Игры для развития эмоционального интеллекта Коммуникативные

  • Игры
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игры для развития эмоционального интеллекта Коммуникативные, направлены на поднятие эмоционального фона, сплочение коллектива, получить больше информации друг о друге. Поднятие эмоционального фона, развитие внимания, сплочение коллектива, учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. развивать умение невербально выражать свои эмоции.Игры для развития эмоционального интеллекта Коммуникативные, направлены на поднятие эмоционального фона, сплочение коллектива, получить больше информации друг о друге. Поднятие эмоционального фона, развитие внимания, сплочение коллектива, учим детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. развивать умение невербально выражать свои эмоции.
Иконка файла материала ==Игры для развития эмоционального интеллекта Коммуникативные.doc
Игры для развития эмоционального интеллекта Коммуникативные УПРАЖНЕНИЕ: «Мир в красках, формах и линиях» (В.Оклендер)       Я прошу детей создать свой собственный мир на бумаге, используя для этого  разные формы, прямые и кривые линии, цвета, но не изображая ничего реального. Я  говорю: «Закройте глаза и войдите в свое собственное пространство. Всмотритесь в  свой мир. На что он вам кажется похожим? Как бы вы изобразили свой мир на  бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые) и формы? Подумайте о цвете в вашем мире. Сколько места займет ваше изображение на бумаге? Где на  картинке вы расположите себя?».  УПРАЖНЕНИЕ: «Встаньте дети, встаньте в круг…» (по О. Горбушиной) Цель: Поднятие эмоционального фона, сплочение коллектива, получить больше  информации друг о друге. Порядок выполнения и инструкция. Ведущий начинает игру словами: «Встаньте  дети, встаньте в круг, те, у кого светлые волосы». Все светловолосые собираются в  центре круга. После жмут друг другу руки и расходятся на свободные места. Возможные варианты:         Встаньте дети, встаньте в круг, те, кто любит мороженое. Встаньте дети, встаньте в круг, те, у кого дома есть животные.  Встаньте дети, встаньте в круг, те, кого есть украшения. Встаньте дети, встаньте в круг, те, кто любит манную кашу. Встаньте дети, встаньте в круг, те, кого есть сестра. Встаньте дети, встаньте в круг, те, кто любит петь. Встаньте дети, встаньте в круг, те, кто любит танцевать. Встаньте дети, встаньте в круг, те, кого есть друзья. УПРАЖНЕНИЕ: «Дотронься до цвета» (О. Горбушина) Цель: Поднятие эмоционального фона, развитие внимания. Порядок выполнения и инструкция. Ведущий говорит предложения, в которых есть  слова, обозначающие название какого­либо цвета. Задача участников ­ глазами найти  предмет такого цвета и на счёт «раз­два­три» дотронутся до него.       Заяц белый в лесу бегал. В космос полетела ракета белого цвета. Зимой и летом стройной оранжевой была. Ярко светит в небе зелёное солнце. Снесла курочка яичко не простое, а красное. В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик, но розовый он был. УПРАЖНЕНИЕ: «Мы охотились на льва» (О. Горбушина) Цель: Поднятие эмоционального фона, сплочение коллектива.Порядок выполнения и инструкция. Важно, чтобы сам ведущий задавал задорный  тон и ритм упражнения. Для этого вся группа синхронно выстукивает ритм ладонями по коленям. Ведущий кричит первую строку, группа за ним повторяет. Если группа  сбивается или вступает не слаженно, игра начинается с начала. При этом ведущий  может действиями показывать смысл слов, а группа повторяет его движения вместе  со словами, в той же последовательности. Мы охотились на льва. Не боимся мы его. У нас меч­кладенец. И автомат Калашникова. Ой! Что это? Это тропинка. Нал ней не пролетишь, Под ней не проползёшь, Её не обогнёшь, Даль пойдёшь. Шур­шур­шур­шур. Мы охотились на льва. Не боимся мы его. У нас автомат Калашникова. И танк Т­34. Ой! Что это? Это болото. Нал ней не пролетишь, Под ней не проползёшь, Её не обогнёшь, Даль пойдёшь. Чав­чав­чав­чав. Мы охотились на льва. Не боимся мы его. У нас танк Т­34. И ковер­самолет. Ой! Что это? Это гора. Нал ней не пролетишь, Под ней не проползёшь, Её не обогнёшь, Даль пойдёшь. Лезем­лезем­лезем­лезем. Мы охотились на льва. Не боимся мы его. У нас ковер­самолет. И дубинка. Ой! Что это? Это пещера. Нал ней не пролетишь, Под ней не проползёшь, Её не обогнёшь, Даль пойдёшь. Ой! Что это?  Пушистое, мохнатое, Рычащее, клыкастое? Это же ЛЕВ!!! А­а­а­а­а­а…Обратно побежали! С горы: лезем­лезем­лезем­лезем, По болоту: чав­чав­чав­чав. По тропинке: шур­шур­шур­шур. Ох, устали, уморились, Пот утерли, и спать повалились.  УПРАЖНЕНИЕ «ТОЛСТОЕ СТЕКЛО» (Г.Б. Монина, Е.К.Лютова­Робертс) Цель: Отработка навыков выразительного использования мимики и жестов,  необходимых педагогам в их повседневной работе. Содержание. Участники делятся на подгруппы по 3—5 человек. Затем тренер  знакомит всех с содержанием упражнения. Участникам предлагается представить,  что они общаются, друг с другом через толстое стекло, то есть они прекрасно видят  друг друга, но не слышат. Используя невербальные средства общения, каждой под­ группе необходимо донести некую информацию до всех участников. Каждая подгруппа получает от одной до трех карточек (по усмотрению тренера) с  различными ситуациями (образцы карточек даны в приложении 13). На подготовку  пантомимы уходит обычно от 3 до 10 минут. Участники сами распределяют роли. Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями, трудностями, с которыми  они столкнулись, и находками, которые они сделали в ходе выполнения упражнения.  Как правило, это упражнение вызывает много положительных эмоций. Методические  рекомендации. Иногда в педагогических коллективах кто­то отка­ зывается от выполнения данного упражнения. Это право каждого сделать свой выбор участвовать в инсценировке, быть вдохновителем и генератором идей или просто  сторонним наблюдателем. СПИСОК СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ТОЛСТОЕ СТЕКЛО»: Ты пойдешь на дискотеку в субботу? Приходи ко мне завтра со своей соседкой и собакой на чашечку чая   Вчера посадила на даче картошку, а сегодня георгины. Концерт вчера был замечательным, я сидела в первом ряду. Мой сын принес из магазина только банку зеленого горошка. Я скоро поеду в Париж. Что тебе купить? У меня под окном расцвела сирень. Я мечтаю сниматься в кино. У меня уже болит голова от постоянных телефонных звонков. Давай отметим Новый год в китайском ресторане? Мороженое такое холодное, что зубы ломит. Тебе звонила какая­то женщина и сердитым голосом сказала, что перезвонит позже. Объелась клубники, не могу пошевелиться. Обожаю кататься на каруселях! А вы?Игра: «Самого себя любить»  (К. Фопель) Цели: В этой управляемой фантазии мы учим детей внимательно относиться к себе,  уважать и принимать себя. Материалы: Для каждого ребенка – один лист упаковочной бумаги и восковые  мелки. Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и  выдоха… Представь себе зеркало. Громадное­громадное зеркало в светло­красной раме.  Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и  сияло... Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство детей подадут вам знак.) Разгляди свои губы и цвет своих глаз... Посмотри, как ты выглядишь, когда немного  покачиваешь головой... Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты  поднимаешь и опускаешь плечи... Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть... У тебя  хорошо получается! Теперь представь себе, что твое отражение улыбается и ласково  смотрит на тебя... Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в  зеркало перед собой. Причешись, как обычно... Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и  светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркале. Набери немного воздуха в  легкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза... (При этих словах  глубоко вдохните и громко и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу  к детям добавить блеска в глаза.) Постарайся разглядеть золотое свечение вокруг  твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми... Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Мое лицо улыбается.  Я люблю улыбаться. От этого мне становится приятнее». Если твое лицо все еще  серьезно, то преврати серьезное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу... У тебя это здорово получилось! Теперь посмотри на все свое тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут  совсем ровными и прямыми. Постарайся почувствовать, как это приятно – вот так  гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы,  повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти  слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ты чувствуешь, как это  приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь  почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайся прочувствовать всем  своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!». В какой части тела ты  ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь свое «Я люблю себя!».  Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твое «Я люблю себя!». Сейчас мы  обсудим это.А теперь ты можешь вернуться снова в наш зал. Потянись, немного напряги и  расслабь все свое тело и открой глаза... Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу­ подтверждение «Я люблю себя!». Спросите детей, где в своем теле они чувствуют  эту любовь. Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом  каждый ребенок рисует контур своего партнера на большом листе упаковочной  бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и  счастливый портрет. Дети могут отдельные части тела характеризовать позитивными  прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые  руки» и т.д. Анализ упражнения:                       приятные мысли о себе?                        хорошо?   Почему некоторые люди любят самих себя?  Почему некоторые люди себя не любят?  Почему некоторым людям редко приходят в голову Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе Что делает тебя счастливым?  Игра: «Невидимые помощники» (К. Фопель) Цели: Совсем маленькие дети еще, как правило, сохраняют способность  концентрировать свое внимание на совсем простых вещах и наслаждаться ими в  полной мере. Они разглядывают солнечные блики на стекле и прыгают от восторга,  наблюдая, как таинственным образом перемещаются солнечные зайчики. Заслышав  голоса птиц, они способны полностью сконцентрироваться на этих звуках и  наслаждаться этими краткими мгновениями. Маленькие дети – прирожденные  оптимисты, лишь с годами они постепенно перенимают у взрослых скепсис и  пессимизм. Чтобы достичь больших успехов в жизни и развить у себя высокий  уровень самоуважения, нам необходим оптимистический взгляд на жизнь. Это будет  сделать проще, если Вы научитесь концентрироваться на приятных моментах жизни,  отмечая и запоминая их. Каждый день мы сталкиваемся с приятными событиями  гораздо чаще, чем с