Индивидуализация процесса обучения иностранного языка

  • Научно-исследовательская работа
  • Научные работы
  • docx
  • 03.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Индивидуализация обучения в настоящее время становиться все более популярной, так как современное поколение стремиться получить качественно иной образовательный материал. Более тесное взаимодействие преподавателя и ученика дает возможность повысить уровень знаний ученика, а также позволяет учителю повысить свой квалификационный уровень, изучая индивидуальные и психологические особенности ученика.
Иконка файла материала публикация.docx
УДК Е.Р. Плотникова ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Человек,   который   получает   знания   в   любом   образовательном учреждении, является обучающимся. В этом понимании подчеркивается то, что   при   обучении   он   прибегает   к   помощи   других   (учителя,   репетитора, соучеников), и является активным субъектом образовательного процесса. Также, следует отметить, что бы процесс обучения действительно был результативным, необходимо обратить внимание, на тот факт, что каждый обучающийся обладает индивидуальными особенностями, как личностными так и деятельностными. Очень важно обращать внимание на самого ученика, так   можно   обеспечить     для   него   интересное,   познавательное   и результативное обучение.  Итак, индивидуализация обучения в настоящее время становиться все более   популярной,   так   как   современное   поколение   стремиться   получить качественно иной образовательный материал. Более тесное взаимодействие между учителем и учеником делает возможным повысить уровень знаний обучаемого,   а   также   позволяет   преподавателю   повысить   свою квалификацию, изучая психологические и индивидуальные особенности его подопечного.  Ведь   уровень   развития   ребенка   обусловлен   не   только   деятельностью преподавателя, но и его познавательными возможностями и способностями, которые зависят от многих факторов, в том числе и особенности памяти, восприятия, мыслительной деятельности, а также физическим развитием. Исходя   из   этого,   можно   сделать   вывод,  что   перед   учителем   стоит задача   –   создать   такие   условия,   при   которых   появилась   возможность использовать   потенциал   каждого   ребенка   при   классно­урочной   форме обучения.  Тот   факт,   что   руководство   деятельностью   учащихся   должно происходить с учетом особенностей каждого из них, говорит о том, что вся учебная   система   своим   содержанием,   организацией   и   методикой   должна обеспечивать индивидуализацию в получении знаний.Решение этой задачи связано с реализацией индивидуального подхода к ученикам. Индивидуализацию обучения рассматривают с самых разных сторон, от   учета   индивидуальных   особенностей   ученика   на   конкретной   ступени педагогического процесса и развития его индивидуальных способностей и возможностей [1, с. 123] до построения всего образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных программ [5, с. 8]. Для   того   чтобы   дать   характеристику   центрального   понятия индивидуализации   обучения,   рассмотрим   его   трактовку   представленную учеными, философами, лингвистами и психологами. Например   по   мнению   немецкого   философа,   психолога   и   педагога Иоганна   Фридриха   Гербарта,   ребенок   в   процессе   учения   является наполняемым «сосудом»: важно, чтобы деятельность педагога и подаваемый материал     соответствовали     свойствам       и     конфигурациям       сосуда. Каждый   человек   есть   отличие   от   других,   то   есть   обладает фундаментальным свойством – индивидуальностью [2, с. 33]. Автор работ по педагогике И.Д. Бутузов отмечал не только важность индивидуализации   обучения,   но   необходимость   в   дифференцированном подходе. Наряду с необходимостью изучения индивидуальных особенностей учащихся подчеркивал такую характерную    сторону  его  осуществления, как  разделение  учащихся  на группы по индивидуально­психологическим качествам.С   дидактической   точки   зрения,   дифференциация   обучения   − личностно­ориентированная   система   обучения   на   принципиально   новой мотивационной основе. По мнению автора, с точки зрения дидактического соотношения,   следует   понимать,   что   индивидуализация   обучения   ­   это принцип   процесса   образования,   а   дифференцированное   обучение   это конкретная форма организации обучения [1, с. 17]. Наконец   М.А.   Данилов   и   М.Н.   Скаткин   под   индивидуализацией обучения   понимают   систему   управления   учебно­познавательной деятельностью   учащихся   с   учетом   индивидуальных   психологических особенностей каждого ученика. При этом индивидуализированное обучение они рассматривают как один из видов дифференцированного обучения [45, с.11­15]. Данилов Д.А., рассматривая индивидуальный подход к учащимся, говорит, что  его  суть  заключается  в том,  чтобы «точно  знать  сильные  и слабые   стороны   развивающегося   школьника   и   создавать   условия, благоприятные   всестороннему   развитию   тех   слабых   сторон,   которые мешают ему успешно учиться»[2, с.15]. Итак,   приведем   определение   двух   важных   понятий,   таких   как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения»: Индивидуальный   подход  ­   это   [4,   с.   92]:   1)   принцип   педагогики исходя   из   которого   в   процессе   учебно­воспитательной   деятельности учитель   взаимодействует   с   отдельными   учащимися   по   индивидуальной модели   и   учитывает   их   личностные   особенности;   2)   ориентирование   на индивидуальные   особенности   в   общении   с     ребенком;   3)   учет индивидуальных   особенностей   ребенка   в   процессе   обучения;   4)   создание психолого­педагогических условий не только для развития всех обучаемых, но и для развития каждого ребенка в отдельности. Индивидуализация обучения ­ это [4, с. 92]: 1) организация учебного процесса, при котором осуществляется выбор приемов, способов,   темпа обучения   определяется   индивидуальными   особенностями   учащихся;   2) различные и организационно­управленческие   мероприятия,   которые   обеспечивают индивидуальный подход. психолого­педагогические     учебно­методические,   С   этих   позиций   «технология   индивидуализированного   обучения   ­ такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными» [4, с.92].