Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком

  • Образовательные программы
  • docx
  • 22.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей, дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Иконка файла материала МК ДОУ Павловский детский сад.docx
МК ДОУ Павловский детский сад № 8 Индивидуально- ориентированная коррекционно- развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком Подготовила: Шапошникова А.П.Пояснительная записка Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях. В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей, дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно- ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. По данной программе рекомендуется работать индивидуально с ребенком. В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М.: Книголюб, 2005. – 64с. Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью. В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль; 2. Способствовать развитию внимания и воображения; 3. Формировать согласованность действий; 4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения; 5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений. Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться во второй половине учебного года в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена программа для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью. Методические приемы, используемые в программе:1. Игры на развитие внимания, воображения 2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности 3. Дыхательные упражнения 4. Релаксационные методы 5. Обсуждение различных чувств 6. Рисование. Структура занятия: В каждое занятие входят следующие игры и упражнения: 1. Для развития произвольности; 2. Для развития внимания и памяти; 3. Для развития моторики и координации движений; 4. Для преодоления застенчивости; 5. Для активизации подкорковых структур мозга; 6. На нормализацию мышечного тонуса. В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.Тематический план занятий заняти № я 1 2 Кол­ во часо в 25  мин Задачи Создать  благоприятные  условия для  активизации  ребенка, развития  внимания, моторики  и координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. 25  мин Способствовать  развитию внимания,  моторики и  координации  движений, снятию  психоэмоциональног о напряжения,  развитию  согласованности  движений. Формы работы 1 Игра “Да” и  “Нет” не  говори. 2. Игра “Что  исчезло?”. 3.  “Бирюльки”. 4.  Упражнение  “Запомни и  повтори  движения”. 5. Дыхание с  задержкой на вдохе. 6.  Упражнение  “Снеговик”. Игра “Летает, не летает”. Игра “Что  изменилось?”. “Хождение по линии”. Упражнение  “Зайка  испугался”. Дыхательное  Методическо е обеспечение 10 игрушек,  мелкие  игрушки или  спички Игрушки,  веревка  длиной 3–4 м., мяч3 4 25  мин 25  мин Создать  благоприятные  условия для  развития  произвольности и  самоконтроля,  развития внимания,  моторики и  координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. Создать  благоприятные  условия для  активизации  ребенка, развития  внимания, речи и  координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. Рисунок. Лист белого цвета,  карандаши,  мяч. Игрушки:  машина,  пирамида,  Буратино,  зайчик, ежик. упражнение. Упражнение  “Дерево”. Игра  “Съедобное,  не  съедобное”. “Внимание –  рисуй”. Упражнение  “Перекрестны е хлопки”. Пантомима  “Петушки”. Упражнение  на дыхание. Упражнение  “Пальчики”. Игра  “Запретное  движение”. Игра “Слушай хлопки”. Упражнение”  Робот”. “Игрушку  рассмотри, а  потом ее  опиши” Упражнение  на дыхание. Упражнение  на  расслабление “Пальчики”.5 6 25  мин Создать  благоприятные для  развития речи  ребенка, внимания,  воображения,  координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. 25  мин Содействовать  развитию мелкой  моторики ребенка,  развития внимания,  координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. Игрушки:  матрешка,  треугольная  призма,  мишка,  девочка –  кукла,  самолет,  кубики – 2 шт. Спички или  мелкие  игрушки Игра  “Запретное  слово”. “Игрушку  рассмотри, а  потом ее  опиши”. Упражнение  “Я кубик несу  и не уроню”. Упражнение  “Вкусная  конфета”. Упражнение  на дыхание. Упражнение  на  расслабление “Снеговик”. Игра “Да” и  “Нет” не  говори. Игра  “Запомни и  повтори  движения”. “Бирюльки”. Упражнение  “Незнайка”. Дыхание с  задержкой на вдохе. Упражнение  “Снеговик”. 7 Способствовать  развитию внимания,  25  мин Игра “Летает, не летает”. Бланк­ заданиемоторики и  координации  движений,  содействовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. 8 25  мин Создать  благоприятные  условия для  развития внимания,  мышления, моторики и координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. 9 Создать  благоприятные  условия для  активизации  25  мин “Корректурна я проба”. Упражнение  “Перекрестны е хлопки”. Упражнение  “Зайка  испугался”. Дыхательное  упражнение. Упражнение  “Пальчики”. Игра  “Съедобное,  не  съедобное”. “Лабиринты”. Упражнение  “Хождение по линии”. Упражнение  “Запомни и  повтори  движения”. Упражнение  на дыхание. Упражнение  “Лодочка”.       Игра  “Запретное  движение”. Упражнение  “Корректурна я проба”, мяч Мяч, бланки с лабиринтами  2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра. Бланки с  точками – 3–4 шт.ребенка, развития  внимания, моторики  и координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. 10 25  мин Содействовать  развитию внимания  у ребенка, моторики  и координации  движений,  способствовать  снятию  психоэмоциональног о напряжения. “Соедини по  порядку”. Упражнение”  Робот”. “Злой волк” Упражнение  на дыхание. Упражнение  на  расслабление “Дерево”. Игра “Раз­ два­три­ говори!”. “Запомни и  повтори  движение”. Упражнение  “Я кубик несу  и не уроню”. Упражнение  “Незнайка”. Упражнение  на дыхание. Упражнение  на  расслабление “Снеговик”. Мольберт,  мел, два  кубика.