Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.
Оценка 4.9

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Оценка 4.9
Игры
doc
психологическая работа +1
Детсад
01.03.2018
Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста. Игры способствуют осознанию у детей эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации, способствуют эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Обучает дошкольников выместить накопившуюся агрессию на неодушевленном объекте.игра способствует снижению напряжения, даёт возможность ребёнку выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста. Игры способствуют осознанию у детей эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации, способствуют эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Обучает дошкольников выместить накопившуюся агрессию на неодушевленном объекте.игра способствует снижению напряжения, даёт возможность ребёнку выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.
Игры для работы с агрессивными детьми.doc
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ,  СПОСОБСТВУЮЩИЕ  СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ. Игра «Кулачок» Цель: упражнение способствует осознанию   эффективных форм  поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации. Дайте ребенку в руку, какую ­ нибудь мелкую игрушку или конфету и  попросите его сжать в кулачок крепко­крепко. Пусть подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка  или вкусная конфетка. Игра «Уходи, злость» Цель:  упражнение   способствует   эмоциональной   разрядке   и   снятию мышечного напряжения Дети ложатся на живот, на  ковер по кругу. Между ними  лежат подушки. Закрыв глаза,  дети начинают со всей силы  бить ногами по полу, а руками  по подушкам с громким криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается несколько  минут.   Затем   дети   по   команде  воспитателя   спокойно   лежат   под спокойную музыку. Кукла «Бобо» Цель: дать ребенку возможность выместить накопившуюся агрессию   на неодушевленном объекте. Для этой цели используется специальная кукла Бобо. Ее очень легко  можно сделать самим, например,   из подушки: пришить к старой   подушке руки и ноги, сделанные    из   ткани,    нарисовать  «лицо» ­  и кукла готова. Можно  сделать  ее более   плотной.   Для   этого  надо   сшить   чехол   продолговатой   формы,   также прикрепить к  нему «ручки», «ножки», «лицо», набить плотно ватой или песком и зашить. Такую куклу ребёнок может использовать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокойным в повседневной жизни. Не стесняйтесь, сделайте это, и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства у детей. 1 Журнал « Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» №5,                                                                                      2008г. стр. 13 – 19. Упражнение    «Ноги топают» (см. фото 1)            Фото 1. «Ноги топают» Цель: упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения Психолог.  Предлагает  детям  вспомнить,  бывало   ли   так, что вы сердились и вам хотелось топнуть ногой?   Когда это происходило? (Рассказы детей.) Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься другими делами, нужно от него избавиться.   Лучший  способ   ­   топнуть   изо   всех   сил   ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и  нам станет легче. Начнем?  (Дети и педагог  топают; педагог помогает правильно выполнять упражнение застенчивым и гипервозбудимым детям.) Что вы чувствуете? Потеплели ваши следы? (Когда дети подтверждают, что стопы стали горячие, предлагает   нарисовать   на   картонке   со  ступнями солнышко.)  А   теперь   возьмите   фломастер   и   нарисуйте солнышко рядом со ступнями. (Рисуют.)    Упражнение «Разрывание бумаги»  Фото 2. «Уходи, злость!» Цель:  Данная   игра   способствует снижению   напряжения,   даёт ребёнку   возможность   выразить эмоции   и   снизить   состояние тревоги у детей. Дети   сидят   в   кругу.  Просто предложить   ребёнку     рвать   бумагу. Затем он сам берёт газету и начинает её   рвать   и   бросать   кусочки   в   центр комнаты,   говоря   при   этом   ребёнку, что размер кусочков не важен.  Если ребенок   не   подключается   сразу   к работе,   его   нельзя   заставлять. Психолог может встать спиной к ребёнку, делая вид, что его не замечает. Как правило, дети включаются в  игру. Когда куча бумаг в центре комнаты станет большой, психолог  предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кусочки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать   кусочки   горстями вверх.    Вот   сколько   раздражения   и злости   вышло   из   нас!   Давайте произнесем   волшебные   слова   и превратим   бумагу   в...   снег.    (Все вместе.) «Крибле, крабле, буме!»  Приехала   снегоуборочная   машина   и стала собирать снег. Помните, что  вы мне обещали? Помогайте, подгребайте 2 снег к машине. (Дети и психолог  убирают бумагу в таз, корзину и т.