Тема. Имя
существительное как часть речи.
Цели урока.
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведения об имени
существительном, изученные за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать,
развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные
способности, культуру поведения, формировать
навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная
работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно –
оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного,
опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному
формированию УУД:
· Прием
рефлексивной деятельности
· Метод
конкретизации целей обучения
· Метод
открытого обсуждения новых знаний
· Метод
решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников
Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили
ученику перейти от уровня «я — ученик» к уровню «я – исследователь».
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
Лингвистическая разминка.
На доске (слайде) предложение.
– В чём его необычность? (Записано звуками в транскрипции, как произносится.)
[Улыпкай’ й’аснай’у] [пр’эи]рода [сквос’] сон [фстр’эич’а]ет утро года. (А.С. Пушкин.)
– Прочитайте предложение, оформите его орфографически правильно.
– Обозначьте изученные орфограммы.
Сегодня мы отправимся в страну Морфологию. Но Морфология - огромная страна , а мы направимся в г. Предметинск.
Какой частью речи являются слова, живущие в этом
городе? Правильный ответ поможет определить тему урока.
Постановка проблемы и задач урока
-Правильно, это имя существительное.
- Запишите в тетради тему урока (Имя
существительное как часть речи).
-С именем существительным вы знакомы с начальных
классов. Сегодня на уроке вы вспомните свои знания об этой части речи:
познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические
признаки и синтаксическую роль.
А чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы.
Отправляемся
в путь!
Работа по теме урока
1 остановка «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании. Посчитайте, сколько существительных в записанных вами предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрут)
А что помогло вам так легко справиться с заданием? ( Теоретические сведения)
2.Остановка «Теоретическая».
Прочитаем научное определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.
Работа с учебником стр.63 Чтение и анализ текста составление опорного конспекта.
Имя существительное
Грамматическое |
Вопрос
|
Морфологические признаки |
Роль в предложении
Подлежащее, дополнение, обстоятельство |
|
постоянные |
непостоянные |
|||
Предмет |
Кто? Что? |
Собственное /нарицательное; одуш./неодуш. Род, склонение. |
Число, падеж |
-Расскажите об имени существительном
по опорному конспекту
Самопроверка по слайду.
Результаты оцените по 5бальной системе(5 столбцов) –
3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишне слово.(слайд)
§ Олень, дочь, мужчина . (род)
§ Собака, книга, девочка. (одуш.)
§ Москва, город, Россия. ( собств.)
§ Песня, море, листопад. (склонение)
§ Ключи, уроки, класс. (число)
- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите
Результаты оцените и занесите в маршрутный лист. Какой морфологический признак мы не вспомнили?(падежи)
Повторим название падежей и падежные вопросы. Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом, работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание. 4.«Синтаксическая» Имена существительные живут в городе Предметинске. А работают в соседнем городе Синтаксисе., где на них всё держится . Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (работа по группам) Россия – моя Родина.
Моя родная страна – Россия.
За границей я часто думаю о России.
С самого рождения я живу в России
Какими членами предложения могут быть существительные?
(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)
5. «Проверочная». Тест. (взаимопроверка)
«5» — 5
правильных ответов;
«4» — 4 правильных ответа;
«3» — 3 правильных ответа
6. «Творческая».
Употребление существительных в речи.
Слайд…
Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)
Опять дожди, опять
туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)
Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта.
Лексический ряд: радость, удивление, скука, тревога, восхищение, страх, вдохновение, восторг, удовольствие, печаль, грусть, спокойствие, тишина.
. А нужна ли нам эта часть речи?
В чём особенность этого стихотворения?
- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).
- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»
Прочитайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные? Прочтите стихотворение без существительных.
Итог.
- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.
С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.
Сочинение – миниатюра.
А вы любите природу? Какое время года вам больше всего нравится? Составьте текст по картине, употребив как можно больше существительных, описывающих все, что изображено.
Молодцы! Со своими заданиями вы справились. Наше путешествие завершилось.
Вспомните, какова была цель урока? Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Весна» при помощи существительных
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Лингвистический паспорт.
Имя существительное.
Грамматическое |
Вопрос
|
Морфологические признаки |
Роль в предложении
|
|
постоянные |
непостоянные |
|||
|
|
|
|
Маршрутный лист
№ |
остановка |
Количество баллов |
1 |
«Опознавательная» |
|
2 |
«Теоретическая » |
|
3 |
«Морфологическая» |
|
4 |
«Синтаксическая» |
|
5 |
«Проверочная» |
|
6 |
«Творческая» |
|
Самостоятельная работа. Проверка по ключу.
1.Найди неверное утверждение.
А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Найди существительное?
А) Прыгать
Б) Прыжок
В) Подпрыгивающий
3.Как изменяется имя существительное?
А) Спрягается
Б) Склоняется
В) Не изменяется
4.Укажите существительное 3 склонения
А) В степи В) У дерева
Б) На солнце Г) На краю
5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
А) Подлежащее В) Сказуемое
Б) Дополнение Г) Обстоятельство
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.