Индивидуализация процесса обучения иностранного языка
Оценка 4.9

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
английский язык
10 кл—11 кл +1
03.09.2019
Индивидуализация процесса обучения иностранного языка
Индивидуализация обучения в настоящее время становиться все более популярной, так как современное поколение стремиться получить качественно иной образовательный материал. Более тесное взаимодействие преподавателя и ученика дает возможность повысить уровень знаний ученика, а также позволяет учителю повысить свой квалификационный уровень, изучая индивидуальные и психологические особенности ученика.
публикация.docx
УДК Е.Р. Плотникова ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Человек,   который   получает   знания   в   любом   образовательном учреждении, является обучающимся. В этом понимании подчеркивается то, что   при   обучении   он   прибегает   к   помощи   других   (учителя,   репетитора, соучеников), и является активным субъектом образовательного процесса. Также, следует отметить, что бы процесс обучения действительно был результативным, необходимо обратить внимание, на тот факт, что каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями, как личностными так и деятельностными. Очень важно обращать внимание на самого ученика, так   можно   обеспечить     для   него   интересное,   познавательное   и результативное обучение.  Итак, индивидуализация обучения в настоящее время становиться все более   популярной,   так   как   современное   поколение   стремиться   получить качественно иной образовательный материал. Более тесное взаимодействие между учителем и учеником делает возможным повысить уровень знаний обучаемого,   а   также   позволяет   преподавателю   повысить   свою квалификацию, изучая психологические и индивидуальные особенности его подопечного.  Ведь   уровень   развития   ребенка   обусловлен   не   только   деятельностью преподавателя, но и его познавательными возможностями и способностями, которые зависят от многих факторов, в том числе и особенности памяти, восприятия, мыслительной деятельности, а также физическим развитием. Исходя   из   этого,   можно   сделать   вывод,  что   перед   учителем   стоит задача   –   создать   такие   условия,   при   которых   появилась   возможность использовать   потенциал   каждого   ребенка   при   классно­урочной   форме обучения.  Тот   факт,   что   руководство   деятельностью   учащихся   должно происходить с учетом особенностей каждого из них, говорит о том, что вся учебная   система   своим   содержанием,   организацией   и   методикой   должна обеспечивать индивидуализацию в получении знаний. Решение этой задачи связано с реализацией индивидуального подхода к ученикам. Индивидуализацию обучения рассматривают с самых разных сторон, от   учета   индивидуальных   особенностей   ученика   на   конкретной   ступени педагогического процесса и развития его индивидуальных способностей и возможностей [1, с. 123] до построения всего образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ [5, с. 8]. Для   того   чтобы   дать   характеристику   центрального   понятия индивидуализации   обучения,   рассмотрим   его   трактовку   представленную учеными, философами, лингвистами и психологами. Например   по   мнению   немецкого   философа,   психолога   и   педагога Иоганна   Фридриха   Гербарта,   ребенок   в   процессе   учения   является наполняемым «сосудом»: важно, чтобы деятельность педагога и подаваемый материал     соответствовали     свойствам       и     конфигурациям       сосуда. Каждый   человек   есть   отличие   от   других,   то   есть   обладает фундаментальным свойством – индивидуальностью [2, с. 33]. Автор работ по педагогике И.Д. Бутузов отмечал не только важность индивидуализации   обучения,   но   необходимость   в   дифференцированном подходе. Наряду с необходимостью изучения индивидуальных особенностей учащихся подчеркивал такую характерную    сторону  его  осуществления, как  разделение  учащихся  на группы по индивидуально­психологическим качествам. С   дидактической   точки   зрения,   дифференциация   обучения   − личностно­ориентированная   система   обучения   на   принципиально   новой мотивационной основе. По мнению автора, с точки зрения дидактического соотношения,   следует   понимать,   что   индивидуализация   обучения   ­   это принцип   процесса   образования,   а   дифференцированное   обучение   это конкретная форма организации обучения [1, с. 17]. Наконец   М.А.   Данилов   и   М.Н.   Скаткин   под   индивидуализацией обучения   понимают   систему   управления   учебно­познавательной деятельностью   учащихся   с   учетом   индивидуальных   психологических особенностей каждого ученика. При этом индивидуализированное обучение они рассматривают как один из видов дифференцированного обучения [45, с.11­15]. Данилов Д.А., рассматривая индивидуальный подход к учащимся, говорит, что  его  суть  заключается  в том,  чтобы «точно  знать  сильные  и слабые   стороны   развивающегося   школьника   и   создавать   условия, благоприятные   всестороннему   развитию   тех   слабых   сторон,   которые мешают ему успешно учиться»[2, с.15]. Итак,   приведем   определение   двух   важных   понятий,   таких   как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения»: Индивидуальный   подход  ­   это   [4,   с.   92]:   1)   принцип   педагогики исходя   из   которого   в   процессе   учебно­воспитательной   деятельности учитель   взаимодействует   с   отдельными   учащимися   по   индивидуальной модели   и   учитывает   их   личностные   особенности;   2)   ориентирование   на индивидуальные   особенности   в   общении   с     ребенком;   3)   учет индивидуальных   особенностей   ребенка   в   процессе   обучения;   4)   создание психолого­педагогических условий не только для развития всех обучаемых, но и для развития каждого ребенка в отдельности. Индивидуализация обучения ­ это [4, с. 92]: 1) организация учебного процесса, при котором осуществляется выбор приемов, способов,   темпа обучения   определяется   индивидуальными   особенностями   учащихся;   2) различные и организационно­управленческие   мероприятия,   которые   обеспечивают индивидуальный подход. психолого­педагогические     учебно­методические,   С   этих   позиций   «технология   индивидуализированного   обучения   ­ такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными» [4, с.92]. Итак,  для   организации   учебной   деятельности   с  целью   индивидуализации, сначала рассмотрим основные формы обучения. Ими является   урок  или занятие.   