Урок гражданственности и духовности Донбасса №3, 6 класс Индивидуальное обучение
Макросфера «Донбасс – моя Родина».
Микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса»
Тема урока: Машина времени
Форма проведения: калейдоскоп
Цели урока:
- Охарактеризовать жизнь первобытного человека, племен и культур бронзового и железного веков на территории Донецкого региона.
- Способствовать развитию интереса к истории Донбасса.
- Воспитывать уважение к наследию родного края.
Коррекционные задачи. Развивать умение анализировать, делать выводы, выражать их в речи, развивать воображение учащегося.
Содержание урока: Виртуальная экскурсия по историческим памятникам Донецкого региона с использованием презентации. Посещение школьного этнографического музея .
Ожидаемые результаты: Знание о народах, которые в древности населяли территорию Донбасса, выдающихся археологических памятниках Донецкого региона.
Метапредметные связи. Легенды. Сказки.
Словарная работа. Краеведение—наука о родном крае. Археология—наука, изучающая прошлое человечества по сохранившимся древним предметам, сооружениям, погребениям, созданным руками человека. Донбасс — сокращённое название Донецкого каменноугольного бассейна.
Стоянка—место временного пребывания первобытных людей. Курган - древний могильный холм.
Музей—это учреждение, занимающееся сбором, изучением и хранением исторических памятников.
Чтобы быть достойным гражданином родного Донбасса, надо знать прошлое своего народа, его традиции, жить его жизнью и заботами. Изучить историю родного края, лучше узнать природу, культуру, население нам помогает краеведение.
Посещение школьного музея и беседа по увиденному. Итоговые вопросы. Для чего люди создают музеи? Что хранится в краеведческих музеях?
Беседа по содержанию презентации «Древние страницы Донецкого региона»
Стоянки древних людей на территории Донбасса
Впервые на территории нашего края люди появились примерно 150 тыс. лет назад. Древние люди умели пользоваться огнем, сооружать примитивные жилища, изготовлять каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных: слонов и пещерных медведей.
Стоянка древнекаменного века обнаружена в Казенной балке недалеко от Амвросиевки. Открыл эту стоянку в 1935 году замечательный донецкий археолог-краевед Виктор Евсеев. В древности по оврагу проходила бизонья тропа, по которой животные поднимались от водопоя в степь. Древние охотники устраивали здесь засаду. При раскопках найдено огромное количество костей бизонов, а так же копья с острыми каменными наконечниками. Ученые назвали эту стоянку Амвросиевским костилищем.
Тайны скифских курганов
Активное заселение края и борьба за территорию начались в эпоху Великого переселения народов. Первыми из кочевых племен, заселивших край, были киммерийцы, кочевавшие близ рек Кальмиус и Северский Донец в X в. до н. э. Затем их потеснили многочисленные воинственные племена «царских скифов». Скифы—это кочевой народ. О них мы знаем из сочинений Геродота и археологических раскопок. Один из самых известных скифских памятников Донбасса—Передериева Могила был раскопан у Шахтёрска. Высота кургана 3 м. Главная его находка—золотой шлем от скифского царского парадного головного убора. Вес его около 600 г. Размеры изделия: высота — 16,7 см, длина окружности в основании — 56 см. На поверхности головного убора в технике тиснения и чеканки изображено мифическое сражение, о котором рассказывает Геродот. В могилах также содержались предметы вооружения, остатки панцирей и конской упряжи, обломки посуды.
Сарматы
В этот же период в донецкие степи из Заволжья пришли сарматские племена. У села Ново-Ивановка Амвросиевского района обнаружили погребение богатой сарматки, а в нем - серебряные с позолотой шейные гривны, золотые подвески и кольца, серебряные и стеклянные браслеты, бронзовое зеркало, железный нож, бронзовый котел, конская сбруя.
Хазарский каганат
Около 2 тысяч лет назад по территории края кочевали многочисленные скотоводческие племена. Они уступили натиску хазар, которые включили эту территорию в состав своего государства— Хазарского каганата. Вблизи Северского Донца ученые нашли крупное городище времен Хазарского каганата. Во время раскопок археологи нашли сокровища древнего хазара — набор клещей, щипцы, стремена, пряжки.
Половецкая степь
В VIII— IX вв. начинают формироваться славянские племена. Но в первой половине IX в. в донецкие степи приходят тюрки. Одновременно с ними в приазовских степях появляются половцы и печенеги. Киевские князья неоднократно ходили на них походами. Историки считают, что знаменитая битва 12 мая 1185 г. князя Игоря с половцами, ставшая сюжетом «Слова о полку Игореве», произошла на землях Донетчины.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Васнецов В.М.
