ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.9

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.9
Компьютерные программы
docx
информатика
3 кл—11 кл
08.02.2024
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ»

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Влияние ИКТ на общее психическое развитие дошкольников. 5

1.1. Современные информационные и коммуникационные технологии. 5

1.2. Основные преимущества использования интерактивного оборудования на занятиях  6

1.3. Минусы использования интерактивного оборудования. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 11

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 


За последние десятилетия цифровые технологии изменили нашу повседневную жизнь. Люди в любом возрасте активно пользуются огромным количеством информационных и коммуникационных интернет-платформ. Они помогают генерировать, хранить и обрабатывать огромные объемы информации, а также быстро и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Большинство использует Интернет ежедневно, и почти каждый четвертый сообщает, что большую часть времени находится в сети. Эта трансформация привычного мира в онлайн-мир привлекла внимание нейробиологов: они начали изучать то, как цифровые технологии изменяют наш мозг и поведение. Новые данные показывают, что постоянное использование цифровых технологий влияет на функции и поведение мозга как положительным, так и отрицательным образом [1-3].

Роль цифровых медиа в семейной жизни усиливается, равно как и озабоченность тем, как экранное время влияет на детей и психологический «климат» семьи. Дети знакомятся с гаджетами все в более раннем возрасте, а мы только сейчас начинаем выяснять далеко идущие последствия такого взаимодействия.

В настоящее время среднестатистический двухлетний ребенок ежедневно пользуется мобильным устройством. Дети в возрасте от 0 до 8 лет до 33% всего экранного времени тратят на мобильные устройства.

Отдельные исследования показывают, что младенцы не воспринимают в полном объеме телепрограммы, но они их улавливают и удерживают на них внимание. Малыши могут имитировать определенные действия, которые они видят на экране в период от 6 до 14 мес, и запоминать короткие последовательности к 18 мес. А ко 2-му году жизни начинают понимать их содержание [8].

Существуют убедительные доказательства того, что младенцы и дети ясельного возраста испытывают трудности с переносом новых представлений, усвоенных в двухмерном виде, в трехмерное пространство (с экрана в реальную жизнь) и вряд ли смогут в этом возрасте обучиться новому путем просмотра телепередач. Напротив, они интенсивно учатся через общение с родителями и опекунами. Раннее обучение становится проще, интереснее и эффективнее с точки зрения развития, когда оно происходит вживую, в интерактивном режиме, в реальном времени и пространстве, а также с реальными людьми.

На сегодняшний день выявлено как положительное, так и отрицательное влияние использование гаджетов на физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие детей.


 

1. Влияние ИКТ на общее психическое развитие дошкольников

1.1. Современные информационные и коммуникационные технологии

 

Современные информационные технологии все больше и больше места занимают в нашей повседневной жизни. Гаджеты становятся неотъемлемой частью современной культуры. В широком понимании информационные технологии охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не ограничиваются только компьютерными технологиями. Не случайно информационные технологии часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, так как именно появление компьютеров вывело информационные технологии на новый уровень.

Современные информационные и коммуникационные технологии, открывают широкий спектр возможностей для развития детей - это с одной стороны, а с другой наносят вред психическому и физическому развитию.

Обучение с помощью информационных и коммуникационных технологий активно развивается в последние годы на уровне дошкольного образования. Современных детей с раннего возраста привлекают технологии обучения с использованием звука и движения. Они эмоционально реагируют на применение в образовательной деятельности мультимедийной доски. Можно наблюдать, как меняются познавательные мотивы детей, когда появляется яркое изображение – они увлеченно рассматривают, действуют, играют и хотят, чтобы эти образовательные ситуации повторялись как можно чаще. Яркая картинка, быстрая динамика, большой объем информации – и ребенка не оторвать часами от гаджета.

В результате появляется множество вопросов: На что следует обратить внимание, что бы гаджеты не наносили вред психическому развитию ребенка, но при этом были эффективны в обучении? Сколько по времени должно занимать экранное время в образовательной деятельности? В какие игры ему можно играть дома с помощью гаджетов?

