Игры для работы с детьми направлены на развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции, активизация словарного запаса. Формирование умения договариваться в группе детей, тренировки и выдержки, контроль импульсивности, развитие ловкости рук, развития тактильного восприятия, произвольного внимания, выдержки и терпения, закрепление знания геометрических фигур.Игры для работы с детьми направлены на развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции, активизация словарного запаса. Формирование умения договариваться в группе детей, тренировки и выдержки, контроль импульсивности, развитие ловкости рук, развития тактильного восприятия, произвольного внимания, выдержки и терпения, закрепление знания геометрических фигур.
Игры для работы с детьми
Два круга
Цель:
развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции,
активизация словарного запаса. Формирование умения договариваться в группе
детей.
Ход игры:
Дети строятся в два круга внешний (большой) и внутренний (маленький 34
человека)
Дети большого круга стоят, а из малого круга идут вместе с ведущим взрослым и
приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем ...Фрукты ( овощи, одежду, обувь и
т. п ) или сладкое(соленое, твердое, холодное и т.п..)
Игроки большого круга должны быстро назвать чтото из названной категории слов.
Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг.
Игра продолжается. Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен
выполнить какоелибо задание по выбору группы ( так называемый «фант»)
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности, развитие ловкости рук
Ход игры: По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их
Мишки и шишки
лапами больших
игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, например,
повернутые
тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использовать другие предметы –
мячики, кубики и т. п
проделываться под энергичную музыку.
Цель: развитие тактильного восприятия, произвольного внимания, выдержки и
Письмо на ладони
терпения, закрепление знания геометрических фигур.
Ход игры: дети встают в 3 ряда друг за другом, каждый заводит ладонь правой
руки за спину. Последний игрок получает карточку с изображением геометрической
фигуры и молча чертит фигуру пальцем на ладони впередистоящего и т. д. , пока знак не
дойдет до первого игрока.
Первый молча рисует фигуру мелом на доске. Побеждает команда, которая не
только смогла правильно передать фигуру, но и не получила штрафных очков за
нарушение правил игры.
Солдат в темноте
Цель:
развитие пространственного восприятия, внимания, тактильной
чувствительности, развитие группового сплочения
Ход игры: Ведущий выбирает «солдата», завязывает ему глаза и дает ему команды,
которые он должен выполнять (шаг вперед, два шага влево и т.п.)Все остальные стоят в
ожидании, когда «солдат» подойдет близко к товарищу. «Солдату» необходимо угадать
на ощупь, к кому он подошел.
Стоит на поляне лукошко, на донце постелена травка,
Игра «Лукошко»На травке красуется ножка, на ножке красуется шляпка.
Слова сопровождаются действиями с кистью рук по тексту.
Игра имеет логоритмическое значение и направлена на развитие
межполушарного взаимодействия.
Пчелы и Змеи (К. Фопель)
Цель: развитие группового взаимодействия, слухового внимания, выдержки
Ход Игры: Дети делятся на команды (пчелы и змеи), каждая команда выбирает
короля, которые должны выйти за пределы комнаты. Ведущий прячет два предмета
(«мед» и «ящерицу»), которые должны будут найти «короли». Пчелы и змеи должны
помогать своим королям. Пчелы жужжанием (ж ж ж ж), а змеи шипением (ш ш
ш). Короли заходят в комнату, чем ближе они подходят к своему предметы, тем громче
должно быть жужжание и шипение.
Во время игры никому нельзя разговаривать!
Цель: закрепление знания цветов и геометрических фигур, развитие внимания,
Гномики и домики
памяти и быстроты реакции
Ход игры: на игровом поле рисуются домикигеометрические фигуры разного
цвета (можно разложить фигуры, вырезанные из плотного картона. Дети выбирают себе
домик. Водящий (взрослый) проговаривает слова:
Жили были гномики, были у них домики.
Пошли гномики гулять, грибыягоды искать
После этих слов ведущий собирает игроков в цепочку, уводя их из домиков.
Забирая каждого нового игрока, ведущий называет его по имени (гномик Саша, гномик
Маша и т.п) .Уводит их подальше от домиков со словами:
А тропинка все петляла, в лес дремучий убегала,
испугались гномики, что потеряли домики
солнце село на макушки, спать отправилась кукушка,
но все искали гномики свои родные домики
Неожиданно ведущий дает команду: «По домам!». Дети должны быстро вернуться
и найти каждый свой домик
Наши ротики молчат, наши руки говорят
Цель: развитие слухового внимания, преодоления импульсивности
Ход игры: ведущий готовит простые вопросы, которые требуют ответа «Да» или
«нет». Например: «У кошки четыре лапы?», «Летом идет снег?». «Собаки умеют
летать?»
