Игры как эффективное средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (подборка игр для учащихся среднего и старшего звена)

  • Игры
  • docx
  • 28.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Иконка файла материала игры на уроках.docx

Игры как эффективное средство обучения и воспитания учащихся

 на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

 (подборка  игр для учащихся среднего и старшего звена)

 

Автор: Каримова И.М.,

учитель английского языка МАОУ «Школы-гимназии №1»

 г.Краснокамска

 

На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.

Эти задачи можно решить с помощью игровых методов обучения. В игре способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере.

На уроке игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения. На уроках иностранного языка игровая форма работы вызывает большой интерес учащихся, способствует активизации их мыслительной деятельности, а также развитию их речевой деятельности. С таким же успехом игры используются во время внеурочных занятий: на кружках и  факультативах. Стоит отметить, что игровая деятельность является одним из средств реализации здоровьесберегающих технологий, что тоже входит в одну из приоритетных задач современного образования.

Важно помнить: количество игр на уроке должно быть разумным. Игра не должна выпадать из общих целей урока, а должна содействовать их реализации.

 

Amnesia

Это игра очень популярна  среди старшеклассников. Учащемуся  на лоб (на спину, на доску) прикрепляется карточка  с именем известного человека или фотография (famous  person, celebrity). Он, задавая  вопросы классу,  должен угадать  этого человека. Таким образом,  можно изучать и закреплять лексику на описание внешности и характера, действия и привычки, тренировать построение вопросов и ответов на них. В эту игру можно играть как в группе, так и вдвоем.

 

 A hat 

Игра  стимулирует соревновательный  интерес и рассчитана на игру в парах или группах. Суть игры состоит в том, чтоб доставать из шляпы (настоящей или воображаемой) бумажки с названиями предметов или именами людей, профессий и т.д. и описывать их друг другу, пока   не угадают. Какая пара (группа) угадает больше слов, те и выигрывают. Эту игру можно применять для активизации лексики  как по конкретной теме, так и для развития навыков говорения вообще. Эта практика хорошо влияет на развитие спонтанной речиДайте учащимся наводку на тематику, чтобы сузить круг возможных вариантов.

 A T-shirt

Игра способствует более близкому и очень ненавязчивому знакомству между учениками в группе или между учеником и учителем, помогает установить более крепкие связи и теплые отношения и, конечно же, тренирует навык построения вопросов. Необходимо  нарисовать футболку на доске, а внутри нее разные даты, имена или другие слова. Все эти слова являются данными об одном из учеников. Остальные в группе должны угадать, что значат все эти слова. Например, 12, Krasnokamskfootball, 2, Ivan etc. Учащиеся должны задавать вопросы, пытаясь отгадать, что значат эти данные: Is your birthday on the 12th of  FebruaryWere you born in Krasnokamsk? Do you like playing football? Have you got two brothers? etc.

Glug

Еще одна игра на отработку ответов «YES/NO». На самом деле, это идеальная грамматическая игра, которая помогает учащимся  вспомнить и использовать много времен. Пригласите к себе одного ученика, дайте ему карточку с глаголом, например eat. Задача остальных угадать глагол, задавая наводящие вопросы с помощью глагола glug.

Например:

— Have you ever glugged? — Yes, I have.

— Do you glug every day?— Yes, I do.

— Can you glug in class?— No, you can’t. You’re not allowed.

— Are you glugging now?— No, I’m not.

— Is it difficult to glug?— No, it isn’t……etc.

Учащиеся  пытаются угадать глагол и получается это очень запутанно, двусмысленно и смешно. Победитель получает балл и становится следующим игроком. Ученик с наибольшим счетом побеждает.

Change the story

Опираясь на рассказ необходимо изменить некоторые слова, чтобы получился  новый, слегка измененный: вместо in the morning - in the evening; an old man  a young girl; quickly - slowly; etc.