Известно, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, но современные ученые пытаются в настоящее время ответить на вопрос – Как игры, в которые играют дети дошкольного возраста с использованием гаджетов, отражаются на их психическом здоровье? Как сделать так, чтобы такие игры не вызывали качественные изменения в психическом развитии ребенка? В теории игровой деятельности доказано, что игра влияет на формирование произвольности психических процессов, у детей уже в дошкольном возрасте начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети учатся взаимодействовать и общаться. Но может ли компьютерная игра заменить реальную игру со сверстниками?

Конечно, компьютерная игра вносит свой вклад в развитие творческих способностей дошкольника.

В ходе игровой деятельности развивается теоретическое мышление, воображение, развивается способность к прогнозированию результата действия. Используя в своей работе не только компьютер, но и интерактивное оборудование, можно достичь наибольших результатов в развитии. Проекторы, интерактивные доски, интерактивные панели, интерактивные столы, позволяют облегчить процесс усвоения знаний. Благодаря наглядности и интерактивности, дети вовлекаются в активную работу.

 

1.2. Основные преимущества использования интерактивного оборудования на занятиях

 

- упрощает подачу материала, что позволяет педагогам эффективно работать с различными цифровыми ресурсами;

- дает возможность разнообразить формы подачи материала, что важно при повторении материала;

- занятия становятся более интересными и увлекательными для детей благодаря яркости и динамике используемых ресурсов;

- повышается мотивация, что является залогом успеха любой деятельности;

развитие мелкой моторики, которая напрямую связанной и с речью и с другими психическими процессами.

 

1.3. Минусы использования интерактивного оборудования

 

 

При всех положительных сторонах, присутствуют и минусы использования интерактивного оборудования:

- возникает зрительное и мышечное напряжение;

- минимизируется живое общение.

Кроме того, использование интерактивного оборудования существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога. У педагогов появляется возможность, используя программное обеспечение, самим создавать интерактивные задания, игры, вопросы, скачивать фотографии, картинки, музыку, учитывая возраст и навыки своих воспитанников.

Важно ответить на вопрос: «Занимается ли ребенок детскими активностями, которые свойственны дошкольному возрасту в свое свободное время или гаджет вытесняет их?» Если гаджет вытесняет их – то это тревожный знак того, что у ребенка нарушен нормальный режим дня и баланс в его развитии. Все взрослые в настоящее время констатируют, что ребенок активно взаимодействует с цифровой средой, и специалисты сферы воспитания предлагают вернуть ребёнка к традиционным видам игр или другим активностям. Возникает проблема – как это сделать!

Неоспоримым является факт, что ребенок больше времени проводит в семье с родителями, и именно им принадлежит ведущая роль по контролю ребенка в использовании гаджетов и условий развития в цифровой среде. Однако, родители в последние годы говорят о том, что решение, что смотреть (видеоблоги для детей, мультфильмы и др.) в какие игры играть (развивающие, развлекательные и др.) ребёнок в подавляющем большинстве семей принимает сам. То есть, если какое-то время назад шла речь о том, что взрослые каким-то образом задавали и регулировали среду, в которой ребёнок растёт, то сейчас это уходит из-под контроля родителей и ребёнок может самостоятельно выбирать контент. Согласно статистике у половины детей от 5 до 7 лет есть собственный гаджет (телефон или планшет, из чего следует, что часто родители могут не знать, что смотрит ребенок, и непонятно как это отразится на его психическом развитии. Считается, что образовательные организации должны проводить целенаправленную работу по разрешению этой проблемы с родителями. Необходимо просвещение родителей с тем, чтобы они понимали значение бесконтрольного увлечения гаджетами. Нельзя отрицать того факта, что современный дошкольник способен воспринимать гораздо больший объем информации, чем ребенок того же возраста в предыдущем поколении. Но важно знать, переносит ли ребёнок в реальную жизнь то содержание, которое он воспринимает в общении с гаджетом, есть ли познание и осмысление новых знаний, использует ли ребенок новый опыт в жизни. Если нет, то можно считать данное времяпрепровождение бессмысленным. Мы понимаем, что с гаджетами ребенка уже не разлучить и надо постараться стимулировать ребёнка к осмыслению полезного контента.

