Цели урока:
- познакомить учащихся с числительными, их значением, видами, ролью в предложении, связью с другими частями речи, учить отличать числительные от других частей речи;
- развивать способность учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения;
- развивать познавательные мотивы, инициативу учащихся;
- развивать коммуникативные умения: общаться в группе, организовывать совместную деятельность, обмениваться информацией;
Оборудование:
• Учебник: С. В. Иванов «Русский язык» 4 кл., 2-я часть, стр. 76-79 («Начальная школа XXI века)
• Фонограмма: В. Шаинский «Дважды два – четыре».
• Раздаточный материал: листки экспертизы, стихи, фразеологизмы, ребусы.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма проведения: урок-исследование.
Приёмы работы: проблемное обучение, групповая дискуссия, приёмы здоровьесбережения.
2849121346.doc
Конспект открытого урока по русскому языку
«Имя числительное»
4 класс
Цели урока: познакомить учащихся с числительными, их значением, видами, ролью в
предложении, связью с другими частями речи, учить отличать
числительные от других частей речи;
развивать способность учиться, самостоятельно усваивать новые знания и
умения;
развивать познавательные мотивы, инициативу учащихся;
развивать коммуникативные умения: общаться в группе, организовывать
совместную деятельность, обмениваться информацией;
Оборудование:
Учебник: С. В. Иванов «Русский язык» 4 кл., 2я часть, стр. 7679
Фонограмма: В. Шаинский «Дважды два – четыре».
(«Начальная школа XXI века)
Раздаточный материал: листки экспертизы, стихи, фразеологизмы,
ребусы.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Форма проведения: урокисследование.
Приёмы работы: проблемное обучение, групповая дискуссия, приёмы
здоровьесбережения. 1.Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок русского языка.
Мы к нему немного подготовились. На прошлом уроке вы познакомились с
новыми словами. Узнали, кто такой эксперт и что такое экспертиза. Давайте
вспомним.
ЭКСПЕРТ – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого
нибудь вопроса.
ЭКСПЕРТИЗА – рассмотрение какого – нибудь вопроса экспертами для
вынесения заключения.
Сегодня вы будете самыми настоящими экспертами! Вы разделились на три
команды (экспертных бюро). В каждой команде есть капитан. Задача капитана:
собирать, обобщать информацию и сообщать результаты работы своей группы.
2. Подготовительный этап
На доске записана транскрипция слов. Давайте её прочитаем.
[ слатк’ий’], [два], [строиш], [сн’игапат], [п’атый’], [зд’элат’], [п’эрвый’], [ноч’],
[c’эм’], [ч’орный’], [шэст’], [кач’аца], [тр’эт’ий’], [м’эсный’], [платоч’ик].
Задание:
1 группа выписать имена существительные, объяснить орфограммы.
2 группа выписать имена прилагательные, объяснить орфограммы.
3 группа выписать глаголы, объяснить орфограммы.
3. Работа над новым материалом
На доске остались невыписанные слова. Давайте сделаем буквенную запись этих
слов.
два пятый
семь первый
шесть третий
Ребята, посмотрите, перед вами неизвестные слова. Что, как экспертам, вам
интересно было бы узнать об этих словах? ( Капитаны фиксируют всю
информацию.) Возможные ответы учащихся: к какой части речи относятся эти слова, что
обозначают, на какие вопросы отвечают, как изменяются, с какими частями речи
связаны, какими членами предложения являются и др.
Подумайте, на какие вопросы вы могли бы ответить самостоятельно?
( Учитель на доске фиксирует все ответы учащихся в виде кластеров.)
Ребята, а как мы сможем проверить, верна ли эта информация?
Работа с текстом учебника.
Откройте учебник на странице 76. Работать с правилом будем так:
1 группа – находит информацию, которая уже известна и отмечает её
знаком \/.
2 группа – находит новую информацию и отмечает её знаком +.
3 группа – находит ошибочные предположения и отмечает её знаком –.
Капитаны команд сообщают о результатах исследования своей группы.
Давайте занесём полученные сведения в листок экспертизы.
