игры и упражнения на коррекцию дислексии

  • doc
  • 28.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала «Игры и упражнения, направленные на коррекцию дислексии».doc

    

 

 

 

 

 

 

 

«Игры и упражнения, направленные на коррекцию дислексии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийск.

2021


Составитель: Екатерина Валерьевна Шеверда, учитель логопед МБОУ СОШ  № 6.

 

Данное пособие предназначено для логопедов и учителей начальных классов общеобразовательных школ. 

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Самыми распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения (дислексия)  у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии.

Пособие  направлено на коррекцию речевых  нарушений и содержит различные упражнения, задания, игры, развивающие навык чтения, использование которых поможет ребенку преодолеть трудности в чтении и сделать сам процесс обучения более интересным и увлекательным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Игры с буквами................................................................................................................................

Игры со слогами...............................................................................................................................

Работа на уровне слов, предложений. автоматизация слог слияния..........................................

Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения..................................... 

Используемая литература ...............................................................................................................

Приложение.......................................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИГРЫ С БУКВАМИ

 

Если ребёнок плохо запоминает  буквы, существует много разнообразных приёмов, помогающих запомнить  зрительный образ букв.

1. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок,  вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.

            Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание  «наждачных» букв.

 

2. Можно использовать приём «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария.

                                        

3. Хорошо зарекомендовал себя следующий приём. Возьмите листок из старой детской книги (или детского журнала) и предложите зачеркнуть на нём ту букву, с которой вы его знакомите в данный момент, либо букву, которую он путает, не может запомнить. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».

 

4. На этапе изучения букв полезно давать задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы.

 

5. Полезны задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».       

           

                                   

              

«Наложенные буквы»       «Каких букв больше»         «Узнай буквы по зеркальному

                                                                                                                     изображению»

 

             6. Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)

            На развитие памяти и внимания – «Какой буквы не стало» - перед ребёнком выкладывается ряд букв, начиная с 3 – 4, педагог предлагает запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одну букву. Варианты – поменять буквы местами – ребёнок воспроизводит первоначальный вариант или взрослый добавляет ещё одну букву, обучаемый называет её. Играть можно с постепенным увеличением ряда букв. Можно выкладывать небольшие слова, затем переставлять местами, «терять» буквы из слова, восстанавливая его с помощью ребёнка. Здесь ещё тренируется и фонематический анализ (буквы в слове стоят в определённой последовательности).

 

           7.Волшебный мешочек» - ребёнок на ощупь определяет пластмассовые (металлические)

          буквы.

Ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а  взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы  на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

 

          8.«Буквы-сестрички» - найди все одинаковые буквы. О — обведи в кружок, У — в квадрат, И — подчеркни.

О — обведи в кружок

 

           9. «Сделай буквы» - какие буквы можно сделать из этих заготовок?

Сделай буквы

 

 

          10.«Превращения» - переделай одни буквы в другие: Ь —> Б, Е —> Ё, И —> Й, О —> Ю, Р —> В.

Переделай одни буквы в другие 

 

 

             



 

 

 

 

 

 

            11. «Пляшущие буковки» - подчеркни «правильные» буквы и прочти слово.       

 

                  Подчеркни правильные буквы

 

 

 

                12.  «Неправильная буква»-исправь одну букву и прочти слово.  

Исправь одну букву и прочти слово 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рисунок пуговицы                13.  «Пуговки» - какие буквы можно получить, если по разному пришить пуговки?

 

 

 

 

                14.  «Коврики»- какие буквы ты видишь?

 

Какие буквы ты видишь

 

               15.  «Правильные» буквы» -подчеркни правильные и зачеркни неправильные буквы.

зачеркни неправильные буквы

ИГРЫ СО СЛОГАМИ

 

  1. «Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены,

       в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Бабочка », «Шар сдувается», «Цветка»,    «Звезда» и  др.)

  1. Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.

      «Узнай буквы и составь слог»

  1.  «Цветы» (чтение слогов на лепестках)
  2. «Слова рассыпались на слоги»
  3. «Соедини слоги в слова»
  4. «Забей мяч в ворота»
  5. Для развития боковых полей зрения игры – «Пирамида» - глядя на цифру посредине, прочитать слово из «удаляющихся»  от центра слогов, «Точка в центре» - не отрывая глаз от точки, найти  определённую букву по инструкции педагога.

     

На начальном этапе овладения чтением, некоторые дети затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении слов на слоги. Это создаёт определённые трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

  1. Цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика. (На карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например синим)
  2. Упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку предлагается вертикальными линиями разделить все слова на слоги.
  3. Чтение слоговых таблиц (по Калининой, Гегелия)   – требования: шрифт крупный и чёткий, на первых порах гласные можно выделять красным цветом. В таблицах есть значки-подсказки – дуга – согласная с последующей гласной. Точка – это или гласная без предшествующей согласной, или согласная, или согласная с мягким знаком. Таблицы идут по принципу «от простых к сложным», их можно даже назвать «языколомательными», но если ребёнок освоит их, то в дальнейшем сможет читать самые длинные и сложные слова.

 Рекомендации: не следует переходить к следующей таблице, если не отработано чтение предыдущей. При чтении  таблиц нужно чётко объяснить ребёнку, что дуга – это слитное чтение двух букв (проводить по дуге указкой), а точка – добавление отдельной буквы и остановка движения. Читать можно по строчкам и по столбикам.

  1. «Какой слог лишний» - перед ребёнком карточки со слогами, например: КА, ТА, НУ, ПА. Ребёнок объясняет, что лишний слог НУ, т. к все остальные с гласной А.
  2. «Какого слога не стало» (проводится по аналогии с буквами)
  3. «Подскажи конец слова» - перед учащимся на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например: ТА, НА, РА, СА. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребёнок должен найти и прочитать конец слога (воро-ТА, боро-НА, кварти-РА, поло-СА). (Словный материал в брошюре Калининой, с. 10)
  4. Ребёнку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. Аналогичная игра «Цепочка слов»,  когда последний слог предыдущего слова является первым слогом последующего.
  5. Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).

 

 

 

 

 

  1. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

    

      РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА)                    ВОЗ – (ДУХ, РАСТ, ЧИК)

 

      (БАЛ, БУЛ, БАН, БЕЛ, ПИЛ) – КА                       КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)

 

  1. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.
  2. Распутай слоги.  Выпиши слоги в клетки и прочитай слова, которые у тебя получились.

 

  1. Составь слово из слогов.
    В этой игре картинки не потребуются. Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

    В дальнейшей работе можно перейти к игре с трехсложными словами, например: МО-ЛО-КО (у ребенка могут получиться варианты: КОЛОМО, КОМОЛО, ЛОКОМО, ЛОМОКО, МОКОЛО), или ДО-РО-ГИ (могут получиться "слова": ГИРОДО, ГИДОРО, РОГИДО, РОДОГИ, ДОГИРО).

