Консультация для родителей
Игры дома для самых маленьких
0-3 месяца
Где мама?
Когда младенец лежит на спине, подойдите к кроватке и позовите его по имени. Продолжайте называть имя до тех пор,
пока малыш не начнет поворачивать на звук
голову или глаза. Обойдите кроватку с другой
стороны и снова позовите ребенка.
Ветерок.
Нежно подуйте на ладони вашего ребенка. Дуйте и при этом приговаривайте
нараспев: « Вот твои ладоши». После этого поцелуйте ладошки. Подуйте на другие
части тела, называя их.
Большинство детей очень любят, когда им дуют на локти, пальцы рук и ног, шею и
щеки.
Баю-баюшки-баю.
Возьмите ребенка на руки и качайте его вперед-назад. Во время качания
приговаривайте: «Баю-баюшки-баю, я тебя люблю».
При слове «тебя» целуйте какую-нибудь часть тельца - голову, носик или
пальчики.
Привет.
Близко наклонитесь к малышу, и пропойте ему такую
песенку:
Привет, привет, я так тебя люблю
Привет, привет, потрогать тебя могу
Привет, привет, потрогать маленький носик
Привет, привет, поцеловать твой маленький носик.
Повторяйте стишок, изменяя при этом последние две строчки, называя разные части
лица: глазки, ушки, губки.
Куда он прячется?
Держите перед ребенком яркий разноцветный шарф. Медленно водите им из стороны в
сторону и рассказывайте, какой он красивый и яркий. Как только вы будете
уверены в том, что малыш смотрит на шарф, медленно уведите шарф в сторону.
Продолжайте водить его из стороны в сторону, заставляя малыша следить за ним
глазами.
Для игры можно использовать погремушку.
Ощупывание.
Попробуйте тереть о ладошки малыша различные ткани и материалы. Для начала
отлично подойдут атлас, шерсть и махровая ткань, губка, линолеум.
Через какое-то время ребенок захочет схватить и пощупать предмет сам.
Предоставьте ему это удовольствие. И постоянно обновляйте набор предметов для
ощупывания.
Сгибание.
Положите малыша на спинку и осторожно выпрямите его ножки, а затем слегка
похлопайте малыша по ступням. Он тут же подожмет пальчики и согнет ножки. Во
время игры напевайте стишок на какой-нибудь веселый мотив:
Мы играли, мы играли,
Наши ноженьки сгибали.
Раз согнули, два согнули.
Молодцы!
Заканчивайте стишок любым одобрительным восклицанием.
3-6 месяцев
Язычок – проказник.
Возьмите ребенка на руки и посмотрите ему в глаза. Высунув язык, издавайте
разные смешные звуки. Спрячьте язык. Повторяйте эту игру и наслаждайтесь
звонким детским смехом.
Гляделки.
Когда вы убедитесь, что полностью привлекли внимание малыша, измените,
выражение лица: улыбнитесь, издайте какой-нибудь звук или наморщите нос.
Ребёнка такие изменения очень заинтересуют.
Изменяем высоту голоса.
Согласно результатам исследования, когда ребенок слышит высокий голос, у него
повышается настроение и он чувствует себя в безопасности. Когда с ним говорят
низким голосом, он успокаивается и чувствует удовлетворение.
Поиграйте своим голосом, напевая одну и ту же песню сначала высоко, затем -
низко.
Бусы из
катушек.
Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они
стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. Если у вас нет манежа, бусы
из катушек можно повесить между двух крепко стоящих стульев.
Жу-жу.
Чтобы малыш почаще "гулил" и произносил разные звуки, попробуйте
спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу. Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук "ж".
Колобок.
Помогите малышу научиться переворачиваться. Подложите руку под его плечи и
осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая
его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться. Чтобы было
веселее, покачивайте малыша в ритме веселой песенки.
Велосипедик.
Положите малыша на спину, осторожно возьмите его за пяточки и по очереди
синхронно сгибайте и разгибайте его ножки: одну ножку согнуть, другую в это же
время разогнуть, и наоборот. Постарайтесь делать это упражнение ритмично.
Затем, постепенно можно увеличивать скорость вашего «велосипеда» и чередовать
быстрый темп «езды» с медленным.
Не прилагайте усилий и не настаивайте, если чувствуете, что ребенок
сопротивляется.
Можно напевать при этом какую-нибудь веселую песенку типа «Мы едем, едем, едем
в далекие края…» или:
«Крути, крути педальки
Быстрей, быстрей, быстрей.
Чудесная прогулка,
Нам вместе веселей.»
6-9 месяцев
Малыш-жонглер.
Положите малыша на спинку в кроватку или на пеленальный столик. Дайте ему
рассмотреть небольшой яркий мячик.
Вытяните ножки карапуза вверх и положите на его ступни мячик. Постарайтесь
сделать так, чтобы мячик не падал, хотя малыш будет стараться подтолкнуть его,
двигая ножками. Когда мячик все-таки упадет, скажите об этом малышу, улыбаясь
или радостно восклицая.
Повторите игру.
Стараясь сделать так, чтобы мячик не упал, Вы можете попробовать научить кроху
подбрасывать мячик и даже крутить его ножками.
Как вариант, можно также положить ребенка, вытянув его ножки, и поместить мячик
возле них. Малыш будет ударять по мячику ножками. Если мячик откатится, верните
его в такое положение, чтобы малыш мог до него дотронуться. Можно также дать
малышу мячик в руки.
Шлеп-шлеп! Буль-буль!
