"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)
Оценка 4.6

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
25.02.2019
"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)
"Имя твоё - птица в руке" - урок в 11 классе, посвященный любви великой поэтессы. Урок представляет собой реализацию знаний не только в исследовательской, но и игровой форме. Разработка будет полезна учителям-филологам на уроках литературы. Материал познавателен тем, что учащиеся смогут проявить себя на разных этапах групповой работы, чтобы придти с учителем к успешной рефлексии.
открытый урок Цветаева 11 кл.docx
Открытый урок  по творчеству Марины Цветаевой 11 класс  «Имя твоё ­ птица в руке» Я счастлива жить образцово и просто: Как солнце — как маятник — как календарь.  (М. И. Цветаева) Цель:  1.Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством  М.А.Цветаевой.  Задачи: 1.Исследовать   любовную   поэзию   М.Цветаевой   для   раскрытия   внутренних переживаний поэта; 2. Активизировать мыслительную деятельность учащихся; 3. Прививать интерес к личности поэтессы, её творчеству; 4. Развить навыки выразительного чтения. Оборудование:  Плакат   поэта,   фотографии   из   семейного   альбома   Марины Цветаевой, презентация, видеослайды. Методы   и   приемы:  информационный,   иллюстративный,   творческий, выразительное чтение, беседа, слушание. Форма урока: групповая работа (исследование). Ход урока: 1.Организационный момент. (Приветствие учащихся, гостей). 2.Вступительное слово учителя. (Музыкальное исполнение учителем на гитаре отрывка стихотворения «Мне нравится…»):  Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной Распущенной­и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Слово учителя: Ребята, сегодня на уроке мы с вами попадем в удивительный мир творчества Марины Цветаевой, яркой, самобытной, неповторимой личности. Конкретно же, рассмотрим любовную лирику. Читая стихи Цветаевой, постараемся не только правильно   понять   все   слова,   которые   за   ними   стоят,   но   и   попытаемся проникнуть в страстную и чудесную душу поэта. Урок наш посвящен, как уже проговаривалось,   любовной   лирике   поэта,   именно   «поэта»,   потому   что   сама Цветаева не одобряла слово «поэтесса» и просила называть её «поэт». Ребята, скажите, как вы понимаете слово «ЛЮБОВЬ»? Учитель:  Попробуйте   высказать   свои   мнения.   Кроме   того,   сформулировать свои мысли вам также поможет точка зрения психологов (учащиеся отвечают на вопрос). Ответы учащихся:  1.Любовь   ­   это   безболезненная   привычка,   потребность   человека   чувствовать себя любимым, дарить эти прекрасные эмоции другим, быть счастливым. 2.Психологи утверждают, что настоящая любовь похожа на любовь к ребенку, показатель чистой души, самоотдача до конца, забота и отречение, это нельзя понять головой, только ощущается сердцем. 3.Любовь  –  понятие  объективное,  для  одного любить – дарить подарки,  для другого – сочувствовать и сопереживать. 4.Любовь­это смысл нашей жизни. Без нее человек не полностью раскрывает свою душу. Учитель: Молодцы! На мой взгляд, любовь ­ это чувство, созревшее из глубины души и питавшее человеческое сердце. Хочется сказать, что искренне любить человека способен только тот, кто связан с этим человеком общими интересами, мыслями, взглядами и, конечно же, чувствами. Учитель:  М.Цветаева   относилась   к   поэзии   Серебряного   века.   Все   её последователи, друзья и знакомые восхищались ею как личностью и как автором произведений. Так что же представляет собой имя ­ Марина Цветаева? Себя М.Цветаева охарактеризовала так: «Кто создан из камня, кто создан из глины,­ А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я ­ бренная пена морская ». Учитель:  Эпитет  «пена   морская»  словно   подчеркивает   несокрушимость   и передает ощущение вечной жизни. Попробуем охарактеризовать её несколько иначе. Смотря на портрет, попытайтесь обнаружить и внутренние и внешние черты. Ответы учащихся:  1.Поэту   дано   краткое   время   цветения,   жизни,   трагически   мгновенное, быстротечное, но оригинальное и яркое; 2.Она могущественная, всесильная, властная, гордая, одинокая, «одна из всех, одна на всех, одна противу всех», необычная, избранница Бога; 3.Она ветер, стихия, свобода, сверкание таланта, страсть, полёт, ритм; 4.Зеленоглазая  гениальная поэтесса  Марина  Цветаева  всю жизнь гордилась  и подчеркивала   «морское»   происхождение   своего   имени,   ощущала   себя безгранично   принадлежащей   морской   стихии.   Многие   мгновения   детства   и юности Марины Цветаевой дышали морем. Именно на море, в Коктебеле, в доме Максимилиана Волошина, произошла ее встреча с мужем Сергеем Эфроном. Учитель:  Верно. Именно Сергей Эфрон, с которым она познакомилась в 1911 году, являлся единственной любовью Марины Цветаевой.  