Игры с песком и водой на логопедических занятиях

  • docx
  • 23.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Розова Ю.Е. Игры с водой и песком..docx

Розова Юлия Евгеньевна

Игры с песком и водой на логопедических занятиях.

Логопедическая работа с детьми с ТНР предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка, ее эффективность значительно повышается при использовании игровой деятельности.

Песко- и водотерапия - мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию тяжелых речевых нарушений).

С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно- развивающие задачи при работе с детьми с ТНР: нормализация мышечного тонуса; развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса; коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы); формирование мотивационно- побудительного уровня речевой деятельности.

В процессе вызывания, постановки звуков, исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, он может повторять за логопедом отработанные чистоговорки, потешки с ритмическими движениями в песке или воде. Принципом работы стала установка: «Играй и говори одновременно».

Предлагаю несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.


На развитие диафрагмального дыхания мы использую  такие упражнения и игры на воде и песке:

-«Сделаем ямку». Ямка выдувается в песке.

-     «Выровняй дорогу».     Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.

-     «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Рис

Игра «На море».

-     «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.

-     «Тропинка». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.

Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.

На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.

На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:

-      «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.

-      «Горочка» набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).


-    «Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

При развитии фонематического слуха полезны упражнения:

-   «Прятки» - опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

-   «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.

-      «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.

Рис

Игры «Водолаз» и «Слоговые дорожки».

-   «Два моря» — в оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).

-      «Буря» на поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».

-    «Искатель» под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы.

-     «Полоски» — ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

-     «Исправь ошибку» логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.


При развитии лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.

 

При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы:

-   «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение или рассказ.


-      «Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение,  другой ребенок заканчивает фразу.

-       «Что случилось?»   При создании картины на песке или в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения.

Рис

 

 

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению элементарных рассказов- сравнений, рассказов-описаний.


Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.

Логопедические игры с песком и водой на занятиях логопеда являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.

Многолетняя практика работы с учащимися с ТНР показывает, что песок и вода обладают замечательным свойством - стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, а это в свою очередь повышает эффективность комплексного образовательно-терапевтического воздействия при коррекции тяжелых нарушений речи.