п.) Как вы себя чувствуете? (Ответы.) Можете и дома этот способ попробовать, только обязательно вызывайте  уборочную  машину. К   этой   игре  можно   подключать   родителей   или   воспитателей   –   особенно   если  они   являются источником повышения уровня тревожности у ребёнка. Фото 3. «Злость превращается в снег...»                                 Журнал Дошкольное воспитание №12 – 2008г. стр. 77 ­ 80 ИГРА «ВЫДЕРНИ СОЛОМИНКУ» Цель игры: Создание условий для выражения и понимания ребёнком  своих  чувств. Ход игры: Педагог помогает ребёнку установить между цветами и чувствами  следующие ассоциации:        желтый  ­ радость; голубой  ­  грусть; черный ­ сильная грусть, печаль; красный ­ раздражение; зеленый ­  зависть; коричневый ­ скука; оранжевый ­ злость.              Вытаскивая по очереди разноцветные палочки, игрок должен сказать, когда и в какой  ситуации он пережил чувство соответствующее цвету той или иной папочки.    ИГРА «СМЕШИНКИ И ЗЛЮЧКИ» Цель игры: Развитие умения распознавать эмоциональные состояния. Ход   игры:  Психолог   предлагает   детям   рассмотреть   два   портрета:   на   одном изображено весёлое выражение лица, на другом  ­ злое. Психолог.  Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как   вы узнали? (Ответы детей.)  Давайте   посмотрим,   как   расположены   брови,   рот   на   каждом   портрете.  (Дети внимательно рассматривают портреты.) А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица. Дети с помощью мимики изображают различные настроения и сравнивают их с изображенными на портретах.                              УПРАЖНЕНИЕ «КОВРИК ЗЛОСТИ» Цель игры:  Снятие негативных эмоциональных состояний. Описание упражнения: В группе детского сада в специально  отведенном уголке лежит  «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если ребенок  пришел  в детский  сад  агрессивно  настроенным  к окружающим  или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, встать на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока агрессия не пройдет и малышу не захочется улыбнуться. 3 ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» Цель игры: Снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии. Ход игры:  Если в группе есть ребенок, проявляющий   вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите  ему перед входом  в группу  отойти  у  уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). В мешочек   можно  даже  покричать.  После   того   как  ребенок  выговорится,   вместе   с   ним завяжите мешочек и спрячьте.                                                Журнал «Дошкольная педагогика» январь, 2009г. стр.53. Игры на снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций.     Игры помогают детям научиться правильно, относиться к другим людям в реальной жизни; при этом, чем увереннее и сильнее чувствует себя ребенок в жизни, тем лучше он начинает вести себя во время игры. Несмотря на то, что во время игры неблагополучные дети склонны к сильным негативным реакциям, они очень любят играть. В этом нет ничего необычного: все дети любят играть. Но как раз из­за слишком интенсивных реакций во время игры такие   дети   редко   имеют   возможность   нормально   поиграть   дома.   Поэтому   они зачастую приносят игры из дома с собой, потому что только здесь они находят понимание.  Агрессивный ребёнок, драчун и забияка – родительское огорчение. Детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия, негативные переживания или неправильная   форма   защиты.   Иногда   агрессивность   является   проявлением неотреагированных   эмоций,   усталости   или   проявление   неверно   направленной активности. Проявлением детской агрессии является то, что ребёнок ищет любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать или щипать других. Поведение может носить провокационный   характер.  Чтобы  вызвать   агрессивное  поведение, готовы разозлить маму, воспитателя, или сверстников. Сознательно одеваются медленнее, отказываются мыть руки, убирать игрушки пока не услышит маму или не получит шлепок. После этого могут заплакать и естественно ожидают жалости или утешения со стороны взрослых. Данный тип поведения является способом привлечения внимания, иногда это можно   охарактеризовать   как   механизм   выхода   напряжения   или   тревоги.        Итак, причин агрессивного поведения несколько: 1. Это   выраженные   эмоциональные   нарушения,   являющиеся   следствием различных проблем перинатального или натального периода. Это ослабленные дети, подвижные, неустойчивые. 2. Это семейное неблагополучие. 3. Это стрессы, перемены или любые изменения. 4. Это излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы. 5. Или наоборот, это излишняя опёка, потакание любым прихотям.     6.  Это повторение стиля поведения одного из родителей.         