рого записываются имя,  фамилия ребёнка, дата его рождения и остав ляется место для выполнения первого задания.  Карандаш кладётся перед ребёнком так, чтобы ему было одинаково удобно взять его правой и  левой рукой. Даётся инструктаж к выполнению первого задания: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй  какого­либо дядю. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по  поводу ошибок и недостатков рисунка не допускаются. Когда какой­нибудь разговорчи вый  ребёнок начнёт расспрашивать подробнее, нужно стараться отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь».  Можно ребёнка подбодрить, когда он начнёт рисовать, следующим образом: «Видишь, как ты  хорошо начал. Рисуй дальше». На вопрос, можно ли нарисовать тётю, необходимо объяснить, что  все рисуют дядю, так и он(а) пусть рисует дядю. Если же ребёнок начал рисовать женскую фигуру,  можно разрешить ему её дорисовать, а затем попросить, чтобы он рядом нарисовал мужскую  фигуру. Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист бумаги, на обратной стороне  которого заранее написан образец фразы (2­е задание) и конфигурация из 10 точек (3­е задание),  которые ребёнок должен повторить. Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что­то написано. Ты ещё  писать не умеешь, но попробуй, смог(ла) бы ты это написать. Хорошенько посмотри, как это  написано, и рядом напиши то же самое». Если кто­нибудь из детей не рассчитает длину графы, и  третье слово у него не будет помещаться, нужно сказать ребёнку, что его можно написать ниже или  выше. Третье задание даётся по такому образцу: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам(а) рядом также  их нарисовать». В этом случае необходимо указать, где можно рисовать, так как у некоторых детей может ослабнуть внимание. За детьми необходимо всё время наблюдать и делать краткие пометки  об их поведении. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, какой рукой будущий  школьник пишет, не перекладывает ли во время работы карандаш из одной руки в другую.  Необходимо также отметить, не вертится ли ребенок, не падает ли у него карандаш, нужно ли его  при работе постоянно хвалить, присмотреть, не начал ли он обводить образец и пр. Оценка результатов. Каждое задание оценивается баллом от I (наи лучшая оценка) до 5  (наихудшая). Ниже приводятся критерии оценки каждого задания по пятибальной системе.  Образцы выполнения заданий представлены на рис.1.     Задание   1. Рисование мужской фигуры: 1 балл ­ у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем  соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове ­ волосы (возможны шапка  или шля па), уши, на лице ­ глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью  пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом,  т.е. контурным изображением с соблюдением пропорций. 2 балла ­ выполнение всех требований как и в оценке 1, кроме синтетического способа  изображения. Возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна  отсутствовать какая­либо часть лица. 3 балла ­ у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки и ноги нарисованы  двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла ­ примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары)  изображены одной линией. 5 баллов ­ отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули. Задание  2. Имитация написанного текста: 1 балл ­ имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по величине превосходить те,  что на образце (но не больше). Буквы образуют 3 слова. Предложение отклонено от прямой линии  не более, чем на 30°. 2 балла ­ предложение можно прочитать. Величина букв, близкая образцу, и их прямота не  обязательна. 3 балла ­ буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы. 4 балла ­ с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма». 5 баллов ­ каракули.   Задание  3. Срисовка группы точек: 1 балл ­ точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или  строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза. 2 балла ­ количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки и  0,5 ширины пробела между строчками или столбиками. 3 балла ­ общее впечатление­ похоже на образец. Высотой и шириной не больше, чем в 2 раза по  сравнению с образцом. Точек не должно быть больше, чем 20 и меньше, чем 7. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180°. 4 балла ­ рисунок лишь напоминает образец, но всё­таки он сделан из точек. Величина и количество  точек не существенны. Другие изобра жения, например, линии, недопустимы. 5 баллов ­ каракули. Оценка полученных результатов. Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к  дальнейшему медико­педагогическому обследованию. «Школьно­зрелыми» считаются дети,  получившие в сумме за выполнение трёх заданий данного теста 3­5 баллов, «средне­зрелыми» ­ 6­9  баллов и «незрелыми» ­ 10 и более баллов.    Исследование чистоты фонематического восприятия Категория: Исследование чистоты фонематического восприятия Тест разработан в Киевском НИИ психологии. Прогностическая ценность теста характеризуется  высокой корреляционной связью с обу чением чтению передней ­ с письмом и математикой.  