ИНДИВИДУАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) по предметам «математика», «русский язык» в 4 классе

  • Образовательные программы
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа составлена на основе Программы коррекционно - развивающего обучения в начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2014г. Содержание I. Пояснительная записка 1. Актуальность программы 2. Цель коррекционно-развивающей программы. 3. Задачи коррекционно – развивающей программы. 4. Принципы коррекционно-развивающей работы 5. Основные направления коррекционно-развивающей работы. 6. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. 7. Методы по степени активности познавательной деятельности. 8. Методы организации деятельности и опыта поведения. 9. Методологическая основа рабочей коррекционно- образовательной программы для младших школьников с ЗПР 10. Формы проведения коррекционно-развивающих занятий по предметамМетодологическую основу Рабочей коррекционо-образовательной программы составили теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью.
Иконка файла материала РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 4 класс.docx
«Рассмотрена»                                  «Согласована»                                      «Утверждена»     Руководитель МО                      Заместитель директора                               Директор      ________________                   по УВР МКОУ «Лозовская СОШ»           МКОУ «Лозовская СОШ»    /________________ /                 _____________________                             _____________________     Протокол № ___ от                  /____________________/                              /____________________/     « ___» ________ 2014 г.          « ___» ___________2014 г.      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  КОРРЕКЦИОННО ­ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лозовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» Пахомовой Валентины Васильевны ИНДИВИДУАЛЬНО­КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР)  по    предметам «математика», «русский язык» в 4  классе (3 часа в неделю, всего 102 часа) 2014­2015 учебный годПрограмма  составлена на основе Программы коррекционно ­ развивающего обучения в  начальной школе для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  под редакцией С.Г. Шевченко, М. Школьная Пресса, 2014г. Содержание I. Пояснительная записка 1. Актуальность программы 2. Цель коррекционно­развивающей программы. 3. Задачи коррекционно – развивающей программы. 4. Принципы коррекционно­развивающей работы  5. Основные направления коррекционно­развивающей работы. 6. Методы организации и осуществления учебно­познавательной  деятельности.  7. Методы по степени активности познавательной деятельности. 8. Методы организации деятельности и опыта поведения. 9. Методологическая основа рабочей коррекционно­ образовательной программы для младших школьников с ЗПР  10. Формы проведения коррекционно­развивающих занятий по предметам II.Содержание программы по предметам в начальной школе  1.Календарно­тематическое планирование 4 класс III. Примерное календарно­тематическое планирование коррекционно  развивающих занятий IV. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания  динамики развития V. Материально­техническая база VI. Справочная литература Пояснительная записка  1. Актуальность программы  В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые  в силу своих  индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР),  ограниченными возможностями  здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно­развивающие  занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и  навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования появляются новые программы, учебники, новые подходы в  обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать  высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для  качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и  содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. Нельзя переносить  известные методические приемы массовой школы на процесс обучения русскому языку,  математики, литературы детей с ЗПР. Потребность в разработке новой коррекционно­развивающей  программы, которая будет соответствовать последним достижениям коррекционной педагогики,  побудила заняться этой работой. Дети ЗПР не вполне готовы к  школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного  материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им  трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной  организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной  системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже  на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей  наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не  выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре. Неосознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок  затрудняется в организации собственной  целенаправленной деятельности. Детям с ЗПР  свойственна пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих детей  наблюдаются трудности с восприятием. Это говорит о недостаточности, ограниченности  фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Это обусловлено тем, что его восприятие  неполноценно и не обеспечивает достаточной информацией. Отставание в развитии  зрительного восприятия является одной из причин трудности в обучении. Серьезный недостаток  восприятия – это значительная замедленность процесса переработки информации. Недостаток  восприятия затрудняет обучение чтению и письму и математики. У всех детей с ЗПР наблюдается  недостаток памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и  произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь снижена прочность  запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного  материала, что не может не сказываться на неуспеваемости. У детей с ЗПР характерно снижена  познавательная активность. Это проявляется недостаточной любознательностью. Такие дети  медлительны, пассивны, с замедленной речью. Они не готовы к решению познавательных задач, т.