Игры на развитие речевого слуха
Оценка 4.7

Игры на развитие речевого слуха

Оценка 4.7
docx
16.05.2023
Игры на развитие речевого слуха
Развитие речевого слуха ИГРЫ.docx

Игры на развитие речевого слуха, речевого внимания и дыхания у дошкольников


«Улавливай шепот» 
Развитие речевого слуха

Дети сидят в кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилия) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

 

«УГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК»

Развитие речевого слуха

Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-либо из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадает, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто его назвал по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает ребятам разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

«Мы немного порезвились,

по местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!»

Игра повторяется несколько раз.

 

«УЛИТОЧКА»

Развитие речевого слуха

Водящий (улиточка) становится в центре круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос спрашивает:

«Улиточка-улиточка,

высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

кусочек пирога,

угадай, кто я?»

тот, чей голос улитка узнала. Сам становится улиточкой.

 

«ЛЯГУШКА»

Развитие речевого слуха

ДЕТИ СТОЯТ В КРУГУ, А ОДИН С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ СТОИТ ВНУТРИ КРУГА И ГОВОРИТ:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала …»

Тот, на кого он указал в этот момент, говорит: «ква-ква-ква». По голосу водящий должен определить, кто лягушка.


«УЛАВЛИВАЙ ШЕПОТ»

Развитие речевого слуха

Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (улавливаемым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды «Руки вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные. Постепенно, отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым, усложняет упражнение.

 

«СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ»

Развитие речевого слуха

Необходимы мелкие различные предметы или игрушки.

Педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (1-5), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той же последовательности, в которой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное действие – очко. Набравший большое количество очков – победитель.


«ГОРШОЧЕК»

Развитие речевого слуха

Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй может трогать мяч. Но если ему говорят6 «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном (или обоих коленях) по усмотрению водящего.


«КТО ЛЕТИТ (ИДЕТ, БЕЖИТ, ПРЫГАЕТ)»

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети осваиваются с игрой, водящим может быть любой ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, воробей летит, а вы каждый раз поднимаете руку. Но слушайте внимательно, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: «Кошка летит, тогда поднимать руку нельзя. В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце концов ввести одно усложнение – водящий сам каждый раз поднимает руку, независимо от того, следует это делать или нет.


«КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

Развитие речевого слуха

Необходимы различны игрушки: машины, куклы, кубики, и т.д. педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например, взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо и не подсказывали друг другу. Задания даются простые и короткие. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 метров до 5-6 метров. Выявляется победитель.


«ЗАПОМНИ СЛОВА»

Развитие речевого слуха

Водящий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых навыков детей слова подбираются равной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.


«НАЙДИ ИГРУШКУ»

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Дети сидят на стульчиках полукругом, один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

«Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши»

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.


«СКАЖИ, ЧТО ЗВУЧИТ»

Развитие речевого слуха

Необходимы музыкальные игрушки. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их с звучанием музыкальных инструментов, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон и т.д.


«ВЕТЕР И ПТИЦЫ»

Развитие слухового внимания

Необходима любая музыкальная игрушка и стульчики (гнезда). Педагог делит детей на 2 группы: одна группа – птички, другая – ветер, и поясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет «дуть ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна будет свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылететь из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в звучании игрушки, и перейдет на шаг, то получает награду (флажок). С флажком ребенок будет бегать при повторении игры, но если он окажется невнимательным, флажок перейдет к новому победителю.


«ГДЕ ПОСТУЧАЛИ»

Развитие слухового внимания

Необходимы: палочка, стульчики, повязка. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спиной и кому-то из них дает палочку. Ребенок стучит за спиной о стул о прячет палочку за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот, идет водить, если не находит, то продолжает водить.


«ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Развитие речевого дыхания

ДЕТИ СИДЯТ В КРУГУ ИЛИ СИДЯТ НА СТУЛЬЧИКАХ. ВОДЯЩИЙ ПОДХОДИТ К ОДНОМУ ИЗ РЕБЯТ И Говорит:

«Ну-ка, зеркальце, смотри,

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной»

Водящий произносит любую фразу, сопровождая ее каким-либо движением. Тот, к кому он обратился должен точно повторить и фразу, и движения. Если ребенок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто все выполнит без ошибки. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

«ПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ»

Развитие речевого дыхания

Необходимы: один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.) или надушенный носовой платок, или фрукты (мандарин, яблоко, лимон). Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают цветок. На выдохе произносят с выражением удовольствия в голосе, словом или фразу: «Очень хорошо», «Хорошо», «Очень приятный запах». Первоначально детям предлагается образец ответа, в дальнейшем они выбирают свой ответ в зависимости от речевых возможностей, сами придумывают предложение.


«ПУЗЫРЬ»

Развитие физиологического дыхания

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяют за педагогом: «раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произносят звук «с» или «ш», подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следит, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит)

«ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ»

Развитие физиологического дыхания

Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные. Птичек ставят на стол у самого края. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу).


