"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)
Оценка 5

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
02.04.2017
"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)
Публикация является частью публикации:
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.docx
Цель деятельности учителя Тип урока Планируемые образова­ тельные результаты Методы и формы обучения Образовательные ресурсы Оборудование Наглядно­демонстрационный  материал Основные понятия                                           ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Актуализировать   и   восстановить   знания   об   имени   прилагательном,   углубить   понятие   о   роли   прилагательных   в   речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль Комбинированный урок Предметные  (объем   освоения   и   уровень   владения   компетенциями):  знать  характеристику   имени   прилагательного   по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение  приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство  получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых  явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в  творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная http   .  html http  http://www.intergu.ru http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д :  презентация по теме урока, выполненная учителем   ://   festival. 1 september.ru/subjects   ://   akademius  ://   www   .  uroki    .  ru   /  vibor  ­  rus   .  net http   ://   www   .  zavuch    .  info http     .  narod     Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного                                                                                                  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения 2 Эмоциональная,  психологическая и  мотивационная подготовка  учащихся к усвоению  изучаемого материала Этапы урока 1 1. Моти­ вация (са­ моопреде­ ление) к  учебной  деятель­ ности Деятельность учителя 3 В с т у п и т е л ь н о е   с л о в о : Прозвенел уже звонок. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?  Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… (хором – 5!) ­ Ребята, покажите, какое у вас сегодня  настроение? ­ Я очень рада, что у вас хорошее  Формы организации взаимо действия 5 Фрон тальная Осуществляемая деятельность учащихся 4 Слушают учителя,  участвуют в  диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабо­ чем месте, де­ монстрируют  готовность к уроку Промежу точный контроль 7 Листы обратной связи Формируемые умения (универсальные учебные действия) 6 Личностные: положительно относятся к   познавательной учению, деятельности,   желают приобретать новые знания, умения,   совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают   познавательную  Регулятивные: задачу. планируют (в сотрудничестве с учителем и   одноклассниками   или самостоятельно) необходи­ мые   действия,   операции. настроение, и надеюсь, что в течении  урока оно будет только улучшаться. ­ Дорогие ребята, наш сегодняшний урок  я хочу начать с замечательного  стихотворения, которое поможет нам  окунуться в атмосферу сказки, чуда,  необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски». Если б все на свете было  Одинакового цвета, Вас бы это рассердило  Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, На зеленой спать перине  Под зеленым одеялом? И зеленою водою  На рассвете умываться, И зеленым­презеленым  Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами  Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди  Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же все на свете будет  Удивительным и разным. ­ Чтобы рассказать об удивительном и  разном, нам нужны слова ­ имена  прилагательные ­ Ребята,   а   вы   знаете,   кто   делает открытия?  (Открытия   делают  ученые, исследователи, открыватели.) ­ Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да.) ­ Мы   начали   знакомиться   с   новым разделом   науки   о   языке,   который называется   морфология.   Что   же   он изучает?  (Раздел науки о языке изучает слово как часть речи.) ­ На   какие   ДВЕ   группы   делятся   части речи? (Самостоятельные, служебные) Отвечают на во­ просы. Строят  понятные для  партнера выска­ зывания. Фрон тальная. 2. Актуа­ лизация и  пробное  учебное  действие Эвристическая   беседа   по теме урока. Просмотр   мультимедийной презентации   с   заданиями «Правописание  О­Е  после шипящих   и  Ц  в   окончаниях имен существительных»; «Буквы Е­О после шипящих в корне»;   «Употребление  Ь  на конце существительных после   Устные ответы.     