Данный конспект урока предназначен для проведения урока в 10 классе естественно-математического цикла. На данном уроке учащиеся повторяют морфологические признаки имени прилагательного, его разряди и степени сравнения посредством выполнения заданий различного характера: терминологический диктант, языковая игра, задания на соответствие, мозговой штурм.
13. прилагательное.doc
Класс: 10
Предмет: русский язык
Дата:
№ урока: 13
Тема урока: Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и
краткие прилагательные. Правописание прилагательных
Цель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное», развитие практических
навыков употребления прилагательных в устной и письменной речи, умений определить разряды, степени
сравнения
Задачи:
1.Повторить известные знания учащихся о прилагательном как части речи.
2. Закрепить навыки определения разрядов прилагательных.
3.Развивать творческую активность учащихся.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки для индивидуальной работы
Тип урока совершенствования навыков и умений.
Методы: словесный, «мозговой штурм», практические.
Приемы: эвристическая беседа, наблюдение над текстом, рефлексия (итог урока, инструктаж по д/з).
I. Мотивация
II. Словарный диктант
Ход урока
Узбекский, юродивый, милостивый, стеклянный, ветреный, незлобивый, оловянный, румяный, деревянный,
безветренный, юный, свиной, таджикский.
III. Актуализация знаний
Сейчас для вас одновременно и терминологический диктант, и мозговая атака. Читаю вопросы, а вы пишите в
тетрадях только ответы.
Раздел языкознания, изучающий слова как части речи и их формы (морфология).
Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении? (определение).
Чем еще может быть прилагательное в предложении?( сказуемое).
Имена прилагательные этого разряда обозначают принадлежность предмета комулибо
(притяжательные).
другому предмету, действию, времени, месту ( относительные).
Имена прилагательные этого разряда обозначают различные качества предмета (качественные).
Прилагательные: кипуч, свеж, прекрасен употреблены в ... форме (краткой).
Имена прилагательные этого разряда называют признак предмета через отношение к какомулибо
* работа в парах на повторение теоретического материала об имени прилагательном
IV. Стадия осмысления
1. Терминологический диктант (распределить термины по темам: глагол, имя прилагательное, числительное).
Инфинитив, несовершенный, количественные, качественное, изъявительное, порядковое, относительное,
составное, сравнительная, наклонение, собирательное, превосходная, притяжательное, прошедшее.
2. Игра «Кто быстрее?»
1 – группа: Подобрать как можно больше прилагательных к данным существительным: песни, яблоко, снег, трава.
2 – группа: Поставить вопрос к прилагательным, определить их род, число.
3 – группа: Выделить окончания прилагательных.
3. От данных прилагательных образуйте прилагательные в сравнительной и превосходной степени:
Трудный
Прекрасный
Честный
Аккуратный
Близкий
Яркий
4. Спишите, дописывая окончания прилагательных. Инженерн…. гений Архимеда с особенн…. силой проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212 году. А
ведь в это время ему было уже 75 лет! Построенные Архимедом мошн… метательн… машины забрасывали
римские войска тяжел…… камнями. Думая, что они будут в безопасности у самых стен города, римляне кинулись
туда, но в это время легк…. метательн….. машины близкого действия забросали их градом ядер. Мощн…. краны
захватывали железн….. крюками корабли, поднимали их кверху, а затем бросали вниз, так что корабли
переворачивались и тонули.
5. Соедините прилагательные с существительными, обозначьте окончания прилагательных, укажите род и число.
Крупн…….ученый___________ крупн……фирма____________
крупн…….открытие____________ современн……мир__________
современн……..жизнь_________ современн…….общество________
велик……..математик__________ велик…..сила_________
велик……..дело___________ замечательн…..день________
замечательн…..дата___________ замечательн….…событие_______
особенн……..человек__________ особенн……сила_________
особенн……свойство________ мощн……..мотор_________
мощн………машина_________ мощн….орудие____________
Научн……..центр________ научн……..труды_________
знаменит……..учёный____________ знаменит…….библиотеки_______
тяжел……..труд________ тяжел……..камни_________
легк………труд________ лёгк……машины_______
железн…….крюк________
словарн… слово железн……..
крюки_________
6. Определите разряд прилагательных по значению
Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий
шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек
V. Рефлексия
• Что дал вам сегодняшний урок?
• Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
• На чём необходимо заострить внимание при подготовке к ЕНТ?
VI. Домашнее задание:
Имя прилагательное. Разряды прилагательных
Имя прилагательное. Разряды прилагательных
Имя прилагательное. Разряды прилагательных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.