«ЧЕЙ ПАРОХОД ЛУЧШЕ ГУДИТ»

Развитие физиологического дыхания

Оборудование: каждому ребенку дается чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, смотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (гудит). Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить, чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильная. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд.


«УЗНАЙ ЗАПАХ»

Развитие физиологического дыхания

Педагог вносит в группу предметы, имеющие яркие, знакомые детям запахи (фрукты, цветы и т.д.) дети вспоминают их названия, нюхают, стараясь запомнить запахи. После этого педагог прячет предметы за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один из предметов. Если ребенок по запаху определит предмет, то становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох


«ВЕТЕР И ЛИСТЬЯ»

Развитие физиологического дыхания

После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжают произносить звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опуская руки вниз («Листья опадают»)


«ПОДУЙ НА ПАЛЬЦЫ»

Развитие физиологического дыхания

Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.


«МИШКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ»

Развитие физиологического дыхания

Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями. Затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.


«ВЕТЕР»

Развитие физиологического дыхания

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф-..

И качает так листок – ф-ф-ф-… (выдох спокойный, ненапряженный)

Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…

И качает так листок –ф-ф-ф-… (активный выдох)


«АРОМАТ ЦВЕТОВ»

Развитие физиологического дыхания

Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося: «А-ах!»


«СИНЬОР – ПОМИДОР»

Развитие физиологического дыхания

И.п. – стоя. Кисти на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. Пауза. На выдохе – плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой выжимают грудную клетку. Предельное напряжение всех мышц (лицо краснеет от напряжения). Повторить 3-4 раза. Упражнение создает сопротивление на выдохе.


«ОСЫ»

Развитие физиологического дыхания

Ребята вращают перед грудью указательные пальцы и на выдохе продолжительно произносят: «З—з-з-з…»


«ПОЖАЛЕЕМ МИШКУ»

Развитие физиологического дыхания

Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтобы воздух выходил равномерной струей.


«ШАРИК»

Развитие физиологического дыхания

Шарик мой воздушный.

Какой ты непослушный!

Зачем ты отвязался,

Зачем помчался ввысь?

Вернись скорее шарик!

Вернись!

Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произношением звука «ш-ш-ш-ш..»

 

 «САМОЛЕТЫ ЛЕТЯТ»

Развитие силы голоса

Дети долго тянут звук «у». Если самолет летит далеко, разводят руки в стороны и делают звук тихим. Когда самолет ближе, приближают ладони друг к другу и усиливают звучание.


«СНЕЖИНКИ»

Развитие физиологического дыхания

Как подул Дед Мороз –

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.


«ШАРИК»

Развитие физиологического дыхания

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал!

Подошел и лапкой – топ!

А у кошки шарик – хлоп!

Ш—ш-ш-…

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен быть круглым, как шар. После небольшой задержки дыхания, происходит продолжительный выдох с произношением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.


«ПУЗЫРИ»

Развитие физиологического дыхания

Эй, мышонок, посмотри, (звать к себе, помахивая кистями)

Мы пускаем пузыри:

Синий, красный, голубой. (перед тем как назвать цвет. Сильно надуть щеки и быстро выдохнуть)

Выбирай себе любой!


«ПЧЕЛА»

Развитие физиологического дыхания

Пчелка, гуди (легко взмахивают кистями рук)

В поле лети,

С поля лети,

Медок неси,

Ж-ж-ж… Ам!

Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук «ж». В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая» сказать: «Ам!»


«ЁЖИК»

Развитие физиологического дыхания

После активного вдоха через нос ребята на выдохе произносят «пых-пых» энергично работая мышцами живота.


«КОРОВА»

Развитие физиологического дыхания

Дети указательные пальцы приставляют к голове («рога»), делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут «му-у…», стараясь, что бы звук был ровным.


 

Игры на развитие речевого слуха, речевого внимания и дыхания у дошкольников «Улавливай шепот»

Игры на развитие речевого слуха, речевого внимания и дыхания у дошкольников «Улавливай шепот»

ДЕТИ СТОЯТ В КРУГУ, А ОДИН С ЗАВЯЗАННЫМИ

ДЕТИ СТОЯТ В КРУГУ, А ОДИН С ЗАВЯЗАННЫМИ

Но слушайте внимательно, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: «Кошка летит, тогда поднимать руку нельзя

Но слушайте внимательно, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например: «Кошка летит, тогда поднимать руку нельзя

ВЕТЕР И ПТИЦЫ» Развитие слухового внимания

ВЕТЕР И ПТИЦЫ» Развитие слухового внимания

Очень хорошо», «Хорошо», «Очень приятный запах»

Очень хорошо», «Хорошо», «Очень приятный запах»

Развитие физиологического дыхания

Развитие физиологического дыхания

ПОЖАЛЕЕМ МИШКУ» Развитие физиологического дыхания

ПОЖАЛЕЕМ МИШКУ» Развитие физиологического дыхания

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи

Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2023