Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Оценка 4.7

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Оценка 4.7
Особые потребности
docx
дефектология
1 кл
14.03.2018
Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Цели программы: -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи программы: -ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; -обучение его простым навыкам контакта; -обучение ребенка более сложным формам поведения; -развитие самосознания и личности аутичного ребенка; -развитие внимания; -развитие памяти, мышления.
ИП.docx
Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально­волевых нарушений ученика 1 класса  на 201 /201  учебный год Расписание занятий «Согласовано»  с законными представителями /родителями/ обучающегося мать   ____________   / __________________ / «___»___________2015г. понедельник 13.00­13.30 вторник 13.00­13.30 среда 13.00­13.30 четверг 13.00­13.30 пятница 13.00­13.30 Цели программы: ­преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;  ­развитие познавательных навыков; ­смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; ­повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; ­преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Задачи программы: ­ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;  ­обучение его простым навыкам контакта;  ­обучение ребенка более сложным формам поведения; ­развитие самосознания и личности аутичного ребенка; ­развитие внимания; ­развитие памяти, мышления. Основные этапы  коррекции: Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа необходима щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй   этап –   усиление   психологической   активности   детей.   Решение   этой   задачи   требует   от   педагога   умения   почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. На третьем   этапе хокоррекции   важной   задачей   является   организация   целенаправленного   поведения   аутичного   ребенка.   А   также развитие основных психологических процессов. Эффективность программы. Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения. Тематическое планирование занятий по программе Содержание занятий Кол­во часов Номера занятий Первичная диагностика.  Методика наблюдения. Сентябрь – Октябрь Ноябрь 1.ЭТАП Диагностика эмоционально­поведенческих реакций Диагностика активности Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений Диагностика оценки своего поведения Диагностика внимания, памяти                                                          Декабрь 2.ЭТАП  1.Формированнннние эмоционального контакта. Игры «Ручки», «Хоровод» 2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». 3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»                                                            Январь                         1       1 1 1 1 1     1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 3.ЭТАП 1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация.  Зашифрованный рисунок. Сложи узор. 2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди  место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) Февраль 4.ЭТАП 1.Развитие аналитико­синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант.  Продолжи ряд. 2.Развитие внимания. Корректурная проба  «Девочки». Таблицы. 3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. 4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. 5.Развитие личностно­мотивационной сферы. Моя семья Март 5.ЭТАП 1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’           1 1   1 1 1 1 1   1 10 11 12 13 14 15 16 17 2.Развитие подвижно­ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ 3.Развитие подвижно­соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. Апрель ­ Май 6.ЭТАП Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально­поведенческих особенностей. Итоговая диагностика. Диагностика активности. Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных  проявлений. ВСЕГО 1 1     1 1 1 1 1 1 2 5 18 19 20 21 22 23 24 25 25           1 занятие: игра «Ручки». Установление контакта с аутичным ребенком. Ход игры. Группа из 2­3 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке  ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по  руке ребенка по типу Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье: Ручки наши ручки поиграйте вы за нас, Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить. Игра «Хоровод». Ход игры: педагог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто  будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр  круга, и группа приветствует их такими словами: Станьте, дети, Станьте в круг, Станьте в круг, Я твой друг И ты мой друг, Старый добрый друг. 2 занятие: игра «Поводырь». Развитие активности. Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала педагог водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные  препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями. Игра «Птички». Ход игры: Педагог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как  крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу. Игра «Догонялки». Ход игры: педагог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и  предлагает ему догнать других детей. Развитие контактности. 3 занятие: игра «Погладь кошку». Педагог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки,  прижаться к ней. Игра «Поиграй с куклой». Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является  помощником в развитии социальных ролей ребенка. Усиление психологической активности. Развитие восприятия. 4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов  на развитие восприятия. Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки. Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается). Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры. Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три! А теперь пойдем налево! Раз, два, три! Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три! Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три! Мы тихонечко присядем! Раз, два, три! И легонечко привстанем! Раз, два, три! Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три! Повертим над головой!! Раз, два, три! И потопаем ногой! Раз, два, три! 5 занятие: игра «Найди место для игрушки». Психотехнические игры. Ход игры: педагог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке  отверстие. Можно организовать соревнование. Игра «Собери фигурки». Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски. 6 занятие: Таблица Равенна. Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются. Развитие аналитико­синтетической сферы. Графический диктант. Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге. Продолжи ряд Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда. 7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки». Развитие внимания. Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой. Таблица. Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку. Развитие памяти 8 занятие: Запомни слова. Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради. Игра «Снежный ком». Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с  сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово. Игра «Найди отличия». Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали. 9 занятие: Позови мячом. Развитие речевого общения. Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть  следующему, также назвав его по имени, и так далее. Игра «Закончи фразу». Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить. Развитие личностно – мотивационной сферы 10 занятие: игра « Моя семья». Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью педагога будут распределены роли. Например:  «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, педагог должен включится в игру и показать, как  следует вести себя в той или иной ситуации. 11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть». Ход игры: педагог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик  показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество  фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Педагог  стимулирует детей на общение с Мурзиком. 12 занятие: игра «Обезьянка­озорница». Развитие подвижно – ролевой игры. Ход игры: Дети стоят в кругу, педагог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Педагог поднимает руку, потом  делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения  усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее. 13 занятие: игра «Строим домик для друзей». Развитие подвижно – соревновательных игр. Ход игры: педагог делит детей на группы по 2­3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они  очень добрые и веселые, но у них одна беда ­ нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие  для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом. Игра: «Самый ловкий». Ход игры: педагог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и  кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы  дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов. Список литературы 1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. –  М.:АРКТИ, 2000. 2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под  редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.­ М.,1989. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.­ Ярославль, 1997. 4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981. 5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. ­ СПб.,2003. 6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.­ М.,1998

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений

Индивидуальная  программа альтернативной коммуникации и коррекции эмоционально-волевых нарушений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2018