Тема урока : Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний.
Цели урока : 1) Повторить изученное об имени прилагательном;
2) Повторить пунктуацию в предложениях с однородными членами;
3) Закрепить умение видеть в тексте изобразительные выразительные средства языка;
4) Пробудить интерес к личности и творчеству С.А.Есенина.
Оборудование : проектор, презентация.
Компетенции : коммуникативная, лингвистическая, информационная, самосовершенствования, национально- и общекультурная компетенция.
Технологическая карта урока:
I. ОРГМОМЕНТ ( 3 минуты).
II. ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (5 минут).
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (20 минут).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ( 12 минут).
V. ИТОГ (3 минуты).
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2 минуты).
ХОД УРОКА.
I. ОРГМОМЕНТ. ( 3 минуты)
Вступительное слово учителя (Слайд №1) : - Сегодняшний урок необычный. Я приглашаю вас совершить путешествие во времени. Сегодня мы побываем в гостях у С.А. Есенина, одного из самых любимых и читаемых поэтов России. (Слайд №2) Мы вспомним лишь некоторые факты его биографии. Стихотворения помогут повторить факты из жизни имён прилагательных : общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы, связанные с именами прилагательными. Мы постараемся выяснить, какова роль прилагательных в речи.
Запишем тему урока, имя поэта и дату жизни. (1895- 1925).
II. ОПРОС ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ, ( 5 минут)
Знакомство с биографией поэта. (Один из учеников (или несколько) заранее подготовил презентацию о поэте и сообщение о его жизни).
Далее – рассказ ученика о С.А.Есенине.
- С.А.Есенин вошёл в литературу как поэт-лирик, «самобытный», яркий, неповторимый, в творчестве которого нашли отражение важнейшие события современности. Он очень любил свою Родину. М.Горький сказал : «Сергей Есенин не столько человек , сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного- заслужено человеком». Лирике поэта свойственна напевность, мелодичность.
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ( 20 минут)
1)Работа над стихотворением С.Есенина «Поёт зима – аукает». (Слайд№3).
ž Поёт зима – аукает,
ž Мохнатый снег баюкает
ž Стозвоном сосняка.
ž Кругом с тоской глубокою
ž Плывут в страну далёкую
ž Седые облака.
ž А по двору метелица
ž Ковром шелковым стелется,
ž Но больно холодна.
ž Воробышки игривые,
ž Как детки сиротливые
ž Прижались у окна.
ž Озябли пташки малые,
ž Голодные, усталые,
ž И жмутся поплотней.
ž А вьюга с рёвом бешеным
ž Стучит по ставням свешенным
ž И злится всё сильней.
ž И дремлют пташки нежные
ž Под эти вихри снежные
ž У мёрзлого окна.
ž И снится им прекрасная,
ž В улыбках солнца ясная
ž Красавица весна.
Природа для Есенина была живым существом, он поклонялся миру природы.
Беседа по вопросам :
- Сколько здесь строф?
- Каково настроение после прочтения?
- Какие образные средства использует автор? (эпитеты- мохнатый лес, седые облака, шелковым кольцом, нежные пташки и др. ; метафора – вьюга стучит, весна- красавица и др.; олицетворение – зима поёт, вьюга злится и др.; сравнения – воробышки игривые, как детки сиротливые)
-Запишите первую строфу, поставьте недостающую запятую, объясните, какова её роль. Назовите прилагательные в этой строфе.
- Какими членами предложения могут быть прилагательные?
Определить род, число, падеж имён прилагательных в первой строфе.
2)Индивидуальные задания.
Выписать словосочетания прилагательное + существительное из всего стихотворения, определить род, число, падеж. Найти краткую форму прилагательного.
- Как изменяются краткие прилагательные ? Какими членами предложения являются?
3) Работа над стихотворением С.Есенина. (Слайд №4)
ž Топи да болота,
ž Синий плат небес.
ž Хвойной позолотой
ž Взвенивает лес.
ž Тенькает синица
ž Меж лесных кудрей
ž Тёмным елям снится
ž Гомон косарей.
ž По лугу со скрипом
ž Тянется обоз-
ž Суховатой липой
ž Пахнет от колёс.
ž Слухают ракиты
ž Посвист ветряной…
ž Край ты мой забытый,
ž Край ты мой родной!
- Как можно было его озаглавить ? Почему?
- Вспомните разряды прилагательных. Выпишите в два столбика качественные и относительные.
- Разобрать морфологически прилагательное родной (край).
- Определить вид первого предложения, схему начертить.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. (12 минут)
1)Тестовые задания. (Слайды № 5- 7)
Проверка (Слайд №8)
2) Знакомство со стихотворением «Отговорила роща золотая». Многие стихи С.А.Есенина стали песнями. ( Слайд №9) Выписать словосочетания с прилагательными.
V. ИТОГ. (3 минуты)
- С юных лет поэт пишет о стране «берёзового ситца», шумных зелёных дубравах, необъятной небесной сини, о серебряной луне. Мир природы наполнен красками, движением, звуком. Земля, небо, деревья говорят на языке поэта. Через конкретные образы родной природы передаёт поэт чувство безграничной любви к Родине. В его стихах «выражается вера в человека , в его будущие великие дела».
Выставление оценок с комментированием.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (2 минуты) 1) Сочинить миниатюру «Встреча с Есениным». 2) Найти и выписать изобразительные средства из стихотворения «Топи да болота»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.