Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
2. Организация рабочего места учащихся.
II. Минутка чистописания.
1. Записать число, классная работа
ІІІ-этап: Опрос домашнего задания. (изучение какого раздела мы завершили? Чем он занимается? Какие морфемы вы можете назвать?)
Выполнить тестовые задания на стр 101.
1В каком столбике даны однокоренные слова, а в каком формы одного и того же слова?
А) земля В) земля
Земли земляк,
Земли земельный
Землю земной
Землей приземлиться
2. Сравните ряды слов . Исключите лишнее.
А) Вода
Водный
Водяной
Подводник
Водитель.
3.В каком ряду слова образованы суффиксальным способом?
А) Житель,воспитатель,американец,стажер.
Б) Беспорядок,несчастье,сограждане,прадед.
4.В каком ряду слова образованы приставочным способом?
А)Выехать,доплатить,заплакать,искусать
Б) Октябрьский,Осенний,шерстяной;тепловатый:
IV. Изучение нового материала.
К изучению какого раздела мы приступили? (морф) чем он занимается? (ч р) попробуйте догадаться о какой ч р мы будем говорить сегодня.
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например: собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова: утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)
- А теперь Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)
- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)
- А как называются эти слова, вы вспомните, когда расшифруете запись.
- Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:
Имя существительное — это...
1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Цель: если мы будем говорить о сущ, то что будем делать?(находить их в предл, опред признаки, чем выражены и т д )
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
- А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло,
Запись предложения: Книги – источник знаний. Найти грамм основу, сущ, произвести морф разб
V. Закрепление нового материала.)
(ученики читают )
Имя существительное,
Очень удивительное,
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Игра «Кто быстрее?»
— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.школьник, директор, журнал,спорт, красивый, погода,мел,прыгать,бег,плавание, мы, вы, они.тетрадь,соловей, Собака,картофель,пенал,морковь,герой,горох,яблоко,победа,помидор
Выполните задание.
повар
варить
варёный
цветок
цвести
цветной
старушка
стареть
старый
коля
-распределить: в первый столбик- им сущ, в другой - ост ч р
Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)
- Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)
Работа с учебником.
Упр 237стр
VIІИгра «Кто я?». Соедините слова.
В школе я
В магазине я
На улице я кто?
В транспорте я
Дома я
пешеход
ученик
покупатель
пассажир
сын, дочка
— Слова, какой части речи использовали?
6. Словарная работа.
Какая конечная согласная в приставках ? (В приставках на –з и –с перед звонкими согласными пишется – з а перед глухими –с.
1) Ра...резать,ра..бить,в..здрогнуть,бе..зводный.
2)Ра..столкать,ра.. сердиться в..ходть,бе..шумный.
какая гласная в корне слов?( В корнях –лаж (-лож)в безударном положении пишется а,если после корня стоит суффикс –а-, и буква о
1)Предл..гать,прил..гательное,изл..гать.
2)Предл..жить,прил..жить,сл..жение.
VIIІ Итог.
мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.
(выставление оценок, рефлексия,
ІX. Домашнее задание: Упр
Синквейн
существительное 2. интересная, нужная часть речи
3. изменяется по числам, склоняется по падежам. имеет разряды по одушевленности- неодушевленности., обозначает предмет
4. чтобы правильно употреблять и писать
5. самостоятельная часть речи
Имя существительное — это...
1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имя существительное — это...
1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?
2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
1В каком столбике даны однокоренные слова, а в каком формы одного и того же слова?
А) земля В) земля
Земли земляк,
Земли земельный
Землю земной
Землей приземлиться
2. Сравните ряды слов . Исключите лишнее.
А) Вода
Водный
Водяной
Подводник
Водитель.
3.В каком ряду слова образованы суффиксальным способом?
А) Житель,воспитатель,американец,стажер.
Б) Беспорядок,несчастье,сограждане,прадед.
4.В каком ряду слова образованы приставочным способом?
А)Выехать,доплатить,заплакать,искусать
Б) Октябрьский,Осенний,шерстяной;тепловатый:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.