В играх для гиперактивных детей говорится о том, что гиперактивность проявляется у детей в повышенной невнимательности, отвлекаемости, импульсивности, в повышенной двигательной активности. Поэтому игры должны быть направлены на обучение ребенка приемам саморегуляции, умению концентрировать внимание и контролировать свои действия. Игры должны учить ребенка владеть своим телом, развивать координацию движенийВ играх для гиперактивных детей говорится о том, что гиперактивность проявляется у детей в повышенной невнимательности, отвлекаемости, импульсивности, в повышенной двигательной активности. Поэтому игры должны быть направлены на обучение ребенка приемам саморегуляции, умению концентрировать внимание и контролировать свои действия. Игры должны учить ребенка владеть своим телом, развивать координацию движений
Игры для гиперактивных детей
«Важно, чтобы у ребенка было какоето дело или игра, в которой он бы был
успешнее всех. Неважное, какое именно это будет дело, важно, чтобы ребенок
чувствовал свою успешность».
Игры для гиперактивных детей
Гиперактивность проявляется у детей в повышенной невнимательности,
отвлекаемости, импульсивности, в повышенной двигательной активности. Поэтому
игры должны быть направлены на обучение ребенка приемам саморегуляции,
умению концентрировать внимание и контролировать свои действия. Игры должны
учить ребенка владеть своим телом, развивать координацию движений.
Игра «Клубочек» (для детей 3–7 лет).
Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только
мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда
подобная игра станет для ребенка привычной, он сам будет просить взрослого дать
ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или не
может успокоиться.
Игра «Разговор с телом» (для детей 5–9 лет).
Ребенок ложится на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый
карандашом обводит контуры фигуры ребенка, затем вместе с ребенком
рассматривает силуэт и говорит: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать
его? Каким бы цветом ты хотел раскрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты
думаешь, помогает ли тебе твое тело в разных ситуациях,
например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе
особенно помогают? А бывает такое, когда твое тело подводит тебя, не слушается?
Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более
послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше
понимать друг друга».
Игры с песком и водой (для детей 3–9 лет).
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для
гиперактивных детей, они успокаивают ребенка.
В эти игры не обязательно играть только на природе. Их можно организовать и
дома. Песок может быть заменен крупой, которую предварительно поместили в
горячую духовку. Для игр с песком и водой родители должны подготовить
соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики и др.
Далее они могут вместе с ребенком придумать сюжет игры, построить свою
сказочную страну и т. д.
Игра «Археология» (для детей 5–7 лет).
Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее.
Ребенок осторожно «откапывает» руку делает археологические раскопки. При
1этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок касается руки, он
меняется ролями со взрослым.
Игра «Шариковые бои» (для детей 5–10 лет).
В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество
шариков остается у ребенка. Отойдя на расстояние 0,5–1 метр от таза, ребенок
должен попасть по шарам, которые в тазу. Если шар сбит, то его вынимают из воды;
если ребенок промахнулся, то и этот шар остается в тазу. Игра заканчивается, когда
в тазу не остается шаров.
Игра «Маленькая птичка» (для детей 5–7 лет).
Когда ребенок слишком активен и не может успокоиться, ему в руки дают
пушистую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит:
«Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так
боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок гладит птичку,
говорит ей добрые слова. Успокаивая ее, он успокаивается сам.
Игры для агрессивных детей
Поведение агрессивных детей часто является разрушительным и для них
самих, и для окружающих. Для таких детей характерны непредсказуемые
эмоциональные вспышки, которые приводят к потери контроля над собой. Поэтому
обучение ребенка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых
и важных проблем, стоящих перед родителями. Приводимые ниже игры помогут
научить ребенка приемам саморегуляции и самообладания, будут способствовать
развитию эмоциональной сферы, умений чувствовать переживания другого человека
и взаимодействовать с окружающими.
Игра «Эмоциональный словарь» (для детей 7–12 лет).