  2. Другой вариант игры: нужно соединить слоги, подобрав половинок фигурок; провести линии и прочитать получившиеся слова:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Читай  чётко  слоги  и  слоговые  ряды:

ам                     от              уп            ла              су            бо

ат                     ок               ум           ра              му           по

ак                    ом              ут              мА             жу           то

Что  ты  прочитал?  Прочитай  еще  раз:  сначала  прямые  слоги,  затем – обратные;  все  слоги  построчно;  1, 3, 5 столбик – сверху  вниз;  2, 4, 6 – снизу   вверх;  все  столбики   построчно  справа  налево.

.  Чётко  прочитай

             А        У         Э

               ↕       ↕          ↕

        О    ↔    К    ↔  У                  А ↔      Ч     ↔  И            Ё     ↔   С  ↔ Е

            ↕          ↕          ↕

            Ы      Е        О

 

  Что  ты  прочитал?  Сначала  прочитай обратные  слоги,  затем – прямые.

 

  1. Составь  из  разрезной  азбуки  слоги  парами.  Прочитай  их  чётко  и  ясно.  

               Ар – ра                            ос – со                           ич - чи

                Ул – лу                           аш - ша                           ец - це

              Кро – орк                       дла – адл                     стра - астр

              Зли – изл                       кси -  иск                      скры -  ыскр

  1. Закончи слово
    Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем варианте окончания!


 

Другой вариант задания: подобрать к первому слогу подходящий второй из двух предложенных вариантов. Например: соедини правильно слоги, отгадай имена детей
.

 

  1. Прочитай слово по его половинке


Упражнения, аналогичные узнаванию букв и чтению слогов по их половинкам, способствуют профилактике различных ошибок при письме. Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова).

Если ребенку трудно читать целое слово по его половине, то для начала можно предлагать вариант слов со "стертыми" ("недописанными") буквами.

            

 

  1. Изографы


           Изограф – это картинка, выполненная всеми буквами слова, эту картинку               обозначающего. Расположение букв напоминает изображение того предмета, о котором идет  речь. При отгадывании изографа ребенок ориентируется на изображение, затем проверяет соответствие набора букв предполагаемой отгадке.

 

  1. Пирамидка


Детям бывает сложно прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите слоги в виде пирамидки: последний слог на первой строчке, далее предпоследний слог и т.д. Ребенок вначале читает верхний слог, другие слоги прикрыты. После этого вы открываете вторую строчку и ребенок читает слоги на ней и т.д. Пока ребенок не прочитает все слово.

СИТ

СО-СИТ

ЛЕ-СО-СИТ

ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ

ПЫЛЕСОСИТ

Такой способ чтения исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?).

 

27. Прочитайте с конца


           Вначале просим ребенка прочитать набор букв АКШУБАБ. Спрашиваем: «Будет ли       считаться словом данный набор? А если прочитать наоборот?». Читаем наоборот: БАБУШКА.



28. Лесенка
           га
           газ
           град
           город
           глобус
           границ

 

29. Превращение слов – волшебная цепочка.

1.      Измените одну букву: дом – том – ком – лом – сом; дом – дол – дог – Дон; дом – дым. 

2.      Как можно превратить дым в пар? /Дым – дам – дар – пар

30. Геоборды.

           В большие расчерченные квадраты впишите по горизонтали и вертикали слова,                относящиеся к какой-либо общей теме (овощи, фрукты, дом, школа, игрушки, имена...). Клетки, оставшиеся пустыми, заполните любыми буквами. Ребенку нужно найти и прочитать слова, которые вы "спрятали". Если ребенку сложно искать слова по теме, попросите находить называемые или загадываемые вами слова ("Найди слово РУСАЛОЧКА", "Найди имя героя, который живет на крыше"). Задание развивает осмысленность чтения, так как кроме слов-отгадок ребенок может увидеть в таблице и бессмысленные слова - АМАЛЬ, ЛЯБА, ОЛАБ и др.

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ


К


О


Л


О


Б


О


К


А


Й


Д


А


Д


И


Л


А


П


О


Т


Ь


Ю


Р


У


С


А


Л


О


Ч


К


А


Й


А


Р


А


Б


Д


А


Д


О


Н


М


Б


Е


Л


К


А


Щ


У


К


А


О


А


М


А


Л


Ь


В


И


Н


А


В


С


А


Л


Ё


Н


У


Ш


К


А


О


Д


Р


А


К


О


Н


К


О


Т


Ч


Е


Ь


К


А


Р


Л


С


О


Н


К


Л


Я


Б


А


З


И


Л


И


О

 

 

31. Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

 

АМ

САМ

СВОЙ

ВЫБОР

ВОСЕМЬ

ДЕВУШКА

КАЧЕСТВО

СТРОИТЕЛЬ

ОГРАБЛЕНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ

 

            1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

            2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

            4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

            5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной  слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

            7.прочтаить слова с ударением на первом  слоге, втором, третьем.

 

32. Подбери к слову схему.

 

ПИОН                                    V V

РОЗА                                     V V

АСТРА                                   - V

ГВОЗДИКА                          

НАРЦИСС                             - V V

 

Подобные упражнения развивают звуко- слоговой анализ слов, внимания. Когда у детей автоматизировано чтение слогов разной структуры следует и усложнить речевой материал.

 

33. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

 

ГОРА                         ГОРЕ

ГОРКА                      ГОРЬКО

ГОРНЫЙ                  ГОРЮШКО

ГОРУШКА               ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ           ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК           ПРИГОРЮНИЛСЯ

 

 34.  Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.  

 

Обведи предметы, на которых написаны  слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.            

Безымянный.png

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Собери морские звезды.

Составь слова из слогов и обведи их разными цветами. Речевой материал: кит, дельфины, акула, медуза, осьминог, черепаха.

5-конечная звезда: ЧЕ
4-конечная звезда: ЗА
 


5-конечная звезда: ОСЬ5-конечная звезда:     ПА                                                                                                   

 

 

4-конечная звезда: ФИ,4-конечная звезда: ПА,4-конечная звезда:   А 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


36.  «Доберись до острова сокровищ» Составь слова и закрась их соответствующими цветами

 

. 09012012290_1.jpg

Речевой материал: материк, острова, океан,  экватор, рифы, скалы, пещера, пираты, джунгли.

                                                                                                                                     

37. Составь слова и соедини их с картинками.

 

09012012296_1.jpg

 

38. Составь и прочитай слова. Назови сначала предметы, потом слова-признаки, затем слова- действия.

ПИ                                                                                                                                ЧКА

СВИ                                                             ЩУ                                                          ПАТЬ

ПРОТА                                                                                                                       ПАЛЬЦА

 

ШУ                                                                                                                              ДИЩЕ

ШЕП                                                         ЧУ                                                            ДЕСНЫЙ                              

ОТВЕ                                                                                                                          ТКИЙ                   

 

39.  Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.