к.  нет особой сосредоточенности и собранности. Значительное отставание и своеобразие  обнаруживается в развитии у этих детей мыслительной деятельности. Это выражается в  несформированности таких операций, как анализ, синтез, неумение выделять существенные  признаки и делать обобщения. Для этих учеников характерны ­ неумение организовать свою  деятельность, отсутствие самоконтроля.У младших школьников должен быть определенный  уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способность опознать и  дифференцировать акустические признаки звуков; достаточный уровень сформированности  словаря и грамматического строя речи. У детей с ЗПР устная речь характеризуется незрелостью,  неполноценностью, примитивностью содержания, бедностью словарного запаса. Недостаточный  уровень развития речи детей, особенно словаря, приводит к дополнительным сложностям при  обучении чтению. Эти ученики с большим трудом осваивают процесс чтения, допускают много  ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов. В целом чтение детей  характеризуется монотонностью. Невыразительностью, замедленным темпом. В письменной речи  дети с ЗПР делают специфические ошибки: не соблюдают строку, элементы букв  непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и  др. В работах много исправлений, помарок. Дети с трудом усваивают правила выделения границ  предложения. Организованы коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию  недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление  негативных особенностей эмоционально­личностнойсферы, нормализацию и совершенствование  учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной  деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем,  способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям,  обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.  Цель программы:   ­ создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста с задержкой  психического развития в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, формированию  универсальныхучебных действий, вариативности получения знаний по предметам с учетом  возможностей ребенка. 3. Задачи: На первой ступени обучения учащиеся должны овладеть навыками чтения, письма, счёта,  основными навыками и умениями учебной деятельности, элементами теоретического мышления,  умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены.  Задачи коррекционно­развивающего обучения систематизируются в зависимости от итогов  предшествующего периода. Задачи эти достаточно значимы и продиктованы опытом работы с  данной категорией учащихся, в целом они сводятся к такому перечню: Обучающие коррекционно­развивающие: 1. развитие до необходимого уровня психофизических функций,обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата,  фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико­пространственной  ориентации, зрительно ­ моторной координации ; 2. развитие речи учащихся как средство общения и как способа коррекции  их мыслительной деятельности;  3. анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и  несущественных); 4. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное  достраивание с выполнением недостающих компонентов; 5. выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 6. подведение под понятие, выведение следствий; 7. установление причинно­следственных связей, представление цепочек  объектов и явлений; Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида:   ­ умение ориентироваться в задании; ­ планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным с наглядным  образом или словесном указании педагога; ­  осуществлять самоконтроль и самооценку и др.   Формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах,  явлениях окружающей действительности, которые помогут ученику  воспринимать учебный материал сознательно.  Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений  (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки,  логической классификации, умозаключений и др.)  Повышение общего уровня развития школьников и коррекция индивидуальных  отклонений (нарушений) в развитии (учет темпа деятельности, готовности к  усвоению нового учебного материала и т.д.)  Развитие личностных компонентов познавательной деятельности  (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление  интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении.   Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня  развития ученика, его потребности в коррекции индивидуальных отклонений в развитии (систематическое повторение ключевых вопросов изученного, учет  динамики развития и готовности к усвоению нового учебного материала). Формирование учебной мотивации.  Формирование ИКТ компетенции. Воспитывающие: 1. Формирование социально­нравственного поведения:  ­ ответственное отношение к учебе; ­ соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения; ­ осознание собственных недостатков (неумение  общаться, неумение строить межличностные отношения, пассивность и др.); ­  осознание необходимости самоконтроля;  2. Эстетическое и экологическое воспитание. 