Индивидуальное коррекционное занятия по ФРС и ПСУР по теме «Мои друзья», постановка звука «Л», дифференциация звуков «Ж–Ш». Текст «Подруга».

  • Особые потребности
  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе программного речевого материала
Иконка файла материала Индивидуальное занятие.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО СЛУХА И  ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

1.      ФИО педагога:  Петрова Ольга Васильевна

2.      Класс:  5Б                                                 Диагноз: Хроническая двухсторонняя сенсоневральная глухота.  Артикуляционный аппарат в норме.

3.      Длительность занятия: 25 мин.

 

Тема занятия

«Мои друзья», постановка звука «Л», дифференциация звуков «Ж–Ш». Текст «Подруга».

Тип занятия

комбинированный

Целевая установка занятия

формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи на основе программного речевого материала

Решаемые учебные задачи

-  развитие артикуляционной моторики;

- автоматизировать звук «Л» в слогах, словах и фразах в разных позициях;

- закреплять умение дифференцировать на слух звуки «Ж»,«Ш»и правильно произносить их в слогах, словах и фразах в разных позициях;

- развивать навык самоконтроля за произношением звуков, слов, фраз.

- формировать речевое дыхание и силу речевого выдоха;

- формировать навык восприятия речи на слух и слухозрительно при работе над текстом и фразами обиходно-разговорного характера по теме «Мои друзья»,

расширять  и активизировать словарь по теме  «Мои друзья»,  развитие умения соотносить предложение с картинкой;

- развитие слухового восприятия, логического мышления, памяти, речевой активности на разных этапах занятия.

- воспитывать интерес и потребность к самостоятельной устной речи обучающегося

- формировать навык восприятия речи на слух при работе над темой, текстом;

Формы работы на занятия:

индивидуальная

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты обучения

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные

 

 

 

 

 

 

         умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партеров (в семье, в школе, в совместной деятельности со слышащими сверстниками во внеурочное время, в общественных организациях – поликлинике, библиотеке и др.);

         умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, достаточно внятно, т.е. понятно для окружающих;

         наличие мотивации к овладению устной речью;

         развитие желания постоянно пользоваться  индивидуальными слуховыми аппаратами. 

         воспитание усидчивости, работоспособности, положительного эмоционального настроя.

 

·         коммуникативных: выработка правильного речевого дыхания, автоматизация звука «Л», развитие навыка дифференциации в речи звуков «Ж-Ш», работа над слитностью речи ударением и правилами орфоэпии, тренировка различения и опознавание речевого материала на слух и слухозрительно по теме «Мои друзья» и тексту «Подруга», формирование грамматического строя речи в процессе составления связных высказываний.

·         регулятивных: развитие навыка самоконтроля речевых высказываний и выполнения учебных действий.

·         познавательных: развитие слухового внимания,  логического мышления, памяти на материале учебных дисциплин (математики), развитие кругозора, речевой активности на разных этапах занятия.

 

·         произносить отработанный речевой материал достаточно внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра (под контролем учителя и самостоятельно), в темпе, приближающемся к нормальному, передавать эмоциональные оттенки;

·         слова произносить слитно с ударением, соблюдать звуковой состав слова (точно и приближённо с использованием регламентированных замен), соблюдать орфоэпические правила;

·         короткие фразы, состоящие из 2-3 слов, произносить слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами (до 6-8 слогов);

·         выделять логическое ударение;

·         реализовать в самостоятельной речи сформированные произносительные умения (с помощью учителя).

·         желание  и  умения  вступать  в  устную  коммуникацию  с  детьми  и взрослыми.

Межпредметные связи

русский язык,  окружающий мир

Ресурсы

авторская презентация к занятию, карточки для работы над звуками (автоматизацией, дифференциацией), дыханием; карточки и таблички  с тематическим материалом к тексту и теме.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося 

Формируемые

УУД

Время

1. Мотивационно-ориентировочный этап

(н/с) - Поздоровайся.                                                   

(н/с) - Как ты слышишь?                                                            

(н/с) - Что ты будешь делать?

 

(н/с) – Какое сейчас время года?

(н/с) – Какое сегодня число?

-  Здравствуйте.

-  Я слышу …..

-  Я буду слушать, говорить, читать,  отвечать на вопросы.

-  Сейчас …..

-  Сегодня ….

К

П

Р

3 мин

2.Развитие произносительной стороны речи

1. Автоматизация [Л] в различных позициях

а)  (н/с) - Будем говорить  звук «Л»

(с/з) - Звук «Л» говорим с голосом. Повтори.