ДЫ

 

ОГУ

 

НЯ

 

РЕЦ

 

БА

 

ША

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАН

 

ГРУ

 

ВА

 

МОН

 

СЛИ

 

ЛИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НЯ

 

ВА

 

ТЫК

 

ВИШ

 

ПА

 

РЕ

 

Составь с двумя образованными словами словосочетания, используя подходящее по смыслу слово- признак или слово- действие из первого задания.

                                                                                                                                     

40.  Прочитай слово, соединив слоги по порядку.

1                                                                                                                                    ПА

 

2                                                                                                                                    ТА

 

3                                                                                                                                    ЛО

 

 

 

 

                                                                                                                                     

41. Что записано в рамочках? Прочитай слоги. Выбери в каждой рамочке нужные слоги для составления слова. Запиши составленные слова в тетрадь. Выдели в каждом слове ударный слог.

БАК, ЛА, РЫ

 

КА,ЛО, РО, СО

 

 

 

РЮ, ЧИ, КЛЮ

 

ЛО,КО,РО, МО

 

42.  Прочитай слоги и составь из них слова, соединив слоги стрелочкой.

ФАН

ПОТ

ФЛА

ЗАК

КАП

МАН

РЮК

КАН

КАР

ТОР

ГОР

ТУК

ДОК

ЖОК

ФАР

ШОК

БАЛ

КОН

КОМ

ТИК

 

43. Внимательно рассмотри картинки и схемы. Подбери картинки к схемам и докажи, что ты правильно выполнил задание.

09012012297.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Прочитай внимательно слова и объясни их значение. Вставь в эти слова согласную букву Л. Как изменилось значение слов?

СОН

 

ГАЗ

 

КУБ

 

КОК

 

ПОТ

 

СОВА

 

44. Пройди лабиринт, собрав все буквы. Какие слова у тебя получились? Запиши эти слова в тетрадь, поставь ударение.

09012012298_1.jpg

45.  Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

 Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

 Речевой материал к игре  «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель

Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9

ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4

СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8

ПОРТ

Б-4, К-7

РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7

ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1

ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3

РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3

РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3

СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6,

БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2

РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9

ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

 

10012012299_2.jpg

46. Игра - лото «КОРЕНЬ СЛОВА»

Цель: научить детей читать слова, выделять корень, находить однокоренные слова. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать активный и пассивный словарь школьника.

Детям предлагаются карточки, например, со словами:

Зимовать

Бесцветный

Перелетные

Сторожка

Летние

Заморозки

 

Учитель достает из мешочка маленькие карточки, на которых написаны слова, например: мороз, свет, голод, летать, сторожил, зима, цветной и другие. Дети читают слово, выделяют в нем корень и находят однокоренное слово на своих карточках. Если слово найдено, ученик называет его и накрывает фишкой. Выигрывает тот, кто не пропустил не одного слова.

Еще один интересный прием-  это нахождение слов среди других букв:

ЛПОАРКНЕГДИВАНШДЕЛВКЕНКРОВАТЬЦИКЛОД

РОАТСКАСТРЮЛЯЭВХАЖКЕДЖИМОЗЕРКАЛОБТИ

ТУМБОЧКАПИСЕТИКРЮБЛЕВИЛКАТЕРСИМЫВА

 

В этом упражнении слова могут быть подобраны на одну или две лексические темы.

 

Более сложное упражнение- нахождение слов в квадрате  заполненном буквами. В квадрате слова расположены не только по горизонтали, но и по вертикали. Выполняя эти задания можно предложить детям подчеркнуть найденные слова, выписать их и разделить на слоги, распределить на группы по теме.

 

Т

Р

А

М

В

А

Й

Ш

Ю

О

Р

М

Ж

Р

А

М

А

Ш

И

Н

А

М

В

Ц

З

В

О

Б

М

О

Ш

И

Н

В

Ш

Л

Т

И

Е

Л

Ф

У

А

Р

О

Л

Т

Х

Ъ

Э

Д

Р

Л

Я

Й

Ё

П

А

Р

О

Х

О

Д

В

Т

Е

С

К

Г

П

А

М

Б

Х

О

Д

Щ

О

Й

У

А

Е

Р

О

Ж

У

Г

О

Л

Ш

Л

Б

О

Т

П

Ч

Я

Э

С

Д

Ж

Ф

Й

Ё

У

Г

Е

И

Х

В

С

А

М

О

Л

Ё

Т

С

Е

Р

В

К

А

П

Т

Р

О

Г

Л

У

 

Аналогично выполняется задание «НАЙДИ БУКВОСОЧЕТАНИЯ ИЛИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАПИСАНЫ ДО ЧЕРТЫ» это задание можно выполнять на время.

ЛЕС

СЕЛ

СЛЕ

ЛЕС

ЕСЛ

СЛЕ

ЛЕС

СЛЕ

ТИР

РИТ

ТРИ

ТИВ

БИТ

ТИР

ТРИ

ТИР

ЗАЛ

ЗАЛ

АЗЛ

ЗАЛ

ПАЗ

ЗАП

ЗАЛ

АЛЗ

СУК

СКУ

СУК

КУС

УКС

СУК

БУК

КОУ

ПРИ

ИРП

РИП

РПИ

ВРИ

ПРИ

ПРИ

ЛРИ

 

РАБОТА НА УРОВНЕ СЛОВ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛОГОСЛИЯНИЯ.

 

  1. Чтение  слов, отличающихся одной – двумя буквами.

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, и так   каждый раз слово изменяется только при помощи одной буквы. После чтения столбика нужно спросить у ребёнка, какое из прочитанных сочетаний не является словом, не имеет смысла, чем слова отличаются друг от друга. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки.

      Эффект обучения будет лучше, если обучающий нарисует (напечатает) каждый столбик печатными буквами на отдельном листе бумаги крупным шрифтом.

                                                                                                    (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

  1. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

 Перед чтением каждого столбика дать ребёнку следующее задание:

а) запомнить как можно больше слов;

б) запомнить гласные в словах.

После чтения можно выложить эти слова из букв разрезной азбуки (по памяти).

                                                                                                    (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

      Нужно помнить, что без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться достаточно быстрого темпа чтения. Прежде всего, следует тренировать детей в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы.  Следующие виды упражнений преследуют эту цель.

       Кроме того подобные упражнения обеспечивают высокую мыслительную активность в процессе обучения чтению, расширяется и уточняется словарный запас, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

      Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию (по орфографическим нормам), чётко произнося каждый звук,  но не по слогам, а вместе. после прочтения столбика слова сопоставляются, выясняется из звуко-буквенный состав, сходство и различие, значение слов.

 

  1. Чтение столбиков слов  с одинаковой концовкой.

                                                                                         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

  1. Чтение форм одного и того же слова.

                                                                                         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ  4)

  1. Чтение однокоренных слов.

Каждое слово из всех групп однокоренных слов пишется на отдельных полосках бумаги. Каждая группа слов – в отдельном конверте, а опорное слово группы написано цветным фломастером.                   

