ИКТ на уроках английского языка
Оценка 4.7

ИКТ на уроках английского языка

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
английский язык
2 кл—11 кл
26.02.2018
ИКТ на уроках английского языка
ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. В то же время, современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно разработать слайд-презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного образовательного процесса.
ИКТ на уроках английского языка.docx
ИКТ на уроках английского языка В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом  является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном  обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении  квалификации. Проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению  традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса. Все эти изменения обусловлены необходимостью создания активной образовательной среды, которая  предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла  удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет – сообществе. Поэтому  современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и  новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен считаться с тем, что информационно­коммуникационные технологии (ИКТ)  обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки  образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению  мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей  учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной  самореализации в будущем. Компьютер в учебном процессе – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а  активное средство развития детей, усиливающее и расширяющее возможности его познавательной  деятельности. Компьютер предоставляет педагогу возможность высвобождения времени для творческой  деятельности и создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения  иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. ИКТ способствует ускорению  процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала,  позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.  В то же время, современные УМК по английскому языку представляют в основном дидактические  аудиоматериалы, поэтому ресурсные возможности образовательной среды Интернет позволяют  использовать новые интерактивные материалы и пособия, а также возможность учителю самостоятельно  разработать слайд­презентацию с материалами с сайтов. Учителям иностранных языков необходимо  овладеть методикой использования средств ИКТ для организации личностно ориентированного  образовательного процесса. Разнообразие средств информационно­коммуникационных технологий и возможности их применения в  образовательном процессе Определим для себя, что такое “информационно­коммуникационные технологии”. Согласно словарю  Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно­коммуникационные технологии  (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения  информации нового качества (информационного продукта). В современных источниках информационно – коммуникационные технологии представляют собой  широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения  информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные  линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и  кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за  основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем,  опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств. Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных  технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и  как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения. Средства информационно – коммуникационных технологий – это программные, программно­аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной  техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена,  обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче  информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных  сетей [Сайков Б.П.,]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:     электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного  проектора, электронные энциклопедии и справочники, тренажеры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета,  DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,   видео и аудиотехника, научно­исследовательские работы и проекты. Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией,  все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные  (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио– и видеомагнитофон и др.) и  программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые  системы Интернета и т.д.). Вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности: 1. для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др.,  различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней  (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.); 2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office:  MicrosoftWord позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением;  MicrosoftPowerPoint позволяет создавать слайды­презентации для более красочной демонстрации  материала; MicrosoftExcel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со  списками в таблицах и на веб­страницах; MicrosoftOfficePublisher позволяет создавать и изменять  буклеты, брошюры и т.д. 3. для автоматического перевода текстов с помощью программ­переводчиков (PROMTXT) и электронных  словарей (AbbyLingvo7.0); 4. для хранения и накопления информации(CD­, DVD­диски, Flash­диски); 5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgentи т.д.); 6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели MicrosoftMediaPlayer, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.. Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для  организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии  как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер  является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь  правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык. Особенности использования средств информационно­коммуникационных технологий при  организации познавательной деятельности обучающихся. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для обучающихся выступает  учитель, он требует от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти.  Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип  восприятия ребенка становятся причиной не успешности. При этом современные требования к уровню  образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока. Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется  обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы,  графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно, чем в  устной форме, объяснить учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может  работать в индивидуальном режиме, продвигаясь в постижении нового материала в своем темпе,  возвращаясь к непонятому, если это требуется, или забегать вперед. Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся  хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает  благоприятную социально­психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это  является немаловажным фактором для развития их индивидуальности. Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его  бесспорные достоинства:            общекультурное развитие обучающихся; совершенствование навыков владения компьютером; совершенствование языкового уровня; создание благоприятного психологического климата; повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету; самоутверждение учащихся; возможность реализации индивидуализации обучения; реализация принципа обратной связи; большие возможности наглядного предъявления материала; исключение времени для написания материала на доске; экономия расходования материалов учителем;     совершенствование процесса проверки работ учащихся; повышение авторитета учителя; сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся; активизация навыков самостоятельной работы. Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:     от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития; от статической модели знаний к динамической системе умственных действий; от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам  обучения; от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции. Сегодня новые методики с использованием средств ИКТ противопоставляются традиционному обучению  иностранным языкам. Эта форма организации уроков является наиболее доступной для работы учителя. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и  сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию  лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые  действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию  самостоятельной работы учащихся Таким образом, возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно  широка. В дидактической системе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки “открытия”  нового звания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности (обобщение, закрепление,  систематизация изученного материала); уроки развивающего контроля. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, на  этапе тренировки, на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений и на этапе их контроля.  Компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с  учетом личностных особенностей обучаемых. Урок “открытия” нового звания. В своей практике использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты­ презентации, содержащие краткий текст, основные языковые формулы, схемы, рисунки, анимации,  демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнения практической части работы в идеале, хотелось бы с одновременным дублированием действий обучающимися на своих рабочих местах.  При использовании мультимедиа­презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной  последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране  могут также появляются определения, схемы, которые обучающиеся списывают в тетрадь (при наличии  технических возможностей краткий конспект содержания презентации распечатывается для каждого  учащегося), что позволяет использовать на этапе повторения развивающие виды заданий. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно  адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Видеоролики, песни и сайты, описывающие реалии англоязычных стран, помогают в знакомстве с  иноязычной культурой. Например, сайт о королеве Елизавете II и её семье или ролики, дающие характеристику штатов США, помогают в выполнении упражнений по теме “Страны изучаемого языка”.  Эти ИКТ средства помогают создать на уроке ситуацию игры и, в то же время способствуют более  быстрому овладению фонетическими, лексическими, грамматическими навыками на уроке. Урок закрепления знаний. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка. Не подменяя собой  учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими  функциями. Основную роль играет различный материал, использование которого варьируется учителем.  Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные  учебники. В практике работы можно использовать мультимедийные учебники, которые наглядно представляют  материал, обеспечивают быструю обратную связь (мгновенный контроль за усвоением материала).  Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного  материала; разветвлённая структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную  информацию). Преподаватель задаёт приемлемую, по его мнению, форму и последовательность  представления материала. Следует заметить, что не все имеющиеся в настоящее время мультимедийные учебники обладают  вышеупомянутыми достоинствами. Выделить среди наиболее удачных учебников“English Platinum”,  “Dynamic English”, “ Professor Higgins”, “Triple play plus in English”, “English Gold”, “Bridge to English” и  другие. Количество созданных компьютерных программ для изучения английского языка уже превышает число  “обычных” школьных учебников, но их качество до сих пор остается неудовлетворительным. В 2008 году компания “Образовательные компьютерные технологии” выпустила диски “Изучай алфавит с  удовольствием” /“Enjoy the ABC” и “Слушай и играй с удовольствием” /“Enjoy Listening and playing”,  являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику “Enjoy English” (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов). Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В  упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не  расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные  приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными,  интересными и необычными. С помощью мультимедийных обучающих программа по английскому языку в практике работы использую  различные методические приёмы, позволяющие в активной форме проводить ознакомление, тренировку и  закрепление знаний и умений учащихся. Урок систематизации и обобщения знаний. На данных уроках непосредственно обращаемся к различным источникам информации, которая интересна  ученикам и способствует получению жизненного опыта. Самостоятельный поиск необходимой  информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную,  социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные  виды деятельности формируют межпредметные навыки через заполнение электронных анкет; работа с  расписанием поездов; работа с картой прогноза погоды; работа с географическими картами; работа с  англоязычными сайтами, использование флэш­игр, флэш­мультфильмов, работа с веб­квестами. Веб­квест – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используют  информационные ресурсы сети Интернет. Направлен на развитие у обучающихся навыков аналитического  и творческого мышления; преподаватель, создающий веб­квест, должен обладать высоким уровнем  предметной, методической и инфо­коммуникационной компетенции Урок развивающего контроля. Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса,  активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на  специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть  настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (не  правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно  предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о  степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. Особого внимания уделяю вопросу совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих  тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме,  тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у  обучающихся в виде “бумажной копии” (печатный вариант). Проектная деятельность обучающихся. В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю  обучающимся выполнить проектные и творческие работы: компьютерные презентации, с применением  изучаемого материала в других областях знаний. Затем эти работы представляются и защищаются перед  учащимися класса в виде PowerPoint презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно  анализируется и рецензируется результаты их выполнения. Такой вид работы развивает творческие, исследовательские способности обучающихся, повышает их  активность, способствует приобретению навыков, которые весьма полезны в жизни. Информационные  технологии создают условия для самовыражения учащихся: плоды их творчества могут оказаться  востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их  самостоятельной познавательной деятельности в группах или индивидуально. Особенности использования компьютера и мультимедийного проектора на уроках английского  языка. 1. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с  аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. 2. С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями. 3. В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко  устранить дефекты. 4. В зависимости от подготовленности учащихся, используя в презентациях гиперссылки, один и тот  же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы.  Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока. 5. Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся  достаточно хорошо освещено. 6. Повышение уровня использования наглядности на уроке. 7. Повышение производительности урока. 8. Установление межпредметных связей с другими предметами. 9. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных  программ под руководством преподавателей информатики и учителями­предметниками. 10. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать  огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. 11. Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального  инструмента для работы в любой области человеческой деятельности. Рекомендации для учителей: 1. Учитель и учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для  выполнения компьютерных заданий. 2. Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на данном этапе  урока, и оправдано ли это использование. 3. Необходимо заранее подбирать материал к уроку с использованием ИКТ, руководствуясь  определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой материал в соответствии с  задачами и условиями обучения. 4. Учителю следует планировать и организовывать самостоятельную работу учащихся по предмету с  привлечением ИКТ. Список литературы 1. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал  “Информационно­коммуникационные технологии в педагогическом образовании”. –  2010.http://journal.kuzspa.ru/articles/45/. 2. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней  школы // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 3. – С. 3­4. 3. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Пер. с англ., Общ. ред. и вступ. ст. В.В.Рубцова. – М.: Прогресс,  1988. 4. Войтко С.А. Об использовании информационно­коммуникационных технологий на уроках  английского языка // Интернет­журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2004– 2005. http://festival.1september.ru/articles/415914/. 5. Коптюг Н.М. Интернет­уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка //  Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54–59. 6. Нарышкина Е.А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку //  Интернет­журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2007 –  2008.http://festival.1september.ru/articles/503443/. 7. Никитина И.Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий //  Интернет­журнал Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2004 –  2005.http://festival.1september.ru/articles/213950/. 8. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные  языки в школе, 2003. – № 5. – С. 25–31. 9. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения  иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций // Иностранные языки в школе,  2005. – № 4 – С. 6–11.

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка

ИКТ на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2018