Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т.д. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения, воспитания и управления мы должны учитывать прежде всего индивидуальность и неповторимость каждого человека.
В современном начальном образовании происходят глобальные изменения. Начальная школа переходит от педагогики «знаний, умений и навыков» к педагогике «развития личности ребенка».
Главной целью начального образования сегодня становится обеспечение целостного развития личности учащегося. И оно призвано обеспечить выполнение следующих основных целей:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Как сохранить и поддержать индивидуальность ученика начальных классов в учебной деятельности? Как повысить познавательный интерес к учебе младшего школьника? Как добиться повышения результативности урока, при разных способностях учеников?
Естественно, нас, учителей, волнуют вопросы, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному и слабому) почувствовать себя в ситуации успех.
Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием.
Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.
В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.
Индивидуализация обучения строится с учетом индивидуально-психологических особенностей учеников.
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по всем учебным программам и предполагает умелое сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Цель индивидуального подхода в обучении – подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь.
Задача учителя – увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить её, обеспечить ей максимальное развитие.
Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения:
1. Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия "внутренняя дифференциация" и "индивидуализация" по существу тождественны.
2. Использование дифференциации в процессе обучения создаёт возможности для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации учения; формируют прогрессивные педагогические мышления.
3. Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учёт психологических особенностей учащихся.
4. Основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
5. Реализуя индивидуализированный и дифференцированный
подход в обучении, учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим
требованиям:
· быть единой для всех групп учащихся;
· показывать динамику перехода ученика из одной группы в другую,
т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его;
· наглядно представлять возможности коллективной работы с
различными группами учащихся;
· представлять возможность выбрать систему работы с каждой из
групп учащихся.
Подводя
итог, сказанному, можно сделать следующие выводы:
1) обучение применительно к каждому отдельному ученику может
быть развивающим лишь в том случае, если оно будет соответствовать уровню
развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной
работы);
2) объективное выявление исходного уровня развития у каждого
ученика - необходимое условие работы;
3) развитие умственных способностей предполагает специальные
средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной
трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на дифференциацию и индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны.
Для
организации дифференцированной работы с первого года обучения психологом
проводится исследование готовности к обучению детей 6-7 лет по следующим
параметрам:
· внимание
· произвольность
· работоспособность
· логическое мышление
· способность к самоконтролю
· познавательная мотивация
· речевое развитие
· развитие мелкой моторики
Индивидуальный
подход включает в себя следующие
элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически
повторяющийся на новом уровне:
· систематическое изучение каждого ученика;
· постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым
учеником;
· выбор и применение наиболее эффективных средств
индивидуального подхода к ученику;
· фиксация и анализ полученных результатов;
· постановка новых педагогических задач.
Конструкция урока: первая часть – обучение всех, вторая часть – два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с учениками.
Модель урока
Учитель обучает всех учащихся |
|
Учитель работает индивидуально |
Учащиеся работают самостоятельно |
В этой модели учитель часть времени работает со всеми учащимися класса, обучает их. Остальное время, используется для самостоятельной работы учащихся, при которой не только наблюдает за работой, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Как видно, главное внимание должно быть уделено полной занятости учащихся на уроке: они работают или совместно с учителем, слушая его объяснения, инструкции, наблюдают, анализируют, одновременно тренируются, или самостоятельно в парах, или индивидуально.
Как же научить учащихся работать самостоятельно на уроке? Необходимо регулярно во время совместной работы учителя со всеми учащимися класса обучать их приёмам самостоятельной работы: взаимоконтролю, взаимообучению, взаимооценке, самоконтролю и самооценке. Введение самооценки (рефлексии) обусловлено её важностью с точки зрения построения личностно – ориентированного учебного занятия, поскольку она является одним из важнейших механизмов саморазвития личности.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, Для этого наши учителя используют шкалы для самооценки, таблицы, карточки со знаками "+" и "-". Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.
Какой главный вопрос должна решить индивидуализация образовательного процесса?
· обеспечить успешность каждого
· раскрыть возможность каждого
· сохранить психологическое здоровье
· обеспечить комфортность
· достижение результата
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра:
* помогает снять чувство
усталости;
* раскрывает способности детей, их индивидуальность;
* усиливает непроизвольное запоминание.
Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: "Хлопки”, "Твердый - мягкий”, "Идем на День рождения”. Для уроков математики - игры на отработку состава числа "Домики”, "Собери елочку” и др.
Работа с тренажерами
На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами. Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков.Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:
*во время устного счета (на
уроках математики);
*при закреплении нового материала;
* при поведении самостоятельной, проверочной работы.
Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов в специальной " Таблице успехов”. Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается.
Групповая работа
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
* полное внимание к
однокласснику;
* серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
* терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища,
т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима». Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Работа в парах
Работу в парах использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в
практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных
технологий.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного
качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
* переход от
объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
* активизиция познавательной сферы обучающихся;
* повышение положительной мотивации обучения;
* использование как средства самообразования;
* повышение уровня знаний;
* осуществление проектной деятельности младших школьников.
Использование
ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным
исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3
часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если
ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. С уверенностью
могу сказать, что их использование в начальных классах делает урок более
интересным, увлекательным, понятным для всех.
При размещении в классе мультимедийного проектора появилась возможность
проведения фронтальной работы. Это и устный счёт на уроках математики,
орфографическая минутка и словарная работа на уроках русского языка.
Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Готовясь к урокам окружающего мира, создаю свои презентации, которые позволяют мне показать детям животный и растительный мир нашей Родины, как жили наши предки – славяне, портрет любой исторической Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно
широк.
Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить
заповедь: "Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе,
прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы
обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать
психическому развитию ребенка.
ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Таким образом, включение в урок приемов,
которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей
бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная
умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей
включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям
нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру,
самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами начального общего образования младший школьник
сможет быть прежде всего социально компетентен.
Применение на уроке методов и приёмов проблемного обучения и создание проблемных ситуаций повышают познавательную активность учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.
Эффективный урок – это такой урок, когда удаётся вовлечь всех учащихся в работу: и сильный, и слабый ученик находит себе на уроке посильную ему работу, а по итогам урока показывают хорошие знания. Конечно, после такого урока я получаю большую радость и стимул к дальнейшей такой же плодотворной деятельности, а детям, несомненно, захочется ещё раз побывать на таких уроках, появится стимул к учению.
Использую на уроках разнообразный дидактический материал, наглядные средства обучения: опорные схемы и таблицы, сюжетные картинки, памятки, тесты для диагностики.
Вывод: Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется сказать, что результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма и творчества учителя. И от нас с вами зависит, каким быть уроку, и будет ли этот урок стимулом к успеху.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.