Таким образом, детская агрессивность имеет определённую причину, которую  4 важно понять и принять. Существует большое разнообразие коррекционных  методов, это игры, художественное творчество. Следует помнить, что, пытаясь, что­ то менять в своём ребёнке, важно проанализировать и своё отношение к   происходящему. Паника или попустительское отношение не являются союзниками в воспитании. Кроме того, ваш ребёнок развивается и потому не следует спешить с  выводами «агрессивный», «злой». Важнее воспитывать, а не переживать по поводу  того, что ребёнок не соответствует каким­то стандартам.         Итак, если вы замечаете у своего ребёнка проявления агрессивности, то  следует формировать умения, навыки, установки в отношении других людей. Важно и взрослым формировать определенные принципы общения с агрессивными  детьми. ∙     Давать ребенку возможность выплеснуть агрессию, сместить её на другие        объекты. Поколотить подушку, крепко сжать кулаки. ∙     Показывать ребенку личный пример конструктивного поведения. ∙     Сигнализировать ребёнку о том, что его любят, ценят и принимают.        Не стесняться приласкать, обнять, пожалеть.     ИГРОВЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ проявляющих агрессивное поведение. Цель:   научить детей контролировать свои действия. «Разговор с руками» Если ребёнок подрался, что­то сломал или причинил кому­нибудь боль, можно предложить   ему   такую   игру:   обвести   на   листе   бумаги   силуэт   ладоней.   Затем предложите   ему   оживить   ладошки   –   нарисовать   им   глазки,   ротик,   раскрасить цветными   карандашами   пальчики.   После   этого   можно   затеять   беседу   с   руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», « Что вы любите делать?», « Чего не любите?», « Какие вы?». Если ребёнок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать ( перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно « заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2­3 дней ( сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, ещё более короткого промежутка времени) они постараются   делать   только   хорошие   дела:   мастерить,   здороваться,   играть   и   не будут никого обижать. Если   ребёнок   согласиться   на   такие   условия,   то   через   заранее   оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.   5 «Рисование своего настроения» Цели: упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. Материал: гуашь или акварель, белая бумага. Ведущий   предлагает   детям   выбрать,   по   желанию,   цвет  краски,   нарисовать цветовые пятна, линии. Примечание:  использование   черных   и   фиолетовых   цветов  говорит   о депрессивном фоне настроения, большом количестве страхов                     «Колокол»   Цели: сплочение группы, эмоциональное  и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую  и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз. На   вдохе   поднимают   руки,   на   выдохе   произносят   «Бом!»  и   бросают   руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз.  «Подари улыбку» Цели:  создание   атмосферы   единства,   повышение   позитивного   настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. Участники   становятся  в круг,  берутся  за  руки.  Каждый  по  очереди   дарит улыбку своим соседям слева  и справа,  важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение? Игра ­ танец «Представь себя...» Цели:  создание   позитивного   настроения,   сплочение   группы,   развитие наблюдательности,   внутренней   свободы   и   раскованности,   способности   к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны. Участники образуют большой круг. Каждый участник по  очереди выходит в центр   и   называет   свое  придуманное   имя   из   домашнего   задания.  Например:   «Я  ­ Золушка», «Я ­ Лев». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр крута. И так 3 раза. Ребенок, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны. «Ласковое имя» 6 Цели:  создание   позитивного   настроения,   развитие   чувства   доверия участников   друг   к   другу,   формирование   в   группе  атмосферы   взаимной поддержки. Каждый  из участников  по  очереди  становится  в круг  и  протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего и центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок». «Мы тебя любим»  эмоциональная   поддержка,   установление   доверительных Цели: отношений. Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени, которое он предложит, 3 раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». «Доброе животное» Цели: способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ведущий тихим и таинственным голосом говорит:  «Встаньте, пожалуйста, в круг   и   возьмитесь   за   руки.   Мы   ­  одно   большое,   доброе   животное.   Давайте послушаем,   как  оно   дышит!   А   теперь   подышим   вместе!   На   вдох  ­   делаем  шаг вперед, на выдох ­ шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох ­ два шага назад. Вдох ­ два шага вперед. Выдох ­ два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе  сердце. Стук ­ шаг вперед, стук ­ шаг назад и так далее.  Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». «Обзывалки» Цели:  снять   вербальную   агрессию,   помочь   детям   выплеснуть   гнев   в приемлемой форме. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами   (заранее обговаривается условие, какими обзывалками    можно   пользоваться.   Это   могут   быть   названия   овощей,   фруктов, грибов   или   мебели).   Каждое   обращение   должно   начинаться   со   слов:   «А   ты,..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном   круге   обязательно   следует   сказать   своему   соседу   что­нибудь приятное, например: «А ты,..., солнышко!» Игру следует проводить в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. «Интервью» 7 Цели:  создание   атмосферы   принятия   и   понимания,   развитие   навыков общения, активного слушания, эмпатии. Ведущий, используя  микрофон (или любой  подходящий  предмет   и  качестве микрофона), по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети. ­ Что ты любишь делать в свободное время? ­ Есть ли у тебя старший брат?  и т.д. «Дракон кусает свой хвост» Цели: снятие напряженности, невротических состояний, страхов. Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и  крепко держат друг друга за плечи. Первый человек ­ «голова дракона», последний ­ «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга. В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники. «Баржа» Цели:  снятие   эмоционального   напряжения,   развитие   познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу   мяч.   т.е.   «грузят   баржу»:   например,   все   слова   на  «н»  («ножницы», «нарциссы», «налим» и т.д.).                «Связующая нить» Цели:  формирование   чувства   близости   с   другими   людьми,   принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. Дети сидят, по кругу передавая клубок ниток так, чтобы нее, кто уже держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что   они   сейчас   чувствуют,   что   хотят   для   себя   и   что   могут   пожелать   другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что­нибудь сказать. «Глаза в глаза» Цели:  развивать   в   детях   чувство   эмпатии,   настроить   на  спокойный лад. «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по столу. Смотрите друг на друга   только   в   глаза   и,   чувствуя   руки,  попробуйте   молча   передать   разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д.». 8 После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадать, а какие трудно. «Связующая нить» Цели: «оживление» ощущений, эмоций, воспроизведение ситуаций во всех сенсорных модальностях, развитие творческого воображения, способности к  самовыражению, создание позитивного настроения, сплочение группы. Группа образует круг. Участники по очереди изображают передачу какого­либо «загадочного»   предмета   по   кругу,   при   этом   необходимо   каким­то   образом, повзаимодействовать с ним. После того как предмет побывает у всех, игроки отга­ дывают, что это было. Передавать можно все что угодно:  мяч, мороженое, ежа, печеную картошку.  «Подари  камешек» Дети встают в круг. Ведущий предлагает детям взять из коробки разноцветные камешки и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешки, потому что ты самый...» (называется положительное качество ребенка). Тем детям, которым ничего не досталось, камешки дарит ведущий, обязательно отмечая при этом лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок. «Сороконожка» Игра   проводится   под   музыку,   ритм   музыки   меняется   от   быстрого   к медленному и наоборот. Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает   на   одной   «ножке»,   проползает   между   препятствиями   (это   могут   быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих ­ не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости. Очень хорошо! «Ласковые слова» «Давайте,   ребята,   встанем   в   круг   и   будем   передавать   друг  другу   вот   этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком  передать его своему соседу, а он ­ своему и так ­ по  кругу». Спросите детей, что приятнее получать ­ обидные или ласковые слова. «Ласковые лапки»        Эта игра снимает напряжение, снижает  агрессивность.  Взрослый кладет на стол 6 ­ 7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату.   Ребенок  закатывает   рукава   по   локоть.   Взрослый   объясняет,   что   по  руке 9 будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами   угадать,   какой   «зверек»   прикасался   к   руке,   ­   отгадать   предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Можно поменяться с ребенком ролями. Игра «Газета» На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета  складывается   пополам,  и дети  должны  опять  поместиться  на ней.  Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей.   (Для   этого   надо   обняться,   уменьшив,   таким   образом,   физическую дистанцию.)                                     «Хромой ведёт слепого» «Хромому»  подвязывают ногу верёвкой. У «слепого» глаза завязаны повязкой. На   полу   –   газетные   обрывки   (   «трясина»),   стулья   («препятствия»).   «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия.   После   игры   оговариваются   ощущения   «слепых».   Что   они чувствовали?                                      «Волшебные клубочки» «Ребята,   смотрите,   как   много   у   нас   разноцветных   клубочков,   какие   они красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут нам избавиться от гнева. Каждый берёт в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»                                                                                                                                ДЕТСКО­РОДИТЕЛЬСКИЕ  ИГРЫ «Упрямый» Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый  ребенок. Его мама ­ ведущая, она дает команду, все выполняют ее, а ребенок ­ наоборот (например, все поднимают руки вверх, а ребенок опускает их вниз) и т.д. «Аплодисменты по кругу» Ведущий «дарит» аплодисменты одному из участников  (хлопая  в ладоши и смотря ему в глаза), затем они оба «дарят» их третьему участнику и т.д., пока не будут вовлечены все и не раздастся шквал аплодисментов. «Я ­  ты» Звучит спокойная музыка. Ребенок и родитель садятся на ковер спиной друг к другу,   закрывают   глаза   и   чувствуют  друг  друга.  Потом   родители  тихо  говорят детям: «Я тебя люблю». Ребенок отвечает: «Я тебя люблю»! 10 «Цветик ­ семицветик» Каждая семейная пара получает цветик­семицветик, вырезанный из картона. Участники   пишут   желания   и   пожелания   на   каждом   из   лепестков   цветика­ семицветика: три ­   для ребенка, три ­  для взрослого, одно ­ общее ­  и дарят их друг другу. У каждой семейной пары в результате должен быть цветок пожеланий. «Что и когда я чувствую». Ведущий спрашивает у  детей. Какие чувства могут испытывать люди. Дети  отвечают: злость, огорчение, удивление, радость, страх и т.д. Далее каждому  ребёнку предлагается выбрать из набора карточек со схематическим изображением  эмоционального состояния одну карточку и рассказать, когда он бывает таким ( «Я  радуюсь, когда ……», «Мне бывает страшно, когда …» и т.д.) Заостровцева  М.Н., Перешеина Н.В. «Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2006г.  стр. 96 – 102.          ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ:   Разыгрывание ситуаций.          Детям предлагаются картинки, на которых изображены различные ситуации агрессивного   поведения,   затем   распределяются   роли   между   детьми   и проигрываются   ситуации,   в   которых   дети   сами   выбирают   наиболее   подходящее решение для разрешения конфликта. ­   Ты   вышел   во   двор   и   увидел,   что   там   дерутся   два   незнакомых   мальчика. Разними их. ­ Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси ее. ­ Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним. ­ Ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка – пожалей его. «Строители». 11 Каждому ребенку предлагается построить себе дом и рассказать о нем другим детям. Для строительства дома можно использовать все предметы, находящиеся в игровой комнате: маленький стол, стулья, мячи, кегли и т. д. Каждому строителю задаются вопросы:   ­ Удобно ли тебе будет жить в этом доме?          ­ Где ты разместишь приехавших к тебе гостей?          ­ Кто будет жить в этом доме кроме тебя? После   беседы   возможна   перестройка   дома   с   помощью   других   детей. Игра   сближает   детей   в   группе,   способствует   эмоциональному   и   моторному самовыражению. Совместные настольные игры.                                       Игра «Конструктор».  Детям   предлагается   вдвоем   или   втроем   собрать   какую­нибудь   фигуру   из деталей   «Конструктора».   По   ходу   игры   взрослый   помогает   решать   возникшие конфликты   и   избегать   их.   После   игры   проигрываются   конфликтные   ситуации   с нахождением путей выхода из них. В   совместных   настольных   играх   дети   овладевают   навыками   совместного бесконфликтного общения. «Карикатура». В группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они   ценят   в   этом   ребенке,   а  какие   им   не   нравятся.  Затем   группе   предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования выбирается самый лучший рисунок. В последующей игре «предметом» обсуждения становится другой ребенок.   Игра   помогает   осознать   свои   личностные   качества,   дает   возможность «посмотреть на себя со стороны».                                                                                                                               «Кулачок».          Ребенку в руку дается какая­нибудь мелкая игрушка. Затем просят ребенка сжать кулачок крепко  – крепко, и несколько секунд просят подержать  кулачок сжатым,   затем   раскрыть   руку,   она   расслабиться,   и   на   ладошке   будет   красивая игрушка. Упражнение   способствует   осознанию   эффективных   форм   поведения,   смещению агрегации и мышечной релаксации. «По кочкам». Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилением. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква – ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, 12 то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку. Упражнение   способствует   научению   альтернативных   форм   поведения, быстрому реагированию в безвыходной ситуации.                                                        «Ты ­ лев!» Ребенку предлагается закрыть глаза, представить льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как и тебя, и у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты! Упражнение   помогает   успокоиться,   восстановить   эмоциональную возбужденность, снизить порыв гнева.                                           «Брыкание». Ребёнок   ложится   на   спину   на   ковёр.   Медленно   начинает   брыкаться.   Ноги чередуются   и   высоко   поднимаются,   постепенно   увеличивается   сила   и   скорость. Можно произносит слово «нет». Упражнение   способствует   эмоциональной   разрядке   и   снятию   мышечного напряжения.                                    Упражнение «Волчьи игры» Цель: снятие напряжение и отыгрывание агрессии. 1 вариант:  молодые волки очень любят играть бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый это голова волка, последний – хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтоб каждый ребенок побыл в обоих ролях. 2 вариант:  молодые волки  тренируются показывать  зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки низко рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою   готовность   напасть,   а   зеркало   отражает   все,   что   делает   волк.   Затем   они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли» и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учится предупреждать, что он злой и учится понимать эти предупреждения. 3   вариант:  молодые   волки   (сказка   «Три   поросенка»)   тренируются   хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка сильным дыханием разрушить дом. Волки могут объединять свои силы.                                            Упражнение «Стойкий оловянный солдатик»        Цель: обучение саморегуляции. 13 Психолог: ­ Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты ­ стойкий оловянный солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам,   заметь,   что   вокруг   тебя   делается,   кто   чем   занят,   кому   надо   помочь. Молодец!                   Когда   один   ребенок  изображает  солдатика,  другим  детям   предлагается изобразить   остальных   героев   сказки   Г.   Х.   Андерсена   «Стойкий   оловянный солдатик»: балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.             Рекомендуется   включать   в   сказкотерапевтические   занятия   элементы   танцевально­двигательной   терапии,   «упаковывая»   их   в   сказочный   контекст.   Примером такой работы может служить следующее упражнение.   Упражнение «Тень» (для детей с пяти лет) Цель:  снятие   мышечного   напряжения   и   развитие   координации.         Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они   его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. Это   упражнение   можно   включать   в   занятие   с   использованием   сказки   Г.   Х. Андерсена «Тень».                                Упражнение «Волшебники»       Цель: развитие эмоциональной сферы. Вначале   ребенку   предлагаются   две   совершенно   одинаковые   фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую   в   «злого»   волшебника.   Для   девочек   можно   заменить   «волшебников»   на «волшебниц».       Вторая часть задания: ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников,   а   также   придумать,   что   совершил   «злой»   волшебник   и   как   его победил «добрый». Третья   часть:  изобразить   «злого»   и   «доброго»   волшебников   через пантомимику, придумать для каждого из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.   Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.        В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.                                                                                                               « Кто  к нам пришел?» Цель: Снятие эмоционального напряжения. 14 Описание  игры: детям предлагается  встать в круг и  двигаясь по кругу, со   словами ведущего ­ взрослого:  « Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может   Саша пришел.  Может  Маша,  пришла? (называются имена  детей). Дети вместе  отвечают да или нет.                                                       « Котята» Цель:  Снятие эмоционального напряжения. Развитие эмоциональной  зрительной  памяти и внимания. Описание игры: Ведущий произносит слова, а дети ­ «котята»  повторяют движения за словами: «Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и улыбнулись котята.    