Индивидуальная программа
«Коррекция нарушений звукопроизношения»
у учащихся 1 класса (с ротацизмом)
Пояснительная записка
С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР), поступающих в нашу школу. Согласно анализа логопедической работы в 2010–2011 уч. г. количество детей с ФНР и ФФНР составляло 12 человек из числа учащихся 1-х классов, 2011–2012 уч.г. – 14 человек из числа учащихся 1-х классов, 2012–2013 уч. г. – 15 человек из числа учащихся 1-х классов. Причин такого роста много: недостаточное количество мест для детей в ДОУ, отсюда не все дети охватываются дошкольным образованием. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют, пропускают занятия с логопедом, поэтому постоянно нарушается системность в логопедической работе; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей, и т.д. В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Другая проблема - в уже существующих методических материалах: педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.
Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на разрешение проблемы.
Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного подхода.
В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.
Для создания новой программы были проанализированы:
начальных классов. М., 2001.
2. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
(в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
у младших школьников.
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
навыков активного использования различных способов
словообразования;
оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
обучению:
9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
12. Воспитание любви к речи, к родному языку.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.
Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю) с детьми, имеющими ФФНР и 3-9 месяцев – 20-60ч., с детьми, имеющими ФНР. Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в четыре этапа:
1 этап: подготовительный (до 20 час).
2 этап: основной. Формирование первичных произносительных умений и навыков (до 10 ч.).
3 этап: этап коммуникативных умений и навыков (30- 50ч.).
4 этап: оценочный (2 ч.).
Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Индивидуальные занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с нарушениями звука [р]. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:
1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
5. Доступно формулировать инструкцию заданий.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).
4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.
7. Развитие словаря и грамматического стоя речи.
8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6,5-7 летнего возраста.
Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.
В структуре традиционного логопедического занятия выделяются
следующие компоненты:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение и закрепление нового материала.
4. Работа над звуковым анализом и синтезом.
5. Физминутка.
6. Лексико-грамматические задания.
7. Графомоторные упражнения.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Обобщение изученного, подведение итогов.
10. Рефлексия.
Требования к уровню подготовки учащихся
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:
Знать:
пишем и видим).
Уметь:
мягким знаком;
позициях;
переносить слова по слогам;
темам;
предметов, их признаки, действия;
числительными, образовывать новые слова;
речи.
по смыслу и выражающих законченную мысль;
вербально;
ее выполнению;
Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
Перспективный план работы
с детьми, имеющими ротацизм
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
№ |
Содержание работы |
Кол. час. |
1. |
Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи. |
1 |
2. |
Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия. |
1-2 |
3. |
Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти. |
1-2 |
4. |
Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием. |
2-15 |
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
№ |
Содержание работы |
Кол. час. |
1. |
Постановка звука. Выделение звука в звуковом ряду. |
1-2 |
2. |
Автоматизация звука в слогах, выделение в слоговом ряду. Развитие памяти. |
1-3 |
3. |
Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики. |
1-3 |
4. |
Автоматизация звука в предложениях, выделение в предложении. Развитие памяти, внимания. |
1-2 |
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
№ |
Содержание работы |
Кол. час. |
1. |
Автоматизация звука в стихах. Выделение звука в стихах. Развитие внимания, памяти. |
2-3 |
2. |
Автоматизация звука при пересказе. Развитие внимания, памяти. |
2-5 |
3. |
Автоматизация звука в пословицах, поговорках, загадках, потешках. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. |
2-5 |
4. |
Автоматизация звука в рассказах, сказках, играх- драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. |
5-8 |
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.
№ |
Содержание работы |
Кол. час. |
1. 2 |
Экспресс-обследование формирования звукопроизношения учащихся Праздник «Говорим правильно и красиво!» |
1 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1 класса, имеющими ротацизм
Тема и содержание коррекционной работы |
Кол-во часов |
Недели обучения |
Дата проведения |
Диагностический этап: (Экспресс- обследование звукопроизношения) Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту.
Подготовительный этап: Знакомство с органами артикуляции при произнесении звука [р].
Выделение звуков в словарном ряду.
Вызывание звука по подражанию.
Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).
Основной (коррекционный) этап: Постановка звука «р».
Автоматизация звука «р» в слогах. Автоматизация звука «р» в словах.
Автоматизация звука «р» в предложениях. Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Автоматизация звука «р» в потешках. Автоматизация звука «р» в стихах. Автоматизация звука «р» в пословицах, поговорках. Автоматизация звука «р» в загадках.
Автоматизация звука «р» при пересказе.
Автоматизация звука «р» в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине.
Воспитание правильного произношения звука «й». Автоматизация звука «й» в словах, в предложениях.
Автоматизация звука «й» в потешках, стихах.
Автоматизация звука «й» в пословицах, поговорках, загадках.
Автоматизация звука «й» в рассказах, сказках.
Дифференциация артикуляции звуков «р-й».
Воспитание правильной артикуляции звука «л». Автоматизация звука «л» в словах, предложениях.
Автоматизация звука «л» в потешках, стихах.
Автоматизация звука «л» в пословицах, поговорках, загадках.
Автоматизация звука «л» в рассказах, сказках.
Дифференциация артикуляции звуков «р-л».
Дифференциация артикуляции звуков «р-л».
Вызывание звука «р» по подражанию.
Дифференциация звука «р-в» в слогах. Дифференциация звука «р-в» в словах.
Дифференциация звука «р-в» в предложениях.
Дифференциация звука «р-в» в потешках. Дифференциация звука «р-в» в стихах.
Дифференциация звука «р-в» при пересказе.
Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.
Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.
Воспитание правильного произношения звука «р-в». Дифференциация в слогах, словах.
Закрепление правильной артикуляции звука «р-в», дифференциация в словах, предложениях.
Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках.
Дифференциация звука «р-в» в потешках, стихах.
Дифференциация звука «р-в» при пересказе.
Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх.
Дифференциация звуков «р-в».
Дифференциация артикуляции звуков «р-в».
Дифференциация артикуляции Звуков «р-в».
Воспитание правильной артикуляции звука «р-х». Автоматизация звука «р-х» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах.
Дифференциация артикуляции звуков «р-х».
Дифференциация артикуляции Звуков «р-х».
Воспитание правильной артикуляции звука «р-й-л». Автоматизация звука «р-й-л» в слогах, словах, предложениях.
Автоматизация звука «р-й-л» в стихах, рассказах.
Дифференциация звуков «р-й-л».
Дифференциация артикуляции звуков «ш-щ».
Дифференциация артикуляции звуков «р-г-в».
Дифференциация артикуляции Звуков «р-в-г».
Оценочный этап: Оценка результативности коррекционной работы.
Экспресс-обследование звукопроизношения
|
6
1 1
1
3
1
1 3
1
3
3 5 1
1
1
3
1
2
1
3
1
1
3
1
2
1
1
1
1
1
3
1
3
5
1
2
3-5
1
1
1-2
2
1
2
1
1-3
1-3
3
1
1
1
|
сентябрь
I – II
III
IV
октябрь I
II
III
IV
ноябрь II
III
IV
декабрь I
II
III
IV
январь III
IV
февраль I
II
III
IV
март I
II
III
апрель I
II
III
IV
май I
|
Содержание программы
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
Экспресс-обследование звукопроизношения.
Праздник «Говорим правильно и красиво!».
Методы отслеживания результативности:
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
работы в школе. М., 2001.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984
16. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков.ТС: Сфера.2013.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.