(Пособие «Семьи родственных слов»)

      Последовательность выполнения задания следующая. Взрослый выкладывает на столе 2 – 3  группы однокоренных слов. Ребёнок читает их, затем все слова перемешивают, оставляя лишь опорные. В заключении ребёнок восстанавливает группы слов, находит «родственников».

      Можно предложить ребёнку разложить слова каждой группы в столбик в порядке возрастания количества букв в этих словах. Как известно, чтение столбиков слов, подобранных способом наращивания букв в них, является очень хорошим упражнением.

 

      При выполнении подобного упражнения не следует требовать от ребёнка уяснения оттенков значения каждого слова. Главное – обращать внимание детей на звуковую и семантическую общность однокоренных слов, на то, что гласные в корне этих слов пишутся единообразно.

 

  1. Составление слов из их частей.

      Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний (если ребёнок ещё не знает этих терминов, не следует их употреблять)

      Пред началом работы педагог на глазах у ребёнка разрезает определённое количество слов на части, например, поло – оньк – а, дяд – еньк – а, лис – оньк – а, ноч – еньк – а (количество слов зависит от возможностей ребёнка).

      Затем различные частички всех слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.

Дополнительные задания:

а)  Прочитай слова, как можно быстрее

б)  Запомни 3 – 4 слова. Составь из букв разрезной азбуки.

в) «Найди заблудившиеся частички». Педагог неправильно составляет слова - ученик исправляет ошибки.

г)  Составь предложение с 3 – 4 словами.

 

 

 

 

 

Материал может быть следующим:

Слова с суффиксами

 

- ОНЬК

полосонька, лисонька, волосоньки, берёзонька, головонька, глазоньки, липонька.

                                                                        -  УШК

травушка, деревушка. лебёдушка, болтушка, золушка, солдатушка, голубушка, бородушка,  говорушка,  журавушка, кормушка, сторонушка, колотушка, речушка.

 

(слова с суффиксами - еньк, - ищ, - ин, - к, - ек. – ени, - ок, - ик, - ист, - ник, - онок,

- ёнок)

 

Слова с приставками

      Перехватить,  выхватить, обхватить, отхватить, прихватить, захватить, схватить, охватить, ухватить, подхватить.

      Вшить, пошить, перешить, прошить, зашить, ушить, нашить, сшить, вышить …

      При-го-рок, пере-нос-иц-а, про-хлад-н-ый, за-мороз-к-и, e-краш-ени-е и т.д.

 

  1. Работа с рифмованными текстами.

Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.

                                                                                         (см. ПРИЛОЖЕНИЕ  5)

  1. Чтение «зашифрованных» слов с использованием наглядности.

      Здесь педагог может проявить фантазию, выдумку, чтобы разнообразить чтение и отыскать в этом процессе как можно больше занимательных моментов.

      Задания могут быть самыми разнообразными:  «Расставь слоги по порядку»,

«Прочти слова», «Собери слова», «Собери в корзинку, банку, вазу»;

       Учимся видеть слова среди других букв – «Теремок»,  учимся увидеть на строчке и прочитать слова, обозначающие а) названия цветов; б) названия деревьев – «Венок», «Свари компот» (сложить слова из слогов),  «Башмачок» (отыщи среди букв названия обуви), «Фрукты» (отыщи среди букв названия фруктов), «Первоцветы» (отыскиваем названия цветов) – причём все эти задания можно брать и на других уроках, таких как природоведение, ознакомление с окружающим миром и т.д. -  вот вам и межурочная связь.

 

      Чтение слов с усложнением – «Цветок» (чтение через один лепесток), «Солнышко» (чтение через один лучик), «Читаем слова перечёркнутые, недописанные, чуть закрытые», «Слова, в которых буквы разбежались», «Чтение по направлению стрелок», «Прочитай загадку (предложение) по схеме»,  «Чтение по порядку возрастания цифр», «Чтение со сквозной буквой» и др.

     

Кроме техники чтения, во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор, который влияет на зрительное восприятие и внимание. Выполняя эти упражнения, предотвращаются ошибки на оптическую дисграфию и дислексию, вырабатывается сноровка, сообразительность, техничность при «чтении с усложнением».

 

Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.

 

“Буксир-1”.

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

 

“Буксир-2”

заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

 

Многократное чтение.

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

 

Чтение в темпе скороговорки. 

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

 

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

 

“Бросок – засечка”.

 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

 

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

 

 

 “Молния”.

Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

 

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

 

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

 

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

* Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

* Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

* Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

 

Работа с текстом

Добавляя  по одному слову,  составь предложение по картинке.

0007-013-Devochka-kataetsja-na-lyzhakh.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕНА

 

КАТАЕТСЯ

.

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

НА

 

.

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА

 

С

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

1.    Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 1998.

2.    Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2005.

3.    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их преодоления у младших школьников. СПб., 2002.

4.    Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1997.

5.    Климанова Л.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования. М., 1978.

6.    Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. М., 1997.

 

7. Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей квалификационной категории, пгт   Яя,  Кемеровской обл.

 

 

Ссылки на сайт:

  1. http://firsova-logoped.my1.ru/index/disleksija/0-16
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2013/08/16/uprazhneniya-dlya-profilaktiki-i-korrektsii-disleksii-u
  3. http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/logopedu/uprazhnenija_igry_po_ustraneniju_disleksij_u_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta/146-1-0-3798

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

ЛАК                     ПАР               СОК               ДОН               СОМ              ВОТ                МОЛ

РАК                      БАР                ТОК                ВОН               СОН               ВОН               ПОЛ

БАК                      ВАР                ДОК               СОН               СОТ                ВОЛ               ТОЛ

МАК                    МАР               РОК                КОН               СОК               ВОЗ                КОЛ

ВАК                     ДАР                КОК               ЗОН                СОР                ВОД               ГОЛ

ТАК                      ШАР              БОК                ТОН                СЫР               ВОР                ВОЛ

КАК                     ЖАР               ЦОК               БОН                ДЫР               ВОМ               ЗОЛ

 

 

 

ДЕНЬ                   ОСЬ                          КОРЬ              РУЛЬ МОЛЬ ВЫТЬ

ПЕНЬ                   РУСЬ                        ХОРЬ              НУЛЬ НОЛЬ             РЫТЬ

ЛЕНЬ                   ГУСЬ                       ЯКОРЬ              КУЛЬ ЗОЛЬ              ДЫТЬ

ОЛЕНЬ                РЫСЬ                      УГОРЬ            МЫЛЬ РОЛЬ             НЫТЬ

ОСЕНЬ                ЛЯСЬ                      УВОРЬ             ПЫЛЬ СОЛЬ             БЫТЬ

ЗЕЛЕНЬ               ВЕСЬ                     ХВОРЬ БЫЛЬ            ТОЛЬ             МЫТЬ

РЕМЕНЬ              ПЕСЬ                                    БОЛЬ              ГОЛЬ

РЕВЕНЬ              СПЕСЬ

РЕВЕТЬ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

МАМА                 САДЫ            ЛУНА НОСЫ            РАКИ             МИНА

ПАПА                  РАДЫ            ЛУПА КОСЫ ЛАКИ ЛИПА

БАБА                   РАМЫ                       РУКА             РОСЫ МАКИ           КИПА

ВАТА                   ЛАПЫ                       МУКА            РОЗЫ             БАКИ             КИСА

ЛАПА                  ВАЗА                         ГУБА              ВОЗЫ ШАГИ           ЛИСА

ПАРА                  ФАРЫ            ДУГА             ВОРЫ ШАЛИ           ПИЛА

РАМА                  ДАРЫ            ДУМА            НОТЫ ЖАЛИ           СИЛА

РАНА                  ШАРЫ                       КУМА            ДОТЫ ПАЛИ БИЛА

 

