Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
24.01.2018
Учащиеся на уроке узнают о прилагательном как части речи; Знают разряды прилагательных ;могут определять по признакам разряды прилагательных; умеют составлять со словами словосочетания , предложения и употреблять их в речи ; используя разряды прилагательных, учащиеся могут выделять положительные качества человека.урок русского языка
Тема урок2.docx
Тема урока
t Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Причани
е
Цели урока:
Модули
Учащиеся знают о прилагательном как части речи; Знают разряды
прилагательных ;могут определять по признакам разряды прилагательных;
умеют составлять со словами словосочетания , предложения и употреблять их
в речи ; используя разряды прилагательных, учащиеся могут выделять
положительные качества человека.
Критическое мышление, диалоговое обучение ОДО
Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
Орг.момент
.
Психологич
.настрой.
Определени
е цели
урока
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно
Не говори не умею,
А говори научусь
Слово учителя: в русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу
речь красивой, образной и богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я
имею в виду? Верно, сегодня мы продолжим работу по изучению этой
загадочной части речи. Ученые выделяют следующие разряды имен
прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. А о том, как
определить разряд прилагательных, вы узнаете немного позже. И наша с вами
работа станет продуктивной, если вы будете внимательно меня слушать и
выполнять мои требования. Запишите словосочетания, употребляя имена
прилагательные в нужной форме.
Как характеризуют данные имена прилагательные существительные?
Объясните выделенные орфограммы в корнях имен прилагательных.
Весенн(ий) утро
Син(ий) полосы.
Утренн(ий) лучах
Гигантск(ий) сосен
Золотист(ый) дымом
Вывод: имена прилагательные характеризуют предметы и явления с разных
сторон: размера, цвета. Слова этой части могут выступать в качестве эпитетов,
делая нашу речь образной и красивой.
Разряды прилагательных:
1) качественное прилагательное обозначает качество, свойство предмета: его
размер, форму, цвет, физические характеристики, а также склонность предмета
Объяснение
нового материала
к совершению действия (болтливый ). (пример синий, простой, круглый,
холодный и т.д.);
2) относительное прилагательное обозначает признак предмета через
отношение этого предмета к другому предмету (книжный ), действию
(читальный ) или другому признаку (пример лесной, берёзовый, ежовый и
т.д.);
3) притяжательное прилагательное обозначает принадлежность предмета лицу
или животному (пример мамин, лисий, отцовский и т.д.).
Слово учителя: Итак, имена прилагательные указывают на тот или иной
признак предмета и характеризуют предмет с разных сторон. В русском языке
существуют три разряда имен прилагательных: качественные, относительные и
притяжательные
..Составить словосочетания сущ. + прил таким образом, чтобы прилагательные
отвечали на вопросы КАКОЙ, ЧЕЙ, ИЗ ЧЕГО.
Учитель предлагает следующие варианты словосочетаний:
шары красные (качественное)
Сашина книга (притяжательное)
каменный дом (относительное)
Опираясь на таблицу определения разряда имени прилагательного,
самостоятельно определите разряд прилагательных в составленных вами
словосочетаниях.
Таблица определения разряда имени прилагательного
разряд
значение
пример
общая характеристика предмета
чудесный день
качественное
характеристика предмета по
величине, весу, запаху и т. п.
огромный дом
легкий груз
характеристика человека или
другого живого существа
материал, из которого сделан
предмет
верный друг
норковая шуба
назначение предмета
школьная форма
отношение предмета ко времени, к
месту, к количеству и т. п.
вчерашняя газета
утренний туман
принадлежность предмета лицу
бабушкин платок
принадлежность предмета
относительно
е
притяжатель Закреплени
е
животному
ное
Определите разряд имен прилагательных в данных словосочетаниях. Докажите,
что перед вами действительно качественные имена прилагательные.
Какие слова называются синонимами?
Подберите синонимы к прилагательным, запишите полученные словосочетания.
Застенчивый мальчик (робкий, стеснительный)
Энергичный человек (активный, деятельный)
Верный друг (надежный, преданный)
Слово учителя: при выполнении следующего задания будьте крайне
внимательны: не от каждого существительного можно образовать
притяжательное прилагательное. Почему? (учащиеся определяют, что
притяжательные прилагательные образовываются только от одушевленных
имен существительных)
От данных существительных образуйте притяжательные прилагательные.
Запишите их в составе словосочетаний. Определите способ образования имен
прилагательных.
вечер
лиса (лисий)
клен
медведь (медвежий)
бабушка (бабушкин)
серебро
Образуйте словосочетания сущ. + прил. Определите разряд полученных имен
прилагательных.
таз из меди (медный таз)
суп из овощей (овощной суп)
дрова из берез (березовые дрова)
варенье из яблок (яблочное варенье)
Вывод: эти задания способствуют формированию у учащихся умения
образовывать имена прилагательные от имен существительных. Обращается
внимание на способы образования имен прилагательных: бессуфиксальный и
суффиксальный
(1)Возле самого леса стоит избушка, в которой живет старикохотник.
(2)Дом его похож не то на жилье рыбака, не то на охотничью палатку. (3)На
полке рядом с тяжелым охотничьим ружьем лежат резиновые сапоги,
рыболовные сети. (4)На полу лежит спальный мешок из оленьих шкур. (5)Старый охотник – прекрасный рассказчик. (6)Он хорошо разбирается в
волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.
• Прочитайте текст. Озаглавьте его.
• Графически докажите, что первое предложение является
сложноподчиненным. Составьте схему предложения.
• Из предложений 23 выпишите существительное, образованное
суффиксальным способом.
• Из предложений 56 выпишите слова, правописание приставок которых
зависит от звонкости/глухости следующего за ней согласного.
• В каком значении (прямом или переносном) употреблены имена
прилагательные в последнем предложении.
• Выпишите из текста только относительные имена прилагательные, выполните
их разбор по составу.
• Выпишите предложение, соответствующее схеме
Рефлексия
Дом/задани
е
Какова была основная цель сегодняшнего урока?
Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?
Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?
Расскажите о способах и методах определения разряда имен прилагательных.
Написать 5 пословиц, используя прилагательные.Определите разряд
прилагательных
Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Имя прилагательное как часть речи. Разряды прилагательных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.