Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл
14.03.2018
Цели программы:
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы:
-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
ИП.docx
Индивидуальная программа
альтернативной коммуникации и коррекции эмоциональноволевых нарушений
ученика 1 класса
на 201 /201 учебный год
Расписание занятий
«Согласовано»
с законными представителями /родителями/ обучающегося
мать ____________ / __________________ / «___»___________2015г.
понедельник
13.0013.30
вторник
13.0013.30
среда
13.0013.30
четверг
13.0013.30
пятница
13.0013.30
Цели программы:
преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
развитие познавательных навыков;
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы: ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
обучение его простым навыкам контакта;
обучение ребенка более сложным формам поведения;
развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
развитие внимания;
развитие памяти, мышления.
Основные этапы коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа необходима щадящая сенсорная
атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное
значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых
случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует
обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и
является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у
аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать
настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе хокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также
развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям
происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и
эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Тематическое планирование занятий по программе
Содержание занятий
Колво часов
Номера
занятий Первичная диагностика.
Методика наблюдения.
Сентябрь – Октябрь
Ноябрь
1.ЭТАП
Диагностика эмоциональноповеденческих реакций
Диагностика активности
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений
Диагностика оценки своего поведения
Диагностика внимания, памяти
Декабрь
2.ЭТАП
1.Формированнннние эмоционального контакта. Игры «Ручки», «Хоровод»
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки».
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»
Январь
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9 3.ЭТАП
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.
Зашифрованный рисунок. Сложи узор.
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди
место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена)
Февраль
4.ЭТАП
1.Развитие аналитикосинтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант.
Продолжи ряд.
2.Развитие внимания. Корректурная проба «Девочки». Таблицы.
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия.
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.
5.Развитие личностномотивационной сферы. Моя семья
Март
5.ЭТАП
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17 2.Развитие подвижноролевой игры. ”Обезьянка озорница’’
3.Развитие подвижносоревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.
Апрель Май
6.ЭТАП
Итоговая диагностика. Диагностика эмоциональноповеденческих особенностей.
Итоговая диагностика. Диагностика активности.
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных
проявлений.
ВСЕГО
1
1
1
1
1
1
1
1
2
5
18
19
20
21
22
23
24
25
25
1 занятие: игра «Ручки».
Установление контакта с аутичным ребенком.
Ход игры. Группа из 23 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке
ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по
руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто
будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр
круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
2 занятие: игра «Поводырь».
Развитие активности.
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала педагог водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные
препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Педагог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как
крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: педагог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и
предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности. 3 занятие: игра «Погладь кошку».
Педагог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки,
прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является
помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов
на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Психотехнические игры.
Ход игры: педагог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке
отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски. 6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Развитие аналитикосинтетической сферы.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Развитие внимания.
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с
сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
9 занятие: Позови мячом.
Развитие речевого общения.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть
следующему, также назвав его по имени, и так далее. Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью педагога будут распределены роли. Например:
«Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, педагог должен включится в игру и показать, как
следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: педагог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик
показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество
фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Педагог
стимулирует детей на общение с Мурзиком.
12 занятие: игра «Обезьянкаозорница».
Развитие подвижно – ролевой игры.
Ход игры: Дети стоят в кругу, педагог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Педагог поднимает руку, потом
делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения
усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Развитие подвижно – соревновательных игр.
Ход игры: педагог делит детей на группы по 23 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они
очень добрые и веселые, но у них одна беда нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие
для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий». Ход игры: педагог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и
кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы
дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –
М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под
редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,1998
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.