Данный урок разработан с учетом уровня обученности учащихся, требований стандарта.
Использование ИКТ на уроке целесообразно для повышения мотивации учащихся через создание "ситуации успеха». Использование мультимедийного оборудования и интерактивной доски позволяет расширить рамки учебника, продуктивно организовать работу и проверку заданий, выполненных учащимися.
На уроке использовались элементы современных образовательных технологий:
• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности);
• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения);
• проблемное обучение (частично – поисковое).
Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, эвристической беседой, творческими заданиями группового характера, самостоятельными выводами в конце урока.
Соловьёва Татьяна Викторовна
ГБОУ «Школа №170 им. А.П. Чехова» СП3
учитель начальных классовТехнологическая карта урока.
Тема: « Имя прилагательное как часть речи ».
Русский язык 3 класс УМК «Школа России».
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник в 2ч. – М.: «Просвещение», 2012.
Цель темы
Изучать имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении.
Употребление в речи прилагательныхантонимов, прилагательныхсинонимов. Изменение
имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными.Планируемый результат
Предметные умения
УУД
Правописание окончаний. Развивать орфографическую зоркость. Обогащать словарный запас
учащихся.
Дети научатся определять в предложениях
имена прилагательные.
Сформировать умения различать части речи,
значение, вопросы имён прилагательных, роль
в предложении, умение определять род и
число имён прилагательных в сочетании с
именами существительными, умение
грамотно писать окончания имён
прилагательных.
формирование умения
Личностные:
высказывать собственные суждения и давать
им объяснение, осознание алгоритма своего
действия.
Регулятивные: освоение способов
классификации имён прилагательных.
Выполнение УД в разных формах
(коллективная и самостоятельная работа,
практическая). Формирование умения
контролировать свою деятельность.
Коммуникативные: овладение разными
видами речи. Умение слушать, слышать
собеседника, корректировать и оценивать его
и свои действия.
Познавательные: освоение умения точно
употреблять в речи имена прилагательные,
синонимы и антонимы.
Основные понятия
Межпредметные связи
Часть речи. Имя прилагательное. Признак предмета. Роль имён прилагательных в
предложении. Прилагательныеантонимы, синонимы. Род, число, окончания имён
прилагательных.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Литературное чтение. ИЗО. Информатика.
Индивидуальная, фронтальная, в парах.
Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь.
Наглядный и раздаточный материал.
Средства ИКТ.
Цель – мотивировать школьников на
изучение темы «Имя прилагательное».
1этап. Мотивация к деятельности.
Проблемная ситуация
О, сколько нам открытий чудныхГотовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
А.С. Пушкин
Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Ответ детей:
Мы узнаем чтото новое.
Сегодня мы будем делать открытия.)
Да, нам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учёными, которые
исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и
познают новое.
Исследуйте это предложение и объясните трудные слова: гений, парадокс, просвещенье.
Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный.
(Чудо, чудесный, чудеса).
Подберите синонимы к слову чудный.
(Удивительный, необычный).
………………………………………………………………………………………..
Анализ ответов учащихся сводится к тому, чтобы упорядочить, систематизировать, обобщить
имеющиеся знания об имени прилагательном. Правильность своих ответов учащиеся
контролируют по слайдам презентации «Имя прилагательное как часть речи».
2этап. Учебнопознавательная деятельность.
Последовательность изучения
Цель – закрепление знаний об имени
прилагательном, наблюдение за его
ролью в речи, развитие умений точно
употреблять в речи имена
прилагательные.
Обучающие и развивающие задания и упражнения на
«знание», «понимание», «умение».
Итак, тема нашего урока «Имя прилагательное».
Работаем на стр.86 упр.152.
Подберите к каждому имени существительному
подходящее по смыслу имя прилагательное. (Работа в
парах).
Запишите составленные словосочетания. Укажите род имён
прилагательных, выделите окончания.
Диагностические задания
Работа в группе.
Докажи!
Работа в парах.
Докажи!
Умение вести диалог.
Попробуйте сами ответить на
вопрос.Как их определить?
(Работа в группе).
К каким прилагательным можно подобрать антонимы?
Проверьте по словарю написание слов с непроверяемыми
орфограммами.
Физкультминутка.
Ловко прыгают зайчата:
Прыг да прыг, скок да скок!
Быстро бегать зайцам надо,
Чтоб не скушал серый волк!
3 этап. Интеллектуальнопреобразовательная деятельность
Цель – учить школьников
самоорганизации при выполнении
учебного задания.
Стр.87 упр.153
Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.
Назовите в словосочетаниях пропущенные окончания.
Запишите составленные предложения. Разберите одно из имён прилагательных как часть речи.
(Самостоятельная работа).
Определите тему записанного текста. Придумайте к нему заголовок.
Формы контроля; контрольное
задание
Грамматические признаки имени
прилагательного. Связь с именем
существительным. Выписать имена
прилагательные и существительные
м.р., ж.р., с.р.
4 этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
О какой части речи говорили сегодня на уроке?
Назовите грамматические признаки имён прилагательных.
Как имена прилагательные связаны с именами существительными?
Чему научились на уроке? Что повторили?
Как вы оцените свою работу?
Домашнее задание: стр.88 упр.155.Список литературы:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2ч. /Ч.2/ М.: «Просвещение», 2012.
2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (14 классы). – М.: «ВАКО», 2005.
3. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.1. Стихотворения, сказки, поэма «Руслан и Людмила». – М.:
«Художественная литература», 1985.