Игры и упражнения направлены на подготовку детей к школе направлены на готовность детей работать в группе, снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу, упражнение используется для разогрева группы, сплочения группы, преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.Игры и упражнения направлены на подготовку детей к школе направлены на готовность детей работать в группе, снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу, упражнение используется для разогрева группы, сплочения группы, преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
1. Упражнение «Кулаки, ладони, руки скрещены на груди» («Тренинг
развития жизненных целей стр.28) – Упражнения с агрессией.
Инструкция:
Все по команде не договариваясь, выбрасывают руки определенным
образом: кулаки, ладони или руки скрещены на груди. Задача в том, чтобы вся
группа выбросила руки одинаково.
Это упражнение показывает состояние участников группы: если много
кулаков, значит, агрессивность в группе велика, если много открытых
ладоней, то группа готова к работе. Также это упражнение может
использоваться на формирование
Учим слышать, понимать и подчиняться правилам
Игра в «ТАРЕЛОЧКУ»
Играющие садятся на пол по кругу. Один ребенок выходит на середину
круга, ставит тарелку на ребро, раскручивает ее, называет имя какогонибудь
ребенка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотро
нуться до тарелки, пока она крутится. Вновь раскручивает ее и называет сле
дующего игрока. Кто не успел добежать до тарелки и подхватить ее, выбывает из
игры.
Приветствие «ЛАДОШКИ»
Все участники становятся в круг.
Ведущий первый протягивает свою ладошку и называет свое имя, затем
каждый участник называет своё имя и протягивает и кладет свою ладошку на
ладошку ведущего, второй участник кладет ему на ладошку свою ладошку и
говорит своё имя, так все участники кладут свои ладошки, образуя горку из
ладошек. Затем ведущий говорит, что большая высокая и крепкая горка ладошек –
это и есть наша большая и крепкая семья. Где мы должны жить дружно,
уважать, понимать и помогать друг другу.
1. Играприветствие:
Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом,
вторые внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются
вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит
стихотворениеприветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
2. Ритуал приветствия – «Свеча»
Цель снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную
работу.
Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку.
Сначала давайте посмотрим на нее. Видите, как колышется пламя свечи, какое
оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте
тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к
своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и
скажите, например: "Надя, я рада видеть тебя!".
Игровое упражнение «Пусть встанет тот, кто…..»
Цель: упражнение используется для разогрева группы, сплочения
группы.
Все участники садятся на стулья, которые устанавливаются по кругу. В
середине круга становится ведущий, а все участники сидят на стульях. Стульев
должно быть на одно меньше, чем всех участников.
Ведущий обращается к участникам:
Пусть встанет тот, кто считает себя грамотным ….
Пусть встанет тот, кто считает себя счастливым…
Пусть встанет тот, кто считает себя любимым…..
Пусть встанет тот, кто считает себя красивым…..
Пусть встанет тот, кто считает себя хорошей женой…,
Пусть встанет тот, кто считает себя самой умной…..
Пусть встанет тот, кто считает себя неповторимой….
Пусть встанет тот, кто считает себя ленивой…….
Пусть встанет тот, кто считает себя бабушкой…..
Пусть встанет тот, кто считает себя кокеткой…… и т.д.
Ведущий обращается к участникам, задавая им только один вопрос.
Участники, которые считают, что им подходит это высказывание, быстренько
выходят в круг, а ведущий и все остальные участники стараются, как можно
быстрее занять свободное место. Тот, кому не досталось свободного места, задает
участникам свой вопрос и т.д.
Упражнение «10 секунд»Цель: преодолеть тревожность участников; помочь
им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в
общении; способствовать созданию позитивного
эмоционального единства группы.
Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное
движение по комнате. Будьте внимательны, потому что
время от времени вам придется реагировать на
разнообразные задания ведущего и выполнять их в
кратчайший срок - в течение 10 секунд.
Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто
другой! И потому мы разные!
Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого
нет. Раз, два, три...десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у
всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?
Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви!
(Счет, проверка.)
По длине волос.
По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.
По цвету брюк и юбок.
По цвету глаз.
По настроению, которое вы сейчас испытываете.
Рефлексия
Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило
задуматься? Как чувствовали себя те,
кто остался без группы?
Как себя чувствуете?
Готовы к работе?
А теперь попробуем оценить свое эмоциональное
состояние.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять
вопросов:
Упражнение 1. «Бегущие огни».
Участники сидят в кругу, один из них говорит своему
соседу какую–либо короткую приветственную фразу,
например, «Доброе утро». Сосед должен как можно скорее
встать и повторить эту фразу и снова сесть, а его сосед
должен сделать то же самое и волна «вставаний» и
повторений бежит по кругу. Ведущий просит выполнить этозадание с максимально возможной скоростью. Когда волна
проходит пол круга, добавляется еще один элемент. Этот
элемент может быть вербальным или невербальным (хлопок,
«Доброе утро, друзья» и т.д.). теперь все участники должны
выполнять именно этот комплекс, а затем очередной
участник добавляет еще что-нибудь и так далее. Ведущий
тренинга останавливает упражнение, когда участникам
тренинга придется повторить по пять-шесть движений и
столько же фраз.
