Индивидуализация обучения в настоящее время становиться все более популярной, так как современное поколение стремиться получить качественно иной образовательный материал. Более тесное взаимодействие преподавателя и ученика дает возможность повысить уровень знаний ученика, а также позволяет учителю повысить свой квалификационный уровень, изучая индивидуальные и психологические особенности ученика.
УДК
Е.Р. Плотникова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Человек, который получает знания в любом образовательном
учреждении, является обучающимся. В этом понимании подчеркивается то,
что при обучении он прибегает к помощи других (учителя, репетитора,
соучеников), и является активным субъектом образовательного процесса.
Также, следует отметить, что бы процесс обучения действительно был
результативным, необходимо обратить внимание, на тот факт, что каждый
обучающийся обладает индивидуальными особенностями, как личностными
так и деятельностными. Очень важно обращать внимание на самого ученика,
так можно обеспечить
для него интересное, познавательное и
результативное обучение.
Итак, индивидуализация обучения в настоящее время становиться все
более популярной, так как современное поколение стремиться получить
качественно иной образовательный материал. Более тесное взаимодействие
между учителем и учеником делает возможным повысить уровень знаний
обучаемого,
а также позволяет преподавателю повысить свою
квалификацию, изучая психологические и индивидуальные особенности его
подопечного.
Ведь уровень развития ребенка обусловлен не только деятельностью
преподавателя, но и его познавательными возможностями и способностями,
которые зависят от многих факторов, в том числе и особенности памяти,
восприятия, мыслительной деятельности, а также физическим развитием.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что перед учителем стоит
задача – создать такие условия, при которых появилась возможность
использовать потенциал каждого ребенка при классноурочной форме
обучения.
Тот факт, что руководство деятельностью учащихся должно
происходить с учетом особенностей каждого из них, говорит о том, что вся
учебная система своим содержанием, организацией и методикой должна
обеспечивать индивидуализацию в получении знаний.Решение этой задачи связано с реализацией индивидуального подхода
к ученикам.
Индивидуализацию обучения рассматривают с самых разных сторон,
от учета индивидуальных особенностей ученика на конкретной ступени
педагогического процесса и развития его индивидуальных способностей и
возможностей [1, с. 123] до построения всего образовательного процесса на
основе индивидуальных образовательных программ [5, с. 8].
Для того чтобы дать характеристику центрального понятия
индивидуализации обучения, рассмотрим его трактовку представленную
учеными, философами, лингвистами и психологами.
Например по мнению немецкого философа, психолога и педагога
Иоганна Фридриха Гербарта, ребенок в процессе учения является
наполняемым «сосудом»: важно, чтобы деятельность педагога и подаваемый
материал соответствовали свойствам и конфигурациям сосуда.
Каждый человек есть отличие от других, то есть обладает
фундаментальным свойством – индивидуальностью [2, с. 33].
Автор работ по педагогике И.Д. Бутузов отмечал не только важность
индивидуализации обучения, но необходимость в дифференцированном
подходе. Наряду с необходимостью изучения индивидуальных особенностей
учащихся подчеркивал такую характерную сторону его осуществления,
как разделение учащихся на группы по индивидуальнопсихологическим
качествам.С дидактической точки зрения, дифференциация обучения −
личностноориентированная система обучения на принципиально новой
мотивационной основе. По мнению автора, с точки зрения дидактического
соотношения, следует понимать, что индивидуализация обучения это
принцип процесса образования, а дифференцированное обучение это
конкретная форма организации обучения [1, с. 17].
Наконец М.А. Данилов и М.Н. Скаткин под индивидуализацией
обучения понимают систему управления учебнопознавательной
деятельностью учащихся с учетом индивидуальных психологических
особенностей каждого ученика. При этом индивидуализированное обучение
они рассматривают как один из видов дифференцированного обучения [45,
с.1115]. Данилов Д.А., рассматривая индивидуальный подход к учащимся,
говорит, что его суть заключается в том, чтобы «точно знать сильные и
слабые стороны развивающегося школьника и создавать условия,
благоприятные всестороннему развитию тех слабых сторон, которые
мешают ему успешно учиться»[2, с.15].
Итак, приведем определение двух важных понятий, таких как
«индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения»:
Индивидуальный подход это [4, с. 92]: 1) принцип педагогики
исходя из которого в процессе учебновоспитательной деятельности
учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной
модели и учитывает их личностные особенности; 2) ориентирование на
индивидуальные особенности в общении с
ребенком; 3) учет
индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание
психологопедагогических условий не только для развития всех обучаемых,
но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения это [4, с. 92]: 1) организация учебного
процесса, при котором осуществляется выбор приемов, способов, темпа
обучения определяется индивидуальными особенностями учащихся; 2)
различные
и
организационноуправленческие мероприятия,
которые обеспечивают
индивидуальный подход.
