Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в начальной школе.(2 класс)
. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.
Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.
Нормативно-правовые основания программы:
1. Конвенция о правах ребенка,
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
4. Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы".
5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученик,…., который уже в первом классе привлек моё внимание. Мальчик старательный, его отличает интерес к чтению, математике. Его ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я стараюсь пробудить в нём потребность к саморазвитию и открыть пути реализации этой потребности.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.
Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.
Задачи:
Данная программа рассчитана на 2019– 2020 учебный год, чтобы подготовить Сергея к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактирована после того, как будет проанализирована работа за прошедший учебный год.
Формы работы с ребёнком в данный период:
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;
3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;
4. Конкурсы и викторины;
5.Участие в олимпиадах разного уровня;
6.Работа по индивидуальному плану;
7.Создание портфолио.
Ожидаемые результаты.
- повышение интеллектуального уровня;
- умение использовать и проявлять свои способности;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;
- участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных ) .
Цель программы: Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренного ребенка в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
Задачи:
· выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки ребенка в соответствии с его способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
· расширение возможностей для участия способного и одарённого школьника в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
· формирование системы работы с одаренным учащимся;
· творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
· увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
1. Выявление одарённого ребенка.
2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарённым ребенком, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной работы с одарённым ребенком
4. Подготовка учащегося к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5. Консультирование родителей одарённого ребенка по вопросам развития способностей по нужному предмету.
Формы работы с одаренным учащимся:
· творческие мастерские;
· групповые занятия с сильными учащимися;
· внеурочная деятельность;
· занятия исследовательской деятельностью;
· конкурсы;
· интеллектуальный марафон;
· научно-практические конференции;
· участие в олимпиадах.
Сроки реализации программы: 2019 -2020 г.г.
1 этап. Диагностический
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.
Таблица № 1
№ |
Использованная методика |
Сроки |
Ответственный |
1 |
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. |
1-2 неделя сентября |
школьный психолог |
2 |
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. |
1-2 неделя сентября |
Кл.рук |
3 |
Выявление интересов. Вовлечение в работу внеурочной деятельности (Методика Климова И.И. «Карта интересов») |
3-4 неделя сентября |
Кл.рук |
4 |
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. |
3-4 неделя ноября |
школьный психолог |
5 |
Проведение работы с родителями (анкетирование, беседы, тренинг) |
Сентябрь-декабрь |
Кл.рук. |
6 |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. |
От начала и до окончания работы |
Кл.рук |
По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка», родители ребенка знакомятся с результатами.
2 этап. Коррекционно-развивающий
Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.
Таблица № 2
1 |
Разработка индивидуального плана работы с одаренным ребенком |
1 неделя октября |
Кл.рук. |
2 |
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру |
1 неделя октября |
|
3 |
Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру |
2 неделя октября |
|
4 |
Подготовка к интеллектуальным конкурсам |
ноябрь |
|
5 |
Включение на уроках разноуровневых заданий, повышенной сложности |
ноябрь-май |
|
6 |
Беседа с родителями. Консультирование родителей |
декабрь |
По результатам этапа составляется индивидуальный план работы с одаренным ребенком по нужному предмету
3 этап. Констатирующий
Цель: научить ребенка самостоятельно добывать знания
1. |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. |
январь |
Кл.рук. |
2. |
Вовлечение в творческий процесс на уроках и во внеклассной деятельности. |
в течение года |
. |
3. |
Дополнительные занятия во внеурочной деятельности, после учебных занятий. |
февраль-май |
|
4. |
Использование самооценивания на уроках и внеурочной деятельности |
В течение года |
|
5. |
Составление копилки достижений |
май |
|
В течение года и по его результатам составляется портфолио учащегося. Портфолио заполняется учеником совместно с родителями и педагогом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.