ЛИСТОК ЭКСПЕРТИЗЫ
Части речи
НАЗВАНИЕ:
ЗНАЧЕНИЕ:
ВОПРОСЫ:
ВИДЫ:
СВЯЗЬ:
ИЗМЕНЕНИЯ:
РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
ЭКСПЕРТ:
ОЦЕНКА РАБОТЫ:
4. Закрепление полученных знаний
Теперь наша задача – научиться выделять числительные среди других частей
речи. Послушайте известную песню В. Шаинского «Дважды два – четыре »,
выписывайте в тетрадь все числительные, которые вы услышите.
( два, четыре, три, пять, девять, шесть, тридцать шесть, восемь, сорок восемь)
Какие числительные вы выписали? Количественные или порядковые?
Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Счёт « один » мы станем смирно
И потянемся теперь.
На счёт «два » мы улыбнёмся.
На «три » за руки возьмёмся. Будем плавно танцевать
На «четыре » и на « пять ».
На счёт « шесть » мы прыгнем выше,
Чтобы стать чуть чуть повыше.
На счёт «семь » поднимем плечики,
Быстро прыгаем как кузнечики.
В ладоши дружно хлопаем,
Как услышим « восемь » мы.
На счёт « девять » мы присядем,
Покачаем головой.
Вот счёт «десять ». Эй, вставайте
И работу продолжайте.
Давайте продолжим наше исследование.
Задание для 1 группы: установить связь числительных с другими частями речи.
два книга
семь яркий
пятый прибежать
первый весело
Вывод: (учащиеся формулируют самостоятельно).
Задание для 2 группы: определить часть речи подчёркнутых слов в
стихотворении.
ЗВОНКИ
Я Володины отметки
Узнаю без дневника
Если брат приходит с тройкой –
Раздаются три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон –
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой,
Слышу я издалека:
Раздаются два коротких,
Нерешительных звонка! Ну, а если единица –
Он тихонько в дверь стучится.
А. Барто.
Вывод:
Задание для 3 группы: найти в стихотворении числительные, определить,
количественными или порядковыми они являются.
Вот неделя. В ней – семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый дань по всем неделькам
Назовётся понедельник.
Вторник – это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочкасреда –
Третьим днём была всегда.
А четверг – четвёртый день –
Шапку носит набекрень.
Пятый – пятницасестрица –
Очень модная девица.
А в субботу – день шестой –
Отдыхаем всей гурьбой.
И седьмой день – воскресенье –
Назначаем для веселья.
М. Погарский.
Вывод:
5. Применение полученных знаний
Ребята, где мы встречаемся с числительными? А ещё числительные можно
встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные
в поговорки и в устойчивые сочетания слов.
1. ………раз примерь, ……….. раз отрежь.
2. За ……….. зайцами погонишься – и ………… не поймаешь.
3. ………… ум хорошо, а ………. – лучше.
4. …………… пятниц на неделе.
5. Знать, как свои ………. пальцев.
6. Наговорить с ……….. короба.
7. Идти на все …………… стороны.
С числительными можно даже ребусы составить. А нука, попробуйте отгадать слова.
ви 3 на, 100 л, те 100, 100 лб, рас 100 яние,
7 я, 40 а, р 1 а, 5’ ка.
6. Подведение итогов
Итак, давайте сделаем обобщение. Что нового вы узнали на уроке? На какие
вопросы пока не удалось ответить?
Любая экспертиза заканчивается вынесением заключения.
Попробуйте составить заключение о числительных в форме синквейна.
Возможный вариант:
Числительные
Порядковые и количественные.
Считают, называют, указывают.
Мне понравилось находить числительные.
Интересная часть речи.
7. Домашнее задание
1 группа – найдите и запишите две загадки с числительными.
2 группа – найдите поговорки или устойчивые сочетания слов, в которых
встречаются числительные.
3 группа – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются
числительные.
8. Рефлексия
Ребята, перед вами лежат кружки красного, зелёного и синего цвета. Если урок
вам понравился, поднимите кружок красного цвета, если не очень, то зелёного, а
если все задания показались скучными и неинтересными, поднимите кружок
синего цвета.
Зафиксируйте цветом оценку урока в своих листках экспертизы.
«Имя числительное»
«Имя числительное»
«Имя числительное»
«Имя числительное»
«Имя числительное»
«Имя числительное»
«Имя числительное»
«Имя числительное»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.