Имя числительное. Обобщение и систематизация пройденного
Оценка 4.7

Имя числительное. Обобщение и систематизация пройденного

Оценка 4.7
Презентации учебные +2
doc
математика +1
6 кл
24.03.2017
Имя числительное. Обобщение и систематизация пройденного
Аудио-сопровождение урока
Публикация является частью публикации:
Конспект урока Имя числительное.doc

Проектные технологии на уроке русского языка

в 6 классе

на тему:

«Имя числительное. Обобщение и систематизация пройденного»

Автор: Имайкина Нина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №40» (г. Саранск)

 

 

 

Ход урока


1. Орг. момент. Настрой учащихся на работу. Психологическая установка. 
2. Вступительное слово учителя. Приветствие: 

- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости семинара, учителя нашей школы. Я рада приветствовать Вас на нашем открытом уроке по русскому языку. Сегодня ясный солнечный день. Давайте все улыбнемся друг другу. И с хорошим настроением начнем урок. 

Согласитесь, что везде и во всем человека окружают числа. Без них немыслима наука и сама жизнь.

Вот послушайте, я сделала выписки из нескольких учебников, вы сейчас без труда узнаете, что это за науки: 
СЛАЙД    В 1991 году население планеты составило пять миллиардов триста восемьдесят четыре миллиона человек.  Поверхность всего земного шара равна 510 млн. км2. На долю суши приходится около 149 млн. км2 или 29% всей поверхности Земли. 
Что это за наука?    (география) 
СЛАЙД    Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в тысяча сто сорок седьмом году, а в 1156 году город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий. (история) 
В 100 граммах семян бобов содержится до 45 гр. белка, до 27 гр. растительного масла. Бобы имеют стебель высотой до 170 см. На каждом стебле от 20 до 70 плодов бобов, дающих от 40 до 190 гр. семян с одного растения. (биология) 

Итак, ребята, мы убедились, что без чисел не может существовать ни одна наука. Математика и русский язык, другие школьные науки близки друг другу, дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах жизни, воспитывая в каждом всесторонне развитую личность.

В прочитанных текстах числа записаны цифрами. А в речи, в языке числа мы обозначаем словами, и эти слова – числительные. Число можно записать только цифрой, числительное – словом и цифрой.

Вопросы классу: 
- Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное». (Число – математическая величина, имя числительное – часть речи, которая обозначает число.) СЛАЙД
- Итак, тема нашего урока «Имя числительное» - обобщение и систематизация пройденного. СЛАЙД

Эпиграф к уроку:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен,

Ты и с числительным будь дружен.

Я приглашаю вас на экскурсию (словарная работа!) по городу Числительное. Наша задача – вспомнить всё, что узнали об этой удивительной части речи, закрепить правила правописания, произношения и употребления числительных в речи.

А чтобы путешествие было интересным и увлекательным, мы все вместе провели подготовительную работу. Класс разделился на 4 группы. Каждая группа выбрала для себя направление поиска интересного материала о числительном, т.е. у всех был свой проект. Отчет по проекту группы оформили на отдельных листах и в виде презентации. Наиболее интересный материал, полученный во время работы над проектами, мы постараемся использовать на уроке.

В любом путешествии нужны опытные знающие проводники-капитаны и путевые листы. В них вы будете работать на уроке, выполнять все предложенные задания, делая записи в нужной графе. Выбираем маршрут. (словарная работа!) ПЕСНЯ «дважды два четыре»

СЛАЙД           1 остановка. Станция Теоретическая. 

Слово для защиты проекта предоставляется капитану первой поисковой группы. Тема их проекта «Числительное как часть речи. Разряды и значение. Строение».

Задание 1. СЛАЙД        - Внимательно прочитайте вопросы, расположенные на экране и запишите ответы, используя числительные.

1.Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина»?

2. Сколько раз старик забрасывал свой невод в море? Какая попытка оказалась удачной?

4. Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

3. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто  меняющего свои решения?

5. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

7. Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать

(тридцать лет и три года, три раза, третья попытка, семь богатырей, семь пятниц, две капли, два зайца, семь раз).

- Слова какой части речи помогли вам правильно ответить на вопросы? Что они обозначают?