Золотая Орда
В конце 13 века половецкая степь попадает под власть Золотой Орды. К первой половине 15 века могущественное монгольское государство — Золотая Орда — приходит в полный упадок. В середине 15 века донецкие степи оказываются в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством, которая приводит к поражению Орды.
Дикое поле
Свои политические вопросы на этих землях решают Великое княжество Литовское и Московское государство. Именно с этого времени начинается процесс значительного уменьшения численности населения степных земель. Сначала их покидает оседлое население, а затем и кочевое. Процесс этот проходит довольно быстро. Источники 16—17 вв. сообщают об огромных безлюдных степных пространствах, находящихся между Московским государством и Крымским ханством, где расстояния измеряются днями, неделями и даже месяцами пути по абсолютно незаселённым землям, на которых можно встретить лишь диких животных или вольных людей, занимающихся промыслами и разбоем. Эти степные просторы в документах 17 века получают название — Дикое Поле.
Донецкий краеведческий музей.
Донецкий областной краеведческий музей, созданный в 1924 г., — один из наиболее крупных в Донбассе. До 2014 года он имел около 50 тысяч экспонатов, размещенных в 24 залах. Залы № 6,7,8 посвящены истории Донбасса от древних времен до конца 19 века.
В экспозиции музея — указы Петра I о разведке каменного угля в донецком крае, «Привилегия о рудах и минералах» (1719 г.). В 1721 году по приказу царя известный рудознатец Г. Г. Капустин обнаружил залежи каменного угля на Донбассе. С этого времени начинается промышленное развитие региона. Начинают строить шахты, а затем металлургические заводы.
Вопросы для подведения итогов изученного и выводов по выполнению задач урока.
1.Когда люди впервые появились в нашем крае? Какие стоянки древних людей найдены на территории Донецкого края? Кто обнаружил стоянку в Казенной балке недалеко от Амвросиевки? .Назови один из самых известных скифских памятников Донбасса.
2.Почему некоторое время территория Донбасса называлась Дикое поле?
3. Проблемный вопрос. Кто считается первооткрывателем каменного угля в Донецком крае?
Ответить, прослушав отрывки из «Сказки об угле».
Релаксация. Как бы ты объяснил выражение «Я не только пишу о Донбассе, я Донбассом живу и дышу». Кто мог так говорить? Что мог бы ты сказать? Что тебе запомнилось? Что ты не понял? Хочешь ли полностью прочитать легенду и сказку?
Домашняя работа. Подготовь устное сообщение: «Мои впечатления от экскурсии в школьный этнографический музей».
Легенда о сарматах
Впервые описал
отчасти природу, отчасти людей южно-русских степей приморских — всю
первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией,
известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и
прозванный «отцом истории». По его свидетельству, давным-давно, может, две, а
то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки.
Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих
летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен,
посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в
неведомые для них края. Долго плыли пленницы. Как-то ночью, когда все воины
спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в
морскую бездну... Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А
тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил
корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их
к неизвестному берегу. Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И
стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь. Амазонки
взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад. Через какое-то время они
заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не
скрывающих их из виду, травах. Не теряя времени, девушки поймали лошадок и
поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым
дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром. А как
подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и
велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. Они
перешли с ними Танаис и остались там жить вместе. От их браков вроде бы и пошло
племя сарматов.
Сказка об угле
А когда уж и рудознатцы подключились к поискам диковинного горючего каменья, тут дело пошло куда веселее. Помимо воли снова и снова возвращаюсь к той мысли, а может и просто догадке-предположению, что первопоселенцы, первооткрыватели его вряд ли обошлись без помощи случая и диких зверей, которые жили рядом с ними в малообжитых до поры, считай безлюдных степях. На этот счет есть у писателя Леонида Жарикова то ли предание, то ли сказ, то ли сказка настоящая. Донбасс — счастливый край. И про то, как были открыты подземные сокровища, сказка есть.
Шел по степи селянин с ружьем. Смотрит, в земле глубокая нора. Заглянул в нее, а там лисята притаились. Вытащил всех по одному и радуется: «Эге, добрая будет у меня шапка!» А тут мать-лиса прибежала, увидала своих деток у человека в руках и говорит:
— Отдай моих деток, человек, я тебе за это клад открою. Подумал, подумал дядька и решил: а вдруг правда подарит клад, не зря же лиса так жалостливо просит.
— Ладно, лиса, на тебе твоих малышей, а за это клад показывай.
— Бери заступ,— говорит лиса,— и копай вот тут.
— Зачем?
— Клад найдешь.