в Коммуникативные: работают парах (обмениваются   мнениями, учатся   понимать   позицию партнера,   в   том   числе   и отличную от своей) Личностные: имеют  мотивацию к учебной  деятельности. Познавательные:  выполняют учебно­ познавательные действия  в материализованной и  умственной форме;  осуществляют для  решения учебных задач  операции анализа, синтеза, сравнения, шипящих»   пожалуйста, ­ Назовите, самостоятельные части речи. ­ На предыдущих уроках мы с вами  подробно изучили часть речи, которая  называется... (Имя существительное.) ­ ­ Давайте же сегодня на уроке будем  научными исследователями. А откроем  мы часть речи, которая вам уже немного  известна из начальной школы. ­ ­ В   начале   урока   проведем   небольшую орфографическую   зарядку   в   форме комментированного словарного диктанта. ­ Ученики вставляют пропущенные буквы  в словах текста, представленного на  слайде, и выделяют орфограммы; затем  записи сверяют с ключом. Молодежь, мяч, брошь, камышом,  желтый, с товарищем, крыжовник,  шёпот, капюшон, челка, с лисицей,  роскошь, борщ, решётка, над гаражом. Смотрят презен­ тацию, воспри­ нимают на слух  информацию,  осваивают линг­ вистические тер­ мины. Обдумывают от­ веты на вопросы и  понимают, что  знаний у них  недостаточно для  полных ответов Организует   сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения заданий и   Эвристическая беседа,  ответы на вопросы 3. Выяв­ ление места  и причины  затруднения Слушают, рас­ сматривают  учебные пособия,  выполняют задание Фрон тальная ­ Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией? ­ Ребята, сейчас я вам прочитаю текст  (на слайде), вы должны догадаться, о  какой птице идёт речь? Как вы это  определили? К дереву летит небольшая птица,  поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на  голове чёрная с красным бантиком  шапочка. Сразу узнал я... Летит, несёт в клюве сосновую шишку.  Прилетел и уселся на осину. Да не на  ветку, как все птицы, а прямо на ствол,  как муха на стену. Зацепился за кору  острыми когтями, а снизу ещё хвостом  классификации,  устанавливают причинно­  следственные связи.  Регулятивные:  принимают и сохраняют  учебную задачу.  Коммуникативные:  слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы  других, формулируют  собственные мысли,  высказывают свою точку  зрения. Познавательные:  способны понимать  информацию,  представленную в изобра­ зительной, схематичной,  модельной форме,исполь­ зовать знаково­символич­ ные средства для решения различных учебных задач Личностные: имеют  желание осознавать свои  трудности и стремятся к  их преодолению;  проявляют способность к  самооценке своих  действий, поступков.  Познавательные:  устанавливают причинно­ следственные связи,  делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих  знаний. Коммуникативные:  задают вопросы с целью  получения необходимой  Письмен­ ная работа Устные ответы Подбор своих примеров,  иллюстрирующих природу изучаемого языкового  явления, составление  связных рассказов об  изученных нормах.  Ознакомление с заданием 4.  Целепо­  лагание и  постро­ ение про­ екта  выхода из за­ труднени я подпирается. Перья у него в хвосте  жёсткие, крепкие. (По Г. Скребицкому.) Показывает на рисунке дятла. для решения проблемы  информации С сегодняшнего урока мы с  ­ Какие средства языка помогли вам  узнать дятла, хотя название птицы ни  разу не упомянуто в тексте? К какой  части речи относятся слова, с помощью  которых дано точное и выразительное  описание птицы? ­ ­ Что вы знаете об этой части речи?  (Что обозначает, на какие вопросы  отвечает? К словам какой части речи  относится, как изменяется?) ­ вами более подробно начнем изучать ещё одну часть речи ­ имя  прилагательное. ­ ­ названия части речи?  (Приложенное, добавленное к чему­ то.) ­ грамматические термины имеют  корни из латинского языка.  Прилагательное не является исклю­ чением. Дословный перевод с  греческого языка ­ «эпитет». ­ Мы   с   вами   уже   встречались   с  этим понятием на уроках литературы. Да и   в   латыни   этот   термин   звучит похоже,   и   перевод   его   ­   «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное».   Как вы понимаете смысл   Как вы уже знаете, многие   Итак, мы открыватели.  ­ Сегодня на уроке поэтапно, шаг за  шагом мы сделаем с вами открытие.  А поможет нам не сбиться с верного пути схема­таблица.  Собирать ее мы будем постепенно. Индиви дуальная, групповая Знакомятся с за­ данием, слушают учителя, под ру­ ководством  педагога  составляют план  работы над  заданием Задают  вопросы  для уточ­ нения  инфор­ мации Личностные:  осознают свои  возможности в учении; способны адекватно  рассуждать о причинах своего успеха или  неуспеха в учении,  связывая успехи с уси­ лиями, трудолюбием.  