(н/с)  -  Прочитай слоги и слова. (табличка)

ла                        глаза

ле                        лет

ли                        длинные

пла                      платок

тлы                    светлые

кла                      класс

алу                      голубые

ола                      волосы

полни                  исполнилось

б)  (с/з) –  Составь и прочитай словосочетания. Хорошо говори звук «Л» (презентация)

- голубые глаза, длинные волосы, сладкое яблоко, светлый класс, тёплый платок, весёлый клоун

(с/з) –  Что ты делал?

в)  Работа над дыханием, слитностью произношения.

(с/з) – Прочитай  предложение, найди слова отвечающие на вопрос Какие? (табличка)

У неё светлые длинные волосы, голубые глаза.

2.  Дифференциация  [Ж - Ш]

а) (н/с) – Будем говорить правильно звуки «Ж», «Ш».

(н/с) – Какие звуки мы будем говорить?

(с/з) – Послушай слово, повтори. Поставь нужную букву в табличку.

б) (с/з) -    Послушай и повтори правило:

Звонкие согласные на конце слов оглушаются.

(н/с) – Измени словосочетания по образцу.  Прочитай словосочетания, соблюдая правила орфоэпии  (презентация)

высокие этажи         -     высокий этаж

быстрые стрижи     -     быстрый …

колючие  ежи             -     колючий   …                

ночные сторожа       -     ночной  …

острые ножи             -    острый  …             

кирпичные гаражи    -    кирпичный …

(с/з) – Какие правила орфоэпии ты соблюдала?

 

 

 

в)  (с/з) – Расставь паузы в предложении.

Животный мир Южной Америки широк: древесные лягушки, жуки, яркие бабочки.

(с/з) – Прочитай предложение соблюдая  паузы, говори правильно звуки  Ж,  Ш.

 

-     Л______

- Звук «Л» говорим с голосом.

 

 

 

 

(выполняет     задание)

 

 

 

 

 

 

 

(составляет словосочетания.)

 

– Я составляла словосочетания.

 

 

 

(выполняет задание, при затруднении в помощь табличка-подсказка)

 

 

–   «Ж - Ш»

 

 

 

 

 

(выполнение      задания)

 

 

 

 

 

 

 

-  Звонкие согласные на конце слов оглушаются.

 

 

 

(выполняет     задание)

 

 

 

-Звонкие согласные на конце слов оглушаются.

Безударное  «О»  говори как «А».

(при затруднении в помощь табличка-подсказка)

 

(выполняет     задание)

 

К

П

Р

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

П

Р

Л

 

 

10 мин

3.Развитие слухового восприятия

а) работа над темой

«Мои друзья»

 

 

б) работа над текстом «Подруга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) опознавание материала занятия со ЗУА

 

г) опознавание материала занятия (без ЗУА)

(с/з) –   Будем отвечать на вопросы.

(н/с)  -  У тебя есть подруга?

(н/с)  -  Как зовут твою подругу?

(н/с)  -  В каком классе учится твоя подруга?

(с/з)   -  Опиши внешность твоей подруги.

             

(с/з)   -  Какой текст мы изучили?

(н/с)   -  Послушай и повтори: мою подругу, исполнилось, ровесницы, высокого роста, светлые длинные волосы, посещает кружок.

(с/з) –   Перескажи. (в случае затруднения предлагаются наводящие вопросы к тексту)

Мою подругу зовут Наташа. Ей исполнилось 12 лет. Мы с Наташей ровесницы. Она учится в пятом классе. Наташа высокого роста. У неё светлые длинные волосы, голубые глаза. Наташа занимается рисованием, посещает художественный кружок. Моя подруга добрый и верный товарищ. Она помогает мне в учёбе и выручает в беде.

 

(н/с) -  Послушай и повтори.

подруга, моя подруга, друзья, сидишь за партой .

 

(н/с) -  Сними аппараты. Послушай и повтори.

подруга, зима, друзья, наступила зима.

(с/з)-  Надень  аппараты.

 

 

(опознает речевой материал  н/с или с/з, отвечает на вопросы)

 

 

 

-  Мы изучили текст «Подруга».

 

 

(обучающийся пересказывает текст)

 

 

 

 

 

 

 

 

(в случае затруднения  с\з )

 

 

 

 

- Я надела аппараты.

К

П

Р

Л

 

 

 

10 мин

4.Рефлексивно-оценочный этап

(н/с) -  Что ты делала?

 

(н/с)  - Ты сегодня молодец!

(н/с)  - Попрощайся.

-  Я слушала, говорила, читала, решала примеры.

-  Я молодец.

-  До свидания.

 

К

Р

Л

2 мин

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru