Имя прилагательное. Обобщение.
Оценка 4.6

Имя прилагательное. Обобщение.

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
04.02.2020
Имя прилагательное. Обобщение.
Имя прилагательное. Обобщение..doc

 

 


 


Тема урока : Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний.

Цели урока : 1) Повторить изученное об имени прилагательном;

2) Повторить пунктуацию в предложениях с однородными членами;

3) Закрепить умение видеть в тексте изобразительные выразительные средства языка;

4) Пробудить интерес к личности и творчеству С.А.Есенина.

Оборудование : проектор, презентация.

Компетенции : коммуникативная, лингвистическая, информационная, самосовершенствования, национально- и общекультурная  компетенция.

Технологическая карта урока:

I.      ОРГМОМЕНТ ( 3 минуты).

II.   ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 минут).

III.             ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (20 минут).

IV.            ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( 12 минут).

V.    ИТОГ (3 минуты).

VI.            ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 минуты).

                                            ХОД  УРОКА.

I.      ОРГМОМЕНТ. ( 3 минуты)

Вступительное слово учителя (Слайд №1)  : - Сегодняшний урок необычный. Я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Сегодня мы побываем в гостях у С.А. Есенина, одного из самых любимых и читаемых поэтов России. (Слайд №2) Мы вспомним лишь некоторые факты его биографии. Стихотворения помогут повторить факты из жизни имён прилагательных : общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить, какова роль прилагательных в речи.

Запишем тему урока, имя поэта и дату жизни. (1895- 1925).

II.    ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ( 5 минут)

Знакомство с биографией поэта. (Один  из учеников (или несколько) заранее подготовил презентацию о поэте и сообщение о его жизни).

Далее – рассказ ученика о С.А.Есенине.

- С.А.Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, «самобытный», яркий, неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности. Он очень любил свою Родину. М.Горький сказал : «Сергей Есенин не столько человек , сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного- заслужено человеком». Лирике поэта свойственна напевность, мелодичность.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ( 20 минут)

  1)Работа над стихотворением С.Есенина «Поёт зима – аукает». (Слайд№3).

ž  Поёт зима – аукает,

ž  Мохнатый снег баюкает

ž  Стозвоном сосняка.

ž  Кругом с тоской глубокою

ž  Плывут в страну далёкую

ž  Седые облака.

ž  А по двору метелица

ž  Ковром шелковым стелется,

ž  Но больно холодна.

ž  Воробышки игривые,

ž  Как детки сиротливые

ž  Прижались у окна.

ž  Озябли пташки малые,

ž  Голодные, усталые,

ž  И жмутся поплотней.

ž  А вьюга с рёвом бешеным

ž  Стучит по ставням свешенным

ž  И злится всё сильней.

ž  И дремлют пташки нежные

ž  Под эти вихри снежные

ž  У мёрзлого окна.

ž  И снится им прекрасная,

ž  В улыбках солнца ясная

ž  Красавица весна.

Природа для Есенина была живым существом, он поклонялся миру природы.

Беседа по вопросам :

- Сколько здесь строф?

- Каково настроение после прочтения?

- Какие образные средства использует автор? (эпитеты- мохнатый лес, седые облака, шелковым кольцом, нежные пташки и др. ; метафора – вьюга стучит, весна- красавица и др.; олицетворение – зима поёт, вьюга злится и др.; сравнения – воробышки игривые, как детки сиротливые)

-Запишите первую строфу, поставьте недостающую запятую, объясните, какова её роль. Назовите прилагательные в этой строфе.

- Какими членами предложения могут быть прилагательные?

Определить род, число, падеж имён прилагательных в первой строфе.

2)Индивидуальные задания.

Выписать словосочетания прилагательное + существительное из всего стихотворения, определить род, число, падеж. Найти краткую форму прилагательного.

- Как изменяются краткие прилагательные ? Какими членами предложения являются?

3) Работа над стихотворением С.Есенина. (Слайд №4)

ž  Топи да болота,

ž  Синий плат небес.

ž  Хвойной позолотой

ž  Взвенивает лес.

ž  Тенькает синица

ž  Меж лесных кудрей

ž  Тёмным елям снится

ž  Гомон косарей.

ž  По лугу со скрипом

ž  Тянется обоз-

ž  Суховатой липой

ž  Пахнет от колёс.

ž  Слухают ракиты

ž  Посвист ветряной…

ž  Край ты мой забытый,

ž  Край ты мой родной!

- Как можно было его озаглавить ? Почему?

- Вспомните разряды прилагательных. Выпишите в два столбика качественные и относительные.

- Разобрать морфологически  прилагательное родной (край).

- Определить вид первого предложения, схему начертить.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. (12 минут)

 1)Тестовые задания. (Слайды № 5- 7)

Проверка (Слайд №8)

2) Знакомство со стихотворением «Отговорила роща золотая». Многие  стихи С.А.Есенина стали песнями. ( Слайд №9) Выписать словосочетания с прилагательными.

V. ИТОГ. (3 минуты)

- С юных лет поэт пишет о стране «берёзового ситца», шумных зелёных дубравах, необъятной небесной сини, о серебряной луне. Мир природы наполнен красками, движением, звуком. Земля, небо, деревья говорят на языке поэта. Через конкретные образы родной природы передаёт поэт чувство безграничной любви к Родине. В его  стихах «выражается вера в человека , в его будущие великие дела».

Выставление оценок с комментированием.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (2 минуты)  1) Сочинить миниатюру «Встреча с Есениным». 2) Найти и выписать изобразительные средства из стихотворения «Топи да болота»


Имя прилагательное. Обобщение.

Имя прилагательное. Обобщение.

Тема урока : Имя прилагательное

Тема урока : Имя прилагательное

Знакомство с биографией поэта

Знакомство с биографией поэта

Под эти вихри снежные ž У мёрзлого окна

Под эти вихри снежные ž У мёрзлого окна

Гомон косарей. ž По лугу со скрипом ž

Гомон косарей. ž По лугу со скрипом ž
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020