Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска Детский сад №80 «Светлячок»
Игры и упражнения с влажным песком
Игры и упражнения на световом столе
Подготовила:
Воспитатель
Михайлова С.Ю.
Оглавление
Игры и упражнения с песком |
3 |
Упражнение «Здравствуй, песок! |
3 |
Упражнение «Необыкновенные следы» |
4 |
Игра «Узоры на песке» |
5 |
Игра упражнение «Кто я?» |
6 |
Игра упражнение «Волшебное превращение» |
6 |
Игра упражнение «Мы создаем мир» |
7 |
Игра упражнение «Песочные прятки» |
7 |
Игра упражнение «Секретики» |
8 |
Игра упражнение «Отпечатки |
8 |
Игра упражнение Кто к нам в гости приходил?» |
9 |
Игра Школа на песке «Подсказка» |
9 |
Игры и упражнения с влажным песком |
10 |
Игра «Песочные строители» |
10 |
Игра «Маленький повар» |
11 |
Игра «Плавает или тонет» |
11 |
Игра «Песок - вода» |
12 |
Игра «Норки для мышки» |
13 |
Игра «Волшебные отпечатки на песке» |
14 |
Игра «Волшебный клад» |
15 |
Игра «Что лишнее?» |
16 |
Игра «Картина из загадок» |
17 |
Игра «Песочный телеграф» |
18 |
Игры и упражнения на световом столе |
19 |
Игра «Песочный карандаш» |
19 |
Игра «Синхронное рисование» |
20 |
Упражнение «Рукавички» |
20 |
Игра «Сказочная страна» |
21 |
Игра «Жучки» |
21 |
Игра «Времена года» |
22 |
Узоры на песке рисование на световом столе |
23 |
Упражнение «Дорисуй картинку» |
24 |
Игра «Мы создаем мир» |
24 |
Упражнение «Повтори картинку, узор по памяти» |
25 |
Упражнения на световом столе |
26 |
Игры и упражнения с песком.
1. Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.
2. Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом - выдохом.
Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
4. Упражнение «Насыпание – пересыпание»
Цель: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, воспитывать положительное отношение к играм с песком.
Детям предлагается ,с помощью педагога, насыпать сухой песок в бутылку .В одну с помощью воронки ,а в другую без воронки. Педагог отмечает, что в бутылку где была воронка, песка насыпалось больше и аккуратней, чем в бутылку без воронки. Песок принимает форму ёмкости.
5. Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
6. Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
7. Упражнение «Узоры на песке двумя руками»
Цель: развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук.
Берем в руки две кисточки. Рисуем двумя руками (кисточками) одновременно на песке разные узоры — дождик, солнце, тучу и т.д.
8. Игра-упражнение «Песочный круг»
Цель: знакомить с техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
9. Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитайте стишок и нарисуйте на песке смешного человечка.
10. Упражнение «Такое разное настроение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие эмоциональной сферы.
Рисуем на песке лица с различными настроениями.
11. Игра-упражнение «Кто я?»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Точками изобразите на песке что-нибудь не очень сложное например грибок или рыбку. Скажите ребенку, что в эти точках кто-то прячется и для того чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией.
12. Игра-упражнение «Волшебное превращение»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения
Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).
13. Игра-упражнения «Вслепую»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие мелкой моторики и координации движений
Завяжите ребенку глаза платком и предложите что-нибудь нарисовать на песке. Можно устроить соревнования между детьми.
14. Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
15. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
16. Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
17. Игра-упражнение «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Взрослый показывает способы построения создания в песочнице «секретиков» из кусочков оргстекла (прозрачной пластмассы) и фантиков, камушков, цветов, листьев и так далее в песочнице. Ребенок должен осторожно откопать «секретик», так, чтобы получилось «окошечко» в песке. Затем дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.
18. Упражнение «Отпечатки»
Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.
19. Игра-упражнение «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
20. Игра-упражнение «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
21. Игра — упражнение «Выкладываем и печатаем на песке»
Цель: знакомство с техническим приемам и способам изображения с использованием песка, развитие воображения.
Создавая изображение, а также украшать свои постройки из песка ребенок может с помощью камешков, желудей, семечек, ракушек или других природных материалов. Покажите ему, как можно выкладывать на песке узор, геометрические фигуры, контуры разных предметов, например, самолета, солнышка, цветка или целую картину.