неприятными. Это легко заметить, если внимательно  проанализировать прожитый день, но пессимист концентрируется на своих  неприятностях и неудачах и, соответственно, видит весь мир в серых тонах. В этой игре мы предлагаем детям сконцентрироваться на тех вещах, которые делают  их жизнь прекрасной. Материалы: Колокольчик. Инструкция: Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий  от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что­то приятное, он нежно  касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой  невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающиеся в глазаприятные мгновения твоей жизни. Например, когда ты в жаркий день ешь порцию  своего любимого мороженого, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть  порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника,  чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и  постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно,  например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого  и сильного вздоха, услышать доброе слово, увидеть улыбку друга и так далее.  Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости  жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым  мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь. Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и все же все эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как  необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!» Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по залу... Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет  свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное.  Почувствовав руку на своем плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к  моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда еще что­нибудь приятное привлечет твое внимание. (5­10 минут.) Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало. И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайся заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник­ невидимка. Завтра я расспрошу вас обо всем, чему вы порадуетесь сегодня. Анализ упражнения:                        вкус?                         твоему телу?   Почувствовал ли ты прекрасные запахи?  Прикасался ли ты к чему­нибудь приятному на ощупь?  Совершал ли ты такие движения, которые были бы приятны  Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?  Какие прекрасные образы ты смог увидеть?  Удалось ли тебе почувствовать какой­нибудь приятный Слышал ли ты приятные слова?  Игра: «Цветок» (К. Фопель) Цели: У каждого ребенка есть потребность чувствовать себя для кого­то ценным. В  этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем подарить детям символ  внутреннего покоя и доверия самим себе. Инструкция: С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от  него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам нехватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во  время которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения. Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха ... А теперь представь себе какой­нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными  бутонами. Выбери какое­нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся...  Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны... Представь теперь, что ты – один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на  плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы  эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету... А теперь ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается.  Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков...  Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо  проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они  говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!» Восхищайся и ты этим  цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на  этот цветок? Возьми это приятное чувство и помести в какую­нибудь часть своего  тела. Например, ты можешь вдохнуть это чувство и поместить его в район  солнечного сплетения...А теперь потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам  в класс бодрым и отдохнувшим. Если хотите, Вы можете положить в центре зала лист ватмана и сказать группе: «А  теперь давайте быстро нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те  разнообразные и прекрасные цветы, которыми вы были». Нарисуйте сами волшебное  дерево, и пусть каждый ребенок пририсует свой цветок к одной из его веток. Анализ упражнения:                       первого лица?                         восхищения тобой? Кто это?    Игра: «Любовь и злость» (К. Фопель) Цели: В ходе этой игры дети могут обратить внимание на то, что по отношению к  одним и тем же людям они одновременно испытывают и позитивные, и негативные  чувства. Кроме того, они могут научиться не поддаваться этим чувствам целиком, а  ощущать и любовь, и злость, сохраняя при этом глубокий контакт с другим  человеком. Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг и закройте глаза. Можешь ли ты описать свой аромат?  Бывает ли, что кто­нибудь восхищается тобой?  Есть ли на свете люди, от которых ты очень ждешь Какое растение ты себе представил?  Ты можешь рассказать о себе как об этом растении, от  Можно ли сказать, что «каждый человек – это чудо»?  Чей цветок тебе понравился?Представь себе, что сейчас ты разговариваешь с кем­нибудь, на кого ты рассердился.  