По итогам данного упражнения происходит обсуждение
того, что вызвало затруднение со стороны участников
тренинга.
Разминка. Игра «Алфавит»
Участники сидят по кругу. Для выполнения этого упражнения нам
понадобится знание алфавита. Все его помнят? Я начну и скажу существительное,
начинающееся на букву «А». Далее по кругу, каждый должен сказать слово
ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только
начинающееся на букву «Б». Пусть это тоже будет существительное. Далее
следующий называет свое словоассоциацию, начинающееся на букву «В» и так
далее. Таким образом, у нас получится ряд существительных, начальные буквы
которых составят алфавит.
Это упражнение, с одной стороны, направлено на развитие способности
привлекать из своего опыта необходимую информацию, на совершенствование
ассоциативных механизмов мышления; с другой стороны, характер задания таков,
что требуется одновременной работы левого (надо следить за последовательностью
букв в алфавите) и правого (возникают ассоциации) полушарий головного мозга.
Кроме того, происходит тренировка беглости мышления.
5. Упражнение «Чувство»
Участники пишут на листах бумаги какоелибо чувство. Карточки
собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую
карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней.
Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные
высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных
догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько
чувств.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.5. Упражнение «Волшебные палочки»
Цель: подготовить группу к «серьезному» командному заданию и одновременно
укрепить веру участников В СВОИ СИЛЫ.
Необходимый материал: карандаши или палочки по количеству участников.
Время: 35 минут.
Ведущий раздает всем по одному незаточенному карандашу.
Ведущий. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к
другу кончиками указательных пальцев обеих рук.
А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за
торцы. Действуя «в связке», не давая карандашам упасть, двигайте руками вверхвниз,
вправовлево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.
Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги. И,
наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр и попробуйте, не роняя карандашей:
сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по
кругу, по часовой стрелке, против часовой стрелки сначала медленно, потом побыстрее.
Пройдя это испытание, мы попали к подножию «Волшебной горы», а в ней мы
увидели пещеру...
«ПОДЕЛИСЬ УЛЫБКОЮ СВОЕЙ»
«Подари улыбку»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя,
развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Необходимый инструментарий техники: лист бумаги (размер по
выбору педагога), цветной картон, шариковые ручки или красные фломастеры (по
количеству участников опроса), клейкарандаш (23 шт.).
Описание техники. На листе бумаги пишется название техники в виде
улыбки. Приклеивается карман. В него вкладывают прямоугольники (см. рис. 58, с. 69).
Задача детей нарисовать на прямоугольнике улыбку, соответствующую их настроению
и приклеить на общий лист (см. рис. 59, с. 70).
Примечание. Дети подписывают прямоугольники по желанию.
Рекомендации:
• Педагог может предложить детям выбрать заранее заготовленные
разноцветные прямоугольники, выбрать свой цвет настроения, а потом уже в
прямоугольнике нарисовать улыбку.
• Но в этом случае могут возникнуть некоторые сложности. Вдруг появится
любитель розового цвета, которому не достанется розового прямоугольника?
• Возможен еще один вариант, когда педагог прорисовывает прямоугольники на
листе, но оставляет их не раскрашенными. Дети сами закрашивают прямоугольники
цветом своего настроения, а потом добавляют улыбку.
• Можно также, не прорисовывая прямоугольники, просто нарисовать свою
улыбкунастроение на ватмане.Рис. 58
Алгоритм техники
1. Взять прямоугольник.
2. Определить настроение.
3.Нарисовать улыбку (или закрасить прямоугольник, а потом нарисовать улыбку).
4. Приклеить прямоугольник на общий лист.
Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт. сост. Л. В.
Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010г. стр. 68 – 70.
Рис. 59
. Ритуал приветствия Игра « Снежный ком»
Цель:
возможность почувствовать своё тело, снять мышечное
напряжение, избавление от ощущения отчуждённости, тактильные ощущения.
Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во
время этой игры.
Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик и кидает одному из детей, он
называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени
называет имя предшествующего и т.д.
Не выпустим шарик из круга».
Цель. Формирование умения действовать сообща, снятие эмоционального
напряжения.Играющие встают в круг и берутся за руки. В центр круга запускается
воздушный шарик. Задача — любыми способами, но, не разъединяя рук,
удержать шарик в воздухе как можно дольше.
Упражнение № 4 "Хипхоп"
Педагогпсихолог: При слове "хип" нужно назвать имя соседа слева, при
слове "хоп" сосе да справа.
