Индивидуальная программа адаптации молодого специалиста (учителя математики)
Оценка 4.7

Индивидуальная программа адаптации молодого специалиста (учителя математики)

Оценка 4.7
docx
19.01.2023
Индивидуальная программа адаптации молодого специалиста (учителя математики)
программма адаптации.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №78 города Донецка»

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО

Решением педагогического

совета

Протокол  № _______

от «___»______________2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________            Е.В. Савкова

«____»_____________2022г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом  № ________

от «___»___________2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная программа адаптации

молодого специалиста (учителя математики)

Потупикова Сергея Константиновича

на 2022-2025 годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наставник:

Крыжановская Яна Викторовна,

учитель математики, специалист первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

Донецк, 2022

Пояснительная записка

 

Одной из наиболее острых проблем в образовании Донецкой Народной Республики на сегодняшний день является создание условий для успешной социализации и полноценной самореализации молодых кадров. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Система образования стремительно «стареет», поэтому необходим приток «свежих сил» - молодых, активных и компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют адаптироваться к своей профессиональной деятельности и условиям жизни, зависит будущее нашей страны.

Профессиональная адаптация педагога – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта.

Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно- коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых пора зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.

Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии.   Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.

Начиная свою педагогическую деятельность, молодой учитель испытывает трудности в вопросах организации и дисциплины на уроке, знании и использовании методических приёмов, в оформлении школьной документации, организации работы с родителями обучающихся.

Таким образом, возникает необходимость создания условий для развития внутренних мотивов педагогического роста, формирования личности педагога, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.


 

1.      Цели и задачи программы адаптации

 

Цель программы: обеспечить постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности; способствовать становлению профессиональной деятельности педагога.

Задачи программы:

-       формировать и воспитывать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании;

-       создавать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе;

-       способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;

 

2.      Основные направления работы по реализации программы

 

№ п/п

Вид деятельности

Характеристика вида деятельности

1.

Составление плана работы с молодым специалистом заместителя директора по учебной работе

-  создание оптимальных условий для успешной работы;

-  ведение индивидуальных бесед и консультаций с молодым педагогом;

-  оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительную работу с конспектами уроков и анализ проведенных уроков;

-  проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодого специалиста;

-  систематическое изучение методических и педагогических проблем молодого педагога.

2.

Анкетирование и составление информационной карточки молодого педагога

-  микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности молодого педагога в обучении, воспитании;

-  проведение экспериментальной работы;

-  диагностика профессионального мастерства;

-  заполнение информационной карты молодого специалиста.

3.

Организация наставничества. Закрепление педагога-наставника за молодым специалистом и организация их работы

Оказание помощи:

-   по анализу программ, конструированию урока, соблюдению научной организации труда, корректированию результативности профессиональной деятельности;

-   по скорейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности;

-   по предоставлению методической, психолого-педагогической, управленческой, нормативно-правовой информации.

4.

Составление плана работы молодого специалиста

- анализ учебных программ по предметам;

- выявление трудных тем предмета для преподавания;

- система работы с правилами ведения школьной документации;

- составление планов проведения различных этапов урока;

- анализ различного рода работ обучающихся;

- заполнение листа самооценки молодого специалиста.

5.

Работа по программе адаптации молодого педагога

Вовлечение молодого специалиста в систему работы школьного методического объедение учителей предметов естественнонаучного цикла

 

3.      содержание работы по реализации программы

 

1 – ый год работы

(2022-2023 учебный год)

 

№ п/п

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Период

1.

Знакомство с учителем.

Изучение нормативно-правовой базы.

Введение документации

1. Изучение нормативно- правовых участников образовательного процесса на 2022-2023 учебный год:

- Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС);

- Закон Донецкой Народной Республики «Об обеспечении санитарного благополучия» (принят Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики 10 апреля 2015 года (Постановление № 40-IHC);

- Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 марта 2022г. №22-НП «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.07.2022 №586 «Об утверждении примерных основных образовательных программ основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 18.08.2016г. № 844 «О внесении изменений в Нормативы наполняемости классов (групп) общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности и порядка деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов», зарегистрированного в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 30.08.2016, регистрационный № 1524;

- Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 06.08.2015 № 375 «Об утверждении Нормативов наполняемости классов общеобразовательных организаций всех типов и форм собственности и порядка деления классов на группы при изучении отдельных учебных предметов»;

- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 78 города Донецка», утвержденного приказом управления образования администрации г. Донецка от 27.10.2021г. № 551;

- Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2022 № 704 «Об организации образовательной деятельности в организациях Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в 2022-2023 учебном году».

2. Составление календарно-тематического планирования.

3. Диагностика умений и навыков молодого специалиста.

4. Заполнение информационной карты.

сентябрь

2.

Современный урок, требования к организации

1. Семинар-практикум «Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания».