На песке можно создавать изображения методом печатанья. Для печатанья можно использовать формы без дна. Можно использовать и обычные формочки, комбинируя оттиски разной формы и величины, вы сможете составлять из них узор и даже картину.
22. Игра — Школа на песке «Занимательная геометрия»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Нарисовать на песке геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник вразброс. Задания: 1)посчитать все треугольники,2)все квадраты,3)все круги.
23. Игра — Школа на песке «Подсказка»
Цель: в игровой форме обучать ребенка грамоте и счету.
Для обучения ребенка порядковому счету можно организовать следующую игру. Сделайте из песка 5 кучек. В одной из них спрячьте какой-либо предмет, а затем предложите ребенку найти его по вашей подсказке. Подсказка будет такой: «ищи во 2й кучке слева». В другой раз пусть ребенок сам спрячет предмет и подскажет вам, где эго искать.
24. Игра — «Оставь свой след»
Стоя на песке, хорошенько отпечатайте на нем свои следы. Затем подпрыгните вверх, стараясь сделать в воздухе поворот на 180 и точно опуститься в свои следы.
25. Игра — «Шаг в шаг»
Взрослый идет по песку, оставляя на нем свои следы. Ребенок проходит по следам взрослого. Затем, наоборот, ребенок прокладывает свою дорожку, а взрослый передвигается по ней мелкими шажками. Проигрывает тот, кто первым не попадет в след другого.
Игры и упражнения с влажным песком.
1. Игра - «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Материалы: песочница с песком, ёмкость с водой, мелкие игрушки.
Ход: Инструкция: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток».
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
2. Игра «Маленький повар»
Цель: развитие тактильно-кинестетических ощущений, мелкой и крупной моторики.
Возраст:5-7 лет
Оборудование: песок, вода, лейка, различные формочки
Ход игры: Увлажните песок при помощи лейки. Предложите ребенку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: пирожки, рогалики, пирожные, тортики. Выпечку можно украсить. Пусть дети угостят кукол, игрушечных зверей. Для этой игры можно использовать формочки.
3. Игры с песком и водой «Автогонщик»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, воображения.
Возраст: 3-5 лет
Оборудование: маленькие машинки, флажки.
Ход игры: Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.
4. «Свойства мокрого песка»
Воспитатель показывает, как можно играть с мокрым песком (лепим колобок, пирожки, куличики)
5. «Плавает или тонет»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д); формировать умение играть с водой, с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет, тяжелый», «не тонет –легкий»; расширить словарный запас.
Возраст: 3-6 лет.
Ход игры: Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Ребенок поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут. Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну-камешки, в другую -орешки).
6. «Песок - вода»
Возраст: 3-6 лет.
Ход игры: Опускаем в воду буквы, а на песке выкладываем слова: кот... Педагог предлагает эти слова прочитать и затем выловив другую букву заменить одну букву на другую и получится новое слово: кит...Или выложить слова с пропущенной буквой. Нужно выловить нужную букву и составить слово на песке. Это могут быть цифры и знаки для решения примеров и задач.
7. Игра «Мозаика»
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорики, внимания, мышления, аккуратности, восприятия, развитие речи.
Оборудование: влажный песок, емкость, набор обычных мозаик.
Ход игры: необходимо распределить влажный песок в емкости. Ребенку предлагается придать песку плоскую форму, придавить ладонью, сделать ровную поверхность. Далее взрослый предлагает ребенку с помощью мозаики выложить на песке рисунок, орнамент либо по образцу, либо по желанию. Детям постарше можно усложнить задачу, предложить выложить сложный орнамент, соблюдая цвет и форму. Либо выложить буквы и слова. 8.
8. Игра «Футболисты»
Цель: развивать внимание, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.
Оборудование: влажный песок, пластмассовый мячик, ворота.
Ход игры: педагог предлагает детям сделать разнообразные дорожки и прокатить по ним мяч в ворота. Дорожки должны быть разной длины, волнистые, зигзагообразные, лабиринтом. Вариант: на время.
9. Игра «Узоры на песке»
Цель игры: развитие тактильной чувствительности, воображения, совершенствование движений ладоней и пальцев. Автор: Новиковская О.А.
