Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей, дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
МК ДОУ Павловский детский сад № 8
Индивидуально-
ориентированная
коррекционно-
развивающая
программа для
работы с
гиперактивным
ребенком
Подготовила: Шапошникова А.П.Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с
требованиями Министерства образования РФ к обязательной
документации педагога-психолога. Составлена на основе
реализующих задач в дошкольных учреждениях.
В последнее время родители, воспитатели все чаще
сталкиваются с детьми, двигательная активность которых
выходит за рамки представлений о просто подвижном
ребенке. Большинство детей, дошкольного возраста
отличается подвижностью, импульсивностью,
непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они
могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его
указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже
потому, что они находятся в постоянном движении: они не
ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или
залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются
за дело или убегают, не дослушав задание до конца.
Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно
поймать.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он
постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все
время что-то случается, а для того чтобы добиться
послушания, приходится повышать голос, но замечания и
наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают
с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не
могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок
получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного
внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в
число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют
подчинять свое поведение правилам или уступать другим и,
как следствие, вызывают многочисленные конфликты в
детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные
занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему
справиться с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью.Необходимость введения данной программы обусловлена
запросом воспитателей, родителей и на основании
проведенного анкетирования.
Отличительной чертой данной программы является характер
проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры,
направленные на развитие внимания, контроля над
импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-
ориентированные упражнения. Игры и упражнения
предыдущих занятий повторяются на последующих, что
способствует лучшему закреплению пройденного материала.
По данной программе рекомендуется работать
индивидуально с ребенком.
В основу данной Программы легло методическое пособие И.
Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми
в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
Данная Программа имеет цель: Создание условий для
развития внимания, контроля над импульсивностью и
управления двигательной активностью.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль;
2. Способствовать развитию внимания и воображения;
3. Формировать согласованность действий;
4. Создать условия для снятия психоэмоционального
напряжения;
5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных
движений.
Программа включает в себя 10 занятий, которые будут
проводиться во второй половине учебного года в кабинете
психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25
минут каждое. Предназначена программа для ребенка 6 лет
для развития внимания, контроля за импульсивностью и
управления двигательной активностью.
Методические приемы, используемые в программе:1. Игры на развитие внимания, воображения
2. Игры и задания, направленные на развитие
произвольности
3. Дыхательные упражнения
4. Релаксационные методы
5. Обсуждение различных чувств
6. Рисование.
Структура занятия:
В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:
1. Для развития произвольности;
2. Для развития внимания и памяти;
3. Для развития моторики и координации движений;
4. Для преодоления застенчивости;
5. Для активизации подкорковых структур мозга;
6. На нормализацию мышечного тонуса.
В результате реализации Программы предполагается, что
проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с
синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Результативность проведенных занятий будет отслежена
повторным анкетированием.Тематический план занятий
заняти
№
я
1
2
Кол
во
часо
в
25
мин
Задачи
Создать
благоприятные
условия для
активизации
ребенка, развития
внимания, моторики
и координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
25
мин
Способствовать
развитию внимания,
моторики и
координации
движений, снятию
психоэмоциональног
о напряжения,
развитию
согласованности
движений.
Формы
работы
1 Игра “Да” и
“Нет” не
говори.
2. Игра “Что
исчезло?”.
3.
“Бирюльки”.
4.
Упражнение
“Запомни и
повтори
движения”.
5. Дыхание с
задержкой на
вдохе.
6.
Упражнение
“Снеговик”.
Игра “Летает,
не летает”.
Игра “Что
изменилось?”.
“Хождение по
линии”.
Упражнение
“Зайка
испугался”.
Дыхательное
Методическо
е
обеспечение
10 игрушек,
мелкие
игрушки или
спички
Игрушки,
веревка
длиной 3–4 м.,
мяч3
4
25
мин
25
мин
Создать
благоприятные
условия для
развития
произвольности и
самоконтроля,
развития внимания,
моторики и
координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
Создать
благоприятные
условия для
активизации
ребенка, развития
внимания, речи и
координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
Рисунок. Лист
белого цвета,
карандаши,
мяч.
Игрушки:
машина,
пирамида,
Буратино,
зайчик, ежик.
упражнение.
Упражнение
“Дерево”.
Игра
“Съедобное,
не
съедобное”.
“Внимание –
рисуй”.
Упражнение
“Перекрестны
е хлопки”.
Пантомима
“Петушки”.
Упражнение
на дыхание.
Упражнение
“Пальчики”.
Игра
“Запретное
движение”.
Игра “Слушай
хлопки”.
Упражнение”
Робот”.
“Игрушку
рассмотри, а
потом ее
опиши”
Упражнение
на дыхание.
Упражнение
на
расслабление
“Пальчики”.5
6
25
мин
Создать
благоприятные для
развития речи
ребенка, внимания,
воображения,
координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
25
мин
Содействовать
развитию мелкой
моторики ребенка,
развития внимания,
координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
Игрушки:
матрешка,
треугольная
призма,
мишка,
девочка –
кукла,
самолет,
кубики – 2 шт.
Спички или
мелкие
игрушки
Игра
“Запретное
слово”.
“Игрушку
рассмотри, а
потом ее
опиши”.
Упражнение
“Я кубик несу
и не уроню”.
Упражнение
“Вкусная
конфета”.
Упражнение
на дыхание.
Упражнение
на
расслабление
“Снеговик”.
Игра “Да” и
“Нет” не
говори.
Игра
“Запомни и
повтори
движения”.
“Бирюльки”.
Упражнение
“Незнайка”.
Дыхание с
задержкой на
вдохе.
Упражнение
“Снеговик”.
7
Способствовать
развитию внимания,
25
мин
Игра “Летает,
не летает”.
Бланк
заданиемоторики и
координации
движений,
содействовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
8
25
мин
Создать
благоприятные
условия для
развития внимания,
мышления, моторики
и координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
9
Создать
благоприятные
условия для
активизации
25
мин
“Корректурна
я проба”.
Упражнение
“Перекрестны
е хлопки”.
Упражнение
“Зайка
испугался”.
Дыхательное
упражнение.
Упражнение
“Пальчики”.
Игра
“Съедобное,
не
съедобное”.
“Лабиринты”.
Упражнение
“Хождение по
линии”.
Упражнение
“Запомни и
повтори
движения”.
Упражнение
на дыхание.
Упражнение
“Лодочка”.
Игра
“Запретное
движение”.
Упражнение
“Корректурна
я проба”, мяч
Мяч, бланки с
лабиринтами
2 шт., веревка
или шнур 3 – 4
метра.
Бланки с
точками – 3–4
шт.ребенка, развития
внимания, моторики
и координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
10
25
мин
Содействовать
развитию внимания
у ребенка, моторики
и координации
движений,
способствовать
снятию
психоэмоциональног
о напряжения.
“Соедини по
порядку”.
Упражнение”
Робот”.
“Злой волк”
Упражнение
на дыхание.
Упражнение
на
расслабление
“Дерево”.
Игра “Раз
дватри
говори!”.
“Запомни и
повтори
движение”.
Упражнение
“Я кубик несу
и не уроню”.
Упражнение
“Незнайка”.
Упражнение
на дыхание.
Упражнение
на
расслабление
“Снеговик”.
Мольберт,
мел, два
кубика.