В   нем   отражаются   преимущества   групповой   организации обучения, которая при массовости охвата обучающихся делает возможной организационную   четкость   и   непрерывность   учебную   работу.   Она экономически   выгодна,   особенно   по   сравнению   с   индивидуальным обучением.   Классно­урочная   и   лекционно­семинарская   системы   обучения предполагают   тесную   связь   обязательной   учебной   и   внеучебной (внеурочной)   работы.   Наконец,   главным   ее   преимуществом   является возможность   в   рамках   занятия   органично   соединить  фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Фронтальная   работа  не   рассчитана   на   учет   их   индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие ­ изнывают от скуки. При  групповых   формах  обучения   учитель   управляет   учебно­ познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их подразделяют на звеньевые,   бригадные,   кооперированно­групповые   и   дифференцированно­ групповые.  Здесь   важное   место   для   индивидуализации   обучения   занимает дифференцированно­групповая форма при которой как постоянные, так и временные   группы   объединяют   учащихся   с   одинаковыми   учебными возможностями.  При индивидуальном обучение учащихся не предполагается контакта с   другими   учениками.   Оно   представляет   собой   нечто   иное,   как самостоятельное   выполнение   одинаковых   заданий     для   всего   класса   или группы. Но если ученик самостоятельно выполняет задание, полученное от учителя   с   учетом   его   индивидуальных   учебных   возможностей,   то   такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.  В том случае, когда учитель на уроке уделяет внимание некоторым ученикам, в то время   как   другие   работают   самостоятельно,   то   такую   форму   обучения можно назвать индивидуализированно­групповой. Таким  образом, в  условиях  группового  обучения  индивидуализация может быть осуществлена в форме индивидуализированной педагогической помощи, при которой учитель предлагает учащимся разнообразные заданий и возможность выбора содержания, вида упражнения и уровня проработки задания,   как   организация   познавательной   деятельности   учащихся   в собственном темпе. Так например, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, можно разделить их на четыре группы, в соответствии с типом психических функций, ибо именно они определяются познавательными особенностями. В основе разделения лежит классификация К.Г. Юнга (логик, этик, сенсорик и интуит). Анализ специфики типов, выделенных Юнгом показывает, что каждый из   четырех   типов   личности   (логик,   этик,   сенсорик   и   интуит)   склонен использовать   в   познавательной   деятельности   определенный   набор перцептивных и мыслительных операций, характерный для его типа. Этим и будет     обусловлен   выбор   содержания,   вида   упражнения   и   уровня проработки обучаемого. Таким образом, для  логика  процесс обучения будет успешным, если на   этапе   восприятия   будут   решаться   такие   задачи,   как   активная ориентировка; на этапе осмысления ­ такие задачи, как выделение главного, анализ,   абстрагирование;   на   этапе   закрепления   ­   такие   задачи,   как организация, упорядочивание материала.  Для  этика  ближе, по его когнитивным особенностям, такие задачи, как активная ориентировка, догадка на этапе восприятия; доказательство на этапе   осмысления;   нахождение   подтверждения,   новых   связей   на   этапе закрепления.  Для  интуитивиста,  на этапе восприятия легче решать такие задачи, как нахождение новых связей, уточнение и расширение представления; на этапе   осмысления   ­   определение   новых   возможностей,   выделение   новых существенных обстоятельств; на этапе закрепления ­ ориентировка в новых действиях.  Для  сенсорика  усвоение материала будет более успешным, если на этапе восприятия будут решаться задачи на мобилизацию прошлого опыта, на осмысление противоречий; на этапе осмысления ­ задачи на сбор фактов, на определение существенного от несущественного; на этапе закрепления ­ задачи на установку связи с ранее изученным. Подводя итог, можно сделать вывод, что в процессе обучения учебные задачи должны соотноситься с когнитивными особенностями учащихся на каждом   этапе   усвоения,   что   позволит   индивидуализировать   процесс обучения в целях повышения его качества. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: ­ следует   разделять   понятия   «индивидуализация   обучения»   и «дифференциация   обучения»,   где   дифференциация   является   способом организации   образовательного   процесса   на   уровне   разнообразия образовательных   учреждений   и   программ,   видов   и   сроков   обучения,   а индивидуализация   ­   принципом   обучения,   ориентированным   на   учет   и развитие   индивидуальных   особенностей   личности   и   воплощающимся   в соответствующей организации учебной деятельности обучающихся; ­ принцип  индивидуализации   может  применяться  не только  в рамках индивидуального   занятия   (учитель­ученик),   но   и   при   фронтальном   и групповом   обучении,   где   эти   три   разновидности   обучения   являются компонентами одной целостной формы обучения ­ урока (занятия); ­ так как урок складывается из определенных звеньев, этапов, то он может   быть   разбит   с   учетом   этапов   познавательной   деятельности: ознакомление, осмысление и закрепление; принцип индивидуализации обучения может применяться на каждом ­ этапе познавательной деятельности. Список использованной литературы 1 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно­воспитательного процесса. ­ М­: Просвещение, 1982. 2 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 3 Данилов   М.А.,   Скаткин   М.Н.   Дидактика   средней   школы.   ­   М.: Просвещение, 1975. 4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 5 Хуторской А.В. Современная дидактика СПб: ПИТЕР, 2001. 6 Шиянов  Е.Н.,   Котова   И.   Б.   Развитие   личности   в   обучении:   Учеб. пособие   для   студ.   пед.   вузов.   М.:   Издательский   центр   «Академия», 1999. 7 Юнг К.Г. Психологические типы. M., 1924.

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

Индивидуализация процесса обучения иностранного языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019