Дети должны отвечать на вопросы, используя только свои руки: чтобы сказать
«НЕТ» разводят в стороны, чтобы сказать «ДА» поднимают руки вверх.
Игру можно разнообразить, заменив движения руками на движения ногами,
повороты туловища и т. п.
Цель: развивать сенсорный опыт, тактильную чувствительность, внимание
Необходимы наборы разных пуговиц: с ножками, больших, маленьких, квадратных,
Старенькая бабушка
круглых, покрытых тканью т. п.Ход игры: дети садятся за стол. Завязывают глаза. Ведущий раздает каждому по
1020 пуговиц разного размера, формы, фактуры. Пуговицы надо рассортировать.
Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.
С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц
можно увеличивать.
Цель: развивать сенсорный опыт, тактильную чувствительность, расширять
словарный запас детей
Ход игры: ребенкуводящему завязывают глаза, остальные дети хором произносят
ШалтайБалтай
слова:
Шалтайбалтай висел на стене.
Шалтайбалтай свалилися во сне
Куда упал? Во что попал?
Ребенок опускает руки в заранее приготовленные емкости с песком, водой,
горохом, мукой, семечками и т.п. и определяет их содержимое.
Для развития словарного запаса детей игру можно усложнить и предложить
называть не содержимое емкостей, а свои ощущения (Холодное, сыпучее, колючее и т. п.
Атомы и молекулы
Цель: развивать самовыражения через движение, учить невербальным
способам коммуникации, групповое сплочение
Ход игры: Детиатомы свободно двигаются в помещении. По сигналу
ведущего собираются в молекулы по 2345 человек.
Игры по типу «Атомы и молекулы»
Мы листочки осенние Тихо падают снежинки
на деревьях висели легкий ветер гонит их
дунул ветер полетели то построит в хороводы
и на землю тихо сели. То, как в вальсе, закружит.
Снова ветер пробежал быстро быстро, тихо тихо
и листочки все поднял на ветру качаются
Покружились, полетали ветер стих, снежинки быстро
Мы в букеты их собрали в комочки собираются …..
По 234 листочка. По 234 снежинки.
(после окончания стихотворения дети по сигналу ведущего собираются в группы
букеты или группыснежки в количестве, который скажет ведущий)
Особый магазинЦель: расширять словарный запас, закреплять навыки выделения звуков речи,
учить соотносит звук с графическим образом соответствующей буквы
Ход игры: Ведущийпродавец (на первых порах им должен быть взрослый)
раскладывает по полкам магазина игрушки, вещи (можно использовать карточки с
нарисованными предметами). Дети в сумочкикошельки получают «денежки» буквы
из магнитной азбуки (можно карточки с буквами).
Покупатели вынимают из сумочеккошельков буквыденежки, называют их. В
магазине они могут купить только тот предмет, название которого начинается с этой
буквы.
Играприветствие «А где у нас Виталик?»
Ведущий: А где у нас Виталик?
Взрослые: Там, там, там. (указательный жест в сторону ребенка)
Ведущий: А где у нас Виталик?
Мама с ребенком: тут, тут, тут (указательный жест на ребенка).
Игра «Парашют»
Ведущий: Виталик садится под парашют. Играть будем 2 раза.
34: Ветер по морю гуляет
Ветер парус раздувает
Парус деток накрывает
Вед: Кто у нас под парусом остался? Выбирайся поскорей.
Ведущий, держа ноги ребенка своими руками делает поступательные
Игра «Велосипед»
движения вперед:
Ехали медведи на велосипеде,
а за ними кот, задомнаперед,
Далее ведущий держа ноги ребенка своими руками делает поступательные
движения назад:
А за ним комарики, на воздушном шарике.
Ногами, лежащего на ковре ребенка, работает ведущий в ритме
Игра «Большие и маленькие ноги»
четверостишия:
Большие ноги идут по дороге,
Маленькие ножки бегут по дорожке.
Игра с пальчиками «Утро настало»
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, буди соседей.
Вставай большак, вставай указка,
Вставай середка, вставай сиротка,
Вставай и крошечка, здравствуй, ладошечка!
Игра с мыльными пузырями.Данная игра заключается в надувании мыльных пузырей и их лопании. Дети и
взрослые по очереди надувают пузыри и так же по очереди их лопают. Данная игра
способствует развитию сенсорной сферы (зрительной, тактильной), эмоциональной
(ребёнок получает удовольствие от игры, учится у взрослых адекватному выражению
эмоций радости), интеллектуальной( ребенок запоминает порядок очереди надувания и
лопания пузырей (например, кто за кем надувает), волевой( ребенок ждет своей очереди,
обучаясь самоконтролю, терпению).
Ведущий: Я по мячику стучу, мяч Виталику качу!
Игра «Я по мячику стучу»
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь