Учащиеся на уроке узнают о прилагательном как части речи; Знают разряды прилагательных ;могут определять по признакам разряды прилагательных; умеют составлять со словами словосочетания , предложения и употреблять их в речи ; используя разряды прилагательных, учащиеся могут выделять положительные качества человека.урок русского языка
Тема урока
t Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Причани
е
Цели урока:
Модули
Учащиеся знают о прилагательном как части речи; Знают разряды
прилагательных ;могут определять по признакам разряды прилагательных;
умеют составлять со словами словосочетания , предложения и употреблять их
в речи ; используя разряды прилагательных, учащиеся могут выделять
положительные качества человека.
Критическое мышление, диалоговое обучение ОДО
Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
Орг.момент
.
Психологич
.настрой.
Определени
е цели
урока
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно
Не говори не умею,
А говори научусь
Слово учителя: в русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу
речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я
имею в виду? Верно, сегодня мы продолжим работу по изучению этой
загадочной части речи. Ученые выделяют следующие разряды имен
прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. А о том, как
определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами
работа станет продуктивной, если вы будете внимательно меня слушать и
выполнять мои требования. Запишите словосочетания, употребляя имена
прилагательные в нужной форме.
Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?
Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.
Весенн(ий) утро
Син(ий) полосы.
Утренн(ий) лучах
Гигантск(ий) сосен
Золотист(ый) дымом
Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных
сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов,
делая нашу речь образной и красивой.
Разряды прилагательных:
1) качественное прилагательное обозначает качество, свойство предмета: его
размер, форму, цвет, физические характеристики, а также склонность предмета
Объяснение
новогоматериала
к совершению действия (болтливый ). (пример синий, простой, круглый,
холодный и т.д.);
2) относительное прилагательное обозначает признак предмета через
отношение этого предмета к другому предмету (книжный ), действию
(читальный ) или другому признаку (пример лесной, берёзовый, ежовый и
т.д.);
3) притяжательное прилагательное обозначает принадлежность предмета лицу
или животному (пример мамин, лисий, отцовский и т.д.).
Слово учителя: Итак, имена прилагательные указывают на тот или иной
признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке
существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и
притяжательные
..Составить словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные
отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.
Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:
шары красные (качественное)
Сашина книга (притяжательное)
каменный дом (относительное)
Опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного,
самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами
словосочетаниях.
Таблица определения разряда имени прилагательного
разряд
значение
пример
общая характеристика предмета
чудесный день
качественное
характеристика предмета по
величине, весу, запаху и т. п.
огромный дом
легкий груз
характеристика человека или
другого живого существа
материал, из которого сделан
предмет
верный друг
норковая шуба
назначение предмета
школьная форма
отношение предмета ко времени, к
месту, к количеству и т. п.
вчерашняя газета
утренний туман
принадлежность предмета лицу
бабушкин платок
принадлежность предмета
относительно
е
притяжательЗакреплени
е
животному
ное
Определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите,
что перед вами действительно качественные имена прилагательные.
Какие слова называются синонимами?
Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.
Застенчивый мальчик (робкий, стеснительный)
Энергичный человек (активный, деятельный)
Верный друг (надежный, преданный)
Слово учителя: при выполнении следующего задания будьте крайне
внимательны: не от каждого существительного можно образовать
притяжательное прилагательное. Почему? (учащиеся определяют, что
притяжательные прилагательные образовываются только от одушевленных
имен существительных)
От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные.
Запишите их в составе словосочетаний. Определите способ образования имен
прилагательных.
вечер
лиса (лисий)
клен
медведь (медвежий)
бабушка (бабушкин)
серебро
Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен
прилагательных.
таз из меди (медный таз)
суп из овощей (овощной суп)
дрова из берез (березовые дрова)
варенье из яблок (яблочное варенье)
Вывод: эти задания способствуют формированию у учащихся умения
образовывать имена прилагательные от имен существительных. Обращается
внимание на способы образования имен прилагательных: бессуфиксальный и
суффиксальный
(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старикохотник.
(2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На
полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги,
рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур.(5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в
волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.
• Прочитайте текст. Озаглавьте его.
• Графически докажите, что первое предложение является
сложноподчиненным. Составьте схему предложения.
• Из предложений 23 выпишите существительное, образованное
суффиксальным способом.
• Из предложений 56 выпишите слова, правописание приставок которых
зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного.
• В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена
прилагательные в последнем предложении.
• Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните
их разбор по составу.
• Выпишите предложение, соответствующее схеме
Рефлексия
Дом/задани
е
Какова была основная цель сегодняшнего урока?
Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?
Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?
Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.
Написать 5 пословиц, используя прилагательные.Определите разряд
прилагательных