психологопедагогические
учебнометодические,
С этих позиций «технология индивидуализированного обучения
такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход
и индивидуальная форма обучения являются приоритетными» [4, с.92].Итак, для организации учебной деятельности с целью индивидуализации,
сначала рассмотрим основные формы обучения. Ими является урок или
занятие. В нем отражаются преимущества групповой организации
обучения, которая при массовости охвата обучающихся делает возможной
организационную четкость и непрерывность учебную работу. Она
экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным
обучением. Классноурочная и лекционносеминарская системы обучения
предполагают тесную связь обязательной учебной и внеучебной
(внеурочной) работы. Наконец, главным ее преимуществом является
возможность в рамках занятия органично соединить фронтальные,
групповые и индивидуальные формы обучения.
Фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных
различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому одни учащиеся
отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно
познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их подразделяют на
звеньевые, бригадные, кооперированногрупповые и дифференцированно
групповые.
Здесь важное место для индивидуализации обучения занимает
дифференцированногрупповая форма при которой как постоянные, так и
временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными
возможностями.
При индивидуальном обучение учащихся не предполагается контакта
с другими учениками. Оно представляет собой нечто иное, как
самостоятельное выполнение одинаковых заданий для всего класса или
группы. Но если ученик самостоятельно выполняет задание, полученное от
учителя с учетом его индивидуальных учебных возможностей, то такую
организационную форму обучения называют индивидуализированной. В том
случае, когда учитель на уроке уделяет внимание некоторым ученикам, в то
время как другие работают самостоятельно, то такую форму обучения
можно назвать индивидуализированногрупповой.
Таким образом, в условиях группового обучения индивидуализация
может быть осуществлена в форме индивидуализированной педагогической
помощи, при которой учитель предлагает учащимся разнообразные заданийи возможность выбора содержания, вида упражнения и уровня проработки
задания, как организация познавательной деятельности учащихся в
собственном темпе.
Так например, учитывая индивидуальные особенности обучающихся,
можно разделить их на четыре группы, в соответствии с типом психических
функций, ибо именно они определяются познавательными особенностями. В
основе разделения лежит классификация К.Г. Юнга (логик, этик, сенсорик и
интуит).
Анализ специфики типов, выделенных Юнгом показывает, что каждый
из четырех типов личности (логик, этик, сенсорик и интуит) склонен
использовать в познавательной деятельности определенный набор
перцептивных и мыслительных операций, характерный для его типа. Этим и
будет
обусловлен выбор содержания, вида упражнения и уровня
проработки обучаемого.
Таким образом, для логика процесс обучения будет успешным, если
на этапе восприятия будут решаться такие задачи, как активная
ориентировка; на этапе осмысления такие задачи, как выделение главного,
анализ, абстрагирование; на этапе закрепления такие задачи, как
организация, упорядочивание материала.
Для этика ближе, по его когнитивным особенностям, такие задачи,
как активная ориентировка, догадка на этапе восприятия; доказательство на
этапе осмысления; нахождение подтверждения, новых связей на этапе
закрепления.
Для интуитивиста, на этапе восприятия легче решать такие задачи,
как нахождение новых связей, уточнение и расширение представления; на
этапе осмысления определение новых возможностей, выделение новых
существенных обстоятельств; на этапе закрепления ориентировка в новых
действиях.
Для сенсорика усвоение материала будет более успешным, если на
этапе восприятия будут решаться задачи на мобилизацию прошлого опыта,
на осмысление противоречий; на этапе осмысления задачи на сбор фактов,
на определение существенного от несущественного; на этапе закрепления
задачи на установку связи с ранее изученным.
Подводя итог, можно сделать вывод, что в процессе обучения учебные
задачи должны соотноситься с когнитивными особенностями учащихся накаждом этапе усвоения, что позволит индивидуализировать процесс
обучения в целях повышения его качества.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
следует разделять понятия «индивидуализация обучения» и
«дифференциация обучения», где дифференциация является способом
организации образовательного процесса на уровне разнообразия
образовательных учреждений и программ, видов и сроков обучения, а
индивидуализация принципом обучения, ориентированным на учет и
развитие индивидуальных особенностей личности и воплощающимся в
соответствующей организации учебной деятельности обучающихся;
принцип индивидуализации может применяться не только в рамках
индивидуального занятия (учительученик), но и при фронтальном и
групповом обучении, где эти три разновидности обучения являются
компонентами одной целостной формы обучения урока (занятия);
так как урок складывается из определенных звеньев, этапов, то он
может быть разбит с учетом этапов познавательной деятельности:
ознакомление, осмысление и закрепление;
принцип индивидуализации обучения может применяться на каждом
этапе познавательной деятельности.Список использованной литературы
1 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебновоспитательного процесса. М:
Просвещение, 1982.
2 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
3 Данилов М.А., Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. М.:
Просвещение, 1975.
4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное
образование, 1998.
5 Хуторской А.В. Современная дидактика СПб: ПИТЕР, 2001.
6 Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб.
пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия»,
1999.
7 Юнг К.Г. Психологические типы. M., 1924.