4. Принципы коррекционно­развивающей работы: * принцип соблюдения интересов ребенка. Педагог работает с максимальной пользой и в интересах ученика; * принцип системности обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный  подход к анализу особенносттей развития и коррекции нарушений учеников с разными возможностями здоровья, нарушениеминтеллекта, а также многоуровневый подход специалистов различного профиля,  взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ученика,  участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;  * принцип деятельного подхода предусматривает формирование различных функций в процессе организации совместной деятельности;  * принцип усложнения заданий, упражнений; * принцип развивающей направленности обучения; *принцип наглядности и занимательности обучения; * принцип доступности обучения; * принцип игровой деятельности, использование дидактического материала,  применение скороговорок, считалок, заучивание стихов; *принцип вариативности; *принцип последовательности: каждое последующее занятие включает в себя  задачи предыдущего, уточняя, конкретизируя, систематизируя и углубляя  знания, умения и навыки, приобретенные детьми.  5. Основные направления коррекционно­развивающей работы:  Программа коррекционной работы на ступени начального образования  включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают  ее основное содержание: 5. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  1. развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 2. развитие навыков каллиграфии; 3. развитие артикуляционной моторики 5.2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 1. развитие зрительного восприятия и узнавания; 2. развитие зрительной памяти и узнавания; 3. формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет,  форма, величина); 4. развитие пространственных представлений и ориентации; 5. развитие временных понятий;6. развитие слухового внимания и памяти; 7. развитие фонетико­фонематических представлений, формирование  звукового анализа 5.3. Развитие основных мыслительных операций: 1. формирование навыков относительно анализа; 2. развитие навыка группировки и классификации (на базе овладения  основными родовыми понятиями); 3. формирование умения работать по словесной и письменной инструкции,  алгоритму; 4. формирование умения планировать свою деятельность; 5. развитие комбинаторных способностей 5.4. Развитие различных видов мышления: 1. развитие наглядно­образного мышления; 2. развитие словесно­логического мышления (умение видеть и  устанавливать логические связи между предметами, явлениями,  событиями); 5.5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы  (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по  ролям и др.). 1. Развитие речи, владение техникой речи. 2. Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. 3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 4. Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бысоответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений. 5.Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.  Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной  деятельности. 6. Создание учебно­методологического оснащения, необходимого для успешного освоения детьми образовательных (коррекционных программ) в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям  учащихся. 6. Методы организации и осуществления учебно ­ познавательной деятельности: * словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение; * наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование; * практические методы: копирование, упражнения, творческие задания,  списывание, диктант и др.  7. Методы по степени активности познавательной деятельности: * репродуктивные; 8. Методы организации деятельности и опыта поведения: * поручение; * упражнение; * приручение; * оценивание; * создание воспитывающей ситуации.  9. Рабочая коррекционно­образовательная программа для детей младшего  школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) составлена на  основе: «Коррекционно­развивающее обучение: Начальные классы»/ Под редакцией С.Г. Шевченко, авторы­составители: Р.Д.Тригер, Ю.А. Костенкова,  И.Н. Волкова С.Г. Шевченко и др. – М.: Школьная пресса, 2012 «Программы  коррекционо­развивающего обучения в начальной школе»/ Под редакцией  Т.Г.Рамзаевой, М.: Просвещение, 2012;  Условия эффективности: постановка цели, формирование положительного отношения к  деятельности и ее цели, опора на имеющиеся знания и опыт, организация деятельности на основе  образца, формирование активной самостоятельной позиции, стремление к успеху с опорой на  общественное мнение. Методологическую основу Рабочей коррекционо­образовательной программы составили  теоретические положения о необходимости комплексного коррекционного воздействия на  психическое развитие ребенка с ЗПР, отраженные в научных трудах М.М. Кольцовой,  Л.С.Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости коррекционно ­ развивающего  обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушением интеллекта, ЗПР,  социально­педагогической запущенностью.   10. Формы проведения коррекционных занятий:1. индивидуальные занятия  2. групповые занятия  Для лучшего усвоения учебного материала, закрепления знаний, умений и навыков, решения  коррекционных задач занятия проводятся и в форме открытого мероприятия, занимательного часа  с приглашением специалистов сопровождения, работающих с этими детьми.  Рабочая коррекционно­обучающая программа для детей младшего школьного возраста с ЗПР  рассчитана на 102 часа. Индивидуально­групповые коррекционные занятия оказываются за  пределами максимальной нагрузки обучающихся. Однако указанное количество недельных часов (3 часа), отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно  обучающегося соответствующего класса, а учителя. На долю же каждого обучающегося  приходится в неделю от 15 до 30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в  маленььких группах (из 2­3 обучающихся) укомплектованных на основе сходства коррегируемых  недостатков. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 45 минут с 3­5 минутной релаксацией,физминутками.  Дети с различными нарушениями в развитии должны выполнять доступные им по возможностям  задания, удерживаться в рамках структуры занятия, выполнять основные требования,  рекомендации в ходе различных моментов занятия. Требования к качеству усвоения материала индивидуальны для каждого ученика. Оценивается, прежде всего, динамика развития ребенка на фоне изучаемого материала в целом, его  отношение к занятиям, интерес к предъявленномуматериалу, степень самостоятельности в  выполнении заданий. У учеников младших классов с ЗПР очень трудно, медленно идет  формирование универсальных учебных действий. Календарно­тематическое планирование коррекционно­развивающих занятий  Индивидуальные коррекционные занятия № Кол- во п/п часов 1 1 1 1 Дата проведения Корректи ровка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема Обследование Обследование Текст и предложение Устная нумерация чисел от 1- 100 Письменная и устная речь Предложение и слово Письменная нумерация в пределах 1000 Устная и письменная нумерация чисел Слово. Слог Текст и предложение Десятичный состав чисел Десятичный состав чисел Деление слов на слоги Сложение многозначных чисел Классы и разряды, запись чисел Слоги и звуки Вычитание многозначных чисел Сложение многозначных чисел Звуко-буквенный анализ слова Сложение многозначных чисел Сложение многозначных чисел Гласные звуки, слогообразование Сложение многозначных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 124 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 чисел Согласные звуки и буквы Вычитание многозначных чисел Согласные твёрдые и мягкие Вычитание многозначных чисел Вычитание многозначных чисел Согласные твёрдые, мягкие Умножение многозначных чисел Звонкие и глухие согласные Умножение многозначных чисел Умножение многозначных чисел Дифференциация п-п` Деление многозначных чисел Деление многозначных чисел Дифференциация б-б` Упражнение в закреплении алгоритма деления Дифференциация б-б` Упражнения в дифференциации п-п`, б-б` Упражнения в закреплении алгоритма деления Деление многозначных чисел на однозначное Деление с проверкой Дифференциация т-т Деление многозначных чисел на однозначное Упражнения в совершенствовании примеров на деление Нахождение существительных в лексике Упражнения в закреплении алгоритма деления Упражнения в закреплении алгоритма деления Определение рода и числа существительных Решение примеров на деление Решение примеров на деление Связь слов в предложении Решение примеров в несколько действий Определение порядка действий 1 и 2 степени Решение примеров на порядок действия Решение примеров на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 158 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 82 82 83 84 85 86 87 порядок действия Определение падежей существительных Умножение на двузначное число Умножение на двузначное число Деление на двузначное число Отработка алгоритма деления Упражнения на определение падежей Деление на трёхзназчное число Деление на трёхзназчное число Склонение существительных Отработка алгоритма деления Связь слов в предложении Деление на двузначное и трёхзначное число Умножение на двузначное число Разбор по членам предложения Деление на двузначное и трёхзначное число Умножение на трёхзначное число Определение частей речи в предложении Умножение и деление на двузначные числа Разбор частей речи Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Деление на двузначное число 1 Роль предлогов в 1 предложении Порядок действий Деление на двузначное и трёхзначное число Роль прилагательных в речи. Синонимы Решение примеров на все действия Умножение и деление на двузначные и трёхзначные числа 1 1 Роль глаголов в речи. Антонимы Решение примеров на все действия Все случаи деления и 1 1 188 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 умножения Все случаи деления и умножения Решение уравнений Упражнения в определении склонений прилагательных Упражнения в определении склонений прилагательных Родовые окончания имён прилагательных Правописание безударных окончаний имён прилагательных м.р. и с.р. Определение падежных окончаний прилагательных Решение уравнений Арифметические действия Нумерация Умножение и деление с 0 Решение задач изученных видов Решение задач изученных видов Решение задач на время, скорость, расстояние Правописание безударной гласной в корне слов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 III. Способы оценки качества усвоения материала в целях прослеживания  динамики развития ­Наблюдение в ходе занятий. ­Проверочные задания по итогам каждого раздела изучаемого материала  (списывание деформированного печатного текста, выборочный диктант,  слуховой диктант, перфокарты, тестовые задания, использование ИКТ) ­Диагностические работы (диктант с грамматическим заданием): первичный,  промежуточный, итоговый.  IV. Материально­ техническая база: ­школьная доска, цветные мелки, ­магнитная доска, магнитные буквы, ­использование ИКТ ­учебники, сборники упражнений , печатные рабочие тетради к учебникам, ­словари, справочники, ­таблицы настенные, таблицы раздаточные,­памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, трафареты ­словарь в картинках, ­ словарь печатных слов, ­таблицы по развитию речи и другие пособия ­таблицы сложения, умножения.