Опять поверил человек лисе, взял кирку, лопату и стал копать. Сначала земля шла мягкая, и копать было легко. А потом камень пошел, пришлось за кирку браться. Долбил-долбил, вспотел весь, а клада нет и нет. «Ну, мошенница лиса, видать, обманула». Подумал так наш дядька, но копать продолжал — интерес его разбирал, да и яму вон какую вымахал, жалко бросать работу: вдруг взаправду докопается до клада? Пошел опять долбить, смотрит: черная-пречерная земля показалась. Выпачкался дядька с головы до ног — одни глаза сверкают, а клада все нет. Плюнул, вылез из ямы и закурил с досады. Сидит покуривает, думу думает: как же так и зачем он поверил лисе? Кто не знает, что лиса хитрая... Докурил цигарку и бросил окурок в сторону.
Сколько уж там прошло времени, а только чует он — гарью потянуло. Посмотрел в одну сторону, в другую, оглянулся — нигде нет огня, только в том месте, куда он окурок бросил, обломки черных камней задымились. Он их сам выломал из земли и выбросил лопатой на поверхность. Смотрит и диву дается: горят камни! Собрал поблизости другие куски, кинул в огонь, и эти занялись, да жарко как! И тут наш искатель клада смекнул: набрал черных камней в мешок и принес к себе в хату, бросил в печку, и камни на глазах загорелись-загудели. От радости зовет он жинку: «Ставь, говорит, чугуны да кастрюли на плиту, погляди, что я за чудо-камни нашел».
На другой день утречком побежал к своей яме, опять наорал горючих камней. А тут навстречу лиса:
— Здравствуй, добрый человек. Доволен ли мною?
— Хитрюга ты, Патрикеевна, обманула меня: гляди, какую яму вырыл, а клада нет.
— Не обманула я тебя, человек. Нашел ты клад, ведь горючие камни и есть самое богатое сокровище!
«И то правда»,— подумал про себя мужик и говорит лисе:
— Ну, коли так, спасибо тебе, лисонька... Живи на свете, радуйся своим деткам.
Взвалил мешок с горючими камнями на спину и понес. И опять запылало-загудело в плите жаркое пламя, да такое, хоть окна и двери открывай и беги из хаты. Никому в селе дядька не сказал ни слова про счастливые черные камни. Только разве от людей спрячешься? Подглядели за ним, куда он ходит с мешком, увидали, как горят камни, и давай себе копать да похваливать соседа, дескать, вон какую он нам прибыль сделал. Пошел слух о черных камнях по всей округе. Докатилась слава до царя Петра. Затребовал он к себе того дядьку: «Какие такие ты нашел чудо-камни, будто от них великий жар?» Ну, тот высказал царю всю правду и про лисичку не забыл. Удивился царь Петр и велел позвать к себе самого знатного вельможу, чтобы послать его с мужиком в те степные края да и казачий город Быстрянск и там искать горючие камни, жечь их и пробу чинить.
Вельможа поговорил с дядькой, вызнал тайну про лисичку и про черные камни. Слушал и радовался вельможа: значит, много в тех краях зверя пушного, если простая лиса способна на такие дела. Взял он поскорее ружье-двустволку, подпоясался тремя патронташами и явился пред ясные царские очи:
— Готов ехать, ваше царское величество!
— А фузею зачем взял? — спрашивает Петр про ружье.
— Охотиться, ваше величество... Мужик сказывал, там лис много.
Царь и говорит ему:
— Значит, ты, вельможа, не способен вести государственные дела, ежели прежде всего о себе да об охоте думаешь. И коли так, то иди служи на псарне...
Заместо вельможи царь велел позвать разумного в науках мужика по фамилии Капустин. Дал ему царь свою кирку, лопату и велел отправляться в казачьи степи искать залежи горючего камня.
Тогда-то, друг мой, и были открыты в Донбассе его сокровища — угольные пласты. И пошли с той поры шахты по всей нашей неоглядной донецкой земле. Поезжай в город Лисичанск — увидишь Григория Капустина, там ему памятник стоит из чистой бронзы. А в степь пойдешь и лисоньку встретишь, ей поклонись. В который раз припомнилась расхожая легенда о том, как сам Петр Первый открыл то каменье, способное загораться и сильный жар давать. Это было якобы тогда, когда он возвращался из очередного Азовского похода. Солдаты-де бросили те уголья в костер, а они загорелись. В тот момент царь, дивясь и радуясь, вроде и произнес исторические слова: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим, зело полезен будет».
Не стану и я повторяться — это предание катано-перекатано из поколения в поколение и так, и сяк, на разные лады. Легенда легендой, а слова эти Петр Первый и в самом деле произнес. Может, и после проб, которые учинили иноземные мастера найденному каменью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.