Познавательные:  извлекают  необходимую инфор­ мацию из  прослушанного  объяснения учителя,  высказываний  одноклассников,  систематизируют  собственные знания. Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками или  самостоятельно)  необходимые  действия, операции,  работают по плану. Эвристическая беседа, подбор своих примеров,  иллюстрирующих природу  изучаемого языкового  явления, составление связных  рассказов 5.  Творческая   практическая деятельность по  реализации  построенного текста Фрон тальная, индиви дуальная Работа с задани­ ем.   Формулиру­ ют   собственные мысли,   высказы­ вают   и   обосно­ вывают свою точку зрения.     По    Когда же чаще всего мы  ­ Вы знаете, ребята, что по количеству   употребляемых   слов прилагательные   занимают   3­е место   после   существительных   и глаголов. частоте употребления ­ 5­е место. ­ используем прилагательные? (Велика роль прилагательных в  художественной литературе, они  широко используются при создании  портретных характеристик героев,  описании их чувств, настроений,  душевных переживаний.) Особая роль принадлежит  прилагательным в создании  впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся  именно к поэтическому тексту ­  стихотворению С. Есенина. А кругом роса жемчужная  Отливала блестки алые, И над озером серебряным  Камыши, склонясь, шепталися. ­ Назовите орфограммы, пропущенные в  словах. (Безударные гласные в корнях  слов.) Подберите проверочные слова. ­ . Беседа. 1 Какую   картину   природы   вы   себе представили? В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы Задают  вопросы  для  уточ­ нения  инфор­ мации.  Письмен­ ная ра­ бота Коммуникативные:  строят небольшие  монологические  высказывания,  осуществляют  совместную деятель­ ность в парах и  рабочих группах с  учётом конкретных  учебно­познавательных задач Личностные: желают  приобретать новые  знания, умения,  совершенствовать  имеющиеся. Познавательные:  читают и слушают,  извлекая нужную  информацию, а также  самостоятельно находят  её в материалах  учебников, рабочих  тетрадей. Регулятивные: контроли­ руют учебные действия,  замечают допущенные  ошибки; осознают правило  контроля и успешно ис­ пользуют его в решении  учебной задачи.  Коммуникативные: осу­ ществляют совместную  деятельность в парах и ра­ бочих группах с учётом  конкретных учебно­позна­ вательных задач, умеют  задавать вопросы для уточ­ нения последовательности  работы 6. Первич­ ное за­ крепление с  коммен­ тированием  во внешней  речи Обобщение   и   систематизация знаний,   формирование   рацио­ нальных способов применения их практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра на     2 Использование каких художественных  средств помогает поэту создавать яркую, образную картину? 3 Итак, эпитеты ­ это образные  прилагательные. Выпишите их вместе с  существительными, от которых они  зависят (Роса жемчужная, над озером  серебряным, блестки алые.) ­ Как вы понимаете эти выражения? Докажите, что данные эпитеты ­ имена  прилагательные. (Обозначают признак  действия, отвечают на соответству­ ющие вопросы.) ­ Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим. Работа в группах. Задание: найдите прилагательные,  выпишите. На какой вопрос они  отвечают? 1                         Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий ­ к конуре. группа.  я 2 я дуплу, группа.  Белкин   след   ведет   к Мышкин — к дырочке в  полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь, Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова ­ Чтобы определить морфологические  признаки, просклоняем словосочетания: 1­я, 2­я группы. Роса жемчужная. 3­я, 4­я группы. Озеро серебряное. ­ Изменилось ли прилагательное? (Да,  точно так же, как существительное.) ­ Значит, прилагательное изменяется по  Индиви дуальная, групповая Формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы 6. Первич­ ное за­ крепление  с коммен­ тирова­ нием во  внешней  речи Личностные:  нравственноэтическое  оценивание усваиваемого  содержания.  Познавательные:  самостоятельно выделяют и формулируют цель;  осуществляют поиск  необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по  воспроизведению в  памяти). Регулятивные: самосто­ ятельно планируют  необходимые действия,  операции, работают по  плану.  Коммуникативные:  формулируют  собственные  мысли,  высказывают и обо­ сновывают свою точку  зрения падежам. А какая часть речи помогает  нам определить падеж?  (Существительное.) ­ Давайте внимательно посмотрим на  существительные. Что их отличает друг  от друга? Какие морфологические  признаки? (Род, число.) ­ Определите   существительных. ­ Могут ли существительные и  прилагательные быть разного рода и  числа? (Нет, они согласуются.) ­ Можно ли у прилагательного во  множественном числе определить род?  (Нет.) Сделаем вывод: прилагательные  изменяются по падежам, числам и в  единственном числе ­ по родам. род и     число 7. Само­ стоятельная  работа с  самопро­ веркой по  эталону 8. Вклю­ чение в  систему  знаний и  повторение Выполнение разноуровневых  обучающих упражнений на  основе текстов учебника или  книг для внеклассного  чтения Обобщение полученных на  уроке сведений, оценивание ­ Собираем таблицу. Контролирует правильность работы  детей Найдите грамматическую основу  предложения. Дайте его характеристику.  Определите, каким членом предложения  являются прилагательные (определением) Самостоятельное выполнение разных  по сложности упражнений,  подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса Игра «Найди лишнего». ­ Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе,   то   есть   не   является прилагательным.  Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прила­ гательных   и   видим   множество признаков:   фи­ олетовый,   птичка,   ловкий,   бегают, летают, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. Задание «Подари предмету признак».   веселый,   глупый, умный,     Индиви дуальная, групповая Фрон тальная Выполняют  упражнения 568,  569, 570, отвечают  на вопросы, делают  вывод о  синтаксической  роли прилага­ тельных в пред­ ложении Формулируют  собственные мысли, высказывают и  обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и од­ ноклассниками  делают выводы  7. Само­ стоятель­ ная работа  с самопро­ веркой по  эталону 8. Вклю­ чение в  систему  знаний и  повторение Познавательные:  устанавливают  взаимосвязь между  объемом полученных на  уроке знаний, умений,  навыков и операционных,  исследовательских, анали­ тических умений как  интегрированных,  сложных умений Личностные: понимают,  в чем значение знаний для  человека. Познавательные: приоб­ ретают умения использо­ вать полученные знания и  умения в практической  деятельности и повседнев­ ной жизни. Регулятивные:  оценивают свою работу; Выполняют зада­ ние, отвечают на  вопросы исправляют и объясняют  ошибки.  Коммуникативные:  формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою точку  зрения Задание выполняется по группам. За две  минуты необходимо записать как можно  больше прилагательных к предложенным  существительным. 1 2 3 4 Отгадайте загадки. выполняется по группам.) 1 группа ­ трава; группа горы; группа ­ снег; группа ­ море. группа. Хитрая плутовка,  (Задание я я я я я   Рыжая головка, Пушистый хвост ­ краса. Кто же это? (Лиса.) Зеленый, сладкий,  сахарный. (Арбуз.) группа. На овчарку не похож. 2 я 3 я группа. Не барашек и не кот, Что ни зуб ­ то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть.  (Волк.) Спелое, круглое, сочное.  (Яблоко.) Носит шубу круглый год. Шуба серая ­ для лета, Шуба для зимы ­ другого  цвета. (Заяц.) Бурый, мохнатый,  косолапый? (Медведь.)  Тройка­тройка я 4 прилетела. группа. Скакуны в той тройке  белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом ­ Все  покрыла серебром. (Зима.) Вывод:  Так   для   чего   нужны   имена прилагательные?  (Для   образности, яркости   нашей   речи,   с   помощью прилагательных у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.) ­ Поэтому прилагательные о себе говорят так: можно     У существительных подчас . Рефлексия  учебной дея­ тельности на  уроке (итог  урока Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить ­ Что нового узнали на уроке? ­ Какой диалог вам кажется наиболее  точным и интересным? Почему? ­ Какие   трудности   у   вас   появлялись   в процессе работы? ­ Как вы их преодолевали? ­ Понравилось ли вам на уроке? ­ Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку нашей работе: выберите  одну из предложенных на вашем столе  карточек и покажите мне. Урок  понравился ­ карточку с улыбающимся  лицом, нет ­ карточку с грустным лицом Индиви дуальная Определяют свое  эмоциональное  состояние на уроке.  Заполняют дневники достижений Листы обратной связи Познавательные:  устанавливают взаимосвязь между объемом  полученных на уроке  знаний, умений, навыков и  операционных,  исследовательских, анали­ тических умений как инте­ грированных, сложных  умений; приобретают уме­ ния мотивированно  организовывать свою  деятельность

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)

"Имя прилагательное как часть речи" (5 класс. Русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017