Индивидуальная программа в постановке звуков

  • docx
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Индивидуальная программа.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная программа

«Коррекция нарушений звукопроизношения»

у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР), поступающих в нашу школу. Согласно анализа логопедической работы в 2010–2011 уч. г. количество детей с ФНР и ФФНР составляло 12 человек из числа учащихся 1-х классов, 2011–2012 уч.г. – 14 человек из числа учащихся 1-х классов, 2012–2013 уч. г. – 15 человек из числа учащихся 1-х классов. Причин такого роста много: недостаточное количество мест для детей в ДОУ, отсюда не все дети охватываются дошкольным образованием. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют, пропускают занятия с логопедом, поэтому постоянно нарушается системность в логопедической работе; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей, и т.д. В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Другая проблема - в уже существующих методических материалах: педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.

Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на разрешение проблемы.

Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного подхода.

В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.

Для создания новой программы были проанализированы:

      1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов. М., 2001.

2. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим

недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.

  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

(в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.

  1. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся

общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.

  1. Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
  2. Шаблыко Е.И. - Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. ТЦ Сфера: 2013.

Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.

Основные задачи:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения

у младших школьников.

  1. Развитие артикуляционной моторики.
  2. Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
  3. Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
  4. Развитие пространственно-временных представлений.
  5. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее

обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,

относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей

навыков активного использования различных способов

словообразования;

    • уточнение используемых синтаксических конструкций;
    • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического

оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  1. Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:
  • развитие навыков построения связного высказывания;

программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к

обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности к языковым явлениям;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

12. Воспитание любви к речи, к родному языку.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

 

 

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.

При построении программы учитывались следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
  • личностно-ориентированного подход;
  • дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
  • принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
  • практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
  • комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).

Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.

Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю) с детьми, имеющими ФФНР и 3-9 месяцев – 20-60ч., с детьми, имеющими ФНР. Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.

Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в четыре этапа:

1 этап: подготовительный (до 20 час).

2 этап: основной. Формирование первичных произносительных умений и навыков (до 10 ч.).

3 этап: этап коммуникативных умений и навыков (30- 50ч.).

4 этап: оценочный (2 ч.).

Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Индивидуальные занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с нарушениями звука [р]. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка.

В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:

1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.

2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.

3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.

4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.

5. Доступно формулировать инструкцию заданий.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.

3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).

4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.

5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.

6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.

7. Развитие словаря и грамматического стоя речи.

8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.

Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6,5-7 летнего возраста.

Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.

В структуре традиционного логопедического занятия выделяются

следующие компоненты:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Изложение и закрепление нового материала.

4. Работа над звуковым анализом и синтезом.

5. Физминутка.

6. Лексико-грамматические задания.

7. Графомоторные упражнения.

8. Пальчиковая гимнастика.

9. Обобщение изученного, подведение итогов.

10. Рефлексия.

Требования к уровню подготовки учащихся

На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:

Знать:

  • Все звуки и буквы русского языка;
  • Их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы

пишем и видим).

Уметь:

  1. Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
  • чисто произносить все звуки речи;
  • вычленять сонорные звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
  • различать гласные и согласные звуки и букв;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и

мягким знаком;

  • обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных

позициях;

  • проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,

переносить слова по слогам;

  • проводить звукобуквенный анализ слов.
  1. Лексико-грамматический строй речи:
  • знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим

темам;

  • активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
  • понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия

предметов, их признаки, действия;

  • согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,

числительными, образовывать новые слова;

  • понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы

речи.

  1. Работа над предложением и связной речью:
  • усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных

по смыслу и выражающих законченную мысль;

  • составлять модель простого двусоставного предложения;
  • уметь распространять предложение по модели и вопросам;
  • пересказывать сказку, рассказ;
  • составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
  1. Неречевые процессы:
  • знать времена года, дни недели, части суток;
  • определять пространственные направления и обозначать их

вербально;

  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
  • классифицировать предметы по заданному признаку.
  1. Развитие общеучебных умений и навыков:
  • готовить свое рабочее место и материал к занятию;
  • убирать рабочее место по окончании занятия;
  • воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по

ее выполнению;

  • уметь выделять главное;
  • вести учебный диалог;
  • отвечать на вопросы полным предложением;
  • выполнять обязанности дежурного.

Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы

с детьми, имеющими ротацизм

1 этап: Подготовительный

Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

Содержание работы

Кол. час.

1.

Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи.

1

2.

Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия.

1-2

3.

Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти.

1-2

4.

Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием.

 

2-15

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

Содержание работы

Кол. час.

1.

Постановка звука. Выделение звука в звуковом ряду.

1-2

2.

Автоматизация звука в слогах, выделение в слоговом ряду. Развитие памяти.

1-3

3.

Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики.

 

1-3

4.

Автоматизация звука в предложениях, выделение в предложении. Развитие памяти, внимания.

 

1-2

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

Содержание работы

Кол. час.

1.

Автоматизация звука в стихах. Выделение звука в стихах. Развитие внимания, памяти.

 

2-3

2.

Автоматизация звука при пересказе. Развитие внимания, памяти.

2-5

3.

Автоматизация звука в пословицах, поговорках, загадках, потешках. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

 

2-5

4.

Автоматизация звука в рассказах, сказках, играх- драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.

 

5-8

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.

 

 

Содержание работы

Кол. час.

1.

