Розова Юлия Евгеньевна
Игры с песком и водой на логопедических занятиях.
Логопедическая работа с детьми с ТНР предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка, ее эффективность значительно повышается при использовании игровой деятельности.
Песко- и водотерапия - мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы, направленный на коррекцию психофизического развития (в том числе коррекцию тяжелых речевых нарушений).
С помощью игр на песке и воде решаются самые сложные коррекционно- развивающие задачи при работе с детьми с ТНР: нормализация мышечного тонуса; развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса; коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие зрительно-предметного, эрительно-пространственного и слухового восприятия, развития зрительного внимания, воображения, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы); формирование мотивационно- побудительного уровня речевой деятельности.
В процессе вызывания, постановки звуков, исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов. Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, он может повторять за логопедом отработанные чистоговорки, потешки с ритмическими движениями в песке или воде. Принципом работы стала установка: «Играй и говори одновременно».
Предлагаю несколько примеров использования песка и воды в коррекционной работе с детьми.
На развитие диафрагмального дыхания мы использую такие упражнения и игры на воде и песке:
-«Сделаем ямку». Ямка выдувается в песке.
- «Выровняй дорогу». Логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой и тд.
- «На море». Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.
Игра «На море».
- «Найди клад». Предмет, картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
- «Тропинка». На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой.
Для регуляции мышечного тонуса, снятия напряжения с мышц пальцев рук и совершенствования мелкой моторики в работу с песком и водой включается пальчиковая гимнастика.
На этапе формирования артикуляторной моторики, развития артикуляционных движений и постановки звука выполнение артикуляционной гимнастики сочетается с играми на песке и воде.
На этапе автоматизации звуков используются следующие упражнения:
- «Говори и пиши». Произнесение любого автоматизируемого звука с одновременным прописыванием буквы, обозначающей данный звук, на песке или воде.
- «Горочка» — набрать в руку песок или воду и произносить любой автоматизируемый звук, насыпая горку (или выливая воду из ладошки).
- «Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
При развитии фонематического слуха полезны упражнения:
- «Прятки» - опускать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
- «Слоговые дорожки». Ребенок рисует круги на песке и воде, проговаривая слоговые дорожки.
- «Водолаз». Со дна контейнера с водой ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
Игры «Водолаз» и «Слоговые дорожки».
- «Два моря» — в оба контейнера рабочего стола наливается вода. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, в «море [с]» и «море [ш]»).
- «Буря» — на поверхности воды плавают предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками. Воздушной струей ребенок перемешивает их, а затем распределяет по «морям».
- «Искатель» под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их (воздушной струёй) и раскладывает на две группы.
- «Полоски» — ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
- «Исправь ошибку» — логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
При развитии лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с водой или песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.
При обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.
При рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы:
- «Дорисуй картинку». Логопед рисует заданный предмет на песке, задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение или рассказ.
- «Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, другой ребенок заканчивает фразу.
- «Что случилось?» При создании картины на песке или в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения.
Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению элементарных рассказов- сравнений, рассказов-описаний.
Игры-драматизации на песке и воде способствуют развитию мелкой моторики пальцев, тактильных ощущений, помогают вовлечь ребенка в активное речевое общение.
Логопедические игры с песком и водой на занятиях логопеда являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами. На одном логопедическом занятии при использовании песка и воды можно сочетать работу, как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью.
Многолетняя практика работы с учащимися с ТНР показывает, что песок и вода обладают замечательным свойством - стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, а это в свою очередь повышает эффективность комплексного образовательно-терапевтического воздействия при коррекции тяжелых нарушений речи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.