Наиболее значи мая корреляция с чтением закономерна ­ без умения различать звуки невозможно  научиться правильно читать. На первый взгляд удивительна более низкая корреляция с письмом.  Однако фонематический слух ­ не самое важнейшее условие овладения орфографией в связи с тем,  что вначале письмо первоклассников практически сводится к списыванию (копированию) букв,  слов, предложений. Однако, дети с низким фонема тическим восприятием не усваивают материал  на слух (рассказ, диктант) и делают ошибки, которые учителями часто истолковываются как  неграмотность, причину которой ищут в плохом прилежании ученика. Исследование включает 4 задания. Материалом служат 4 набора из 7­8 карточек в каждом. На  каждой карточке изображены определенные предметы, в названии которых встречаются звуки,  относящиеся к груп пам: 1) сонорных ­ [р] ­ твёрдый и мягкий, [л] ­ твёрдый и мягкий; 2) свистящих ­ [с] ­ твёрдый и мягкий, [з] ­ твёрдый и мягкий; 3) шипящих ­ [ж], [ш], [щ], [ч]; 4) глухих и звонких ­ [г], [к]. Ребёнку выдаётся карточка с изображением предмета, название ко торого начинается с  контрольного звука. Экспериментатор просит наз вать этот предмет, а потом сказать, с какого  звука начинается его назва ние (например, «рак» начинается с [р]). После того, как обследуемый вы полняет это задание, экспериментатор говорит: «Теперь я буду класть на стол по очереди другие  карточки. Ты будешь называть предметы, которые на них изображены. Если название предмета  Обучение шестилеток на основе игр и упражнений начинается с того самого звука (в данном примере ­ [р]), оставляешь карточку себе, если с другого  ­ вернёшь мне. Попятно?» В другом наборе ­ задания с контрольным звуком [с) в третьем ­звук [ч], в четвертом ­ звук [г]. Если в процессе выполнения задания ребёнок ошибается (неправильно классифицирует одну или  несколько карточек), экспериментатор (после завершения классификации) должен проверить  правильность выполненного действия. Если ребёнок повторяет ошибки, демонстрирую тем самым  нарушения фонематического восприятия, экспериментатор демонстрирует правильный результат, в соответствии с которым сортирует данные карточки. Оценка результатов: 0 ­ неисправленные ошибки (или ошибка) хоть в одном задании (не учитывая замечания  экспериментатора); 1 ­ исправленные ошибки после замечания экспериментатора; 2 ­ самостоятельно исправленные ошибки по ходу работы; 3 ­ отсутствие каких­нибудь ошибок. Классификация результатов проводится следующим образом: низкий уровень ­ 0; средний уровень ­ 1; высокий уровень ­ 2­3.       Определение фонематического слуха Учитель говорит: «Давай с тобой задумаем слово, например, «окно» Я буду его все время  повторять, а потом заменю другим, к пример; «табуретка». Как только ты услышишь другое слово ­ сразу хлоп ладошкой по столу, вот так (показывает). Этим ты как бы исправишь свою ошибку. А  дальше назовёшь то слово, которое я сказала по ошибке. Если же буду называть только то слово,  которое мы выбрали, то когда я закончу ты скажешь: «Всё правильно». Понятно?» После удовлетворительного ответа учитель приступает к испытанию. Первое задание ознакомительно­тренировочное (его результат не учитывается при выставлении  оценки), остальные три задания зачетные   Ознакомительно­тренировочные   а) рама (14 раз), лама, рама (16 раз); б) порог (4), пирог, порог (15); в) рампа (18), лампа, рампа; г) коробок (17), колобок, коробок (8); д) окрик (14), ослик, окрик (14).   Первое задание (зачётное): а) коса (16), коза, коса (14); б) сон (13), тон, сон (19); в) рассвет (14), расцвет, рассвет (2); г) сытый (15), шитый, сытый (2).   Второе   а) чёлка (16), щёлка, чёлка; б) чадить (3), щадить, чадить (4); в) чихать (4), тикать, чихать (3); г) почесть (4), по шесть, почесть (2).   Третье   а) гора (4), кора, гора (6); б) голос (6), колос, голос (8); в) граб (2), краб, граб (8); г) пороги (3), пороки, пороги (3).        задания:      задание:      задание: Если в том или ином ряду при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 сек.) ребёнок не смог  выявить «лишнее» слово или допускал ошибку, то через 1­2 следующих задания нужно снова  вернуться к этому ряду, повторив его в несколько медленном темпе (1 слово за 1,5 сек.). Оценка результатов. Высшая оценка (3 балла) выставляется только при безупречном выполнении  всех трёх зачётных заданий. При наличии ошибок оценка за выполнение задания выставляется по  тому заданию, которое выполнено наихудшим образом (т. е. ошибки, допущенные в нескольких  заданиях не суммируются). Используется 4­х бальная шкала оценок. 0 баллов ­ если хотя бы в одном задании не смог правильно заметить лишнее» слово, несмотря на  повторное, замедленное предъявление данного ряда слов. 1      балл ­ заметил «лишнее» слово лишь при повторении ряда в замедленном темпе. 2 балла ­ заметил «лишнее» слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью по столу,  «лишнее» слово назвал лишь после прослушивания всего ряда. 3 балла ­ во всех заданиях с первого предъявленного вовремя хлопнул ладонью по столу и  правильно назвал «лишнее» слово. Шкала эта применима как в 6, так и в 7 лет, т. к. сам по себе возраст мало влияет на развитие  данной способности, ее уровень определяется следующим единым критериям.   