Возраст: 3-4 года.
Оборудование: поднос с влажным песком.
Ход игры: Перед ребенком находится поднос с влажным песком. Взрослый предлагает ему создать различные узоры и изображения предметов (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.) на поверхности влажного песка с помощью отпечаток ладоней, кулачков, пальчиков.
Инструкция: «Посмотри, какой замечательный у нас песок. Давай поиграем с тобой. Будем рисовать ладошками, кулачками и пальчиками разные вещи. Сначала сделаем вместе большое солнышко. Раскрой ладошку, расставь пальчики и сделай след на песке в этом месте. И еще раз рядышком, и еще...». Так, из 5—6 следов от ладошек, расположенных по кругу, образуется солнышко. Короткие лучики, образованные следами от пальцев, можно продлить, проведя пальчиком по песку. В процессе одной игры можно создать 2—3 изображения. Весь ход игры сопровождается беседой с ребенком, пояснениями, которые уточняют его представления по поводу полученных узоров (предметов).
10. Игра: «Норки для мышки»
Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
11. Игра «Отпечатки»
Цель: закрепить названия геометрических фигур и название животных, развитие воображения, тактильной чувствительности.
Оборудование: песок, вода, формочки геометрических фигур и животных.
Ход игры: Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например - только геометрические формы, только животные.
12. Игра «Заборчики»
Цель: Развитие мышления, моторики. Возраст:2-4 года.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.
Ход игры: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.
13. Игра "Волшебные отпечатки на песке"
Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.
14. Игра «Ловишки»
Цель: развитие сенсомоторной сферы дошкольника через игры с песком.
Возраст: 3-4 года
Оборудование: песок сухой, вода в контейнере, удочка или сачок, атрибуты для ловли (камешки, рыбки, ракушки).
Ход игры: Ребенок с помощью удочки и сочка вылавливает предметы или объекты называя их цвет, форму. Затем выкладывает их на песке для пересчета и вылепливания фигурок.
15. Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений.
Возраст: 2-3 года
Оборудование: песочница
Содержание: Воспитатель вместе с детьми шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!
Воспитатели и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
16. Игра «Волшебный клад»
Цель. Упражнение детей ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям, развитие мелкой моторики, воспитание самостоятельности, уверенности в себе, сообразительности.
Оборудование: песочница (мокрый песок), «волшебный клад», набор мелких игрушек, плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.
Ход игры: В руках педагога кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.
17. Игры с влажным песком:
Цель: Игра закрепляет знание букв, но аналогичным образом можно работать и с цифрами.
Возраст: 6-7 лет
Дидактический материал: влажный песок, изображения букв.
Ход игры: Педагог и ребёнок берут себе по букве, называют их, обмениваются, затем обращаются друг к другу с просьбой вылепить букву из песка. На поверхности песочницы игроки формируют рельефы букв, сверяют с образцом и приступают к лепке следующей пары букв. Постепенно песочница преобразится в настоящий Город Букв.
18. Упражнение «Что это? Для чего?»
Цель: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Ход: Воспитатель рисует на песке контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды... Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Далее дети самостоятельно придумывают, рисуют любой предмет и объясняют его значение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.
19. Игра «Что лишнее?»
Оборудование: песочница с влажным песком, набор мелких игрушек: машина, морковь, сумка, медведь, дом, сом, и т.д.
Ход игры: Песочница делится на три зоны, дети строят в каждой зоне домик. В одном живут слова со звуком [м], [мь] в начале слова, в другом –слова со звуком [м], [мь] в середине слова, в третьем –слова со звуком [м], [мь] в конце слова. Из набора игрушек дети выбирают и распределяют предметы по домикам.
20. Игра «Напиши слово»
Ребёнок прорисовывает печатными буквами слово и вертикальными линиями делит его на слоги.
22. Игра «Сказочники Песчаной страны»
Моделирование из песка сказочных сюжетов использование мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказ.
23. Игра «Солнышко»
Предложить ребёнку нарисовать солнышко при этом проговорить потешку: Утром солнышко проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать – Раз, два, три, четыре, пять После того как ребёнок выполнит задание предложить ему назвать слова похожие на слово «солнце» Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух.