Итак,  для   организации   учебной   деятельности   с  целью   индивидуализации, сначала рассмотрим основные формы обучения. Ими является   урок  или занятие.   В   нем   отражаются   преимущества   групповой   организации обучения, которая при массовости охвата обучающихся делает возможной организационную   четкость   и   непрерывность   учебную   работу.   Она экономически   выгодна,   особенно   по   сравнению   с   индивидуальным обучением.   Классно­урочная   и   лекционно­семинарская   системы   обучения предполагают   тесную   связь   обязательной   учебной   и   внеучебной (внеурочной)   работы.   Наконец,   главным   ее   преимуществом   является возможность   в   рамках   занятия   органично   соединить  фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения. Фронтальная   работа  не   рассчитана   на   учет   их   индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие ­ изнывают от скуки. При  групповых   формах  обучения   учитель   управляет   учебно­ познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их подразделяют на звеньевые,   бригадные,   кооперированно­групповые   и   дифференцированно­ групповые.  Здесь   важное   место   для   индивидуализации   обучения   занимает дифференцированно­групповая форма при которой как постоянные, так и временные   группы   объединяют   учащихся   с   одинаковыми   учебными возможностями.  При индивидуальном обучение учащихся не предполагается контакта с   другими   учениками.   Оно   представляет   собой   нечто   иное,   как самостоятельное   выполнение   одинаковых   заданий     для   всего   класса   или группы. Но если ученик самостоятельно выполняет задание, полученное от учителя   с   учетом   его   индивидуальных   учебных   возможностей,   то   такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.  В том случае, когда учитель на уроке уделяет внимание некоторым ученикам, в то время   как   другие   работают   самостоятельно,   то   такую   форму   обучения можно назвать индивидуализированно­групповой. Таким  образом, в  условиях  группового  обучения  индивидуализация может быть осуществлена в форме индивидуализированной педагогической помощи, при которой учитель предлагает учащимся разнообразные заданийи возможность выбора содержания, вида упражнения и уровня проработки задания,   как   организация   познавательной   деятельности   учащихся   в собственном темпе. Так например, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, можно разделить их на четыре группы, в соответствии с типом психических функций, ибо именно они определяются познавательными особенностями. В основе разделения лежит классификация К.Г. Юнга (логик, этик, сенсорик и интуит). Анализ специфики типов, выделенных Юнгом показывает, что каждый из   четырех   типов   личности   (логик,   этик,   сенсорик   и   интуит)   склонен использовать   в   познавательной   деятельности   определенный   набор перцептивных и мыслительных операций, характерный для его типа. Этим и будет     обусловлен   выбор   содержания,   вида   упражнения   и   уровня проработки обучаемого. Таким образом, для  логика  процесс обучения будет успешным, если на   этапе   восприятия   будут   решаться   такие   задачи,   как   активная ориентировка; на этапе осмысления ­ такие задачи, как выделение главного, анализ,   абстрагирование;   на   этапе   закрепления   ­   такие   задачи,   как организация, упорядочивание материала.  Для  этика  ближе, по его когнитивным особенностям, такие задачи, как активная ориентировка, догадка на этапе восприятия; доказательство на этапе   осмысления;   нахождение   подтверждения,   новых   связей   на   этапе закрепления.  Для  интуитивиста,  на этапе восприятия легче решать такие задачи, как нахождение новых связей, уточнение и расширение представления; на этапе   осмысления   ­   определение   новых   возможностей,   выделение   новых существенных обстоятельств; на этапе закрепления ­ ориентировка в новых действиях.  Для  сенсорика  усвоение материала будет более успешным, если на этапе восприятия будут решаться задачи на мобилизацию прошлого опыта, на осмысление противоречий; на этапе осмысления ­ задачи на сбор фактов, на определение существенного от несущественного; на этапе закрепления ­ задачи на установку связи с ранее изученным. Подводя итог, можно сделать вывод, что в процессе обучения учебные задачи должны соотноситься с когнитивными особенностями учащихся накаждом   этапе   усвоения,   что   позволит   индивидуализировать   процесс обучения в целях повышения его качества. Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы: ­ следует   разделять   понятия   «индивидуализация   обучения»   и «дифференциация   обучения»,   где   дифференциация   является   способом организации   образовательного   процесса   на   уровне   разнообразия образовательных   учреждений   и   программ,   видов   и   сроков   обучения,   а индивидуализация   ­   принципом   обучения,   ориентированным   на   учет   и развитие   индивидуальных   особенностей   личности   и   воплощающимся   в соответствующей организации учебной деятельности обучающихся; ­ принцип  индивидуализации   может  применяться  не только  в рамках индивидуального   занятия   (учитель­ученик),   но   и   при   фронтальном   и групповом   обучении,   где   эти   три   разновидности   обучения   являются компонентами одной целостной формы обучения ­ урока (занятия); ­ так как урок складывается из определенных звеньев, этапов, то он может   быть   разбит   с   учетом   этапов   познавательной   деятельности: ознакомление, осмысление и закрепление; принцип индивидуализации обучения может применяться на каждом ­ этапе познавательной деятельности.Список использованной литературы 1 Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно­воспитательного процесса. ­ М­: Просвещение, 1982. 2 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 3 Данилов   М.А.,   Скаткин   М.Н.   Дидактика   средней   школы.   ­   М.: Просвещение, 1975. 4 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 5 Хуторской А.В. Современная дидактика СПб: ПИТЕР, 2001. 6 Шиянов  Е.Н.,   Котова   И.   Б.   Развитие   личности   в   обучении:   Учеб. пособие   для   студ.   пед.   вузов.   М.:   Издательский   центр   «Академия», 1999. 7 Юнг К.Г. Психологические типы. M., 1924.