Имя существительное. Повторение изученного.(3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Имя существительное. Повторение изученного. Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала. Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное» Задачи: 1) Образовательная: повторить существенные признаки имени существительного; способствовать обогащению активного словаря учащихся; 2)Развивающая: способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти; умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь; 3)Воспитательная: воспитывать внимательное отношение детей к ходу рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Иконка файла материала открытый урок.doc
КГУ «Красноярская средняя школа» УРОК    РУССКОГО    ЯЗЫКА Имя существительное. Повторение изученного. Класс: 3  Учитель: Юрченко Ольга Викторовна  Урок:  русский язык Школа: КГУ «Красноярская средняя школа» 1Класс: 3  Учитель: Юрченко Ольга Викторовна Тема: Имя существительное. Повторение изученного. Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала. Цель урока: итоговое обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя  существительное»  Задачи: 1) Образовательная:  повторить существенные признаки имени   существительного; способствовать обогащению активного словаря учащихся; 2)Развивающая:  способствовать развитию у детей орфографической   зоркости, словесно­логического мышления,  наблюдательности, памяти;   умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную  речь; 3)Воспитательная:  воспитывать внимательное отношение детей к ходу  рассуждений на уроке; воспитывать культуру общения. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы: словесные, наглядные, практические, частично­поисковый,  стимулирования и мотивации учения. Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,  парная,  групповая. Оборудование: компьютер с интерактивной доской, презентация,  раздаточный материал, оценочный лист.                                          Конспект урока I.Организационный момент 2. Самоопределение к деятельности  Прозвенел и смолк урок Начинаем наш урок Все друг к другу повернитесь Мило, дружно улыбнитесь. И садитесь по местам.  ­ Сегодня на уроке мы отправимся в страну Речь. Там живут разные части  речи. Мы отправимся в гости к одному из её жителей. Мы будем вести  дневник путешественника – это ваши тетради.  3. Чистописание – Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы. Дети. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку я вот так держу. 2Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.  Запишите в дневнике дату путешествия. (Дети записывают число)      А сейчас – чистописание. Выполнив его, отправимся в путешествие. О каком времени года это стихотворение?      Проплясали по снегам      Снежные метели      Снегири снеговикам      Песню просвистели.      У заснеженной реки      В снежном переулке      Звонко носятся коньки,      Режут лед снегурки. Какой звук чаще всего вы слышали в этом стихотворении?    С Какой он? (Согласный, глухой, твердый.) Может ли этот звук быть мягким? Какой буквой при письме обозначается? Пропишите, соединяя заглавную и строчную буквы в тетради. сСс  СсС 4.Словарная работа.  1.Синоним к слову холод ( мороз).  2. Тонкий снежный слой  на деревьях (иней). 3.Сильный ветер со снегом ( метель). 4. Верхняя одежда из меха ( шуба). 5. Без нее нельзя обойтись в игре на льду ( шайба).  6. Самое холодное время года ( зима). Самопроверка. Проверьте, как вы написали данные слова. ( слайд 1)  Отметьте результаты в листе оценивания. –Как называются слова, в которые вы вставляли буквы? (Словарные слова)  – Какой частью речи являются? (Эти слова имена существительные) 5. Работа по теме урока. «Великое количество слов в языке – сотни тысяч.  Как же разобраться и  управиться с такой армией слов? К счастью, есть у слов строгий командир –  Морфология. Подаст, к примеру, команду: «Части речи, становись!» ­ вмиг  все слова построятся в чёткие колонны. Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся, вы узнаете,  выполнив задания в парах ­ Из данных слов выпишите имена прилагательные, глаголы, местоимения  (бежит, река, мы, прекрасный, лесной, журчит, она, солнце, звери, ты).  3­Какой частью речи являются оставшиеся слова. ­Сформулируйте тему урока (Слайд 2) Чему учились, изучая имя существительное? ­Какая задача стоит перед нами? (Слайд 3) ­ Вот и добрались мы до ущелья вопросов. (Слайд 4 ) ­Кто знает лексическое значение слова «ущелье»? (Ответы детей) ­ Вот что об этом говорится в толковом словаре. Ущелье – это узкая  крутосклонная долина, промытая рекой в твёрдых коренных породах.  ­­­Преодолеть ущелье нам поможет следующее задание. Игра «Волшебный квадрат» (определить число имён существительных): ­ Поиграем в игру «Волшебный квадрат». (Слайд 5) У каждого из вас на столах лежат квадраты. В клеточках этого квадрата  вписаны имена существительные. Определите число каждого  существительного.  (Самостоятельная работа учащихся на листочках) торты музыка подарки чай столица цветы суббота книги ребята грибы яблоко человек деревни метель ­Закрасьте синим карандашом имена существительные множественного числа. (Учащиеся закрашивают синим карандашом имена существительные  множественного числа.) ­Сверьте свой рисунок с рисунком на экране. (Слайд 6) ель ножницы ­Как определить в каком числе стоит имя существительное? Дети: Если существительное обозначает один предмет, значит, оно стоит в  единственном числе, если существительное обозначает два или несколько  предметов, то оно стоит во множественном числе. Отметьте результаты в листе оценивания. Молодцы, справились с заданием,  вышли из ущелья вопросов и идём дальше. Перед нами небольшой холмик.  