Количество баллов Уровень фонематического слуха 0 1 2­3 низкий средний высокий     требований:       если по физическому развитию он соответствует    Ребёнок считается готовым к школе,   паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более  20      баллов по результатам тестовой беседы, 3­9 баллов за тест Керна­Ирасека, не имеет нарушений  фонематического восприятия. Приведенные выше ориентировочные тесты позволяют быстро  определить степень развития школьно­необходимых функций, что удовлетворяет требованиям  массового обследования. Безусловно, что даже для ориентировочного изучения особенностей личности ребёнка необходимо  более длительное наблюдение за ним в общении с другими детьми и взрослыми. Оно может  проводиться воспитателем и педагогом в детском саду, а также родителями дома. Наблюдение  должно проходить в естественных для ребенка условиях, без вмешательства и корректировки  воспитателем происходящих событий. Психолого­педагогическое наблюдение должно  удовлетворять ряду    целенаправленности, планомерности, естественности,  систематичности, объективности, продуманности способов фиксации наблюдаемых фактов.   Определение склонностей ребенка Как известно, ребенка привлекает   С помощью данной методики можно определить интересы и склон ности детей до 10­летнего  возраста. Если то, о чем говорится в вопросе, ребёнку очень нравится, в соот ветствующей клетке ставится  (+ +); просто нравится ­ (+ ) и не нравится ­(­). Родители, воспитатели, учителя заполняют лист ответов по нижеприведенной форме, где в каждой  клеточке указан номер вопроса (табл. 1).       Таблица   1 Интересы     и     первую очередь то, что у него успешно получается. Техника и математика Гуманитарная деятельность 1 2 8 9 15 16 22 23 29 30 Вопросы Художественная деятельность Физкультура и спорт Коммунальные интересы Явления природы Домашний труд 3 4 5 6 7 10 11 12 13 14 17 18 19 20 21 24 25 26 27 28 31 32 33 34 35   Обработка результатов. Подсчитать количество « + » и «—» по гори зонтали. Плюс и минус  взаимно сокращаются. Сумма баллов по горизонтали характеризует соответствующие интересы.  Максимальный интерес там, где наибольшее количество плюсов. На основе полученной инфор  мации можно построить профиль интересов ребёнка (см. рис. 2).     Рис. 2. Варианты профилей   По вертикали: сумма баллов. По горизонтали: 1 ­ техника и математика; 2 ­гу манитарная деятельность; 3 ­ художественная деятель ность; 4 ­ физкультура и спорт; 5 ­ коммунальные инте ресы; 6 ­ явления природы; 7 ­ домашний труд. Сплошной и пунктирной линией обозначены данные разных детей.     Предлагаемые вопросы   Нравится ли ребёнку... 1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность. 2. Слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести. 3. Петь, музицировать. 4. Заниматься физкультурой. 5. Выполнять различные задания взрослых вместе со сверстниками (в паре, в группе). 6. Слушать рассказы о природе. 7. Делать что­нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). 8. Играть с техническим конструктором. 9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми сло вами. 1.0. Рисовать самостоятельно. 11. Играть в подвижные игры. 12. Играть вместе с другими детьми. 13.  Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насеко мыми. 14. Ходить в магазин за продуктами. 15. Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях). 16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). 17. Сочинять истории, сказки, рассказы. 18. Соблюдать режим дня, делать зарядку. 19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми. 20. Иметь дома рыбок, птиц, животных. 21. Убирать за собой карандаши, книги, игрушки и др. 22. Конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей и др. 23. Знакомиться с историей, посещать исторические музеи. 24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными ви дами художественного  творчества. 25. Читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. 26. Играть вместе со сверстниками на улице и дома. 27. Ухаживать за домашними животными. 28. Помогать делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол). 29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в детском саду. 30. Знакомиться с общественными явлениями и международными события ми. 31. Игры­драматизации, участие в постановке спектаклей. 32. Заниматься спортом в секциях и кружках. 33. Помогать другим людям. 34. Ухаживать за растениями (выращивать цветы, сажать деревья...). 35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать. Диагностические исследования личности учащегося   Цель: изучить интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и  взрослыми людьми, особенно характера, эмоциональное состояние ребёнка.   Диагностика №1. «Мой портрет в интерьере». Прежде, чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на  которой иногда помещают предметы интерьера (книга, очки, фрукты и т.д.). Учащимся  предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов.  Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые ученик  включит в интерьер своего портрета, должны отражать суть его жизни.   