24. Игра «Рыбка»
Педагог загадывает ребёнку загадку: «В воде она живёт, нет клюва, а клюёт». Ребёнок должен отгадать загадку и нарисовать отгадку. После этого поговорить с ребёнком о том какие ещё есть рыбы (морские, пресноводные), где они живут и т.д. затем предложить самостоятельно нарисовать известных рыб.
25. Игры на внимание и зрительную память
Воспитатель показывает карточку с фигурами, дети должны ее запомнить и нарисовать эти фигуры на песке.
Педагог расставляет игрушки на песке и просит ребенка запомнить их. Затем ребенок закрывает глаза, а психолог меняет игрушки местами, добавляет, или убирает. Ребенок узнает буквы по фрагментам, дописывая их. Ребенок догадывается, фрагменты каких предметов нарисованы и дорисовывает их (солнце, домик, яблоко и т.д.)
26. Упражнения на развитие координации движений и тонкой моторики, пространственной ориентации.
«Нарисовать обеими руками одновременно пружинки». «Нарисовать обеими руками одновременно морской пейзаж или домик с трубой по образцу». Тактильно – кинестетическая чувствительность стимулирует речевую активность и поэтому здесь целесообразно дать задание
« Составь рассказ по картинке». «Нарисуй в верхнем левом углу – квадрат, солнышко, в нижнем правом углу круг, цветок». Заштриховать фигуры в разном направлении. Если это цветочек раскрасить точками».
Игры на развитие логического мышления.
26. Игра «Картина из загадок»
Воспитатель: Предлагаю разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т.е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно находятся. Желтая тарелка на небе висит (Солнце) Собрались овечки у небесной речки (облака) Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо-мостик подвесной (радуга) Течет-течет не вытечет, бежит-бежит не выбежит (речка). Какие чувства, вызывает получившаяся картина. Что-то хотел изменить? Составь рассказ по картинке.
27. Игра «Найди пару»
Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений.
Игры с песком для развития математических способностей ребёнка
28. Дидактическое упражнение: «Дорожка из счётных палочек»
Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки. Дети друг другу указывают направление движения –2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх –здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх –здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
29. Игра «Песочный телеграф»
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу. Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему игроку точно таким же способом - нарисовать фигуру пальцем на спине соседа. Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
30. Игра «Разрежь пирог»
Нарисуйте круг и скажите ребенку, что это большой пирог, который Муха-Цокотуха испекла для своих гостей. Пусть малыш поможет ей «разрезать» пирог на равные части так, чтобы всем гостям досталось по кусочку. Первый раз помогите ребенку провести соответствующие линии -«разрезы» и назовите части: половинка, четвертинка. В другой раз ребенок уже сам разделит «пирог», назвав их соответствующими словами. Усложните задание, сообщив малышу, что к Мухе - Цокотухе пришло много гостей и, чтобы никого не обидеть, надо разделить пирог уже на 8 частей. Сами проведите нужные линии, а ребенка попросите проверить, правильно ли вы поделили пирог, - для этого ему понадобиться пересчитать «кусочки», запомнив (или пометив), с какого именно он начал отсчет.
31. Упражнение «Узоры на песке»
Вариант 2 (игра с мокрым песком)
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Материалы: песочница с песком, ёмкость с водой, мелкие игрушки или картинки.
Ход: на мокром песке рисуют волнистую линию, прямую линию, забор. Инструкция: по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы —ребенок выбирает нужные фигурки (картинки) и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?
Игры и упражнения на световом столе
1. Игра «Счетные палочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, терпения, аккуратности, восприятия, развитие речи.
Оборудование: световой планшет с песком, счетные палочки.
Ход игры: ребенку предлагается познакомиться со свойствами световым планшетом. Взрослый показывает, что на нем можно рисовать. Далее взрослый предлагает ребенку смести весь песок в сторону и воспользоваться счетными палочки. Например, на чистой поверхности планшета выложить из палочек что-нибудь. После того, как ребенок выложил то, что хотел, взрослый предлагает посыпать сверху песок. Делать это необходимо аккуратно и равномерно. Также аккуратно, впоследствии, ребенку необходимо убрать счетные палочки. На планшете останется след (отпечаток) от них. И рисунок приобретет другой вид. С помощью счетных палочек можно выкладывать слова, орнаменты, дорожку. Можно поиграть со цветом. Меняя цвет фона, можно поиграть с фантазией ребенка.
