Игры и упражнения по развитию словесно-логического мышления
. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Формирование понимания причинно-следственных отношений необходимо начинать с анализа ситуаций и событий, с которыми каждый человек может столкнуться в своей повседневной жизни. Например, можно обсудить с ребенком (лучше это продемонстрировать;, что произойдет с растением, если оно останется без полива или почему вареное яйцо может быть всмятку или вкрутую; суп — пересоленным, чай — сладким, пол — грязным, ноги — мокрыми.
22. «Назови причину». Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.
Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.
23. «Составление рассказа по серии картинок». Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х.Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.
Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.
Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.
24. «Составление рассказа по сюжетной картине». Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.
25. «Прослушай, прочти и перескажи». Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.
26. «Пословицы и поговорки». Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, .а зимой — телегу».
27. «Подбери следующее». Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:
первый — ..., завтрак — ..., июль — ..., лето — ..., январь — ..., зима — .... седьмой — ..., 1998 — ... и т.п.
28. «Расставь события по порядку».
Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.
Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.
29. «Время и антивремя». Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.
Крайне важно включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего в 1-м и 2-м
Развитие ассоциаций.
Педагог дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному.
Примерный перечень слов:
— стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;
— стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;
— желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный;
— быстро, высоко, весело.
Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые.
Игра «Найди «лишний» предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».
«Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).
Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; помидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.
Назвать одним словом серию картинок.
После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
«Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных»:
— лиса, волк, собака, заяц;
— лошадь, теленок, лось, медведь;
— белка, кошка, петух;
— сарай, корова, коза, овца.
«Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?»:
— грузовик, метро, самолет, скамейки;
— автобус, дорога, вертолет, машина;
— поезд, дом, пароход, магазин;
— трамвай, водитель, троллейбус.
«Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):
— белка-дупло, собака —...;
— дом-крыша, книга—…;
— человек-ребенок, собака — ...;
— птица-гнездо, человек — ...;
— пальто-пуговица, ботинок —… .
Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.
Игра «Назови части».
Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело; голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик —…, дом - ... , дерево —..., человек —... .
«Отгадай предмет по названию его частей».
— кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);
— ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);
— дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);
— подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);
— крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);
— глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);
— пол, стены, потолок (комната);
— подоконник, рама, стекло (окно).
«Объясните, что общее у предметов».
У двух предметов:
— огурец, помидор (овощи);
— ромашка, роза (цветы);
— кошка, собака (домашние животные).
У трех предметов:
— мяч, солнце, шар (круглые);
— тарелка, блюдце, чашка (посуда);
— лист, трава, крокодил (зеленые).
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.
Например:
— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.
— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.
Отгадать название предмета по описанию его признаков.
Например: «Что это?»
Овощ, круглый, красный, вкусный.
— Это овощ, круглый...
— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.
— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов.
Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:
— маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;
— хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
— зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;
— он большой, серый и злой.
Закончить предложение и назвать слова-«неприятели»:
— слон большой, а комар...;
— камень тяжелый, а пушинка...;
— зимой погода холодная, а летом...;
— сахар сладкий, а горчица,..;
— дерево высокое, а куст...;
— суп горячий, а компот...;
— молоко жидкое, а сметана...;
— река широкая, а ручеек...;
— днем светло, а ночью...;
— заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;
— продавец продает, а покупатель ...;
— воспитатель спрашивает, а дети...;
— утром дети приходят в детский сад, а вечером...;
— сначала гостей встречают, а потом...;
— вечером ложатся в кровать, а утром....
Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
— лохматый, косолапый...;
— голодный, серый, злой...;
— маленькая, быстрая, проворная...;
— хищный, сильный, полосатый...;
— яркое, теплое...;
— серый, колючий... .
К данным словам придумать слова-«неприятели» («скажи наоборот»):
день —...; войти —...; большой —...;
утро—...; говорить—...; белый—...;
друг—...; взял—...; высокий—...;
грязь—...; ложиться—...; здоровый —...;
жара—...; одеваться—...; новый—...;
мир—...; опускать—...; молодой— .„;
смеяться —,„; толстый —...;
закрывать —...; широкий—...;
включать —...; сухой —...;
Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше — меньше, тяжелее — легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и другие.
Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее?
Игра «Чем отличаются слова?» (подбери картинки, придумай предложение с этими словами).
Шить — вязать; мыть — стирать;
чистить — подметать; лежать — стоять;
нести — везти; лежать — спать.
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей.
Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Бросить — (поймать); поднять — (опустить);
купить — (продать); спрятать — (найти);
дать — (взять); налить — (вылить).
Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы — что делают?
Кошка, собака — что делают?
Дождь, снег — что делают?
Фрукты, овощи — что делают?
Мяч, яблоко — какие?
Сахар, мед — какие?
Снег, лед — какие?
Вода, молоко — какие?
Сидит, стоит— кто?
Льется, журчит — что?
Шумит, дует — что?
Растет, зеленеет — что?
Круглое, сочное — что?
Желтый, кислый — что?
Высокое, зеленое — что?
Длинный, деревянный — что?
Яркое, теплое — что?
Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит: кто? (человек, собака...);
что? (река, ручей, молоко, время).
Идет: кто? (девочка, кошка...);
что? (время, дождь, снег, град).
Растет: кто? (ребенок, щенок...);
что? (дерево, цветок).
Можно также дать задание подобрать картинки, названия которых употребляются с данным словом (глаголом).
Игра «Кто как передвигается?».
Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения.
Лошадь — скачет.
Змея — ползает.
Птица—летает.
Рыба — плавает.
Лягушка — прыгает.
Игра «Кто как ест?».
Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.
Корова жует сено. Курица клюет зерно.
Игра «Кто как голос подает?».
Воробей чирикает. Ворона каркает. Кошка мяукает.
Петух кукарекает. Лягушка квакает. Свинья хрюкает.
Курица кудахчет. Волк воет. Корова мычит.
Гусь гогочет. Медведь рычит. Лошадь ржет.
Утка крякает. Собака лает.
Игра «Когда человек ест?».
Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.)
Игра «Кто что умеет делать?».
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель — учит.
Уборщица — убирает.
Строитель — строит.
Доктор — лечит.
Художник — рисует.
Шофер — водит.
Повар — варит.
Парикмахер— стрижет.
Продавец — продает.
Покупатель —покупает.
Портной — шьет.
Игра «Что какие звуки издает?».
Дверь — скрипит.
Ветер — свистит.
Машина — гудит.
Дождь — шумит.
Листья — шелестят.
Ручеек — журчит.
Гром — грохочет.
Бумага — шуршит.
Игра «Кто или что может это делать?».
Бегать —...; плавать —...;
летать—...; катиться—...;
ползать—...; лежать—...;
стоять —...; сидеть —...;
Игра в лото «Кто что делает?».
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
Отгадать названия животных.
Мычит (кто?)...;
хрюкает...;
лает...;
ржет...;
мяукает...;
блеет... .
К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы:
«Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».
Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.
Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос «Что делает?».
Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.
Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет.
Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.
Игра «Отгадай, что это за животные?».
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает — кто это?
Мяукает, лакает, царапается —...,
Хрюкает, роет—…,
Ржет, бегает, скачет — …,
Мычит, жует, ходит —... ,
Летает, жужжит, жалит —... .
«Какой?», «Какая?»» «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» {ранняя, поздняя).
Солнце (какое?)...;
дождь...;
небо...;
ветер...;
облака...;
листья...;
земля...;
день...;
трава...;
При этом детям предлагается картинка «Осень».
Придумать как можно больше слов» отвечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).
Солнце (что делает?)...;
трава...;
облака...;
листья...;
дождь...;
птицы...;
ветер...;
деревья... .
Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).
Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто? » по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон;
сильный...;
маленькая...;
слабый…;
пушистая...;
трусливый...;
колючий...;
злой...;
серый…;
горбатый… .
Новый (что?);
длинный...;
старый…;
грузовой…;
большой…;
трехколесный...;
маленькая...;
быстроходный… .
К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?); срезают…;
зеленеет…; выкапывают...;
краснеет…; срывают...;
созревает...; варят...;
дергают…; жарят…;
маринуют…; солят... .
Игра «Чье это жилище?».
На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои домики. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коровник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
Отгадывание загадок
об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот...
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за «народ»?
(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.