 

МЫЛИ                 ВИЛЫ            ГАЛЯ             МЕРА ГОРА             ПАНАМА

БЫЛИ                  ПИЛЫ                       ВАЛЯ СЕРА             КОРА             ПАЛАТЫ

ВЫЛИ                  ЛИСЫ            ВАНЯ ВЕРА             НОРА            САЛАТЫ

БЫКИ                  ЛИПЫ                       ТАНЯ             ПЕЛА ПОРА            ХАЛАТЫ

РЫЛИ                  КИТЫ            БАНЯ             СЕЛА             ОПОРА         НАГАНЫ

НЫЛИ                 НИВЫ                       ВАРЯ             ВЕНА            ШПОРЫ        ЗАВАЛЫ

ДЫНИ                 СИЛЫ            НАДЯ ЛЕНА ШТОРЫ         БАЗАРЫ

МЫШИ                МИЛЫ                       ВАДЯ ГЕНА             СТОНЫ        

 

 

ВОРОНЫ            ЛАВОЧКА                ВОРОНКА                ПАШНЯ                    НЁС

ПОРОДЫ            ЛАПОЧКА               КОЛОНКА               БАШНЯ                    СНЁС

БОРОДЫ             ПАПОЧКА               КОРОБКА                 КАПЛЯ                     ВЁЗ

ДОЗОРЫ                         ШАПОЧКА              КОРОВКА                ЦАПЛЯ                     СВЁЗ

ГОВОРЫ             ПАЛОЧКА               ПОГОДКА                САБЛЯ                      МЁЛ

ДОХОДЫ                       ПАРОЧКА                ПОХОДКА               МАРЛЯ                   СМЁЛ

ПОХОДЫ                                                          СОЛОНКА               ВАФЛЯ                     ВЁЛ

МОЛОДЫ                                                          СОЛОМКА                                                  СВЁЛ

ВОЛОСЫ

ПОКОСЫ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  3

 

 

 

- МКА                  - НКА            - ЗКА                        - АЛКА                     - ОДКА

РАМКА               СПАЛЕНКА БЛУЗКА                    ПАЛКА                     ЛОДКА

НЕМКА               СНЕЖИНКА ЗАМАЗКА                ФИАЛКА                  ЯГОДКА

ЛОМКА               КОРЗИНКА              ЖЕЛЕЗКА                 ЗАКАЛКА                 ПОГОДКА  

СУМКА               КРУПИНКА НАРЕЗКА                 ГАДАЛКА                БОРОДКА

ДЫМКА              ТРОСТИНКА           БЕРЁЗКА                  ГАЛКА                      НАХОДКА

КРОМКА ИЗЮМИНКА           ПОВОЗКА                СВАЛКА                  ПОХОДКА

ЛАКОМКА         СКОТИНКА ПОВЯЗКА                РУСАЛКА                ВЫХОДКА

СОЛОМКА         ПАУТИНКА                                    ВЕШАЛКА               ПРОВОДКА

ВЫДУМКА         БОРОДЁНКА                                              СКАЛКА                 

                              СЕСТРЁНКА

 

 

 

 

 

 

- ИЧКА               - ЛЬКА                     - АЧКА                     - ЕЧКА                     - ОЧКА

СПИЧКА               САБЕЛЬКА            ДАЧКА                     ПЕЧКА                     БОЧКА

ПТИЧКА               НЕДЕЛЬКА            ПАЧКА                    РЕЧКА                      ДОЧКА

ЛИСИЧКА            ЗЕМЕЛЬКА            ТАЧКА                     ГРЕЧКА                    УДОЧКА

СИНИЧКА            ШИНЕЛЬКА          КАЧКА                      СВЕЧКА                   ЛОДОЧКА

ВОДИЧКА            ТУФЕЛЬКА            ПРАЧКА                   ОВЕЧКА                   ЛАВОЧКА

РЕСНИЧКА        СОСУЛЬКА            РЫБАЧКА                АПТЕЧКА                ДЕВОЧКА

РУКАВИЧКА     СВИСТУЛЬКА       ЗАДАЧКА                 НОЖЕЧКА               БАБОЧКА

МОСКВИЧКА                                       КАЗАЧКА                 ДОЧЕЧКА               ОШИБОЧКА

ПУГОВИЧКА                                        СОБАЧКА                КОШЕЧКА              КОЛБОЧКА

ЛУКОВИЧКА                                        БОГАЧКА                                                   ТРУБОЧКА

СТРАНИЧКА                                        СИЛАЧКА                                                   УЛЫБОЧКА

СЕСТРИЧКА                                                                                                               БУЛАВОЧКА

 

 

 

- ОЧКА               - ОЧКА                     - ИНА                 - ОТА                    - НЬКА

ЁЛОЧКА             УЛОЧКА                   МИНА                  НОТА                ЛИПОНЬКА

БЕЛОЧКА           БУЛОЧКА                ГЛИНА                ОХОТА               КИСОНЬКА

ДУДОЧКА          ЛАПОЧКА                ОСИНА               ВОРОТА            ЛИСОНЬКА

ВАЗОЧКА           ПОЛОЧКА               КАБИНА             РАБОТА              ДОЧЕНЬКА

ДЫРОЧКА          КОЗОЧКА                ДУБИНА             ВЫСОТА НОЧЕНЬКА

ВИЛОЧКА          РОЗОЧКА                 РЫБИНА             ТЕПЛОТА           РУЧЕНЬКА

ГРЯДОЧКА        ГАЛОЧКА                ЖАДИНА            КРАСОТА          РЕЧЕНЬКА

СЕЛЁДОЧКА     ПАЛОЧКА               КАЛИНА            ПУСТОТА          СТУПЕНЬКА

 

 

- НИК                  - ЧЕК                        - НОЙ             - ВЫЙ                       - ЧНЫЙ

ВЕНИК                ЛЕСОЧЕК                 РЕЗНОЙ        РЕЗВЫЙ                    ДАЧНЫЙ     

ЧАЙНИК             ПЕСОЧЕК                ЗУБНОЙ        ЛЕДОВЫЙ               УДАЧНЫЙ

ЛЕДНИК             СЫНОЧЕК               ГУБНОЙ        МЕДОВЫЙ              МРАЧНЫЙ

ДНЕВНИК          ЩЕНОЧЕК               ГЛАЗНОЙ     РИСОВЫЙ            ТАБАЧНЫЙ

СВЯЗНИК           ТЕНЁЧЕК                 СВЯЗНОЙ     КРАСИВЫЙ        КУЛАЧНЫЙ

САДОВНИК       ПЕНЁЧЕК                 ОЗОРНОЙ     ПУГЛИВЫЙ        ЛОДОЧНЫЙ

ПРОВОДНИК   ВЕНИЧЕК                  ЗАВАРНОЙ  БЕРЁЗОВЫЙ   БРУСНИЧНЫЙ

 