2. Подробный анализ типов и структуры уроков в соответствии с классификацией по основной дидактической задаче.

3. Примерная схема тематического плана урока.

4. Неделя открытых уроков.

октябрь-ноябрь

3.

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля.

1. Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика.

2. Нормы оценивания учебной деятельности.

3. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала.

4. Организация мониторинговых исследований: образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, способы определения рейтинга учебных достижений и выявление степени облученности учащихся, бланк анализа проведения контрольных работ и мониторинговых исследований.

5. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.

декабрь

4.

Эмоциональная устойчивость учителя. Функция общения на уроке.

1. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из нее». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций.

2. Анализ различных стилей педагогического общения. Преимущества демократического стиля общения.

3. Рассмотрение методических разработок.

4. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся.

январь-февраль

5.

Самообразование

1. Планирование работы над методической проблемой: схема плана работы.

2. Микроисследование организации работы с молодым педагогом, его уровни компетенции.

март-апрель

6.

Бенефис молодого педагога

1. Творческий отчет молодого педагога.

2. Творческий отчет педагога-наставника

май

 

2 – ой год работы

(2023-2024 учебный год)

 

№ п/п

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы.

Введение документации

1. Анализ изменений в нормативно-правовой базе на 2023-2024 учебный год

2. Составление календарно-тематического планирования.

сентябрь

2.

Классное руководство. Составление характеристики класса с учетом возрастных особенностей учащихся

1. Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей класса, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса).

2. Ознакомление с планами работы лучших классных руководителей школы.

3. Структура плана воспитательной работы классного руководителя.

4. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.

5. Классный час, как урок взаимопонимания.

октябрь-ноябрь

3.

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока.

1. Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.

2. Самоанализ по качеству цели и задач урока.

3. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализ урока.

4. Посещение уроков молодого учителя администрацией школы и учителя-наставника с целью оказания методической помощи.

декабрь-февраль

4.

Анализ урока

1. Памятка для проведения анализа урока. Советы молодому учителю по подготовке урока.

2. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

март-апрель

5.

Методическая выставка достижений молодого учителя

Уровень профессионализма молодого учителя: систематизация наработок за два года профессиональной деятельности. Молодой учитель глазами наставника. Выступление молодого учителя на педсовете.

май

 

3 ий год работы

(2024-2025 учебный год)

 

№ п/п

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Период

1.

Изучение нормативно-правовой базы.

Введение документации

1. Анализ изменений в нормативно-правовой базе на 2024-2025 учебный год

2. Составление календарно-тематического планирования.

сентябрь

2.

Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников

1. Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников.

2. Составление плана аттестации

3. Портфолио аттестуемого.

октябрь-ноябрь

3.

Нестандартные формы урока. Использование новых информационных технологий в образовании

1. Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков.

2. Новые информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта.

декабрь-январь

4.

Внеклассная работа по предмету. Вовлечение молодого специалиста в научно-исследовательскую деятельность. Методика работы с одаренными детьми.

1. Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

2. Система работы с одаренными детьми.

3. Определение «одаренные дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагога, необходимые для работы с одаренными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

4. Научно-исследовательская деятельность молодого педагога.

февраль-март

5.

Предпрофильное обучение. Профориентация.

1. Программа предпрофильного обучения.

2. Модель выпускника школы. Социальный заказ общества.

3. Организация работы учителя по достижению уровня умений и навыков, заложенных в модели выпускника школы.

апрель

6.

Успешность педагогической деятельности. Управленческие умения учителя и пути дальнейшего развития

1. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других».

2. Портфолио молодого учителя.

3. Анализ карьерных перспектив молодого учителя.

май

 

4.      результаты выполнения программы

 

Планируемые результаты

Индикативные показатели

Подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя.

Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе теоретического поиска через самообразование.

Совершенствование системы методической работы школы

Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков

Повышение качества образования

Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса

Умение проектировать воспитательную систему

 

Умение индивидуально работать с детьми

 

Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся

 

Становление молодого учителя как учителя-профессионала

 

Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №78 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №78 города

Пояснительная записка Одной из наиболее острых проблем в образовании

Пояснительная записка Одной из наиболее острых проблем в образовании

Цели и задачи программы адаптации

Цели и задачи программы адаптации

Работа по программе адаптации молодого педагогаВовлечение молодого специалиста в систему работы школьного методического объедение учителей предметов естественнонаучного цикла 1

Работа по программе адаптации молодого педагогаВовлечение молодого специалиста в систему работы школьного методического объедение учителей предметов естественнонаучного цикла 1

Министерстве юстиции Донецкой Народной

Министерстве юстиции Донецкой Народной

Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников

Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников

Анализ урока1. Памятка для проведения анализа урока

Анализ урока1. Памятка для проведения анализа урока

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других»

Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее учить других»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2023