Диагностика №2.   10 моих «Я». Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово «Я».  Учащиеся должны дать определение каждому «Я»,рассказывая о себе и своих качествах. Например, я­умный я­ красивый и т.д. Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для  своей характеристики.   Диагностическая методика №3. «Звезда» Учащимся класса предлагается заранее выбрать для себя любимую певицу или певца. Певец должен быть одного пола с ребёнком. Учащиеся могут подготовить заранее фонограмму сами или им в  этом может помочь педагог. Задача ребёнка в том, чтобы выступить перед классом в образе  выбранной звезды, используя запись песни. Такая диагностическая методика помогает  преодолевать учащимся класса боязнь, неуверенность, формирует положительное отношение  учащихся класса друг другу.   Диагностическая методика №4. «Что у меня на сердце». Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель даёт  следующее объяснение заданию: «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня легко  стало на сердце» или «У меня тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на  сердце тяжело или легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка  напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас  легко на сердце. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует  вашему настроению. Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, пути их преодоления. Диагностическая методика №5. «Сказки». Учащиеся младших классов с удовольствием пишут сочинения, рассказы, сказки. В своих  маленьких произведениях они достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях,  демонстрируют свои проблемы, которые требуют решения. Большим успехом у учащихся  пользуется методика написания сказок. В начальной школе учащимся можно предложить написать  сказки по следующим темам: 1.  Сказка о моём портфеле. 2.  Необычная история об обычном дневнике. 3.  Сказочные каникулы 4.  Необычные приключения обычного школьника. 5.  Сказочная история о том, как... Учащиеся сами определяют тему «как» (как я учил уроки, как я не хотел в школу, как я проспал и  т.д.). Составление сказочных историй помогает учащимся бороться с проявлением негативных эмоций,  неуверенностью, страхом, плохими качествами характера.   Диагностическая методика №6. Анкета. Учащимся класса предлагается заполнить анкету, которую предлагает им классный             руководитель. Анкета должна быть напечатана. Ребята вписывают ответы: 1.  Любимый цвет_________________________________ 2.  Любимое имя_________________________________ 3.  Любимое дерево____________________________ 4.  Любимый цветок______________________________ 5.  Любимый плод________________________________ 6.  Любимая ягода ________________________________ 7.  Любимый праздник _________________________________ 8.  Любимый день недели _________________________________ 9.  Любимый певец (певица) ________________________________ 10.Любимое животное_____________________________________ 11 .Любимое животное_____________________________________ 12.Любимая книга ________________________________   Диагностическая методика №7. «Самореклама». Учащиеся класса готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть  описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном  конкурсе. Главные требования к саморекламе ­ искренность.   Диагностики для изучения детского коллектива Цель: изучение индивидуально­психологических особенностей учеников и социально­ психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно­ воспитательного процесса.   1-й класс Диагностическая методика №1. «Урок физкультуры». Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на  уроке физической культуры. Задача в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по  степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так: Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет  определить степень самооценки каждого ученика, его включённости в жизнь детского коллектива.   Диагностическая методика №2. «Солнце, тучка, дождик». Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором написаны солнце, тучка, дождик в трёх  вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, с друзьями, дома с  помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние,  которое соответствует их настроению. Диагностическая методика №3. «Подарки». Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие  подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята  получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде  подарка. Это может выглядеть так: Таня­книга, Лена­ ручка и т.д. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во­ первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во­вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и  какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими  диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по­новому смотрят  на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не  только присутствовать на уроках   2 класс Диагностическая методика №1. « Пьедестал». Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для  награждения. Пьедестал состоит из трёх ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести  лишь три человека из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает  нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни  класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность  друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.   Диагностическая методика № 2. «Дом, в котором я живу» Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его  значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и  родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к  родным и близким людям, к своим товарищам.   Диагностическая методика № 3. «Социометрия » Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на  листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на  каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими: 1,Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за  разъяснением домашнего задания 2.Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса  ты хотел бы видеть рядом с собой? 3.Представь себе, что у тебя есть право сформировать команду космического корабля,  отправляющего на Марс. Подумай, кто из ребят класса мог бы быть с тобой рядом в корабле. 3 класс Диагностическая методика №1. «Круги на воде». Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается  не более трёх имен одноклассников.   Диагностическая методика№2. «Мультфильм о нашем классе» Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм  получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются  фломастеры, листы бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и  ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить очень много информации о классе. 1 .Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются. 2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма. 3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.) 4.Какие проблемы поднимает мультфильм.   Диагностическая методика № 3. «Аукцион» Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых написаны группы слов. Из этих  слов ребята должный выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, весёлый, грустный,  организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный и не активный.  Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им  значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово  и адекватно их применяют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса  слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это  говорит о том, что классному руководителю есть над чем работать с детским коллективом.   4 класс Диагностическая методика № 1. «Самые памятные события из жизни моего класса» Учащимся класса предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых  памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинения, необходимо обратить внимание, какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный или  отрицательный. Значимым местом в анализе сочинений является и то, какое место в описанных  событиях каждый ученик отводит себе и своим одноклассникам.   Диагностическая проективная методика № 2. Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжив следующие  предложения: 1.  Ребята, с которыми я дружу в нашем классе, это____________________ 2.  Ребята, с которыми я не дружу в классе, это________________________ 3.  Ребята, с которыми я провожу время и после уроков, это_____________ 4.  Ребята, с которыми я, не общаюсь после уроков, это_________________ 5.  Ребята, с которыми мне бы хотелось дружить в классе, это ___________ 6.  Ребята, без которых мне было бы трудно, это_______________________   Диагностическая методика № 3. «Необитаемый остров» Учащимся класса предлагается представить себе такую ситуацию: «Представьте себе, что ваш  класс, совершая морскую прогулку, терпит крушение и попадает на необитаемый остров. Вам  предлагается описать эту фантастическую историю и рассказать, как будет вести себя весь класс и  каждый из вас на необитаемом острове». Опыт проведения такой работы показывает, что ребята очень чётко разделяют функции каждого на  острове, но при этом выделяют лидеров класса, определяют людей, которые не участвуют в жизни  коллектива по собственной инициативе или тех, кого класс отторгает от участия в общей жизни.   Диагностическая методика № 4. «Портретная галерея нашего класса». Классный руководитель обращается к учащимся со следующими словами: «В этом году вы  заканчиваете 4 класс, а я ваш учитель, буду учить и воспитывать других детей, совсем непохожих  на вас. Но мне очень хочется, чтобы вы оставили на память мне альбом с вашими портретами,  словесными или рисуночными. Сейчас вы попробуете составить словесный портрет нашего класса,  рассказывая о себе в виде небольшого сочинения». Таким образом, учащиеся пишут свою  характеристику и рисуют свой автопортрет Такая диагностика очень полезна при подготовке классного руководителя к итоговому  психолого­педагогическому консилиуму, который традиционно проводится в школах в 4 классе.  Педагог должен обратить внимание на самооценку учащихся в составленной  самохарактеристике, на определении своей роли в классе

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ

ИГРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2018