Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учащиеся на уроке узнают о прилагательном как части речи; Знают разряды прилагательных ;могут определять по признакам разряды прилагательных; умеют составлять со словами словосочетания , предложения и употреблять их в речи ; используя разряды прилагательных, учащиеся могут выделять положительные качества человека.урок русского языка
Иконка файла материала Тема урок2.docx
Тема  урока t Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных Причани е Цели урока: Модули   Учащиеся знают о прилагательном как части речи; Знают разряды  прилагательных ;могут  определять по признакам  разряды прилагательных;  умеют составлять со словами  словосочетания , предложения и употреблять их  в речи ; используя разряды прилагательных,  учащиеся могут выделять  положительные качества человека. Критическое мышление, диалоговое обучение ОДО Ход урока Деятельность учителя и учащихся Орг.момент .  Психологич .настрой. Определени е цели  урока Вы пришли сюда учиться,                                                                                             Не лениться, а трудиться.                                                                                             Работайте старательно,                                                                                                 Слушайте внимательно                                                                                                 Не говори ­ не умею,  А говори ­ научусь Слово учителя: в русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу  речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я  имею в виду? Верно, сегодня мы продолжим работу по  изучению этой  загадочной части речи. Ученые выделяют следующие разряды имен  прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. А о том, как  определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами  работа станет продуктивной, если вы будете внимательно меня слушать и  выполнять мои требования. Запишите словосочетания, употребляя имена  прилагательные в нужной форме. Как характеризуют данные имена прилагательные существительные? Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.                          Весенн(ий) утро                          Син(ий) полосы.                          Утренн(ий) лучах                          Гигантск(ий) сосен                          Золотист(ый) дымом Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных  сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов,  делая нашу речь образной и красивой. Разряды прилагательных: 1) качественное прилагательное обозначает качество, свойство предмета: его  размер, форму, цвет, физические характеристики, а также склонность предмета Объяснение новогоматериала к совершению действия (болтливый ). (пример ­ синий, простой, круглый,  холодный и т.д.); 2) относительное прилагательное обозначает признак предмета через  отношение этого предмета к другому предмету (книжный ), действию  (читальный ) или другому признаку (пример ­ лесной, берёзовый, ежовый и  т.д.); 3) притяжательное прилагательное обозначает принадлежность предмета лицу  или животному (пример ­ мамин, лисий, отцовский и т.д.).  Слово учителя: Итак, имена прилагательные указывают на тот или иной  признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке  существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и  притяжательные ..Составить словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные  отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО. Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:                          шары красные (качественное)                          Сашина книга (притяжательное)                          каменный дом (относительное) Опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного,   самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами  словосочетаниях. Таблица определения разряда имени прилагательного    разряд   значение  пример    общая характеристика предмета      чудесный день   качественное      характеристика предмета по  величине, весу, запаху и т. п.         огромный дом      легкий груз      характеристика человека или  другого живого существа     материал, из которого сделан  предмет      верный друг      норковая шуба      назначение предмета      школьная форма      отношение предмета ко времени, к  месту, к количеству и т. п.     вчерашняя газета    утренний туман     принадлежность предмета лицу      бабушкин платок      принадлежность предмета     относительно е     притяжательЗакреплени е животному  ное  Определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите, что перед вами действительно качественные имена прилагательные. Какие слова называются синонимами? Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.                          Застенчивый мальчик (робкий, стеснительный)                          Энергичный человек (активный, деятельный)                          Верный друг (надежный, преданный) Слово учителя: при выполнении следующего задания будьте крайне  внимательны: не от каждого существительного можно образовать  притяжательное прилагательное. Почему? (учащиеся определяют, что  притяжательные прилагательные образовываются только от одушевленных  имен существительных)  От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные.  Запишите их в составе словосочетаний. Определите способ образования имен  прилагательных.                          вечер                          лиса (лисий)                          клен                          медведь (медвежий)                          бабушка (бабушкин)                          серебро Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен  прилагательных.                           таз из меди (медный таз)                          суп из овощей (овощной суп)                          дрова из берез (березовые дрова)                          варенье из яблок (яблочное варенье) Вывод: эти задания способствуют формированию у учащихся умения  образовывать имена прилагательные от имен существительных. Обращается  внимание на способы образования имен прилагательных: бессуфиксальный и  суффиксальный  (1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старик­охотник.  (2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На  полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги,  рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур.(5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в  волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях. • Прочитайте текст. Озаглавьте его. • Графически докажите, что первое предложение является  сложноподчиненным. Составьте схему предложения. • Из предложений 2­3 выпишите существительное, образованное  суффиксальным способом. • Из предложений 5­6 выпишите слова, правописание приставок которых  зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного. • В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена  прилагательные в последнем предложении. • Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните  их разбор по составу. • Выпишите предложение, соответствующее схеме   Рефлексия Дом/задани е Какова была основная цель сегодняшнего урока? Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач? Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным? Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных. Написать   5   пословиц,   используя   прилагательные.Определите   разряд прилагательных

Посмотрите также