Отметим отрицательные стороны взаимодействия ребенка с гаджетом:

- в цифровой среде существуют игры, негативно влияющие на психическое развитие – это игры «стрелялки», которые могут развивать у ребенка жестокость и агрессию;

- физическая пассивность детей, что способствует развитию различных заболевания, нарушению обмена веществ, как следствие лишний вес и др. ;

- ограничение социального и вербального развития : появляются проблемы в речевом развитии, дети, попадая в общество, стесняются, боятся быть не понятыми, ведь в цифровой среде чаще они прячутся за «аватарками»;

- несоответствие красивой картинки на экране реальной жизни порождает психоэмоциональные изменения личности : раздраженность, нервозность, неуверенность в своих силах.

В современном обществе, если попытаться ограничить доступ ребенка к гаджету, то, скорее всего мы нанесем еще больший вред психике ребенка - он может оказаться изгоем в детском обществе. Ребенок не сможет принимать участие в совместных детских играх, основанных на знаниях и представлениях, взятых из Интернета.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 


Цифровые технологии влияют на здоровье мозга как положительно, так и отрицательно.

Наибольшее сильное отрицательное влияние гаджеты оказывают на детей и подростков. Частое использование усиливает симптомы СДВГ, снижает эмоциональный и социальный интеллект, может привести к аддиктивному поведению, увеличению социальной изоляции. Оно влияет на развитие головного мозга и провоцирует нарушения структуры сна.

Однако определенные программы, видеоигры и другие онлайн-инструменты могут представлять собой упражнения для мозга, которые активируют нейронные схемы, улучшают когнитивные функции, уменьшают беспокойство, улучшают сон и приносят другую пользу для здоровья мозга.

В будущих исследованиях необходимо выяснить основные механизмы и причинно-следственные связи между использованием технологий и здоровьем мозга с акцентом как на положительное, так и на отрицательное влияние цифровых технологий.

Тем не менее необходимо отметить, что дети младше 5 лет лучше всего обучаются новому в живом общении с членами семьи и опекунами. Им необходимы активные игры и правильно организованное семейное время для развития основных жизненных навыков, таких как речь, саморегуляция и творческое мышление. Независимо от возраста дети не должны соревноваться с экранами за внимание родителей.

Чтобы способствовать здоровому развитию детей в цифровом мире, врачи и другие медицинские работники должны консультировать родителей и лиц, ухаживающих за маленькими детьми, по поводу правильного использования экранного времени.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Аксарина НМ. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Педагогическое общество России, 2007.

2. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание //А.С. Арсеньев. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Педагогика, 2007-213 с.

3. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1978. - 240 с.

4. Гурьев С.В. Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютерных технологий в сочетании с традиционными методами физического воспитания. // С.В. Гурьев. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. №2 (60). С. 48-53.

5. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В.В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006.- с.139-147.

6. Хакимова Г.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авго-реф. дис. канд. пед. Наук / Г.А. Хакимова. - Екатеринбург, 2004. - 230с.

7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с.

8. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. - 2007. - №2. - С.94-128.


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ За последние десятилетия цифровые технологии изменили нашу повседневную жизнь

ВВЕДЕНИЕ За последние десятилетия цифровые технологии изменили нашу повседневную жизнь

А ко 2-му году жизни начинают понимать их содержание [8]

А ко 2-му году жизни начинают понимать их содержание [8]

Влияние ИКТ на общее психическое развитие дошкольников 1

Влияние ИКТ на общее психическое развитие дошкольников 1

В какие игры ему можно играть дома с помощью гаджетов?

В какие игры ему можно играть дома с помощью гаджетов?

Минусы использования интерактивного оборудования

Минусы использования интерактивного оборудования

Возникает проблема – как это сделать!

Возникает проблема – как это сделать!

В современном обществе, если попытаться ограничить доступ ребенка к гаджету, то, скорее всего мы нанесем еще больший вред психике ребенка - он может оказаться изгоем…

В современном обществе, если попытаться ограничить доступ ребенка к гаджету, то, скорее всего мы нанесем еще больший вред психике ребенка - он может оказаться изгоем…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цифровые технологии влияют на здоровье мозга как положительно, так и отрицательно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цифровые технологии влияют на здоровье мозга как положительно, так и отрицательно

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2024