Психолог называет педагога по имени, добавляя "хип" или "хоп" (пример:
"Татьяна, хип!" Татьяна должна быстро назвать имя сосе да слева и
выбрать следующего педагога, добавив "хип" или "хоп").
Упражнение № 16 "Сердце коллектива"
Педагогпсихолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце.
Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу чтонибудь приятное. Напишите
свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из
вас мог потом вытянуть жребий с чьимнибудь именем. Я принесла большое
сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Приду майте
дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию.
Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем
мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Возврат к списку
1. Игровое упражнение «Горячая картошка»
Цель: игра позволяет прочувствовать и понять, что иногда неудача
бывает, неизбежна и что с ней надо уметь справиться. Одновременно игра
показывает, как легко помочь тому, кто в беде.
Материалы: одна картофелина.
Инструкция: «Сядьте на пол в круг. У меня для нашей игры
приготовлена картофелина. Но она особенная. Вам надо представить, что
эта картофелина очень горячая. Поэтому мы должны передавать ее друг
другу оченьочень быстро. Если она у когото в руках задержится, то можем
обжечь пальцы. Что тогда? Еще у нас в игре есть стопчасы. Ими будет один
из вас, кто сидит за кругом к нам спиной и время от времени, когда захочет,
кричит «Стоп!». Если мы услышали «Стоп!», картошку передавать нельзя, она
остается у когото в руках, и он «обжигается».
(Интервал для стопчасов должен быть от 30 до 60 секунд.)
Айяйяй! Да это же настоящая беда! Но, к счастью, мы можем утешить
своего товарища. Те, кто сидит рядом. Обнимут его за плечи и мягкопокачают из стороны в сторону. Пока ребёнок с картофелиной не
скажет «Дальше». И снова быстро – быстро передаём картошку из рук в
руки, пока стопчасы не прокричат «Стоп».
1. Игровое упражнение «Я хочу они хотят я поступаю».
Цель: способствовать осознанию детьми мотивов своего поведения.
Взрослый задает ту или иную значимую для ребенка ситуацию, например:
«Пришло время, ложиться спать» или «Нужно решить, в какой одежде вы
сегодня пойдете в школу». На полу раскладываются три листа бумаги, на
одном написано крупными буквами «я хочу», на другом «они хотят», на
третьем «я поступаю». Каждый ребенок поочередно встает на каждый из
листов и говорит о том, как ему хочется обычно поступать в этой ситуации,
чего хотят от него другие (мама, учительница), как он обычно поступает на
самом деле.
Упражнение «Разогревки самооценки»
цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы
психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к
коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает
общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие
звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль
внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя
только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте
глаза; если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с
вами, топните ногой;
если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит
только от внешних стимулов, подмигните;
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу,
повернитесь вокруг себя;
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком,
помашите рукой;
если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то,
мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот
рукой;
если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что
заслуживаете, подпрыгните;
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции
имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того
эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопросы к педагогам:
Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
Упражнение «Конкурс хвастунов»
цель: упражнение помогает человеку увидеть свои положительные стороны,
почувствовать, что он принимаем и ценим другими людьми.
«Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов.
Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом
справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он,
что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так : Лена –
очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»
После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя –
лучшего хвастуна. Можно обсудить, кому, что понравилось больше:
рассказывать –хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.Упражнение «Ожившая строка»
Предлагаю педагогам разбиться на 2подгруппы. Каждая подгруппа получает
одинаковый список, состоящий из песенных строк.
Варианты песенных строк.
«Я люблю тебя, жизнь!»
«Ты меня не любишь , не жалеешь..»
«Дружба начинается с улыбки»
«Мы едем, едем, едем в далекие края..»
«Не уезжай ты, мой голубчик..»
«Ты меня на рассвете разбудишь..»
«Все пройдет и печаль и радость..»
«Я возвращаю ваш портрет..»
«Мы будем петь и смеяться, как дети..»
«Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу»
Выбрав строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление
этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую
» строку, не сообщая остальным, каждая группа готовит представление этой
строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую»
строку показывает вся группа. Остальные – отгадывают.
Комплекс упражнений, которые способствуют
повышению энергетического потенциала.
1. Стоя , свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом
– левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над
головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»;
расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и
энергична, и дела идут отлично».4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым
днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я
согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю
любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить:
«Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и
улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды,
все получится так, как надо».
Упражнение, вернее , игра с собой – «Я заслуживаю…»
Счастье редко дается человеку «большим куском», в течении дня бывают
такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто
необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в
окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите
ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все
то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя.
Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю
того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не
менее 5 событий.
Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий
дня, начиная фразой: «Я заслуживаю..». это необходимо делать в течении трех
недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на
видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
Материал подобран педагогомпсихологом – Бондарь Е.М.