2. Игра «Песочный карандаш»
Цель: развитие координации «глаз - рука», а также для концентрации внимания.
Оборудование: цветовой стол с песком, песочный карандаш (это прозрачная пластиковая трубка или колба)
Ход игры: прозрачный карандаш наполняется мелким песком при помощи воронки или пластмассовой ложечки. Ребенок держит песочный карандаш (той рукой, которой обычно пишет) над лотком и рисует им фигуры. Чем выше находится карандаш над лотком, тем более размытыми получаются изображения. Чем ниже ребенок опускает карандаш, тем четче будут линии. С помощью карандаша можно нарисовать чудесные картинки или по заданию фигуры, а можно писать.
3. Упражнение «Синхронное рисование»
Цель: развитие познавательной сферы, умственной работоспособности, мелкой моторики, раскрытие творческого потенциала. Автор: Мариелла Зейц Возраст:5-7 лет
Ход упражнения: Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем по степенно усложняя, узоры двумя руками одновременно. Например: «Давай нарисуем, замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.» Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.
4. Игра «Дорисуй картинку»
Цель: развитие воображения, зрительной памяти, образного представления предметов, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Содержание: Педагог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.) Варианты: педагог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; педагог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.
5. Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман)
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.
Форма проведения: групповая, в парах.
Ход игры: Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.
6. Игра «Сказочная страна»
Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики. Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Возраст: 4 - 6 лет
Оборудование: световой стол, песок.
Ход игры: педагог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна: какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну; в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше; что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка; что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить...
Примечание: если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.
7. Игра «Жучки»
Цель: развивать наблюдательность, умение действовать в группе.
Оборудование: световой стол с тонким слоем равномерно рассыпанного песка, магниты прикреплённые к длинным линейкам(крепятся под столом), металлические фигурки жучков (помещаются на столе).
Ход игры: Несколько детей с помощью магнитов на линейке управляют жучками на столе, следят за следами, которые они оставляют. Я весёлый майский жук. Я без дела не сижу: Над землёй кружу, кружу И жу-жу, жу-жу, жу-жу.
8. Игра «Времена года»
Цель: формирование представлений об основных признаках каждого времени года, коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи.
Возраст: 5-7лет
Оборудование: 4 сюжетные картинки с изображением зимы, весны, лета, осени; световой стол с песком, кисточки.
Ход игры: Взрослый рассматривает вместе с ребенком сюжетные картины: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Вот примерный перечень вопросов: Какое время года изображено на картине? Назови основные признаки времени года, которые ты видишь на картине? Взрослый просит ребенка назвать последовательность времен года и расположить согласно ей сюжетные картины «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Итак, получилась цепочка, состоящая из звеньев - Времен Года. Взрослый предлагает ребенку изобразить на стекле яблоню: Вместе рисуют большим пальцем ствол, давить на всю подушечку. Поднимаясь к верхушке яблони, заострить линию. Рисовать не все подушкой, а половинкой, потом ноготком. Мизинцем и указательным пальцем нарисовать тонкие и толстые ветки. Искривить линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую. Изобразить крону. Набрать песок, щедро насыпать вокруг веток, наверху. Немного оставить для нижней части картины. Рассеять его под деревом. Это будет почва. А теперь попутешествуем по ней.