 

 

 

 

- РНЫЙ               - ЛЬНЫЙ                 - ЁНОК                      - ТЕЛЬ                      - НИЕ

СОРНЫЙ            БАЛЬНЫЙ                УТЁНОК                   КИТЕЛЬ                    ПЕНИЕ

СПОРНЫЙ         ОВАЛЬНЫЙ            ГУСЁНОК                 МЕТЕЛЬ                    ЗРЕНИЕ

ОПОРНЫЙ         СИЛЬНЫЙ               ЛИСЁНОК                ЖИТЕЛЬ                   ЧТЕНИЕ

ЯКОРНЫЙ         ВОЛЬНЫЙ               ОРЛЁНОК                ЗРИТЕЛЬ                  ЗДАНИЕ

УЗОРНЫЙ          ПЫЛЬНЫЙ              КОТЁНОК                УЧИТЕЛЬ                 ЗНАНИЕ

ДОЗОРНЫЙ       МЫЛЬНЫЙ              ТЕЛЁНОК                 ЧИТАТЕЛЬ               ЗВАНИЕ

МОТОРНЫЙ      САЛЬНЫЙ               СЛОНЁНОК            ВОДИТЕЛЬ               КИПЕНИЕ

АЖУРНЫЙ         ПРАВИЛЬНЫЙ       ЖЕРЕБЁНОК           РОДИТЕЛЬ             РАСТЕНИЕ

ДЕЖУРНЫЙ      ЗЕРКАЛЬНЫЙ        ТИГРЁНОК               ЛЮБИТЕЛЬ        НАСЕЛЕНИЕ

 

 

 

 

- ВАТЬ                - ГАТЬ                      - ДАТЬ                      - КАТЬ                      - ПАТЬ

КЛЕВАТЬ           ШАГАТЬ                   ЖДАТЬ                      ЛАКАТЬ                   СПАТЬ

НОЧЕВАТЬ        УБЕГАТЬ                  ГАДАТЬ                    СКАКАТЬ                 КАПАТЬ

ЗАДЕВАТЬ         ОТРУГАТЬ               ОБЕДАТЬ                  ЗАПЕКАТЬ               ХЛОПАТЬ

УЗНАВАТЬ         ЗАПРЫГАТЬ             ПЕРЕДАТЬ               ЗАПЛАКАТЬ           ШЛЁПАТЬ

ТАНЦЕВАТЬ      ПРОМОРГАТЬ         НАПАДАТЬ              ЗАКРЯКАТЬ            ВЫКИПАТЬ

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

 

Образец:               (ребёнку рекомендуется читать с секундомером):

 

У  БРЕВНА                               О  БРЕВНЕ                          С БРЕВНОМ

ОТ  БРЕВНА                             В БРЕВНЕ                           НАД БРЕВНОМ

ДО БРЕВНА                              НА БРЕВНЕ                       ПОД БРЕВНОМ

ИЗ  БРЕВНА                             К БРЕВНУ                           ПЕРЕД БРЕВНОМ

ИЗ-ЗА БРЕВНА            ПО  БРЕВНУ

ИЗ-ПОД  БРЕВНА

 

      После прочтения с некоторыми формами слов следует составить предложения.

Словарный материал для упражнения

(подобраны слова с ударением на последнем слоге):

 

МОСТ, ЗОНТ, ТАЙНА, ВОЙНА, ТОПОР, СОСНА, СКАЛА, ВОЛНА, ТОЛПА, ОЛЬХА, МАЯК, ЗЕМЛЯ, КАМБАЛА, КАРАНДАШ, КОЛПАК, БАГАЖ, ОГОНЬ, ТЮФЯК, СЕДЛО, ГНЕЗДО, ГОРОДОК, ПОТОЛОК. ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ, НОЯБРЬ, КОЛЬЦО, ДЕНЁК, ПУЗЫРЁК, СЕРЕБРО, ЗЕРНО, КОВЁР, РУБЛЬ, СУХАРЬ, КОЛЕСО, КОСТЁР, КОНЁК, КЛЮЧ, БУКВАРЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (к заданию 7)

 

 

ТЫ – ТЫ – ТЫ,   ТЫ – ТЫ – ТЫ,    НОТЫ,  СОТЫ,  ТЫН,  ЦВЕТЫ.

 

МЫ – МЫ – МЫ,    МЫ – МЫ – МЫ,    МАМЫ,   ТЕМЫ,  МЫС,   УМЫ

 

БЫ – БЫ – БЫ,  БЫ – БЫ – БЫ,   ГУБЫ,   ЗУБЫ,   БЫТ,   ДУБЫ.

 

ДЫ – ДЫ – ДЫ,   ДЫ – ДЫ – ДЫ,    ВИДЫ,   ВОДЫ,   ДЫМ,   САДЫ.

 

 

ВЫ – ВЫ – ВЫ,   ВЫ – ВЫ – ВЫ,   ТЫКВЫ,  ИВЫ,   ВЫ,   УВЫ.

 

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ,  ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ,    ВАЗЫ,   ЗЫБЬ,    ЯЗЫК,    ТУЗЫ.

 

НЫ - НЫ – НЫ,  НЫ – НЫ – НЫ,    МАГАЗИНЫ,  СНЫ, СЫНЫ.

 

СЫ – СЫ – СЫ,  СЫ – СЫ – СЫ,   ОСЫ.  КОСЫ,  СЫН,  ЧАСЫ.

 

 

ТО – ТУ – ТА,  ТО – ТУ – ТА,    ТОСТ,   ТУЗ,   ВАТА,  ТАКТ,  ТАХТА.

 

ПО – ПУ – ПА,  ПО – ПУ – ПА,    ПАПА,  ПОЗА.  ПУХ,  СТОПА.

 

КО – КУ – КА,   КО – КУ – КА,     КОК,   КУСТ,  КАСКА,   ЛОМ,   МУКА.

 

 

СТУПА,  МУФТА,  ПАСТА,   ВАХТА,

ВАТА,  НОТА,   ДАТА,   ШАХТА,

МАСКА,  КАСКА,   ПУСТОТА,

ПАПКА,  ТОПКА,   ДУХОТА.

 

ТОМ,  ПОСУДА,  ТОСТ,  ПОХОДКА,

СНОП, ПОГОДА,   ПУХ,   НАХОДКА,

ЗОНТ,  ПОБУДКА,  СВОДКА,   МОСТ,

ХОД,   ЗАВОД,  НАУКА,  ПОСТ.

