«Имя числительное»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: - познакомить учащихся с числительными, их значением, видами, ролью в предложении, связью с другими частями речи, учить отличать числительные от других частей речи; - развивать способность учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения; - развивать познавательные мотивы, инициативу учащихся; - развивать коммуникативные умения: общаться в группе, организовывать совместную деятельность, обмениваться информацией; Оборудование: • Учебник: С. В. Иванов «Русский язык» 4 кл., 2-я часть, стр. 76-79 («Начальная школа XXI века) • Фонограмма: В. Шаинский «Дважды два – четыре». • Раздаточный материал: листки экспертизы, стихи, фразеологизмы, ребусы. Тип урока: знакомство с новым материалом. Форма проведения: урок-исследование. Приёмы работы: проблемное обучение, групповая дискуссия, приёмы здоровьесбережения.
Иконка файла материала 2849121346.doc
Конспект открытого урока по русскому языку «Имя числительное» 4 класс Цели урока:­ познакомить учащихся с числительными, их значением, видами, ролью в предложении,   связью   с   другими   частями   речи,   учить   отличать числительные от других частей речи; ­ развивать способность учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения; ­ развивать познавательные мотивы, инициативу учащихся; ­ развивать коммуникативные умения: общаться в группе, организовывать совместную деятельность, обмениваться информацией; Оборудование:  Учебник: С. В. Иванов «Русский язык» 4 кл., 2­я часть, стр. 76­79  Фонограмма: В. Шаинский «Дважды два – четыре». («Начальная школа XXI века)  Раздаточный   материал:   листки   экспертизы,   стихи,   фразеологизмы, ребусы. Тип урока: знакомство с новым материалом. Форма проведения: урок­исследование. Приёмы   работы:  проблемное   обучение,   групповая   дискуссия,   приёмы здоровьесбережения.1.Организационный  момент ­ Ребята, сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок русского языка. Мы   к   нему   немного   подготовились.   На   прошлом   уроке   вы   познакомились   с новыми словами. Узнали, кто такой эксперт и что такое экспертиза. Давайте вспомним.        ЭКСПЕРТ – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого ­ нибудь вопроса.       ЭКСПЕРТИЗА – рассмотрение какого – нибудь вопроса экспертами для вынесения заключения.  Сегодня   вы   будете   самыми   настоящими   экспертами!   Вы   разделились   на   три команды (экспертных бюро). В каждой команде есть капитан. Задача капитана: собирать, обобщать информацию и сообщать результаты работы своей группы.  2. Подготовительный этап На доске записана транскрипция слов. Давайте её прочитаем.  [ слатк’ий’], [два], [строиш], [сн’игапат], [п’атый’], [зд’элат’], [п’эрвый’], [ноч’], [c’эм’], [ч’орный’], [шэст’], [кач’аца], [тр’эт’ий’], [м’эсный’], [платоч’ик]. Задание:  1 группа ­ выписать имена существительные, объяснить орфограммы. 2 группа ­ выписать имена прилагательные, объяснить орфограммы. 3 группа ­ выписать глаголы, объяснить орфограммы. 3. Работа над новым материалом На доске остались невыписанные слова. Давайте сделаем буквенную запись этих слов.  два                          пятый                                             семь                           первый шесть                       третий ­ Ребята, посмотрите,  перед вами неизвестные слова. Что, как экспертам, вам интересно   было   бы   узнать   об   этих   словах?  (   Капитаны   фиксируют   всю информацию.)Возможные   ответы   учащихся:   к   какой   части   речи   относятся   эти   слова,   что обозначают, на какие вопросы отвечают, как изменяются, с какими частями речи связаны, какими членами предложения являются и др.  ­ Подумайте, на какие вопросы  вы могли бы ответить самостоятельно?   ( Учитель на доске фиксирует все ответы учащихся в виде кластеров.)  ­ Ребята, а как мы сможем проверить,  верна ли эта информация?   Работа с текстом учебника. Откройте учебник на странице 76. Работать с правилом будем так:  1 группа – находит информацию, которая уже известна и отмечает её  знаком  \/.  2 группа – находит новую информацию и отмечает её знаком +.  3 группа – находит ошибочные предположения и отмечает её знаком –.  Капитаны команд сообщают о результатах исследования своей группы.  ­ Давайте занесём полученные сведения в листок экспертизы. ЛИСТОК ЭКСПЕРТИЗЫ Части речи    НАЗВАНИЕ:     ЗНАЧЕНИЕ:     ВОПРОСЫ:    ВИДЫ:    СВЯЗЬ:    ИЗМЕНЕНИЯ:    РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ:        ЭКСПЕРТ:        ОЦЕНКА РАБОТЫ: 4. Закрепление полученных знаний ­ Теперь наша задача – научиться  выделять числительные среди других частей речи.  Послушайте   известную   песню   В.  Шаинского  «Дважды   два   –  четыре  », выписывайте в тетрадь все числительные, которые вы услышите.  ( два, четыре, три, пять, девять, шесть, тридцать шесть, восемь, сорок восемь) ­ Какие числительные вы выписали? Количественные или порядковые?  Выполняйте движения, а как услышите числительное – хлопайте в ладоши. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Счёт « один » ­ мы станем смирно И потянемся теперь. На счёт «два » ­ мы улыбнёмся. На «три » ­ за руки возьмёмся.Будем плавно танцевать На «четыре »  и  на « пять ». На счёт « шесть » мы прыгнем выше, Чтобы стать чуть ­ чуть повыше. На счёт «семь » поднимем плечики, Быстро прыгаем как кузнечики. В ладоши дружно хлопаем, Как услышим « восемь » мы. На счёт « девять » мы присядем, Покачаем головой. Вот счёт «десять ». Эй, вставайте И работу продолжайте. ­Давайте продолжим наше исследование. Задание для 1 группы: установить связь числительных с другими частями речи.             два                          книга                              семь                        яркий            пятый                      прибежать            первый                    весело Вывод: (учащиеся формулируют самостоятельно). Задание   для   2   группы:  определить   часть   речи   подчёркнутых   слов   в стихотворении.  ЗВОНКИ Я Володины отметки Узнаю без дневника Если брат приходит с тройкой – Раздаются три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой, Слышу я издалека: Раздаются два коротких, Нерешительных звонка!Ну, а если единица – Он тихонько в дверь стучится. А. Барто. Вывод: Задание   для   3   группы:  найти   в   стихотворении   числительные,   определить, количественными или порядковыми они являются. Вот неделя. В ней – семь дней, Поскорей знакомься с ней. Первый дань по всем неделькам Назовётся понедельник. Вторник – это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка­среда – Третьим днём была всегда. А четверг – четвёртый день – Шапку носит набекрень. Пятый – пятница­сестрица – Очень модная девица. А в субботу – день шестой – Отдыхаем всей гурьбой. И седьмой день – воскресенье – Назначаем для веселья. М. Погарский. Вывод: 5. Применение полученных знаний ­ Ребята, где мы встречаемся  с числительными? А ещё числительные можно встретить в поговорках и фразеологизмах. Вставьте пропущенные числительные в поговорки и в устойчивые сочетания слов. 1. ………раз примерь, ……….. раз отрежь. 2. За ……….. зайцами погонишься – и  …………  не поймаешь. 3. ………… ум хорошо, а  ………. – лучше. 4. …………… пятниц на неделе. 5. Знать, как свои ………. пальцев. 6. Наговорить с ……….. короба. 7. Идти на все …………… стороны. ­ С числительными можно даже ребусы составить. А ну­ка, попробуйтеотгадать слова. ви 3 на,   100 л,    те 100,   100 лб,  рас 100 яние, 7 я,   40 а,    р 1 а,    5’ ка. 6. Подведение итогов ­Итак, давайте сделаем обобщение. Что нового вы узнали на уроке? На какие вопросы пока не удалось ответить? Любая экспертиза заканчивается вынесением заключения. Попробуйте составить заключение о числительных в форме синквейна. Возможный вариант: Числительные Порядковые и количественные. Считают, называют, указывают. Мне понравилось находить числительные. Интересная часть речи. 7. Домашнее задание 1 группа – найдите и запишите две загадки с числительными. 2   группа   –   найдите   поговорки   или   устойчивые   сочетания   слов,   в   которых встречаются числительные. 3 группа – вспомните названия художественных произведений, где упоминаются числительные. 8. Рефлексия ­Ребята, перед вами лежат кружки красного, зелёного и синего цвета. Если урок вам понравился, поднимите кружок красного цвета, если не очень, то зелёного, а если   все   задания   показались   скучными   и   неинтересными,  поднимите   кружок синего цвета. Зафиксируйте цветом оценку урока в своих листках экспертизы.

Посмотрите также