Составление определения. (Задание на развитие критического мышления 2-ой уровень: применение и анализ)    Тест  СЛАЙД

  1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:
    1. добавочное действие при основном
    2. число, порядок предметов при счете, количество предметов
    3. признак предмета по действию
  2. Сочетание, в котором нет числительного:
    1. четыреста девяносто три слова
    2. две тысячи восьмой год
    3. двадцативосьмиэтажный дом
  3. Имя числительное является:
    1. самостоятельной частью речи
    2. звукоподражанием
    3. служебной частью речи
  4. Имя числительное отвечает на вопросы:
    1. что делая? что сделав?
    2. как? почему?
    3. сколько? какой? который?
  5. Разряды числительных по значению:
    1. целые и дробные
    2. количественные и порядковые
    3. простые и составные
  6. Разряды числительных по структуре:
    1. целые и дробные
    2. количественные и порядковые
    3. простые и составные
  7. В предложении имя числительное выполняет синтаксическую роль:
    1. подлежащего и определения
    2. дополнения и определения
    3. любого члена предложения

- Почему числительные отнесли к именным частям речи?

- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбик.

- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.

 На доске таблица: СЛАЙД

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

1. Часть речи

1. Часть речи

 

2. Обозначает предмет

2.Обозначает признак предмет

 

3. Отвечает на вопросы кто? что?

3. Отвечает на вопросы  какой? чей?

 

4. Изменяется  по падежам и числам.

4. Изменяется по родам, числам и падежам

 

Задание 2.

Практическая часть. Задание для трех рядов (на слайдах): выписать только имена числительные, определить разряды, строение. Вписать эти числительные в путевой лист.
Запишите цифры в столбик, под которыми вами были выписаны числительные, подставьте соответствующую букву, должно получиться слово. Проверка на слайде. СЛАЙД

1 ряд

1. одна вторая
2. миллион
3. единица 
4. пять
5. двойник 
6. трое
7. семнадцатый
8. однажды 
9. двадцать один
2 ряд

1. оба
2. Двухсотый
3. десяток 
4. первый
5. четверть 
6. три пятых
7. сто сорок
8. семидневный 
9. восемнадцать
3 ряд

1. единый 
2. обеим
3. столетний 
4. двести
5. восьмимиллионный
6. одна восьмая
7. впятером 
8. пятьдесят
9. трехсотый                      

- Экскурсия по городу продолжается. Пока добираемся до следующей станции – чуть-чуть разомнемся, проведем физкультминутку.

У числительного много родственников по морфологической линии. И поэтому мы должны отличать числительные от слов других частей речи, связанных с понятием числа.

Проверим, кто самый внимательный. Я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову числительное. 

Второй, двойной, тройка (лошадей), тысяча, семнадцать, шестой, удвоить, четыреста девяносто, два,  четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), двадцать два, четыре седьмых, пятиклассник, сто, столетний, триста двадцать пятый, сотый (по списку), единица, две тысячи двенадцатый (год).

 

Итак, мы приближаемся к главной станции – Орфографическая   СЛАЙД   и свое место занимает проводник капитан второй рабочей группы. Она предложит вам задание. (за доску и к доске 2 ученика – работа с карточками)

СЛАЙД

Задание «Угадай числительное»: записать числа именами числительными, объяснить правописание. 
1. Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел.(11) 
2. Это число нечетное, меньше 20, но больше 10, делится на 3 .(15) 
3. Это число четное, меньше 81, но больше 75, сумма цифр этого числа равна 8.(80) 
4. Это число четное, оно больше 500, но меньше 520, делится на 10.(510) 
5. Это число четное, в его составе нулей на 3 меньше, чем в миллиарде. (миллион)
6. Это число четное, меньше 52, но больше 45, в этом числе десять пятерок.(50). 

7. Это число четное, в его составе 9 нулей. (миллиард)

8. Это число четное, в нем 4 сотни (400)

9. Это число четное, состоит из 9 десятков (90)

Сформулировать правило правописания этих числительных. Индив. работа по карточкам.

 

Задание 2. Составить словосочетания, используя в них порядковые числительные (какой?) СЛАЙД

300 (центнер), 5000 (килограмм), 3000000 (кредит), 6000000000 (житель Земли).

Объяснить правило.

- На уроках русского языка мы учимся не только правильно писать, но и правильно говорить. Как называется наука о правильном произношении?

- Предлагается игра «Я диктор».

Диктор, выступающий перед публикой, должен говорить всегда правильно даже совсем незнакомый текст. Ваша задача – прочитать его правильно.