 

 

МАК,  БАК,  ЗНАК,  КУСОК,  ФРАК, СТОПКА,

СУК,  БУК,  ЗВУК,  ЗВОНОК,   ТАКТ,  КНОПКА,

ГОЛ,   ВХОД,  СОК,  БАТОН,   КОМПОТ,

ПОЗА,   СОПКА,   КУСТ,  ПОХОД.

 

КОТ, ПОТ, СКОТ, ГАМАК, ЗАГАДКА,

КОН, КОМ, КОК, МАЯК, ПОСАДКА,

КАНТ, БАНТ, ФАКТ, ПОТОК, ВОСТОК,

ДУБ, ЗУБ, СУД, МОТОК, СТАНОК.

КЕ – КЕ - КИ,  КЕ – КЕ  - КИ,    КЕКС,   КИПА,   КИТ,   КОНЬКИ.

 

ДЕ – ДЕ – ДИ,  ДЕ – ДЕ – ДИ,    ДЕНЬ,   ДЕД,   СТУДЕНЬ,  БИГУДИ.

 

СЕ – СЕ – СИ,  СЕ – СЕ – СИ,    СЕВ,  СЕДОК,   СЕЗОН,   ТАКСИ.

 

ХЕ – ХЕ – ХИ,  ХЕ – ХЕ – ХИ,     ПАСТУХИ,   ДУХИ,  СТИХИ.

 

 

БЕ – БЕ - БИ,   МЕ – МЕ - МИ,    БЕС,  БИС,  МЕХ,  СМЕХ,  МИФ, ВОЗЬМИ.

 

ПЕ – ПЕ - ПИ,  ТЕ – ТЕ - ТИ,    ПЕНА,   ПИВО,  ТЕНЬ,  НАЙТИ.

 

ФЕ – ФЕ - ФИ,   ВЕ – ВЕ - ВИ,    КОФЕ,  ФИЗИК,   ВЕК,   ЗОВИ.

 

ГЕ – ГЕ - ГИ,  НЕ – НЕ - НИ,   ГЕЛЬ,  ГИД,   ГИПС,   НЕФТЬ,  СНЕГ,  ОНИ.

 

 

ЧЕ – ЧО - ЧА,  ЧЕ – ЧО - ЧА,  ЧЕК, ПУЧОК,  СУЧОК,  СВЕЧА.

 

ЧИ – ЧУ - ЧА,  ЧИ – ЧУ – ЧА,   ЧИН, ЧУГУН, ЧАЙ, ЧУМ, БАХЧА.

 

ЧЕ – ЧЕ - ЧИ,  ЧЕ – ЧЕ - ЧИ,    ЧЕКИ, ТУЧИ,  ЧЕСТЬ,  БАХЧИ.

 

 

МЁ – ТЁ - СЁ,  МЁ – ТЁ - СЁ,   ТЁЗКА,  МЁД,  УТЁС,  ТЁС, ВСЁ.

 

НЁ – ВЁ - ЧЁТ,  НЁ – ВЁ - ЧЁТ,    ГНЁТ, ОВЁС,  УЧЁТ,  ЗАЧЁТ.

 

ТЮ – ЗЮ - НЮ,  ТЮ – ЗЮ - НЮ,    ТЮК,  ИЗЮМ,  КОСТЮМ,  МЕНЮ.

 

 

МЯ – МЯ - НЯ,  МЯ – МЯ - НЯ,    ИМЯ,  ЗНАМЯ,   МЯЧ,   ВОЗНЯ.

 

ВЯ – ВЯ - НЯ,  ВЯ – ВЯ - НЯ,    СВЯЗКА, СВЯЗЬ,   ВЯЗ,  КНЯЗЬ,   МАЗНЯ.

 

ТЯ – ТЯ - ТЯ,  ТЯ – ТЯ - ТЯ,    ТЁТЯ,  ТЯГА,  СТЯГ,   ДИТЯ.

 

НЯ – ДЯ - НЯ,  НЯ – ДЯ – НЯ,    ДЯДЯ,  БАСНЯ,  ЗАПАДНЯ.

 

 

 

 

МЁД, ОВЁС, ОТЧЁТ, ПЕЧЁНКА,

ГНЁТ, НАЧЁС, УЧЁТ, ИЗБЁНКА,

ПЁС, УТЁНОК, ЗВЕЗДОЧЁТ,

ДЮНА, ТЮБИК. НЕДОЧЁТ.

 

 

ОГОНЁК, УТЮГ, НАМЁТКА,

БЮСТ, УТЁС, КОСТЮМ,  ПОДМЁТКА,

ТЮБЕТЕЙКА, НЮХ, ПЕНЁК,

ТЁЗКА. ТЁС, ИЗЮМ, ДЕНЁК.

 

 

 

НЁБО,   САМОТЁК,  ГУСЁНОК,

ТЮК,  ЧЕЧЁТКА,   ВСЁ,   ОПЁНОК,

ЧЁТКОСТЬ,  ЧЁТКО,  ЧЁТ,    ПОЧЁТ,

МИНОМЁТ,   ОТЁК,   ЗАЧЁТ.

 

 

 

МЯСО,  МЯТА,   ДЯДЯ,   НЯНЯ,

СЕМЯ,   ИМЯ,   ТЁТЯ,   БАНЯ,

МЯКОТЬ,   ВЯЗ,   ИВНЯК,   ВОЗНЯ,

ПЯТКА,   СВЯЗКА,    ЗАПАДНЯ.

 

 

 

ПЯТЬ,  ОПЯТЬ,   ДИТЯ,   УТЯТА,

КУХНЯ,   ТЯГА,  МЯЧ,   КОТЯТА,

МЯТЬ,   ОБНЯТЬ,   ПОДНЯТЬ,   ПУСТЯК,

ДОГОНЯТЬ,   МЕНЯТЬ,   ТЮФЯК.

 

 

ШО – ШУ - ША, ШО – ШУ - ША,  ШОВ, ШУМ,  ШАГ,  ШАХ,  ШКАФ,  ДУША.

 

 

ЖО – ЖУ - ЖА, ЖО – ЖУ - ЖА,  САЖА,  КОЖА,  ЖУК,  СВЕЖА.

 

 

ЦО – ЦУ - ЦА,  ЦО – ЦУ - ЦА,     ПТИЦА,  ЦЕПЬ,  ЯЙЦО,  ОВЦА.

 

 

МУЖ,   ЧИЖ,   НОЖ,   АФИША,  СУША,

ТУШ,   КУШ,   ЁЖ,  ЗАСТЁЖКА,   ТУША,

СТЁЖКА,   КОШКА,   ШПАГА,   ДУШ,

ШХУНА,  ШТАНГА,  ШВЕД,   УЖ,   ТУШЬ.

 

 

 

МИШКА,  ШОВ,  ИЗБУШКА,  ПЕШКА,

НИША,  ШУТ,  ПОДУШКА,  СПЕШКА,

КАША,  ШЕСТЬ,  ПОЁШЬ,  КУШАК,

НОША,  СУШЬ,  ЗОВЁШЬ,  ИШАК.