Ребенку предлагается картинка «Зима» и нарисовать на световом столе ее признаки: 1.Рисуем кисточкой на ветвях дерева иней 2.На общем фоне изображаем снежинки 3.Кисточками рисуем мазки, изображаем вьюгу 4.Под деревом пальцами изображаем сугробы 5.Подбираем подходящую подсветку (белый и голубоватый цвет) Взрослый задает ребенку вопрос: Какое время года следует за зимой? Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку «Весна» и рисует ее признаки:1. Кисточкой рисуем тонкие лучи солнца 2.Точечно на ветках раздвигаем кисточкой песок (почки) 3. Пальцами возле дерева создаем лужи 4. Включаем соответствующие цвета подсветки 5. На фоне рисуем кисточкой первые подснежники 6. Из почек на ветвях рисуем цветок, первые маленькие листочки. Взрослый задает ребенку вопрос: Какое время года следует за весной? Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку «Лето» и рисует ее признаки:1. Возле дерева нарисовать солнце с широкими лучами 2. На месте цветков с помощью отпечатков пальцев изобразить яблоки на веточках. Их количество определить самим. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими. 3. На фоне нарисовать траву и цветы 4. Подбираем подходящую подсветку. Взрослый задает ребенку вопрос:
Какое время года следует за летом? Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку «Осень» и рисует ее признаки:1. На фоне пальцами рисуем тучи 2. Кисточками рисуем дождь 3. Оставляем несколько яблок на дереве, остальные яблоки рисуем пальцами внизу дерева 4. Под каждое действие подбираем соответствующую подсветку. Выполнив несколько таких заданий, ребенок будет полно понимать значение предлогов: «до», «после», «перед», «за».
9. Узоры на песке рисование на световом столе.
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, трафареты, шишки и др.
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.
10. Упражнение «Моя любимая игрушка»
Цель: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий. Трынцы-бынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон! Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
11. Упражнение «Дорисуй картинку»
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Оборудование: световой стол с песком, геометрические фигуры.
Возраст: 5-6 лет
Ход игры: Вариант 1: Педагог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.). Вариант 2: Педагог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.
12. Игра «Учим буквы, цифры, геометрические фигуры»
Цель: развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления, развитие тонкой моторике руки, обучение грамоте, развитие математических представлений о счёте и геометрических фигур.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: световой стол, песок, палочки.
Ход игры: Хорошо просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулёк с отрезанным уголком и рисуем. Ребенок смотрит, а затем воспроизводит - цифры, буквы, геометрические фигуры...
13. Игра «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка о окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Возраст: от 3 лет
Оборудование: световой стол.
Ход игры: Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ —город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе.
14. Дидактическое упражнение «Повтори картинку, узор по памяти»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки.
Ход игры: Предложить ребенку повторить предложенный узор по памяти как можно точнее.
15. Игра «Угадайка»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память; упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.
Дидактический материал: песок, трафареты
Возраст:3-5лет
Ход игры: Педагог включает световой стол и выбирает определенный цвет (например, зеленый) и задаёт ребенку загадку про овощи, фрукты (например, ни окон не дверей полна горница людей. Огурец). Ребёнок отгадывает загадку и с помощью трафарета изображает огурец на цветовом столе.
16. Упражнение «Расскажи историю»
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.
Возраст: 4-7 лет
Ход: Приготовить столик, включите какую-нибудь расслабляющую музыку. Если стол стоит возле окна, задвиньте шторы, чтобы дневной свет не сбивал оттенки на поверхности. Попросить ребенка нарисовать сказку или небольшой рассказ. Можно в помощь добавить маленькие игрушки. При первом занятии ребенку можно помочь начать. Например, свой рассказ начните со следующих слов: «Однажды на столе собрались песочек, игрушки и другие вещи. Песочек постоянно ворчал, что другие предметы и вещи намного нужнее, чем он, ведь ими чаще играются». И в этот момент вы как бы подхватываете внимание ребенка, акцентируя на привилегиях песка. Ребенок самостоятельно продолжает сочинять историю.
17. Упражнение «Звуковые дорожки»
Цель: Развитие фонематического слуха, обучение рисованию простых, ломаных, прерывистых линий, различных по интенсивности и напряжённости.
Содержание: 1. «Жужжалки». Двигаемся (рисуем на песке ломаные линии) пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки. 2. «Шипелки». Двигаемся (рисуем на песке волнистые линии) пальчиками по дорожкам и шипим как змейки. 3. «Собери зоопарк». Нарисовать животных на заданный звук.
18. Упражнения на световом столе
Рисуем на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагаем ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч). Или ребенок обводит с помощью песка свою руку и песком дорисовывает картинку; рисует на столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение. Картинку можно украсить камушками, фасолью и т.д. включить мигающую подсветку, получиться волшебно. Можно с помощью трафарета и песка нарисовать картинку.
19. Упражнение «Повтори за мной»
Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка по предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю, досыпаю
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.