Налейте в ванночку малыша столько воды, чтобы она доходила до его коленок, или
чуть выше. Возьмите малыша под ручки и научите его шлепать по водичке, радуясь
водяным брызгам.
При этом напевайте песенку:
Шлеп-шлеп-шлеп,
Кораблики,
Пароходики плывут.
Буль-буль-буль. У бережка,
На берегу их ждут.
Если, играя с малышом, Вы тоже будете весело восклицать и смеяться, то ребенок
сразу же начнет подражать Вам, тоже радуясь.
ВНИМАНИЕ! Во время такой игры держите ребенка осторожно, но крепко.
Цепкие ручонки.
Давайте малышу подержать различные предметы. Когда он их рассмотрит, просите
отдать их вам. Пусть сам положит игрушку в вашу руку.
Смысл такой игры в том, что ребенок должен научиться брать и возвращать. С
каждым днем усложняйте малышу задачу, обучая его класть предмет в определенное
место или же доставать откуда-нибудь.
Полезно также научить ребенка держать предметы в разных руках.
9-12
месяцев
Зоопарк.
Возьмите маленьких пластмассовых или резиновых животных и передвигайте их, произнося за них звуки. Это
научит ребёнка соотносить животное и звук.
Вокзал.
Затем этих зверей можно посадить в машинки и паровозики и отправить в путешествие. Когда машинка/паровозик начинает
ехать, машите ручкой и говорите громко: «Покааааа!» Во время поездки
продолжайте озвучивать животных, а также не
забывайте про машины и поезд. Поощряйте ребёнка делать это вместе с вами.
Прятки в крупе.
Мелкие игрушки можно спрятать в крупе или фасоли, горохе. Ребёнку очень
интересно будет искать.
Бумажное безобразие.
Очень полезно ребёнку научиться отрывать маленькие кусочки бумаги.
Когда это умение будет освоено, предложите малышу катать шарики из более
крупных кусочков или даже скатывать их в рулончики.
Прилипла.
Приклейте наклейку, лейкопластырь или кусочек липкой ленты к тыльной стороне
детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать, и приклеивать её самому.
"Дай мне…"
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите
ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.
Вытягивание шарфиков.
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики
одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики.
Понаблюдайте, сможет ли он засунуть шарфики обратно в трубку.
Мегафон.
Через ту же картонную трубку можно поговорить с ребёнком изменённым голосом.
Наигравшись, дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется самому произнести
что-нибудь в неё.
Тоннель.
Дайте игрушечной машине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с
нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Слушай и ищи.
Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать
часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение
слушать.
Кукла хочет кушать.
Наденьте на руку персонажа из кукольного театра или просто возьмите в руку
куклу. Дайте малышу маленький мячик или шарик и попросите его покормить
игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем
вы говорите.
Прятки с ленточками.
Привяжите разноцветные тесемки к любимой игрушке вашего ребенка. Спрячьте её
так, чтобы было видно только ленточку. Помогите малышу понять, что игрушку
можно вытащить, потянув за ленточку.
Подарок.
Заверните игрушку в кусочек цветного материала, в шелестящий пакет или в
фольгу. Пусть малыш сам развернет «подарок».
А у тебя? А у меня?
Посадите малыша на колени личиком к себе. Задайте вопрос, о том, где находится
какая-либо часть его тела.
К примеру: «А где у Артемки носик?» Коснитесь его носа и воскликните: «Вот где
наш носик!» Тут же спросите: «А где мамин (или папин) нос?» Возьмите ручку
малыша и коснитесь ею своего носа, точно так же восклицая «Вот он где, наш
носик!»
Продолжайте эту игру, поочередно называя разные части тела и тут же показывая
их.
Качалочка.
Сядьте на пол, соедините
ноги вместе и вытяните их вперед, немного согнув в коленях.
Уложите на спинку, животиком вверх себе на ноги так, чтобы его ножки крепко
упирались вам в нижнюю часть живота, а головка крохи лежала на ваших коленях.
Крепко возьмите малыша за ручки. Медленно перекатитесь на спину, но не разгибайте
при этом ног, так, чтобы малыш оказался в стоячем положении.
Потихоньку вернитесь в исходное положение.
Повторите такое движение несколько раз, имитируя «качели», и не забывайте при
этом повторять ребенку ласковые и нежные слова или напевайте песенку.
Игры
в воде
Дети любят играть в воде. Они могут учиться наливать и выливать что-то в тазу.
Покажите ребёнку ,как надо из ковша выливать воду в таз. Дайте ребёнку сито,
пусть он посмотрит, как выливается вода через него. Дайте малышу
поэкспериментировать с ситом и ковшом, чтобы он почувствовал разницу. Пустите в
таз маленькие плавающие игрушки. Пусть малыш попробует выловить их ковшом или
ситом. В этой игре, в добавление к развитию координации зрения и рук, ребёнок
получает представления об объёме.
Купание маленькой рыбки.
В эту игру весело играть в ванне или детском бассейне.
Декламируйте стихи, двигая под водой рукой, как маленькая рыбка:
Плыви ко мне, рыбёшка,
Словлю тебя ладошкой.
Куда же ты уплыла,
Скользкая, как мыло?
А рыбонька купалась.И в руки мне попалась!
На последних словах слегка обрызгайте ребёнка водой.
Выловим из воды.
Налейте в миску воду и бросьте туда несколько предметов: кусочки пробки, веточки, и т.д. Предложите ребенку с помощью маленького сита с ручкой выловить все и сложить в тарелку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.