Учащийся: зачитывает стих­е, посвященное Эфрону:  Я с вызовом ношу его кольцо Да, в вечности жена, не на бумаге!­ Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге… Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно­великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови …В его лице я рыцарству верна, Всем тем, кто жил и умирал без страху! ­ Такие ­ в роковые времена ­ Слагают стансы­ и идут на плаху. 3 июня 1914 Учитель:  Обратимся   к   тексту.   Нами   заранее   было   выбрано   стихотворение поэта. Каждая группа работает с этим стихотворением (учащиеся озвучивают название). Я тебя отвоюю у всех земель. Учитель: Ребята, давайте теперь обратимся к анализу стихотворения, а чтобы это сделать, прошу Вас перечитать стих­е еще раз. Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого что я тебе спою — как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, Я ключи закину и псов прогоню с крыльца — Оттого что в земной ночи я вернее пса. Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи! — У того, с которым Иаков стоял в ночи. Но пока тебе не скрещу на груди персты — О проклятие! — у тебя остаешься — ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир, — Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир! Учитель:  Каждая   группа   прокомментирует   всё,   что   возможно   найти   в  этом стих­и. Вопросы и ответы: 1.Когда же было написано стих­е и по какому случаю? (Произведение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…», написанное в августе 1916 года, — продолжение этого своеобразного диалога. Образ мужчины в стихотворении — явная отсылка к лирическому «я» Блока и его Дон Жуану); 2.Какова тема?  («Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» — одно из самых   известных   стихотворений   Цветаевой,   посвященных   любви.   В   нем поэтесса описала мощную лавину чувств — безграничную, способную снести все на своем пути); 3.Какую идею хотел передать автор?       (Автор хотела передать идею о том, что ничего не подвластно чувствам и что ради любви можно пойти на всё); 4.Теперь   обратимся   к   лирическому   герою.   Как   вы   думаете,   каков   он,   что чувствует?   Какие   затронуты   переживания?   Эмоции?  (Кому­то   покажется, что лирическая героиня произведения ведет себя слишком смело, чересчур по­мужски. Мол, не женское это дело, так открыто признаваться в любви. Подобное мнение ошибочно. В лирике Марины Ивановны нашла выражение натура   на   сто   процентов   женская,   просто   не   такая,   как,   например,   у Ахматовой.   Переживаний   здесь   нет,   скорее   смелость   и   желание.   В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» ключевое слово – «отвоюю». Глагол употреблен в форме будущего времени, но опирается в своих аргументах на уверенность настоящего («Я тебя отвоюю … оттого что   я   на   земле   стою…),   это   тоже   придает   читателю   некие   эмоции смелости поэтессы); 5.Художественные   средства   выразительности  (Анафора  ­   я   тебя   отвоюю   у всех, оттого.  Метафоры:  лес ­ колыбель, лес ­ могила, стою лишь одной ногой, мир ­ колыбель, мир ­ могила.  Перифразы:  все времена (Вечность) , тот,  с   которым   Иаков  стоял  в  ночи  (Бог)  ,  скрестить  на  груди  персты (смерть,   руки  крестом   складывают   мертвым)   ,   два  крыла,   нацеленные   в эфир (ангел). Метонимия ­ у знамен, у мечей (у армии, у стражей, у полков). Риторические восклицания: И в последнем споре возьму тебя ­ замолчи! ; О проклятие! ; Оттого, что мир ­ твоя колыбель, и могила ­ мир!); 6.   Композиция (структура стихотворение и размер)  так,   что   каждая   его   строфа   представляет   собой   ярко   выраженный,  ­ (Стихотворение строится   семантически   наполненный   элемент,   иными   словами,   каждая   строфа   – непрерывное   синтаксическое   и   интонационное   целое.   Написано   оно трехсложным размером,  анапестом, ударением на третий слог); 7.   Какое   сложилось   впечатление   (высказать   свое   мнение   о   стих­и   какое   оно    (Стихотворение имеет   значение   для   истории   русской   литературы).  ­   Цветаевой   стало   символом   безграничной   женской   любви,   сметающей   на своем пути все преграды и законы. Немногим поэтессам удавалось в такой же   степени   выразить   свои   чувства   и   поколебать   нерушимое   господство мужской   любовной   лирики.   