 

Running Dictation

Класс делится на две команды. Ведущий вешает на доску текст. «Бегун» из каждой команды бежит к доске и запоминает отрывок текста, которой нужно передать «секретарю» в команду. Когда ведущий хлопает в ладоши, бегун сменяется. Побеждает команда, которая запишет весь текст первой.

 

Memory game

Преподаватель готовит карточки с устойчивыми выражениями, которые делит пополам. Карточки складываются в две стопочки. Ученики должны подходить к столу и вытягивать карточку из одной стопки. Читает то, что на ней написано вслух и вспоминает, каким должно быть ее продолжение. После этого ученик вытягивает карточку из второй стопки. Если продолжение фразы совпало с тем, что он вспомнил, то он забирает обе карточки, если нет – возвращает обе карточки обратно. Выигрывает тот подросток, который соберет больше всего устойчивых выражений.

 

Whose is this?

При обучении притяжательного падежа существительных в структуре типа It's Vera's pen  можно применить следующую игру. Учитель медленно проходит между рядами с корзиной. Каждый ученик кладет в корзину какой-то предмет, иллюстрирующий знакомую лексику, и говорит: Take, please. Учитель благодарит учащихся, затем ставит на стол корзину, и, показывая один из предметов, задает вопрос: Whose pen is this?  Желающий отвечает: It's Vera's pen. Таким образом, учитель демонстрирует все предметы. В игре побеждает ученик, узнавший наибольшее количество предметов. При оценке результатов следует учитывать и качество ответов

 

What can we do with it?

Игра направлена на общее развитие и на стимулирование фантазии учащихся. Учитель показывает картинку, где изображён какой-либо предмет, например, книга. Учащиеся должны перечислить все действия - реальные или воображаемые, которые можно совершить с этим предметом: a booк - to read, to write, to take, to give etс.

Эта игра направлена на развитие творческого воображения, выработку филологических способностей учащихся и расширения словарного запаса.

 

Decorate the word

Данная игра несёт в себе коммуникативный смысл и виден выход в реальное общение. Её можно проводить при введении, закреплении и контроле лексики. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Класс делится на команды. Каждой команде даётся существительное, к которому надо подобрать как можно больше подходящих определений за определённое время. Например:

Существительные - Прилагательные

Appearance:  Good-looking, handsome, cool, cute, beautiful

Hair:  Dark, brown, grey, red, long, wavy, fine

Выигрывает та команда, которая подобрала наибольшее количество прилагательных.

 

Word race

Это отличная игра для закрепления слов, которые вы изучали на прошлом уроке. Такие грамматические игры на уроках английского языка позволяют оживить обстановку и сделать урок более веселым. Причем игра подходит для учащихся  любого возраста и уровня. Ученики делятся на две команды.  Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания. Затем учащиеся начинают записывать по одному слову в соответствии с темой: одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.

 

 

Don’t laugh, don’t smile

Загадывают любой предмет. Учитель задает вопросы одному из учеников, типа:

What do (did, will, does) you (your friend) eat (for dinner)?

Where do you usually sleep?

Who is your best friend?

Who has helped you?

Учащийся отвечает, не улыбаясь, с помощью этого слова: I ate (eat) a dog, A ball is my best friend.

Учитель дает свои смешные комментарии к ответу (можно на русском): Теперь понятно, почему все собаки сбежали из нашего города, или что-то подобное. Не должен смеяться только тот, кто отвечает, а чем больше будут смеяться другие, тем веселее. Темп вопросов не снижать, максимум вопросов. Добиваться быстрых ответов, уменьшая коммуникационный лаг (время между заданием вопроса и началом ответа).

 В эту игру можно играть бесконечно долго, отрабатывая практически все лексические и особенно грамматические темы, но, делая перерывы, чтобы у студента не было привыкания к одной игре. Можно также меняться: студент задает вопросы, учитель с группой отвечает. Можно также задавать вопросы на смесь времен, но предварительно необходимо объяснить, что ответ должен быть в том же времени, что и вопрос.

 

Пазлы

Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом; Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы. Слова перемешиваются и складываются в шапку или коробочку. Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения. Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.