ГБПОУ « Владикавказский
многопрофильный техникум»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.
ТЕМА: « А.БЛОК. ПОЭМА «СОЛОВЬИНЫЙ САД». В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ И
СЧАСТЬЯ»
ВЫПОЛНИЛИ:
КАНАТОВА Е., ТАРАСОВ Д.
ОБУЧ. ГР. ТПИ 01-17
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЕНАЛДИЕВА А. К., ПРЕП. ЛИТЕРАТУРЫ
Г. ВЛАДИКАВКАЗ, 2018 Г.
Индивидуальная проектная работа
ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования.
Поэма А. Блока «Соловьиный сад».
Предмет исследования.
Проблема счастья в поэме и пути его
достижения.
Проблема исследования.
Что может сделать человека счастливым? В чем
главное условие обретения счастья?
Актуальность исследуемой темы.
. Для А.Блока счастье - в четком понимании
своего предназначения, в исполнении своего
человеческого и гражданского долга перед
родиной. Актуальность и современность этой
проблемы очевидна: человек не может быть по-
настоящему счастлив вне родины, дома.
Индивидуальная проектная работа
Цель исследовательской работы.
Исследовать неразрывную вневременную связь понятий
«счастье» и «родина» в жизни человека.
Задачи
Понять трагедию лирического героя на пути к
достижению счастья;
Научиться видеть за сложной символикой и аллегорией
второй план поэмы, помогающий в раскрытии темы
исследования;
Исследовать проблему счастья в поэме;
Увидеть сквозь временной пласт живое и непреходящее
значение поэмы для современного читателя.
Методы исследования
Метод исследования сюжета и идейного замысла поэмы;
Метод анализа критической литературы;
Метод систематизации полученных сведений;
Метод аналогии с современностью
Индивидуальная проектная работа
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Третий том А.А.Блока(1908-1917)—
вершина «трилогии вочеловечения». В
него вошли циклы «Страшный мир»,
«Возмездие», «Ямбы», «Кармен»,
«Родина», поэма «Соловьиный сад».
Здесь после идеалов 1 тома и
антиидеалов 2 тома – попытка синтеза,
нахождения своего места в грубом мире.
Главной темой становятся Россия и
ценности народной жизни.
Индивидуальная проектная работа
Небольшая поэма "Соловьиный
сад", вошедшая в третий том
трилогии, (1915г.) принадлежит к
числу наиболее совершенных
произведений А.А. Блока. В поэме
“Соловьиный сад” (1915г.) А.Блок
поднимает важнейшие нравственные
и философские проблемы долга и
верности ему, любви и права на
счастье, назначения искусства и
своего места в нём.
Индивидуальная проектная работа
СЮЖЕТ ПОЭМЫ
В центре поэмы - судьба бедного
труженика, покидающего свой
каменистый путь ради прекрасного
соловьиного сада и вновь
возвращающегося на свой
пустынный берег. Герой уклонился
от тяжелого труда, достиг счастья, к
которому так стремился, но
разочаровался и ушел из
"соловьиного сада.
Индивидуальная проектная работа
ГЛАВНЫЙ СИМВОЛ ПОЭМЫ.
«Соловьиный сад» — одна из наиболее глубоких
аллегорий русской поэзии, сложное и насыщенное
иносказание, поэма, в отвлеченных формах решавшая
важнейшие вопросы жизни и искусства,»-утверждал
литературовед Л. К. Долгополов.
Главный символ поэмы - соловьиный сад. Что же
символизирует утонченный романтический сад? В
поэме Блока образ сада многозначен. Сад - это и
образ недостижимого для человека счастья, и образ
манящей мечты, и образ искусства для искусства,
лишенного каких-либо гражданских интересов.
Соловьиный сад - это своеобразное испытание,
искушение героя, которое встречается в жизни
каждого человека. Поэма показывает трагический
разрыв между тягой человека к счастью и красоте и
чувством долга, сознание невозможности забыть о
страшном мире
Индивидуальная проектная работа
ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭМЫ.
Что может сделать человека счастливым? В
чем главное условие обретения счастья?
Можно ли достичь гармонии и счастья в
нашем негармоничном и несовершенном
мире? Чем грозит человеку утрата
нравственных ориентиров и потеря связи с
родиной? Что важнее: долг перед родиной
или личное счастье? Должен ли человек
сохранять верность долгу? Стоит ли
отказываться от счастья во имя долга?
Возможно ли отгородиться от мировых
катастроф и уйти в мир «чистого» искусства?
Индивидуальная проектная работа
ИДЕЯ ПОЭМЫ
Но главная мысль автора, его глубокая
убежденность состоит в том, что человек может
быть счастлив только на Родине. Почему герой
покидает чудесный соловьиный сад, где ему так
рады? Почему он хочет опять вернуться к своей
тяжелой, однообразной жизни? Неужели его
«хижина бедная» лучше сладкоголосого сада, а
бедный осел предпочтительнее, чем хозяйка
сада? Ответ очевиден: герой, как и сам автор,
не может быть счастлив вдали от родины. Блок
искушает своего героя соловьиным садом,
личным счастьем, лишая его друга, работы,
дома, Родины. Эти понятия для каждого
человека священны, они-составляющие счастья
и гармонии в жизни.
Индивидуальная проектная работа
В чем, по мнению поэта, главное обретения
счастья?
Долг перед Родиной, перед своим народом - вот
что делает человека по-настоящему счастливым.
Это и есть, на наш взгляд, главная, ключевая
мысль поэмы. Герой понимает весь трагизм
ситуации. Он потерял все, что имел. А что
приобрел? Финал поэмы открытый. Очевидно
одно: герой понял, что соловьиный сад – это
«чуждый край незнакомого счастья». Душа
лирического героя раздваивается между любовью,
узким миром личного счастья, замкнутого в
границах «соловьиного сада», и долгом перед
Родиной. А выполнение долга, каким бы тяжелым,
однообразным и скучным он ни казался,-
единственный шанс прожить честно свою жизнь.
Индивидуальная проектная работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу,
что поэма «Соловьиный сад» - глубокое, многозначное
произведение, в котором автор ставит перед читателем
сложные проблемные вопросы, ведет своего героя по
тернистому жизненному пути. Этот путь познания самого
себя.
Прав А.Блок, утверждая, что истинное, настоящее,
цельное счастье человек испытывает только на родине.
Благополучие, сытость, материальные блага принесут
человеку удовлетворение только на родине.
Жить на родине и для родины! В этом и заключено
главное условие достижения счастья и гармонии. К
такому выводу мы пришли, прочитав поэму. Эту
непреложную истину и проповедует Блок. Эту мысль хотел
донести до нас автор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.