Оно   по   праву   может   считаться   лучшим   и самым красивым стихотворением). Учитель: Подведем итог. Мы поняли, что стихотворение относится к любовной теме и имеет отношение к самой Марине Цветаевой. Учитель:  Мы с вами проанализировали стихотворение. Давайте активизируем полученные навыки и попробуем составить план анализа, который в дальнейшем поможет нам анализировать поэтические произведения. ЗАПИШЕМ! Первый пункт ­ Несколько слов об авторе этого стихотворения; Второй   пункт  ­   История   создания   стихотворения   (кому   посвящено   стих­е, когда оно было создано); Третий пункт ­ Основная тема и идея (о чем стих­е); Четвертый пункт ­ Лирический герой (чей образ описывает автор, или это сам автор стих­я); Пятый   пункт  ­   Художественные   средства   выразительности   (эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.); Шестой пункт ­ Композиция (структура стихотворение и размер); Седьмой пункт ­ Какое сложилось впечатление (высказать свое мнение о стих­и какое оно имеет значение для истории русской литературы). Учитель: Настал момент перейти к другой форме работы, а именно, игровой Конкурс­игра ­ БУРИМЕ (время  4 минуты) Буриме   (фр.   bouts­rimes   ­  «рифмованные   концы»)   ­   литературная   игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё   и   на   заданную   тему.   Буриме   появились   в  XVII  веке   (изобретатель   ­ малоизвестный   французский   поэт   Дело).     Так,   на   слайде   представлено   по одному   четверостишью.   Необходимо   продолжить   строчки   тем   же четверостишием.   Группы   набирают   очки   и   по   окончании   определяется победитель (демонстрируются стих­я): Снова стрелки обежали целый круг: Для кого­то много счастья позади. Подымается с мольбою сколько рук! Сколько писем прижимается к груди! Где­то кормчий наклоняется к рулю, Кто­то бредит о короне и жезле, Чьи­то губы прошептали: не люблю, Чьи­то локоны запутались в петле. Где­то свищут, где­то рыщут по кустам, Где­то пленнику приснились палачи, Там, в ночи, кого­то душат, там Зажигаются кому­то три свечи. Там, над капищем безумья и грехов, Собирается великая гроза, И над томиком излюбленных стихов Чьи­то юные печалятся глаза. Конкурс  «Расположи строчки в правильной последовательности» (3 минуты) В   этом   конкурсе   необходимо   правильно   «собрать»   перемешанные   строчки стихотворения, для того, чтобы получился авторский текст. Правильные ответы мы проверим на слайде. Первое стих­е: Что ты любовь моя — Пора бы знать. Приди в полночный час, Скажи, как звать. Приди в полночный час, В полночный бой. Спит матушка с отцом, Мне спать — с тобой. Рукою стукни в дверь! На этот стук Спросонья скажет мать: — Еловый сук! И в горенку скорей! Скорей в постель! Тебя теснее обовью, Чем плющ и хмель. Многим известно, что существует множество романсов на стихи Цветаевой, но, немногие   знают,   что   они   встречаются   и   встречались   в   русских   и   советских фильмах. Например, романс «Мне нравится, что вы больны не мной» из фильма «Ирония судьбы, или с легким паром!», а также в фильме «Жестокий романс», где Лариса Огудалова исполняла романс «Под лаской плюшевого пледа…» ВИДЕОФРАГМЕНТ (40 секунда) «Актерское чтение стихотворения»  Один   учащихся   зачитывает   подготовленное   стихотворение   и   демонстрируют навыки выразительного чтения на публику под живую музыку (гитара). Ночи без любимого — и ночи С нелюбимым, и большие звезды Над горячей головой, и руки, Простирающиеся к Тому — Кто от века не был — и не будет, Кто не может быть — и должен быть. И слеза ребенка по герою, И слеза героя по ребенку, И большие каменные горы На груди того, кто должен — вниз… Знаю всё, что было, всё, что будет, Знаю всю глухонемую тайну, Что на темном, на косноязычном Языке людском зовется — Жизнь. Рефлексия:  Ребята,   сегодня   мы   с   вами   послушали   выразительное   чтение, анализировали   стих­я,   поиграли   и   насладились   приятной   атмосферой   поэзии Марины Цветаевой. Давайте попробуем подвести итог. Но, сперва я бы хотела упомянуть название нашего открытого урока: «Имя твоё ­ птица в руке». Как Вы   думаете,   откуда   возможно   это   название?   (учащиеся   отвечают,   что   это название   стих­я).   Верно!   Это   название   известного   стихотворения   Марины Цветаевой, которое пропитано нежностью, уважением и дружеской любовью к поэту А.Блоку: Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке. Одно­единственное движенье губ. Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток… С именем твоим — сон глубок. Подготовить отзыв на одно из стихотворений М.Цветаевой на тему любви. Домашнее задание

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)

"Имя твоё - птица в руке" (урок в 11 классе по любовной лирике М.Цветаевой)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019