 

РА – РА - РА, РА – РА - РА,     ПАРА,  ПОРА,  РАК,  ЖАРА.

 

РО – РО – РО,  РО – РО - РО,    ГОРОД,  СТОРОЖ,  РОТ,  МЕТРО.

 

РУ – РУ - РУ,  РУ – РУ - РУ,    ГРУША,  ГРУППА,  КЕНГУРУ.

 

РЫ – РЫ - РЫ,  РЫ – РЫ - РЫ,    АБАЖУРЫ,  РЫСЬ, КОВРЫ.

 

 

РА – РА - РА, РА – РА - РА,  В ЗООПАРК ИДТИ ПОРА.

 

РО – РО - РО, РО – РО - РО,  ШУРА ЕДЕТ НА МЕТРО.

 

РУ – РУ - РУ, РУ – РУ - РУ,  ШУРА ВИДИТ  КЕНГУРУ.

 

РЫ – РЫ - РЫ, РЫ – РЫ - РЫ,  В ЗООПАРКЕ ЕСТЬ БОБРЫ.

 

 

РОЗА,  РОЩА,  ДВОР,  ГИТАРА, 

РАМА,   РАНА,  СПОР,  ХОР,  ПАРА,

ШАР,  ПАР,  ЖАР,  ТОВАР, ФАРФОР,

МИР,  ПИР,  КРАСКА,  СВЕТОФОР.

 

 

РЕ – РЕ - РЕ, РЕ – РЕ - РЕ,  В РЕЧИ,  В  МОРЕ.  НА ГОРЕ.

 

РИ – РИ - РИ, РИ – РИ - РИ,  РИС,   РИФ,  РИНГ,  ВАРИ, КУРИ.

 

РЮ – РЮ - РЮ, РЮ – РЮ - РЮ,  ЖАРЮ, ПАРЮ, ГОВОРЮ.

 

РЯ – РЯ - РЯ, РЯ – РЯ - РЯ,  УВЕРЯТЬ, ТЕРЯТЬ, МОРЯ.

 

 

РЯ – РЮ - РЕ, РЕ – РЮ - РИ,  ВСЕМ РЕБЯТАМ БУКВАРИ.

 

РЕ – РЯ - РИ, РЯ – РЕ - РЮ,  У РЕБЯТ – ПО БУКВАРЮ.

 

РИ – РЯ - РЮ, РЯ – РЮ - РЕ,  ЕСТЬ РИСУНКИ В БУКВАРЕ.

 

РЮ – РЕ - РИ, РИ – РЮ - РЯ,  НЕТ У РИТЫ БУКВАРЯ.

 

 

 

РЮМКА.   ГРИПП,   РИСУНОК,    ЗВЕРИ,

ПРИЗРАК,   ГРИМ,   РЕБЁНОК,   ДВЕРИ,

КРЕМ,   НЕРЯХА,    ПЕРЕХОД,

ТРЕСК,  ВЕРЁВКА.  ПЕРЕВОД.

 

ЛАЛОЛЫ,  ЛАЛОЛЫ,  ШКОЛА,  КЛАССЫ,  ЛОМ,  СТОЛЫ.

 

ЛЫЛУЛО,  ЛЫЛУЛО,  ЛЫЖИ,  ЛУЖА.  ЛОСЬ,  СТЕКЛО.

 

ЛОЛЫЛА, ЛОЛЫЛА,  ЛОДКА.  ЛЫЖНИК.  ЛАЙ. СКАЛА.

 

ЛАЛОЛУ, ЛАЛОЛУ,  НА ПОЛУ,  К СТОЛУ.  В УГЛУ.

 

 

 

ПЛАТЬЕ,  БЛУЗКА,  ЛАК,   ХАЛАТ,

БУЛКА,  КОЛБАСА, САЛАТ,

СВЁКЛА, МАСЛО,  САЛО,  ЛУК,

ПАЛКА,   СТРЕЛКА, ЛУГ,  ПЛОТ, ПЛУГ.

 

 

 

ВОЛОС, ГОЛОС, ТЕЛО,  ГЛАЗ,

ШКОЛА,  ГЛОБУС,  МЕЛ,  ГУЛ,  КЛАСС,

ЛАМА,   СЛОН,  ЛОШАДКА,  ЛОСЬ,

ВОЛК,  ВОЛЧИЦА,  ЛОВ,  ЛОСОСЬ.

 

 

 

ЛАНДЫШ,  ЛОТОС,  ФЛОКС,  ФИАЛКА,

ГОЛУБЬ,  СОКОЛ,  ДЯТЕЛ,  ГАЛКА,

ЛУННИК,  ЛУЧ,  ЛУНА,  СМЕЛ,  БЫЛ, 

СПАЛ,  МОЛЧАЛ,  ЗАБЫЛ,  ОТКРЫЛ.

 

 

 

СЛОН,  СЛОНИХА  И СЛОНЁНОК,

ЛОСЬ. ЛОСИХА И ЛОСЁНОК,

ВОЛК,  ВОЛЧИЦА И ВОЛЧОНОК,

МАМА ГАЛКА И  ГАЛЧОНОК.

 

 

ЦАПЛЯ,  КАПЛЯ,  ПУЛЯ,  ВОЛЯ,

ОЛЯ,  ВАЛЯ,  ЛЯЛЯ,  ЛЁЛЯ, 

РУЛЬ,  КОЛЯСКА,  РЕЛЬС,  ПЕДАЛЬ,

КЛЮЧ,  БУДИЛЬНИК,  ВАЛЬС,  РОЯЛЬ.

 

 

 

УГОЛЬ,  ЛЕС,  ЗЕМЛЯ,  ЦЫПЛЁНОК, 

ЛЕТО,  ЛЁН,  ПОЛЯ,  ТЕЛЁНОК,

ЛЁТЧИК,  САМОЛЁТ, МЕДАЛЬ,

РОЛЬ,  ГАСТРОЛЬ,  ФЕВРАЛЬ,  МИНДАЛЬ.

 

КЛЮКВА,  БЛИН,  КИСЕЛЬ,  ХЛЕБ,  КИЛЬКА,

КЛЕТКА,   ПЛИТКА.  САБЛЯ,  ШПИЛЬКА,

ЛЬДИНА,  ЛЁД,  ЖУРАВЛЬ,  МЕТЕЛЬ, 

МОЛЬ,   ПАЛЬТО,  ШИНЕЛЬ,  ПОСТЕЛЬ.

 

 

 

СЛИВА.  КАРАМЕЛЬ,  МАЛИНА,

ЛИПА, ТОПОЛЬ,  КЛЁН,  КАЛИНА,

КОНТРОЛЁР,  ПАРОЛЬ,  АПРЕЛЬ,

ФЕСТИВАЛЬ,  СПЕКТАКЛЬ,  ПОРТФЕЛЬ.


Скачано с www.znanio.ru