СЛАЙД                      Первой печатной книгой в России является «Апостол» - церковная книга, выпущенная в Москве в 1564 году Иваном Федоровым. Печатание ее началось в Москве 19 апреля 1563 года и было завершено 1 марта 1564 года. Эту дату и принято считать началом русского книгопечатания.

СЛАЙД                      Известно, что Пушкин употребил в своих сочинениях и письмах 21 290 разных слов. Имеются сведения о количестве слов и у некоторых других писателей: Гомер – около 9 000 слов, Демосфен (речи) – около 5000, Шекспир – 15 000 слов (по другим источникам – около 20 000), Данте («Божественная комедия») – 5860 слов, Сервантес – около 17 000 слов, Гоголь («Мертвые души») – около 10 000 слов, Шевченко – около 10 000 слов, Есенин – 18 890 слов.

Материал интересный, серьезный. А теперь Полминутки для шутки. СЛАЙД

Прочитайте зашифрованные слова.

Смор1а, по2л, элек3к, 100л, ви3на, 100п, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, с3ж, е2.

 

- Какое путешествие по городу без посещения музея. Делаем остановку на станции «Историческая». СЛАЙД     Очень хочется послушать что-нибудь из истории числительных. Третья группа, работавшая над проектом на тему «Происхождение числительных», поделится своими находками.  СЛАЙД

  1. Числительные в Древней Руси.
  2. История числительных 7, 11, 40.

По-моему, очень интересно. Молодцы, ребята!

 

Не менее интересной, на мой взгляд, будет следующая остановка – она называется «Библиотека». По пути к этой станции вспомним задание, которое было дано всем: назовите произведения, в названиях которых встречаются числительные.

Это задание я дала неслучайно – я хотела привлечь ваше внимание к книге, поскольку чтение книг развивает мышление и речь человека. Числительные по употреблению в речи стоят лишь на 8м месте. И тем не менее, мы можем встретить их в текстах разных стилей.

СЛАЙД      Четвертый проект как раз посвящен теме употребления числительных в речи и их синтаксической роли.

СООБЩЕНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ 4 ГРУППЫ 
Имя числительное как часть речи, которая указывает на отвлеченные числа, количество предметов и порядок их при счете и в силу этого как бы предназначена для выражения точной информации, находит широкое применение в функциональных стилях. 
Так, весьма многочисленны и разнообразны числовые выражения в научно-технических и официально-деловых текстах, где преобладает цифровая (а не словесная) форма записи чисел. Например, на востоке, севере и северо-западе Казахстан граничит с Россией (протяженность границы 6467 км), на юге - с государствами Центральной Азии - Узбекистаном (2300 км), Кыргызстаном (980 км) и Туркменистаном (380 км), а на юго-востоке - с Китаем (1460 км). 

Между людьми широко распространены деловые отношения, многие их которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время.

За числительным закрепилась репутация самой «сухой», лишенной каких бы то ни было эмоциональных красок части речи, все же в публицистическом стиле и эта часть речи может стать сильным источником речевой экспрессии при определенных условиях, в особом контексте. 
Числительные, используемые в публицистике, подчас вызывают всплеск эмоций, выступая при этом в своем обычном значении. Например, может ли не затронуть чувства читателя информация о том, что Великая Отечественная война унесла двадцать семь миллионов жизней? Мы небезразличны к статистическим данным, и нас волнуют сведения об увеличении или уменьшении налогов, показатели борьбы с преступностью, данные расследований террористических актов и т.п. 
В художественной речи, помимо информативной, слово несет эстетическую нагрузку. Больше распространено употребление соответствующих числительным слов: "Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек" (Блок.); "Показалось, что много ступеней, а я знала, их только три" (А.Ахматова.); "В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето" (Маяковский). Однако отмечаются и случаи отступления от этой закономерности. Так, в "Балладе о двадцати шести", рассказывая о гибели бакинских комиссаров, С. Есенин употребляет только цифры: "Пой песню, поэт, пой, ситец неба такой голубой. Море тоже рокочет песнь. Их было 26. 26 их было». 
В обиходно-бытовом стиле разнообразие числительных меньше; здесь действует тенденция к приблизительному, округлённому выражению количества: штук десять, больше ста, примерно двадцать. При сочетании числительных с существительными год, час, рубль, градус и нек. др. сами эти существительные в разговорной речи обычно опускаются, например: Уже семь; Ей только 
шестнадцать; Сдали по триста шестьдесят; – Сколько сегодня? – Минус двадцать! 