Скажи этому человеку, за что ты на него рассердился. Может быть, он не выполнил  своего обещания или не сделал того, что ты ожидал от него. Поговори с этим  человеком про себя, так, чтобы никто не мог тебя услышать. Скажи очень четко и  точно, на что именно ты рассердился. Если, к примеру, ты рассердился на своего  младшего братишку Федьку, то можешь сказать ему: «Федя, меня выводит из себя,  когда ты рисуешь всякие каракули в моей тетради». Если ты рассердился на свою  сестру Соню, можешь сказать ей, например: «Я весь дрожу от злости, когда ты  проходишь через мою комнату и по дороге разбрасываешь все мои вещи и игрушки».  Если ты рассердился на своих родителей, скажи им тоже как можно точнее, чем они  тебя прогневили: «Мама, меня очень обижает, что ты заставляешь меня опять  выносить мусорное ведро, тогда как Маша и Ира могут вовсе не помогать тебе». (1­2  минуты.) А теперь скажи человеку, с которым ты разговаривал, что тебе в нем нравится.  Скажи об этом тоже как можно конкретнее. Например: «Федя, мне очень нравится,  что когда я прихожу из школы, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь  меня» или: «Мама, мне очень нравится, когда перед сном ты читаешь мне сказки». (1­ 2 минуты.) А теперь подумай немного о том, кто в классе тебя иногда злит. Представь, что ты  подходишь к этому человеку и четко и конкретно говоришь ему, чем именно он тебя  вывел из себя... (1 минута.) Теперь мысленно подойди к этому ребенку вновь и скажи ему, что тебе нравится в  нем. (1 минута.) Теперь ты можешь снова открыть глаза и оглядеть круг. Внимательно посмотри на  других детей. А сейчас мы можем обсудить, что каждый из вас пережил в своем  воображении. Если Вы заметите, что кто­то из детей допускает обидные замечания в адрес кого­то  из присутствующих или отсутствующих в классе, тут же потребуйте, чтобы он сказал в адрес этого же человека что­то позитивное. Также внимательно отслеживайте,  чтобы дети выражали свою злость или обиду без обобщений и оценок, то есть, чтобы  никто не говорил ничего типа: «Ты дурак!». Допустимо только выражение своих  чувств в отношении другого ребенка в виде описания фактов и чувств, например: «Я  обижаюсь, когда ты рисуешь своим фломастером на моей парте». Таким способом  дети могут ощутить свои негативные эмоции и скрывающуюся за ними энергетику.  Благодаря содержательно точному называнию причин своей злости или обиды дети  могут заметить, что отвергают не всего человека, а только определенный способ его  поведения. Когда гнев точно сфокусирован, ребенок не подпадает столь сильно под  его воздействие. Анализ упражнения:  на него?   Как ты себя чувствуешь, когда не говоришь другому о том, что ты рассердился А как ты себя чувствуешь, когда сообщаешь ему о том, что ты рассердился?А можешь ли ты выдержать, если кто­нибудь скажет тебе, что он рассердился  Есть ли такие люди, на которых ты никогда не сердишься?  Есть ли такие люди, которые никогда не сердятся на тебя?  Почему так важно точно говорить, на что именно ты рассердился?  Когда твой гнев проходит быстрее, когда ты замалчиваешь его, или когда ты о   на тебя?      нем рассказываешь?  При выполнении масок релаксации следует придерживаться следующей             перед выполнением маски следует сделать вдох;            при выполнении маски — небольшая задержка дыхания, МАСКИ­РЕЛАКСАЦИИ ДЛЯ МЫШЦ ЛИЦА    (Г.Б. Монина Е.К.Лютова­Робертс) Основные правила:      1.           Все маски выполняются сидя или стоя. 2. техники: □ □              мышцы находятся в напряжении; □ Маски: 1. Маска удивления. 2. Маска гнева. 3. Маска поцелуя. 4. Маска смеха. 5. Маска недовольства.             расслабление мышц происходит на выдохе. ИГРА «ОЖИВЛЯЛКИ» (И. Климина) Цель – развивать умение невербально выражать свои эмоции. Материал – рисунки детей. Ход игры: Дети рассматривают рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на од­ ном из рисунков, остальные угадывают. Если вариантов ответов несколько, воспитатель объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, и каждый человек имеет право на своё мнение. ИГРА «РАБОТАЕМ ВМЕСТЕ» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) Цель – формировать способность согласовывать собственные дейст­ вия и поведение с действиями и поведением других детей, договариваться и сотрудничать с другими. Ход игры: Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре ребён­ка. Каждой из подгрупп он даёт задание: вымыть посуду, приготовить суп или посадить дерево. Помогает распределить обязанности (например, один ребёнок копает яму, другой опускает в яму дерево и расправляет корни, третий закапывает яму, четвёртый поливает дерево). В течение пяти минут подгруппы репетируют свои сценки. Затем каждая подгруппа показывает сценку, а остальные угадывают. ИГРА «РАЗГОВОР СКВОЗЬ СТЕКЛО» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) Цель – формировать способность учитывать эмоциональное состоя­ ние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов. Ход игры Воспитатель помогает детям разбиться на пары, затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стек­ ло, что попытки кричать бесполезны: партнёр всё равно не услышит. По­ сле того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель объясняет одному из детей жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает, всё ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает, если иг­ рающие затрудняются. В следующей игре дети меняются ролями. Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь

Посмотрите также