2

Экспресс-обследование формирования звукопроизношения учащихся

Праздник «Говорим правильно и красиво!»

1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН

коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1 класса, имеющими ротацизм

 

Тема и содержание коррекционной работы

 

Кол-во

часов

 

Недели

обучения

 

Дата проведения

Диагностический этап:

(Экспресс- обследование звукопроизношения)

Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту.

 

Подготовительный этап:

Знакомство с органами артикуляции при произнесении звука [р].

 

Выделение звуков в словарном ряду.

 

Вызывание звука по подражанию.

 

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

 

Основной (коррекционный) этап:

Постановка звука «р».

 

Автоматизация звука «р» в слогах.

Автоматизация звука «р» в словах.

 

Автоматизация звука «р» в предложениях.

Автоматизация звука «р» в чистоговорках.

Автоматизация звука «р» в потешках.

Автоматизация звука «р» в стихах.

Автоматизация звука «р» в пословицах, поговорках.

Автоматизация звука «р» в загадках.

 

Автоматизация звука «р» при пересказе.

 

Автоматизация звука «р» в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине.

 

Воспитание правильного произношения звука «й».

Автоматизация звука «й» в словах, в предложениях.

 

Автоматизация звука «й» в потешках, стихах.

 

Автоматизация звука «й» в пословицах, поговорках, загадках.

 

Автоматизация звука «й» в рассказах, сказках.

 

Дифференциация артикуляции

звуков «р-й».

 

Воспитание правильной артикуляции звука «л».

Автоматизация звука «л» в словах, предложениях.

 

Автоматизация звука «л» в потешках, стихах.

 

Автоматизация звука «л» в пословицах, поговорках, загадках.

 

Автоматизация звука «л» в рассказах, сказках.

 

Дифференциация артикуляции

звуков «р-л».

 

Дифференциация артикуляции

звуков «р-л».

 

 

Вызывание звука «р» по подражанию.

 

 

Дифференциация звука «р-в» в слогах.

Дифференциация звука «р-в» в словах.

 

Дифференциация звука «р-в» в предложениях.

 

Дифференциация звука «р-в» в потешках.

Дифференциация звука «р-в» в стихах.

 

Дифференциация звука «р-в» при пересказе.

 

Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.

 

Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.

 

Воспитание правильного произношения звука «р-в». Дифференциация в слогах, словах.

 

 

Закрепление правильной артикуляции звука «р-в», дифференциация в словах, предложениях.

 

Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.

 

Дифференциация звука «р-в» в потешках, стихах.

 

Дифференциация звука «р-в» при пересказе.

 

Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.

 

Дифференциация звуков «р-в».

 

Дифференциация артикуляции

звуков «р-в».

 

Дифференциация артикуляции

Звуков «р-в».

 

 

Воспитание правильной артикуляции звука «р-х».

Автоматизация звука «р-х» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах.

 

Дифференциация артикуляции

звуков «р-х».

 

Дифференциация артикуляции

Звуков «р-х».

 

Воспитание правильной артикуляции звука «р-й-л». Автоматизация звука «р-й-л» в слогах, словах, предложениях.

 

Автоматизация звука «р-й-л» в стихах, рассказах.

 

Дифференциация звуков «р-й-л».

 

Дифференциация артикуляции

звуков «ш-щ».

 

Дифференциация артикуляции

звуков «р-г-в».

 

Дифференциация артикуляции

Звуков «р-в-г».

 

 

Оценочный этап:

Оценка результативности коррекционной работы.

 

Экспресс-обследование звукопроизношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

1

1

 

1

 

 

3

 

 

 

1

 

 

1

3

 

1

 

3

 

3

5

1

 

1

 

 

1

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

 

1

 

 

3

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

3

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

1

 

3

 

1

 

 

3

 

5

 

1

 

 

2

 

 

3-5

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

1-2

 

 

2

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

1-3

 

 

1-3

 

 

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

сентябрь

 

I – II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

октябрь

I

 

 

 

II

 

 

 

III

 

IV

 

ноябрь

II

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

декабрь

I

 

 

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

III

 

 

 

IV

 

 

 

январь

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

февраль

I

 

 

II

 

 

III

 

IV

 

 

 

 

март

I

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

апрель

I

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

IV

 

 

 

май

I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

1 этап: Подготовительный (20ч.).

Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.

4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе

систематических тренировок.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.

Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

1. Постановка звука.

2. Автоматизация звука в словах и предложениях.

3. Формирование умения не смешивать звуки.

4. Формирование и развитие мелкой моторики.

Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие

внимания, памяти.

2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой

моторики. Развитие мышления.

Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.

Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

Работа над звуковым анализом и синтезом. Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный (2ч.).

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

      1. Оценка результативности коррекционной работы.
      2. Определение положительной динамики звукопроизношения.

Экспресс-обследование звукопроизношения.

Праздник «Говорим правильно и красиво!».

Методы отслеживания результативности:

  • наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом

на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;

  • открытые занятия на основе пройденного материала;
  • обсуждение с детьми результатов деятельности;
  • беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
  • оценка динамики работы с логопатами;
  • количественный и качественный анализ ошибок.

Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.

Учебно-методические средства обучения:

  1. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
  2. Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
  3. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
  4. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической

работы в школе. М., 2001.

  1. Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001.
  2. Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
  4. Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
  5. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
  6. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
  7. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
  8. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
  9. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
  10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.

15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984

16. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков.ТС: Сфера.2013.

Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.

Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.