Выявление усвоения информации. Беседа учителя с классом по вопросам: 
• Для какого стиля речи наиболее характерно употребление имен числительных? 
Научный, официально-деловой. 
Между людьми широко распространены деловые отношения, многие из которых закрепляются различными документами: заявлением, распиской, договором, доверенностью и т.д., в которых неизбежно употребление числительных, обозначающих количество, сумму, время… 
• Терминология каких наук не может обойтись без числительных? 
Математика, физика, химия, биология, география, история. 
• Можем ли мы в повседневной жизни обойтись без употребления числительных? 

Нет (привести примеры). 
Нам надо научиться правильно их употреблять в речи.

Задание. Редактирование – исправить ошибки, подчеркнуть числительные как члены предложения в путевом листе.  СЛАЙД

1) Двоих героинь этого произведения автор называет одинаково.

2) Трое студенток работали в читальном зале библиотеки.

3) К обоим главам романа писатель подобрал удачный эпиграф.

4) В коллекции оказалось около пятьсот экземпляров редких книг.

Проверка. СЛАЙД

1) Двух героинь этого произведения автор называет одинаково.

2) Три студентки работали в читальном зале библиотеки.

3) К обеим главам романа писатель подобрал удачный эпиграф.

4) В коллекции оказалось около пятисот экземпляров редких книг.

 

Наше путешествие по городу Числительное заканчивается на станции Творческая. СЛАЙД

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра с использованием числительных.

Итоги

- Понравилась ли вам наша экскурсия?

- Интересно ли работать над проектом?    - Чей проект вам показался наиболее удачным?

- Вся ли информация была известна вам, или вы узнали что-то новое? Поднимите руки

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Некоторые единицы измерения 
Числительное Древней Руси Современная единица измерения 
Аршин 75 см 
Ведро 12,999 л 
Верста 1,0668 км 
Вершок 4,44 см 
Десятина 1,092 га 
Доля 44,435 мг 
Золотник 4,27 г 
Лот 12,8 г 
Сажень 2,13 м 
Миля 7,467 км 
Пуд 16,381 кг 
Фунт 409,5 г 
Фут 30,488 см 
Дюйм 2,54 см 
Четверик 26,24 л 

Карточка №1.

В каких числительных мягкий знак пишется на конце, а в каких – в середине? Запиши числа словами:

16, 5, 70, 18, 11, 900, 1000000, 600.

 

Карточка №2.

В каких числительных мягкий знак пишется на конце, а в каких – в середине? Запиши числа словами:

17, 60, 500, 8, 19, 800, 1000000000, 11.

 

Карточка №3.

Подчеркни числительное как член предложения.

1) Без четырех углов изба не рубится.

2) Семь раз отмерь – один раз отрежь.

3) В окне на девятом этаже погас свет.

4) Мы живем в одной квартире.


ПУТЕВОЙ ЛИСТ

 

Экскурсия (от лат. excursio) – поездка

Маршрут (от нем. marche – ход, route – дорога) – путь следования

 

Числительные

Количественные

Порядковые

целые

дробные

собирательные

Простые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

1. Часть речи

1. Часть речи

 

2. Обозначает предмет

2.Обозначает признак предмет

 

3. Отвечает на вопросы кто? что?

3. Отвечает на вопросы  какой? чей?

 

4. Изменяется  по падежам и числам.

4. Изменяется по родам, числам и падежам

 

 


Проектные технологии на уроке русского языка в 6 классе на тему: «Имя числительное

Проектные технологии на уроке русского языка в 6 классе на тему: «Имя числительное

Отчет по проекту группы оформили на отдельных листах и в виде презентации

Отчет по проекту группы оформили на отдельных листах и в виде презентации

Назовите сходства и отличия между этими частями речи

Назовите сходства и отличия между этими частями речи

Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел

Это число нечетное, оно больше 10, но меньше 15, состоит из одинаковых чисел

Например, на востоке, севере и северо-западе

Например, на востоке, севере и северо-западе

Наше путешествие по городу Числительное заканчивается на станции

Наше путешествие по городу Числительное заканчивается на станции

ПУТЕВОЙ ЛИСТ Экскурсия (от лат

ПУТЕВОЙ ЛИСТ Экскурсия (от лат

Имя существительное Имя прилагательное

Имя существительное Имя прилагательное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017