Перед ребенком раскладывается набор карточек с изображением лиц в
различных эмоциональных состояниях. Ребенок должен ответить на вопрос: «Какие
эмоции изображены на картинках?» После этого ребенку предлагают вспомнить,
когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в этом
состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? Можно попросить
ребенка нарисовать те эмоции, которые он испытывает чаще всего, которые ему
больше всего нравятся, которые он испытывал раньше и которые он испытывает в
последнее время. Можно спросить ребенка, что он может сделать, чтобы
испытывать как можно больше
положительных эмоций и не испытывать отрицательных?
Игра «Маленькое привидение» (для детей 5–10 лет).
Взрослый предлагает ребенку представить, что он превратился в доброе
привидение и ему захотелось немного похулиганить. Когда взрослый громко
хлопает в ладоши, ребенок должен как можно громче пугать окружающих, делать
страшное лицо и угрожающие позы. Когда взрослый тихо хлопает в ладоши, ребенок
совсем тихо произносит «Ууу». В конце игры взрослый говорит, что ребенок
превращается из привидения обратно в самого себя.
Игра «В тридевятом царстве» (для детей 7–12 лет).
2Взрослый и ребенок, прочитав какуюлибо сказку, рисуют ее на большом листе
бумаги, изображая героев и запомнившиеся события. Затем взрослый просит
ребенка показать на рисунке, где бы он хотел оказаться. Ребенок рассказывает о
своих приключениях в этой сказке и о том, как он преодолевал разные трудности.
Взрослый же помогает ребенку придумывать и рисовать сказку дальше, задавая
наводящие вопросы: «А что бы ты сделал на месте героя..?», «А что бы ты ответил
герою сказки, если бы он спросил тебя..?», «А что бы ты почувствовал, если..?»
Игры для тревожных детей
Тревожность проявляется в склонности ребенка к частым и интенсивным
негативным переживаниям, волнениям, страхам. Преодолеть тревожность можно,
вопервых, повышая самооценку ребенка, вовторых, обучая его способам снятия
мышечного и эмоционального напряжения, втретьих, обучая владеть собой в
сложных, травмирующих ситуациях.
Игра «Скульптура» (для детей 5–12 лет).
Родитель играет роль скульптора, а ребенок роль глины. Скульптор лепит из
глины скульптуру (например, ребенка, который ничего не боится, ребенка, который
всем доволен, ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.). Темы для
скульптур может предлагать как взрослый, так и ребенок. Затем взрослый и ребенок
меняются ролями. После проведения игры нужно спросить ребенка, что он
чувствовал в роли скульптора, в роли скульптуры, какую фигуру было приятно
изображать, какую нет.
Игра «Драка» (для детей 5–10 лет).
Ребенка просят представить, что он поссорился с другом и вотвот начнется
драка. Ребенок должен глубоко вдохнуть, крепкокрепко стиснуть зубы, как можно
сильнее сжать кулаки, на несколько секунд затаить дыхание. Затем ребенка просят
задуматься: а, может, и не стоит драться?
Ребенка просят выдохнуть и расслабиться, встряхнуть кистями рук и
почувствовать облегчение.
Игра «Покатай куклу» (для детей 3–7 лет).
Ребенку дают маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что она очень
боится кататься на качелях. Ребенка просят научить куклу быть смелой. Сначала
он, имитируя движения качелей, слегка покачивает куклу, затем постепенно
увеличивает амплитуду движений. Затем взрослый спрашивает ребенка о том, стала
ли кукла смелой. Если нет, то взрослый просит ребенка рассказать кукле, что она
должна делать, чтобы преодолеть свой страх.
Настольная книга приемного родителя. Практическое пособие СПб.: Санкт
Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. 128 с.
3Материал подготовила педагогпсихолог Бондарь Е.М.
по материалам сайта http://www.vdspb.ru/files/foster_parents_edit.pdf
4