Молочко попили, рыбки  попросили.   Нет у  кошки­мамы    рыбки  для котят.   Загрустили  котята. Обнялись котята.   Вдруг веселый мячик, прыг ­ скок, прыг­скок.   Котятам весело играть, прыгают котята, прыг­скок.  А потом устали, на пол все упали и уснули.   А часики  тик­так, тик­ так, а котята спят и спят  Вот котята поспали, подтянулись, улыбнулись».                                « Солнечные лучики». Цель:  Развитие     чувства   взаимопонимания.   Формирование   умения передавать   эмоциональное   состояние   персонажа.   Снижение   негативных эмоций.   Описание игр: Дети   превращаются   в   солнечные   лучики.   Под   спокойную   музыку   дети спокойно танцуют, затем находят себе пару и дарят свои солнечные лучики друг другу. Поднимают руки к солнышку и говорят слова.   « Солнечные лучики – вот такие! Длинные (Вверх)  и большие  (в стороны).   А еще и нежные (гладят друг друга).  Да еще и теплые. Вот какие! (обнимают друг друга)»                                   « Остановись  гнев» Цель: Развитие саморегуляции внутреннего состояния. Описание игры : дети встают вкруг, крепко держатся за руки, по сигналу «Раз» отпускают,  по сигналу «Два» сжимают кулаки сильно ­ сильно, по сигналу «Три» упираются ногами в пол,  по сигналу « Четыре» отпускают кулаки и ослабляют ноги, по сигналу «Пять» берутся за руки. 15 « Погода меняется» Цель: Развитие чувственного восприятия. Описание игры:  дети стоят в кругу по сигналу:  «Ночь»­ закрывают глаза, « Ветер»­ качаются,   «День» ­ открывают глаза, « «Солнышко» ­ улыбаются и руки в стороны,  «Дождь»­ лица грустные и  руками взмахивают вверх и вниз.                                     « Погода на спине и у друга» Цель: Принятие друг друга. Снятие  мышечного напряжения. Описание игры:  Один ребенок другому делает массаж пальцами на  спине.       «Пошел как­то Рики, а  в гости к Тики, …… пальцы шагают         и тут пошел дождь,                                …… пальцы бегают         да гром загрохотал.                               ……  постукивание ребром ладони         Рики испугался ножками затопал,       …… постукивание кулачками         клювиком постукал.                              …… пощипывание         Тики дверь открыл, открыл                 ……. гладящие движения ладонью         Пока зерна клевали,                             ……. пощипывание         Солнышко выглянуло и погладило.   ……. ласковое    поглаживание         Приласкало и обогрело.                       ……. дети обнимаются. «Внимание» Цель: Развитие произвольного внимания, зрительной памяти и  ориентировки в пространстве. Умение детей концентрироваться. Описание игры: детям предлагаются ориентиры:  « Стрелка – идти вперед»,         « Круг покрутиться на месте»,  « Гнутая стрелка повернуть направо или налево»,  «Красный круг ­ сесть».  По команде дети совершают хаотические движения  и работают только по  зрительным сигналам карточек.                                           «Колокольчики» Цель:  Развитие   слухового   внимания   и   памяти.   Умение   детей концентрироваться. Описание игры: Детям предлагаются  4 колокольчика с разным звучанием. По   сигналу   1   колокольчика   –   дети   должны     ходить   хаотично   ,   но   не сталкиваться.  По сигналу второго колокольчика – стоять.  По сигналу третьего колокольчика ­ пожать друг другу руку.  По сигналу  четвертого колокольчика встать в круг и взяться за руки Игра  «Уходи,   злость,   уходи!»   (для  детей  с  4  лет) 16 Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они   начинают   со   всей  силой   бить   ногами   по   полу,   а   руками   по   подушкам  с громким   криком   «Уходи,   злость,   уходи!»   Упражнение   продолжается   3   минуты, затем участники по  команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку  3   минуты. ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ:  Следите,   чтобы,   ударяя   руками  по   подушке,   дети   не попадали очень часто по рукам соседа.  Отдельные  попадания  полезны. Игра «Два  барана»   (для  детей  с  5  лет) «Рано­рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко   расставив   ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями  лбами друг  в  друга.  Задача  ­ противостоять   друг  ругу,   не   сдвигаясь   с   места.   Кто сдвинулся ­ проиграл.   Можно  издавать  звуки   «Бе­е­е». ЗАМЕЧАНИЕ: Следите, чтобы «бараны» не расшибли себе  лбы. Игра «Курицы  и  петух» (для  детей  с  5  лет) На скамейке­ «насесте» тесно стоят «курицы», крепко   уцепившись   ступнями. «Петух»,   заложив   руки за   спину,    гордо   прохаживается   вокруг   «насеста». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться   на    «насесте», не     столкнув     при     этом  соседей. Тот, по чьей вине курицы упали,  становится петухом. Игра «Нет!  Да!»   (для детей  с  5 лет) Дети   свободно   бегают     по   помещению   и     громко ­ громко кричат  «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в   глаза  друг   другу   и   еще   громче   кричат «Нет!», «Нет!». По   сигналу   ведущего   продолжают   бегать,   но   кричат   уже   заглядывая друг другу в  глаза.                               Упражнение  ­ «Наши чувства».  «Да!   Да!»,     Цель:   посредством     ознакомления       детей       с       положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.    Материалы:   карточки  с  названием  чувств:  радость,  огорчение,  обида,   благодарность, вдохновение,   страх,   удовольствие,   гнев,   стыд,   восхищение,   удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение,  испуг,  смущение, печаль.     Процедура:  предложить   ребёнку   разделить   карточки   на   две   группы,   в которой  одни  чувства  будут  положительными, а  в   другой,   отрицательные.   А потом постараться  вместе  придумать  разные  ситуации,  в  которых  они  будут проявляться. После этого, дать ребёнку  задание  нарисовать  те  чувства,  которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему. 17 Методика «Маленький секрет».     Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.   Материалы: лист бумаги, цветные карандаши.   Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 –3  глубоких  вдоха,  закрой  глаза.   Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где  тебе спокойно  и  хорошо,  если  такого  нет,  придумай  его.  Звуки,   цвета, окружающие предметы в этом  месте,  какие  они….  Поиграй  там  некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.   Попробуй нарисовать это место, что ты представил».    Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.                           Игра ­ «Ящик с «обидками».   Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.   Цель:  посредством   активных   действий   выплеснуть   свои   негативные переживания.   Материалы: картонный ящик и газета.    Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает  их  в  стену.  Они  падают, оставаясь на полу, а он продолжает  комкать  всё  новые  куски  газеты  и  кидать в стену   до   тех   пор,   пока   не   устанет.   Если   ребёнка   обидели,   то     ему   можно посоветовать  сопровождать  каждый  бросок  словами,  адресованными  обидчику.   Когда ребёнок устанет и немного успокоится, можно вместе  с  ним  собрать бумажные комки и сложить их до следующего  раза,  объясняя  ему,  что  он всегда может ими воспользоваться наедине в  своей  комнате,  когда  снова  почувствует сильное напряжение и желание злиться.                                         Игра «крикни громче!»     Цель:   посредством   создания   ситуации   принятия,     нейтрализовать вербальную  агрессию.     Данное   упражнение   является   одним   из   методов,   применяемых,     когда ребёнок     часто   использует   ненормативную   лексику   либо   просто     обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.    При    очередной    ситуации,    когда    ребёнок    применил      какие      либо «обзывательства»,   родителю   (или   психологу)     обязательно     нужно     выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые  произносит.   Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы: Почему он употребляет именно эти слова? Чем они ему нравятся? Что для него значат? Объяснить,   как   чувствуют   себя   люди,     по     отношению     к     которым адресуются ругательства. 18 Предложить  ребёнку  решить  эту  проблему,  заинтриговав  его  тем,  что предложить   прогуляться   в   такое   место,   где   он     может     говорить     эти     слова, сколько хочет, и его ни кто не будет там за это ругать… На  следующий  день  или в  ближайшее  время  после  такого  разговора предложить ему прогуляться  в  лес. Привести  ребёнка  на  какую­нибудь, достаточно  дальнюю  полянку  (где  вас  ни кто  не  сможет   услышать), остановившись по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.    После этого,   постараться   сделать   так,   что   бы   ребёнок   произнёс   все известные ему негативные слова,  причём  не  один  раз,  с  каждым  разом  усиливая их громкость. Последним разом считается  тот  повтор,  когда  вы  почувствуете, что ребёнок уже  действительно  устал  и  не  хочет  больше  кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за   то,   что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы вместе с ним  придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё  то,  что  он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и  не  было  вернуться  домой.    Желательно об этом случае не кому не рассказывать, что  бы  не  поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию. Материал подобран и подготовлен –педагогом­психологом – Е.М.Бондарь 19

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, способствующие снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения,  способствующие  снижению агрессивности у детей дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018