Прочтите его название. (Слайд 7) Дети: «Холм Выбора». в) игра «Узнай род имён существительных». ­ Чтобы по нему пройти, выполним следующее задание. Игра «Узнай род имён существительных». Разделите листочек в своих дневниках путешественника  на 3 равных столбика. Я буду диктовать слова, вы должны распределить их по родам. 4Фамилия, посёлки, имя, картофель, вагон, сёла, портфель, морковь,  туфли, ботинки, семья, плащи , города ,  расстояние, овощ., Проверим правильность выполнения по слайду. Отметьте результаты в листе оценивания.  Какого рода бывают имена существительные? Дети: Имена существительные бывают женского, мужского, среднего родов. ­ Как определить род имени существительного? Дети: Чтобы определить род имени существительного, нужно заменить его  подходящим местоимением – он – мужской род, она – женский род, оно –  средний род. Изменяются ли имена существительные по родам? Можно ли определить род  у существительных  множественного числа?     Дети: Имена существительные по родам не изменяются. 6. Физкультминутка «Одушевлённое­неодушевлённое»: Учитель: Выполнив задание, мы подошли  к Дубраве Здоровья.  (Слайд 9 ) Пришло время подышать свежим воздухом и немножко отдохнуть. Встали все около своих парт. Сейчас я буду называть вам слова. Если существительное  одушевлённое то все хлопают в ладоши 3 раза, если неодушевлённое прыгают  на двух ногах на месте 3 раза. Лейка, окно, карась, мальчик, зверь, ящик, муха, конура, коза, жук, девочка, овца, лопата, рыба, зуб, платок, кролик, доктор, учителя 7. Продолжение работы по теме урока ­ Отдохнули. Пора двигаться дальше. Впереди «Поляна падежей». (Слайд 10) д) склонение имён существительных: ­ Знаете ли вы падежи? Назовите мне их хором. (Учащиеся проговаривают хором падежи)   ­ Что такое склонение? Дети:  Изменение имён существительных по падежам называется  склонением. ­ Просклоняйте существительное погода. Выделите окончание.  (Слайд 10)   Дети: И.п. что? погода  Р.П. чего? погоды Д.п. чему? погоде В.п. что? погоду Т.п. чем? погодой П.п. о чём? о погоде  (Взаимопроверка)  Отметьте результаты в листе оценивания ­Как определить падеж имени существительного? 5Дети: Чтобы определить падеж имени существительного нужно задать к  нему вопрос. е) упражнение в определении падежей имён существительных:  ­Спишите словосочетания, которые вы видите на экране. Укажите падеж  имени существительного.  (Самостоятельная работа учащихся) На лесной полянке, сварить из малины, подъехал к заводу, подарил книгу,  переплыл через речку, сделано из дерева, стоял на вершине, пошли в  школу . ( Фронтальная проверка   ) Отметьте результаты в листе оценивания ж) игра в слова «Как сказать одним словом?»       ­Впереди ручеёк слов. (Слайд 12) ­Чтобы пройти через него нужно выполнить такое задание: « Как сказать  одним словом?» Записываем слова в строчку, указываем род имён  существительных ­ Часть суток с вечера до утра? Дети: Ночь, женский род. ­ Приспособление, с помощью которого открывают замок. Дети: Ключ, мужской род.   ­ Расскажите правило о правописании существительных с шипящей  на конце. Дети: Если существительное женского рода, то на конце после шипящих  пишется мягкий знак. Если существительное мужского рода – мягкий знак не  пишется. ­ Продолжаем писать. Друг Карлсона. Дети: Малыш, мужской род. ­ Сооружение из кирпича для отопления дома. Дети: Печь, женский род. ­ Растение на болоте. Дети: Камыш, мужской род. ­Друг всегда готов прийти на… Дети: Помощь, женский род. ­Бывает устная и письменная.  Дети: Речь, женский род. ­Суп со свёклой и другими овощами. Дети: Борщ, мужской род. ­Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. Дети: Ёж, мужской род. 6­ Небольшой грызун с острой мордочкой. Дети: Мышь, женский род.  Молодцы, ребята!  Отметьте результаты в листе оценивания ­Перед нами « Водопад заданий»(Слайд12) У вас на столах лежат карточки со словами. Прочитайте их , поднимите руки  у кого имена существительные единственного числа, поднимите руки у кого  имена существительные множественного числа. (1 группа ед. число,2 группа – мн. число). А) Имя существительное отвечает на вопросы кто? Что? Б) Имя существительное в предложении является сказуемым. В) Имя существительное изменяется по числам. Г) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.  ­ Найдите где ложь, а где ­ правда. Докажите. Давайте проведем небольшое исследование и проверим правильность наших  суждений и посчитаем все слова и имена существительные.  (каждая группа  выбирает карточку с текстом)   Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени. Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. Качая клювом и хвостом, Будильник ходит под окном. На лапах – шпоры, сам – с вершок,  А на макушке – гребешок.  Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. 8. Подведение итогов  ­В какой стране мы побывали? 7А теперь я предлагаю каждой группе составить кластер по теме «Имя  существительное» 9.Рефлексия. Заканчивается наше путешествие в страну Речь. В путь! Домой!      Садитесь поудобнее,      Ведь к концу подходит наш урок.      Чтобы закончить наше путешествие,      Надо подвести итог. Над какой темой мы работали? Что мы повторили об имени существительном? Что вам особенно понравилось?      Мы прощаемся с Именем существительным и страной Речь. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране и познакомитесь с другими её  жителями.      А сейчас мы должны определить знатоков темы «Имя существительное». Посчитайте баллы по вашим листам оценивания. Поднимите руки у кого16   баллов эти ребята получают оценку 5, у кого от 10до 15 – оценку 4, менее 9  получают оценку 3.      Ребята, у каждого из вас на парте лежат картинки  с изображением лиц.  Если вам понравился наш урок, то покажите улыбающееся лицо, а если вам  было грустно, неинтересно, то покажите невеселое лицо.                          10. Домашнее задание. Сделать лэпбук по теме «Имя существительное»             ­ Всем спасибо. Урок окончен. ­ 8